Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»





Скачать 73.36 Kb.
НазваниеУрок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
Дата публикации19.07.2013
Размер73.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок

Полевова Л.Ю., учитель географии


МОУ- СОШ №1 г.Петровска Саратовской области

Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»


Цели и задачи урока :

  1. Познакомить учащихся с основными чертами географического положения Японии, особенностями населения и традиций японского народа, оценить природно - ресурсный потенциал страны, усвоить знания о японской модели экономического развития, выявить факторы, способствующие развитию японского экономического чуда

  2. Развивать умения решать проблемные вопросы и прогнозировать развитие экономики своей страны

  3. Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: наглядно- иллюстративный, частично- поисковый

Технологии: компьютерная, критического мышления.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, проблемный, синтез, прогноз.

Оборудование: презентация , политическая карта мира, атласы, рабочие листы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

Учитель.

-Ребята, скажите, что происходит с экономикой всех стран в настоящее время?

-Мировой экономический кризис, охвативший все страны мира, особенно развитые, приносит большой ущерб экономике этих стран. Экономический кризис – явление, периодически повторяющееся в истории человечества, поэтому все государства мира стараются безболезненно выйти из сложившейся ситуации в экономике, используя при этом все имеющиеся ресурсы. Сегодня на уроке мы не будем рассматривать причины и следствия этого экономического кризиса, их мы изучим после того как все государства справятся с этой проблемой. На примере Японии мы познакомимся с факторами, которые помогли этой стране выйти из очередного системного кризиса на рубеже 70- 80 г.г. двадцатого века. Главная цель послевоенной экономической политики страны – догнать передовые страны запада по уровню экономического и научно- технического развития - была достигнута. Япония стала одним из лидеров современного мира.

-Ребята, в производстве каких товаров преуспела страна ( слайд 2)?

По производству целого ряда товаров Япония занимает ведущие позиции в мире: первое место по производству автомобилей и по производству роботов, второе место по производству стали и пластмассы, электроники и научного оборудования ( слайд 3). Такие высокие темпы экономического развития , глубокая модернизация экономики названа «японским экономическим чудом»

-Итак, тема нашего урока: « От Японского парадокса к российскому экономическому процветанию». В процессе урока мы должны ответить на вопросы: «В чём парадокс экономики Японии?» и «Возможно ли экономическое процветание России?»

На нашем уроке присутствуют профессиональные эксперты в области науки и образования, экономики и природопользования Японии. Об особенностях географического положения нам расскажет эксперт в области природопользования.

Учащийся.

Древнее название страны – Ямато, т.е. «страна восходящего солнца». Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны символизирует восходящее Солнце. По размерам территории Япония сравнима со штатом США. Это страна – архипелаг, причём острова Японии вулканического происхождения. 2/3 площади занимают горы, часто бывают цунами, землетрясения, извержения вулканов.

Учитель.

-Посмотрите на карту Японии и скажите, можно ли однозначно сказать выгодно или не выгодно географическое положение Японии? Используя рабочие листы и карту, ( слайд 4,5) выберите из предложенного списка благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП страны.

-Какие выводы вы можете сделать о географическом положении Японии? (заполнение кластера)

-Да, Япония имеет суровую природу, не выгодное географическое положение, но чтобы выявить уровень экономического развития, нам необходимо узнать, какими ресурсами богата Япония.

-Анализируя карту «Природные ресурсы Японии», ( слайд 6) сделайте вывод, какими ресурсами располагает страна, а какие она импортирует?

- Какой вывод можно сделать в отношении ресурсообеспеченности страны?

- Япония замыкает первую десятку стран мира по численности населения. Посмотрите на диаграмму ( слайд 7) и ответьте на вопрос: «Почему за 12 лет численность населения Японии уменьшилась на 2 млн.чел.?»

-Япония – первая страна Азии, которая перешла к первому типу воспроизводства населения. Занятия по планированию семьи ведутся в стране уже в старших классах.

-Используя диаграмму ( слайд 8), назовите возрастной состав населения Японии? Почему преобладает население возрастом от 14 до 65 лет?

--Назовите среднюю продолжительность жизни женщины и мужчины в Японии (слайд 9).

-Назовите уровень детской смертности в 2007 году ( слайд 10)?

- Почему в Японии самый низкий уровень детской смертности и самая большая продолжительность жизни?

(Ответы учащихся)

-А теперь давайте выясним, почему японская нация - самая здоровая нация в мире? Как это явление связано с экономикой страны? ( слайд 11) Какие выводы можно сделать?

Физминутка « Приветствие по японски» ( наклоны туловища под углом 45, 30 и 15 градусов )

Учитель:

-Я предоставляю слово эксперту в области науки и образования

Учащийся.

-Японцы понимали, что нельзя построить развитое государство в малограмотной стране ,и поэтому Япония стала страной высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Демографическая политика, проводимая государством, не позволяет иметь больше одного ребёнка в семье. Ребёнок в семье – царь и бог, но длится такое воспитание до 10 лет. В каждом ребёнке воспитывают сдержанность, аккуратность и обязательность

( слайд 12).

С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость не остаётся без внимания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в 6 лет ребёнок уже приходит собранным и организованным, и учителю не трудно работать с классом, где учатся по 40-50 детей.

Учитель.

- Как вы думаете, влияет ли образование на экономику страны? ( слайд 13)

Да, влияет. Япония выделяет значительные средства из национального бюджета на развитие науки и образования, происходит внедрение новейших научных разработок и технологий в производство, что повышает уровень экономического развития.

- Много было разного в Японии, но самое страшное – ядерный взрыв Хиросимы и Нагасаки. Как же японцы смогли это преодолеть? Что это за нация? Какие они японцы? (ответы учащихся) ( слайд 14)

- Как вы думаете, влияет ли менталитет японцев на достижение экономических высот?

Учитель.

-Итак, мы разобрали три фактора, которые повлияли на достижение экономических высот. Теперь давайте ответим на проблемный вопрос, заданный в начале урока: «В чём парадокс японского экономического чуда?» Для этого давайте с вами обратимся к кластеру, попробуем его проанализировать и установить причинно- следственные связи парадокса экономики Японии (слайд 15).

А теперь я предоставляю слово эксперту в области экономики Японии, который расскажет нам о японской модели экономического развития.

Учащийся.

Японская модель экономического развития транслируется на страны Азиатско- Тихоокеанского региона как пример процветания станы, не имеющих больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития. Японская модель экономики включает:

  • Развитие производства с экспортной ориентацией

  • Покупка патентов и лицензий

  • Незначительные затраты на вооружение

  • Развитие науки и образования

  • Высокие темпы производительности труда

  • Высокий уровень новейших технологий в производстве

  • Широкое заимствование передового иностранного научно- технического опыта

  • Сохранение огромной роли государства в регулировании экономики

(слайд 16)

Учитель.

- Итак, ребята, какой вывод можно сделать о японском экономическом чуде? Благодаря чему Япония вышла из экономического кризиса?

Это рабочие руки рядовых трудолюбивых японцев, их профессионализм и ум инженеров, конструкторов, технологов, экономистов, которые изобретая новейшие технологии, внедряли их в производство. Я считаю, что не только рабочие и инженеры своим трудом совершили рывок, но и школьные учителя. Школа играет не только решающую роль в интеллектуальном развитии ребёнка, но и значительную роль в формировании его характера, воспитывая огромное трудолюбие, настойчивость, целеустремленность.

- Для чего мы изучали японское экономическое чудо, мы же живём в другой стране. Я думаю, каждый из нас хочет, чтобы наша страна была экономически развитой и процветающей. А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Возможно ли экономическое процветание России?» (слайд 17) Используя схему в рабочем листе, подберите соответствующие причины и факты, которые могли бы способствовать российскому экономическому процветанию (слайд 18, 19)?

-У нашей страны есть возможности, чтобы быть первой среди первых, но должна произойти коренная перестройка экономики, в которой движущей силой становятся знания и интеллект людей. Древняя мудрость гласит: «Расцвет государства в людях и упадок государства в людях», поэтому процветание России зависит только от людей, от вас и от ваших знаний. Россия живёт в эпоху перемен, перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а скоро вам придётся решать проблемы страны, поэтому всё в ваших руках. А главная ваша задача на сегодняшний момент – это учёба, и сегодня вы получили определённый умственный капитал в виде положительных оценок, значит, внесли свой маленький вклад в экономическое процветание нашей страны (слайд 20).
3.Оценки за урок

4. Домашнее задание (творческое)

Разработайте проект по теме: «Экономическое чудо России»

Список литературы:

1.Виханский О.С. – «Японские стандарты поведения» (журнал «ЭКО» сибирского отделения АН)
2.Жуков Е.П. – «История Японии» – 1939
3.Ефимов М.Б. – «Японские вертикали» – 1987
4.Институт научной информации по общественным наукам)

5.Латышев И.А. – «Япония наших дней» – 1986
6.Медведев Р. – «Японские парадоксы» («Советская Сибирь» №73)

7.Пронников В.А., Ладанов И.Д. – «Японцы» – 1985
8.Сашин А.П. – «Главный секрет японского экономического чуда» – 1998
9.Соколов А.И. – «Япония и образование» (издательство «Наука» СССР,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconПрограмма по подготовке ведущих преподавателей японского языка (магистратура)
Данная программа проводится при сотрудничестве Международного центра японского языка Японского Фонда и аспирантуры Института политических...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 7 классе Учитель русского языка и литературы моу «Вурнарская сош №1»
Это стихотворение японского поэта Мацуо Басё. Я приглашаю вас в путешествие по прекрасной стране восходящего солнца, по стране, символом...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных
Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация»
Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок в 7- ом классе по теме ” Sorgen wir gemeinsam für unseren
Урок по теме “ Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde” был проведён в 7-ом классе. ( Учебно-методический комплекс под редакцией...
Урок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию» iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск