Скачать 73.36 Kb.
|
Полевова Л.Ю., учитель географииМОУ- СОШ №1 г.Петровска Саратовской области Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»Цели и задачи урока :
Тип урока: изучение нового материала Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Методы обучения: наглядно- иллюстративный, частично- поисковый Технологии: компьютерная, критического мышления. Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, проблемный, синтез, прогноз. Оборудование: презентация , политическая карта мира, атласы, рабочие листы. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Изучение нового материала. Учитель. -Ребята, скажите, что происходит с экономикой всех стран в настоящее время? -Мировой экономический кризис, охвативший все страны мира, особенно развитые, приносит большой ущерб экономике этих стран. Экономический кризис – явление, периодически повторяющееся в истории человечества, поэтому все государства мира стараются безболезненно выйти из сложившейся ситуации в экономике, используя при этом все имеющиеся ресурсы. Сегодня на уроке мы не будем рассматривать причины и следствия этого экономического кризиса, их мы изучим после того как все государства справятся с этой проблемой. На примере Японии мы познакомимся с факторами, которые помогли этой стране выйти из очередного системного кризиса на рубеже 70- 80 г.г. двадцатого века. Главная цель послевоенной экономической политики страны – догнать передовые страны запада по уровню экономического и научно- технического развития - была достигнута. Япония стала одним из лидеров современного мира. -Ребята, в производстве каких товаров преуспела страна ( слайд 2)? По производству целого ряда товаров Япония занимает ведущие позиции в мире: первое место по производству автомобилей и по производству роботов, второе место по производству стали и пластмассы, электроники и научного оборудования ( слайд 3). Такие высокие темпы экономического развития , глубокая модернизация экономики названа «японским экономическим чудом» -Итак, тема нашего урока: « От Японского парадокса к российскому экономическому процветанию». В процессе урока мы должны ответить на вопросы: «В чём парадокс экономики Японии?» и «Возможно ли экономическое процветание России?» На нашем уроке присутствуют профессиональные эксперты в области науки и образования, экономики и природопользования Японии. Об особенностях географического положения нам расскажет эксперт в области природопользования. Учащийся. Древнее название страны – Ямато, т.е. «страна восходящего солнца». Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны символизирует восходящее Солнце. По размерам территории Япония сравнима со штатом США. Это страна – архипелаг, причём острова Японии вулканического происхождения. 2/3 площади занимают горы, часто бывают цунами, землетрясения, извержения вулканов. Учитель. -Посмотрите на карту Японии и скажите, можно ли однозначно сказать выгодно или не выгодно географическое положение Японии? Используя рабочие листы и карту, ( слайд 4,5) выберите из предложенного списка благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП страны. -Какие выводы вы можете сделать о географическом положении Японии? (заполнение кластера) -Да, Япония имеет суровую природу, не выгодное географическое положение, но чтобы выявить уровень экономического развития, нам необходимо узнать, какими ресурсами богата Япония. -Анализируя карту «Природные ресурсы Японии», ( слайд 6) сделайте вывод, какими ресурсами располагает страна, а какие она импортирует? - Какой вывод можно сделать в отношении ресурсообеспеченности страны? - Япония замыкает первую десятку стран мира по численности населения. Посмотрите на диаграмму ( слайд 7) и ответьте на вопрос: «Почему за 12 лет численность населения Японии уменьшилась на 2 млн.чел.?» -Япония – первая страна Азии, которая перешла к первому типу воспроизводства населения. Занятия по планированию семьи ведутся в стране уже в старших классах. -Используя диаграмму ( слайд 8), назовите возрастной состав населения Японии? Почему преобладает население возрастом от 14 до 65 лет? --Назовите среднюю продолжительность жизни женщины и мужчины в Японии (слайд 9). -Назовите уровень детской смертности в 2007 году ( слайд 10)? - Почему в Японии самый низкий уровень детской смертности и самая большая продолжительность жизни? (Ответы учащихся) -А теперь давайте выясним, почему японская нация - самая здоровая нация в мире? Как это явление связано с экономикой страны? ( слайд 11) Какие выводы можно сделать? Физминутка « Приветствие по японски» ( наклоны туловища под углом 45, 30 и 15 градусов ) Учитель: -Я предоставляю слово эксперту в области науки и образования Учащийся. -Японцы понимали, что нельзя построить развитое государство в малограмотной стране ,и поэтому Япония стала страной высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Демографическая политика, проводимая государством, не позволяет иметь больше одного ребёнка в семье. Ребёнок в семье – царь и бог, но длится такое воспитание до 10 лет. В каждом ребёнке воспитывают сдержанность, аккуратность и обязательность ( слайд 12). С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость не остаётся без внимания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в 6 лет ребёнок уже приходит собранным и организованным, и учителю не трудно работать с классом, где учатся по 40-50 детей. Учитель. - Как вы думаете, влияет ли образование на экономику страны? ( слайд 13) Да, влияет. Япония выделяет значительные средства из национального бюджета на развитие науки и образования, происходит внедрение новейших научных разработок и технологий в производство, что повышает уровень экономического развития. - Много было разного в Японии, но самое страшное – ядерный взрыв Хиросимы и Нагасаки. Как же японцы смогли это преодолеть? Что это за нация? Какие они японцы? (ответы учащихся) ( слайд 14) - Как вы думаете, влияет ли менталитет японцев на достижение экономических высот? Учитель. -Итак, мы разобрали три фактора, которые повлияли на достижение экономических высот. Теперь давайте ответим на проблемный вопрос, заданный в начале урока: «В чём парадокс японского экономического чуда?» Для этого давайте с вами обратимся к кластеру, попробуем его проанализировать и установить причинно- следственные связи парадокса экономики Японии (слайд 15). А теперь я предоставляю слово эксперту в области экономики Японии, который расскажет нам о японской модели экономического развития. Учащийся. Японская модель экономического развития транслируется на страны Азиатско- Тихоокеанского региона как пример процветания станы, не имеющих больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития. Японская модель экономики включает:
(слайд 16) Учитель. - Итак, ребята, какой вывод можно сделать о японском экономическом чуде? Благодаря чему Япония вышла из экономического кризиса? Это рабочие руки рядовых трудолюбивых японцев, их профессионализм и ум инженеров, конструкторов, технологов, экономистов, которые изобретая новейшие технологии, внедряли их в производство. Я считаю, что не только рабочие и инженеры своим трудом совершили рывок, но и школьные учителя. Школа играет не только решающую роль в интеллектуальном развитии ребёнка, но и значительную роль в формировании его характера, воспитывая огромное трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. - Для чего мы изучали японское экономическое чудо, мы же живём в другой стране. Я думаю, каждый из нас хочет, чтобы наша страна была экономически развитой и процветающей. А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Возможно ли экономическое процветание России?» (слайд 17) Используя схему в рабочем листе, подберите соответствующие причины и факты, которые могли бы способствовать российскому экономическому процветанию (слайд 18, 19)? -У нашей страны есть возможности, чтобы быть первой среди первых, но должна произойти коренная перестройка экономики, в которой движущей силой становятся знания и интеллект людей. Древняя мудрость гласит: «Расцвет государства в людях и упадок государства в людях», поэтому процветание России зависит только от людей, от вас и от ваших знаний. Россия живёт в эпоху перемен, перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а скоро вам придётся решать проблемы страны, поэтому всё в ваших руках. А главная ваша задача на сегодняшний момент – это учёба, и сегодня вы получили определённый умственный капитал в виде положительных оценок, значит, внесли свой маленький вклад в экономическое процветание нашей страны (слайд 20). 3.Оценки за урок 4. Домашнее задание (творческое) Разработайте проект по теме: «Экономическое чудо России» Список литературы: 1.Виханский О.С. – «Японские стандарты поведения» (журнал «ЭКО» сибирского отделения АН) 2.Жуков Е.П. – «История Японии» – 1939 3.Ефимов М.Б. – «Японские вертикали» – 1987 4.Институт научной информации по общественным наукам) 5.Латышев И.А. – «Япония наших дней» – 1986 6.Медведев Р. – «Японские парадоксы» («Советская Сибирь» №73) 7.Пронников В.А., Ладанов И.Д. – «Японцы» – 1985 8.Сашин А.П. – «Главный секрет японского экономического чуда» – 1998 9.Соколов А.И. – «Япония и образование» (издательство «Наука» СССР, |
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Программа по подготовке ведущих преподавателей японского языка (магистратура) Данная программа проводится при сотрудничестве Международного центра японского языка Японского Фонда и аспирантуры Института политических... | ||
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003 | Урок в 7 классе Учитель русского языка и литературы моу «Вурнарская сош №1» Это стихотворение японского поэта Мацуо Басё. Я приглашаю вас в путешествие по прекрасной стране восходящего солнца, по стране, символом... | ||
Урок в 9-м классе по теме: "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,... | ||
Урока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных» Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала... | ||
Урок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения» Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме | Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей... | ||
Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц» Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц» | Урока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные... | ||
Урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация» Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика... | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Урок в 7- ом классе по теме ” Sorgen wir gemeinsam für unseren Урок по теме “ Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde” был проведён в 7-ом классе. ( Учебно-методический комплекс под редакцией... | Урок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка» Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового... |