М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве





Скачать 83.19 Kb.
НазваниеМ. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве
Дата публикации20.07.2013
Размер83.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
М.Д.Лысов, профессор

ТАЙНЫ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ВОЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ

УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

«Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим»

А. Эйнштейн

Знание — сила. Эту формулу обосновал в XVII в. английский ученый Френсис Бэкон. Она
общепризнанна и воспроизводится в многочисленных трудах, статьях и речах. Но ее противоположный
смысл означает бессилие незнания, а это имеет прямое отношение к предмету нашего исследования, т. е.
тайнам. Тайны можно рассматривать в двух смыслах: во-первых, как все непознанное человечеством
в области природы, общества и человека (тайны природы); во-вторых, как все то, что уже познано, но
скрывается от широких масс. Эти тайны, которыми обладают определенные слои и группы, могут быть
экономическими, валютными, религиозными и др. Так, Гегель считал, что «содержание религии есть
и остается тайной, и его почвой тем самым являются душа, чувства и представления»1.

'Гегель Философия права — М , 1990 — С 307
Полезность религиозных тайн Кант видел в том, что такие тайны определяют нравственное начало
в поведении людей, ибо если бы люди были твердо убеждены в существовании бога, то их поведение
было бы лишено моральных ценностей и люди «превратились бы просто в механизм, где, как в кукольном
представлении, все хорошо жестикулируют, но в фигурах нет жизни»1.

В политических целях многие проблемы часто умышленно затемняются (засекречиваются) и
приобретают характер таинственности, неуправляемости, самопроизвольности. Д.Неру писал, что
экономические и валютные вопросы отчасти созданы экономистами и специалистами, которые,
присоединяясь к правящим классам, служат их интересам2.

Тот, кто обладает тайной, приобретает силу и большую свободу действий. Знание — сила, а тот,
кто не посвящен в тайну, вынужден этой силе подчиняться. Так до сих пор господствует политический
принцип «разделяй и властвуй». Исторически тайны значительно сдерживали
социально-экономическое развитие человечества: столетиями жизнь людей протекала без существенных
изменений. Только в XIX в. в результате фундаментальных открытий и технических изобретений,
создания паровой машины и использования электричества началось невиданное ранее научно-
техническое развитие человечества. Улучшилась жизнь, изменился сам человек, но подлинная сущность
его все еще остается тайной. Автоматизация средств производства затрагивает жизнедеятельность и
функциональные особенности людей. Возникла проблема симбиоза человека и машины. Бремя этого
симбиоза все еще несут лишь представители класса трудящихся, оно тяжелым грузом давит на их
мыслительные, психические и физические возможности. «Машина посылает определенную однообразную информацию через систему «человек». Потоки этой информации совершенствуют некоторые
способности человека, но уродуют и разрушают большинство других. Способ, каким происходит этот
процесс, зависит от характера и данной природы машины, в симбиозе с которой находится человек»3.

Таким образом, разгадка тайн делает человека более могущественным и, следовательно, свободным.
Эта диалектика связи тайн и свободы очевидна. Человек, как Эдип, чтобы быть свободным, вынужден
разгадывать загадки (тайны) Сфинкса (окружения). Отсюда определение свободы как осознанной
необходимости..

Г.В.Плеханов отмечал, что XIX в. был богатым на великие открытия, но «одним из самых великих
является этот взгляд на свободу как предмет необходимости»4. Между тем загадка свободы состоит не
в осознании необходимости, это только первый шаг к ней, а в ее преодолении, ибо необходимость
ограничивает свободу человека в определенных рамках. Человек свободен в определенных пределах
технического, научного прогресса и соответствующего ему культурного уровня.

Поэтому в различных общественно-экономических формациях объективно существуют различные
степени свободы. А это означает, что свобода и тайны находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости.

Философский смысл тайны имеет непосредственное значение для права (в частности, уголовного),
так как раскрывает суть так называемой свободы воли человека, с одной стороны, а с другой —

1 Цит. По: Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. — М, 1985. — С.51.

2 См Н е р у Д. Взгляд на всемирную историю. Т.З. — М , 1981. — С.220.

3 К л а у с Г. Кибернетика и общество. — М., 1967. — С.167.

4См.: Эстетика и социология искусства. Т.2. — М., 1978. — С.17.
правильное понимание функционирования социальных свобод в обществе. Воля, если она свободна,
должна осознать свою ограниченность и преодолевать ее. Лицо, не преодолевшее ее, уподобляется в
своем поведении животному, ибо его деяние подчиняется тем же законам, которые управляют поведением
животного, и отличается только осознанием реальности.

На осознании этой реальности и строится понятие вины человека, на том, что он осознавал, т.е.
понимал значение своего деяния. Поэтому основание юридической ответственности покоится не на
свободе конкретного лица, совершившего преступление, а на понимании того, что он свободен, другими
лицами (следователи, судьи), которые исходят из своего субъективного понимания конкретного
поведенческого акта, обдумав его после совершенного деяния и на иной социально-психологической
почве. Они находят, что у лица был и другой (непреступный) вариант поведения.

Однако свободным человек становится тогда, когда он познает и преодолевает силу воздействующих на него детерминантов и обстоятельств, которые часто в конкретной ситуации не дают возможности
выбрать иной (непреступный) вариант поведения.

Кстати, юридическая конструкция вины и не требует для вменения наличия у лица «свободы воли»,
а лишь сознания общественной опасности деяния (ст.8 УК), при неосторожной вине (ст.9 УК) не
требуется даже этого. О какой свободе воли можно говорить в тех случаях, когда лицо не предвидит
последствий своего поведения (деяния) при преступной небрежности. Здесь несвобода человека
выражена наиболее отчетливо.

Больше того, и при умышленной вине неразумность любого преступления очевидна. Так, если лицо
совершает кражу имущества небольшой стоимости и за это несколько лет отбывает наказание в виде
лишения свободы, то трудно поверить, что эти «неразумные» с точки зрения личных интересов и свободы
действия мог совершить человек, находящийся «в своем уме».

В гражданском праве такая «сделка» была бы признана недействительной. Еще более непонятными
и таинственными оказываются и такие распространенные преступления, как убийства из ревности, мести,
хулиганских побуждений, когда человек больше наказывает себя, чем получает от этого хоть какую-либо
выгоду.

Таким образом, преступление — это акт несвободы человека, а поэтому следует существенно
изменить взгляд на сущность наказания и условия его отбывания.

Задача исправительно-воспитательных учреждений должна быть единой — сделать человека
свободным, т.е. личностью, ибо человек не рождается личностью, он ей становится. Поэтому надо
учитывать, что в местах, где сосредоточены преступники, даже общение может иметь отрицательные
последствия, так как оно приводит «в соприкосновение с существами, большинство которых нравственно
— скверно, а умственно — тупо и извращено»1. Отсюда не совсем верна терминология, принятая в
отечественной криминологии, — «личность преступника». «Стать личностью — значит проделать
громадную, тяжелую работу, требующую крайнего напряжения всех сил... Выбрать самого себя (на
основе своей свободы) — значит совершить переход от бессознательной непосредственности к
«сознательному умственному или душевному развитию» человеческой личности, значит выйти за рамки
своей случайности, временной индивидуальности к «вечному и неизменному значению человека»...»2.

Человек не может адаптироваться к конкретным условиям бытия (т.е. быть свободным), не раскрыв
причинно-следственных связей среды и общества, психического состояния индивида и его мыслительной

'Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. — Л., 1994. — С.123.
2КьеркегорС. Наслаждение и долг. — СПб., 1894. — С.305.

способности, волевых свойств и характера потребностей, мотивов и целей, возникающих в голове, и
направленности его деятельности, решимости совершить действие и способности отказаться от его
совершения и т.д. и т.п.

Только познав сущность социально-психологических процессов, человек может успешно осуществлять свою жизнедеятельность, которая предполагает внутреннюю и внешнюю стороны. При этом
внутренняя сторона есть отражение ее внешнего бытия, т.е. существующих общественных отношений
и тех взаимодействий имущественных, профессиональных, национальных, религиозных и др., которые
осуществляют различные группы и слои населения. Внутренняя сторона формируется через призму
принадлежности человека к определенному классу, национальности, профессии и т.п. Отсюда «мысли
и чувства людей получают разное направление... То, что для одного класса разумно, для другого нелепо,
и наоборот, что для одного справедливо, законно, нормально, для другого — несправедливость,
злоупотребление силою, что кажется свободою тем — рабством кажется этим, идеал этих вызывает ужас
и отвращение тех»1.

Сознание и воля конкретного человека ограничены его интеллектуальными возможностями,
конкретными условиями социальной и природной среды его умственного и физического развития,
образованием, опытом, традициями, привычками и теми жизненными планами и целями, которые человек
перед собой ставит, исходя из этих наличных возможностей. Но поскольку охватить сознанием
объективную реальность такой, какая она есть, человек не может, то и его поступок (поведение) не может
быть признан основанным на свободе воли, которая в силу ограниченности не могла быть проявлена в
нужном для нее направлении. В общем виде такие поступки напоминают поведение потерпевшего,
введенного в заблуждение мошенником, и поэтому он поступает в ущерб своим личным интересам.
Только в роли мошенника выступают в целом социальные, национальные и прочие слои и группы
общества.

Поэтому на пути реализации жизненных планов существенное значение имеют личные, семейные,
служебные, профессиональные, государственные и иные тайны. И человек сам вынужден скрывать
определенные обстоятельства, чтобы не повредить своим интересам (свои болезни, слабости, пороки,
связи, отношения, умения, опыт) и принимать решения в условиях неопределенности.

При рыночной экономике совокупность тайн представляет успех всей частной предпринимательской
деятельности. При конкуренции, которая разъединяет людей, разглашение производственного секрета
может привести к банкротству предприятия. Поэтому всегда строго сохраняли свои профессиональные
секреты ремесленники и другие предприниматели и передавали их только по наследству. «В Древнем
Египте и Вавилоне... во главе организации производства стояли жрецы, тогдашние интеллигенты. Массы
им подчинялись, ибо сами необходимых знаний не имели. И жрецы тщательно сохраняли в тайне от
народа свою науку, строго следили за тем, чтобы священные знания не проникли в головы низшего класса.
Этим господство жрецов прочно закреплялось»2.

Таким образом, в социальном плане овладение секретами (тайнами) делает человека более
могущественным, что очень хорошо усвоили вымогатели. В этом случае, как и во всех других социальных
секретах, тайна имеет двойственное значение — одно для тех, кто ей владеет, другое — для остальных.

'Богданов.НА. Наука и рабочий класс//Вопросы социализма. Работы разных лет. — М , 1990.- С. 367-368.

2 Там же – С.363.

Неразумность поступка лиц, не владеющих тайной, очевидна для тех, кто ей владеет, однако
неразумное поведение было осознанным, но будучи обусловленным необходимостью и неосознанностью
других вариантов поведения, является несвободным. Таков смысл тайны, определяющей внутреннюю
свободу, так называемую «свободу воли», которая связана с тайной социальной, факторами, скрытыми
от сознания лица, регулирующими поведение в конкретных жизненных обстоятельствах. Именно те, кто
преодолел ограниченность, т.е. овладел тайной, становятся свободными, т.е. могут осуществлять такое
поведение, которое способно достичь безвредных для него и общества результатов.

Следовательно, воля, чтобы быть свободной, должна преодолеть узкий горизонт своего видения.
Поэтому преступление в философском смысле — это поступок незрелого в социально-нравственном
смысле человека.

Рассматривая политический аспект воли, Карл Ясперс пишет: «Несмотря на то, что они не знают
того, что им уже следовало бы знать, а также чего они, собственно, хотят, они говорят, выбирают,
действуют, как будто это им известно. Опрометчивое заключение сразу же ведет от ничтожного знания
к неистинной безусловности фанатизма»1. Преодолев этот барьер, человек становится личностью.
Термин «личность» приложим только к лицу, которое осуществляет общественно полезную деятельность, несущую человеку благо, а не вред, и которого определенные круги и социальные группы не могут
уже использовать для осуществления корыстных и безнравственных целей, ибо он перестает быть
марионеткой или орудием в руках темных, разрушительных сил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconПроблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина
Защита состоится «25» июня 2010 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (дм 212. 263. 07) в Тверском...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconРефератов по дисциплине «Уголовное право. Общая часть»
Классификации преступлений в российском уголовном праве: содержание, критерии и значение
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconПонятие преступления в уголовном праве
Общественная опасность преступления как важнейший его материальный признак
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconПримерная тематика рефератов для поступления в адъюнктуру по специальности...
Классификация преступлений в российском уголовном праве: содержание, критерии и значение
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А мне всегда хотелось свободы в общем ее понимании, т е свободы думать и делать, творить и создавать, придумывать новые идеи, свободы...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconВременное позаимствование в уголовном праве: вопросы ответственности
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «проблемы ответственности в уголовном праве»
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconКонспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века
Натурализм отказ человеку в свободе. Нет свободы воли, а есть среда и физиология, кот и определяют сознание. 20 в полное исчезновение...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconРефератов по эргономике № тема психология труда человека-оператора: содержание, характер, режим
Проблема резервов человеческой психики. Улучшение собственных качеств: внимания, памяти, воли
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconРаботы актуальна потому, что проявление воли (точнее было бы — «силы...
«Понятие воли. Структура волевых действий» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Природа. Такое же рождение происходит в воздухе, в воде и земле. Но мыслью и словом можно смерить, то есть уничтожить, ведь от этого...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconСписок публикаций Р. А. Шепенко № Наименование, вид Выходные данные...
К вопросу о международном налоговом праве / Современные проблемы теории налогового права: материалы международной научной конференции....
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconПроблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы...
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:...
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве iconТематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика...
Крестьянская реформа: проблема земли и воли. Крестьянская реформа в крае: условия и итоги преобразований


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск