Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина





Скачать 255.9 Kb.
НазваниеПроблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина
страница1/3
Дата публикации28.12.2014
Размер255.9 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Суродейкина Лидия Анатольевна



ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ ВОЛИ

В ФИЛОСОФИИ Л.М. ЛОПАТИНА

Специальность 09.00.03 – история философии


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Тверь 2010
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры

Тверского государственного университета
Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Михайлова Елена Евгеньевна


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Томашов Валерий Васильевич
кандидат философских наук, доцент

Григорьев Леонид Геннадьевич
Ведущая организация: Московский государственный областной
университет



Защита состоится «25» июня 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, Тверь, ул. Желябова, д.33.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, Тверь, ул. Скорбященская, д. 44а. Реферат диссертации представлен на сайте: university.tversu.ru/aspirants/abstracts
Автореферат разослан «21» мая 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент С.П. Бельчевичен
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Для современной философии все более существенным становится стремление соотнести абстракции, категории, систему рассуждений и обоснований с самим человеком – мыслящим, познающим, действующим, чувствующим – в целостности всех его образов и проявлений. Приходит осознание, что там, где человек присутствует, он всегда значим и не может быть «выведен за скобки» без последствий для видения и понимания самого процесса или события. Поэтому проблема взаимосвязи познания и свободы воли приобретает сегодня особое звучание, требует пристального теоретического и историко-философского изучения. В традиции русской мысли ее достаточно ярко решает Лев Михайлович Лопатин (1855-1920), чье персоналистическое учение релевантно ситуации современности, ставящей новые задачи защиты личности, ее свободы и творческих потенций перед лицом глобальных экономических, социокультурных и политических вызовов.

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется тем, что проблема человека в русской философии конца XIX века была центральной во всех философских учениях, исторически сменяющих друг друга. XX век породил многообразие философско-антропологических учений, однако к его финалу в их границах так и не сложилось целостного понимания человека и горизонтов его существования, соответствующих вызовам стремительно глобализирующегося мира. В этих условиях как никогда раньше возрастает значение русской философии, антропологизм которой подчеркивают практически все, кто пишет о ее проблемах. Открывая метафизику человеческого бытия, русские мыслители выдвинули идею цельности человека как универсального центра реальности, ставшую характерной чертой на всем протяжении развития русской философии.

Одним из направлений русской философии, в рамках которого идея цельности и уникальности человека реализована наиболее глубоко, стал персонализм. Персонализм признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. При таком понимании сущность человека мыслится как творчески развивающаяся, и условием такой трансформации является его свободная воля. В философии русского персоналиста Л.М. Лопатина явно прослеживается стремление к духовной свободе, нравственному идеалу и вера в ничем не скованные творческие потенции разума, в причастность человека к общности духовно-развитых личностей. Таким образом, актуальность темы исследования определяется тем, что в сложившейся социокультурной ситуации персонализм становится чрезвычайно востребованным философским учением. Оно востребовано не столько в качестве нового историко-философского материала, сколько как фундамент для создания новой отечественной философской традиции.

Актуально обращение к малоизученной теории «творческой причинности» Л.М. Лопатина, которая во многом может восприниматься как основа новой оригинальной философской картины мира и мировоззрения, концептуальная и методологическая база онтологии, гносеологии, антропологии, психологии, этики, социологии, истории, как смелая попытка решения фундаментального философского и общенаучного вопроса о причинности.

В педагогическом плане сформулированные в диссертации выводы могут найти применение в преподавании целого ряда социально-гуманитарных наук, таких как история философии, психология, этика, философская антропология, социальная философия и другие.

Степень научной разработанности темы. Изучение философского наследия Л.М. Лопатина имеет давнюю традицию: в различной степени оно осуществлялось на протяжении всего XX столетия и продолжается в настоящее время. В материалах, отражающих непосредственную ситуацию зарождения и развития философских воззрений Л.М. Лопатина, представлена дискуссия о возможностях и границах познания, дан анализ персоналистской критики идеи имманентности познания, обоснован тезис «творческой причинности»1.

Первые исследователи философии Л.М. Лопатина - Н.Я. Грот, А.А. Козлов, А.И. Огнев, М.М. Рубинштейн и другие авторы, выясняя корни его творчества, единодушно отмечают самобытность лопатинского умонастроения. Так, Я.Н. Колубовский в статье для энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в 1896 году называет его «одним из лучших философских писателей в России», который заложил основы русского персонализма и открыл для отечественного читателя интуитивизм А. Бергсона и прагматизм У. Джеймса2. П.И. Новгородцев высвечивает в философии Л.М. Лопатина тенденцию творческого переосмысления наследия классиков немецкого идеализма и представителей славянофильств3. М.М. Рубинштейн отмечает актуальность изучения идей Л.М. Лопатина, их включенность в контекст европейской философии и оригинальную русскую специфику4.

Центральная тема философии Л.М. Лопатина – антропология – интерпретируется исследователями по-разному: «этический персонализм» (В.В. Зеньковский), «учение о нравственных индивидах» (Н.О. Лосский), «философия абсолютного творчества» (Б.В. Яковенко), «метафизический спиритуализм» (А.Ф. Лосев) и др.1. Несмотря на внешнюю несхожесть артикуляции, все авторы едины в том, что в философии Л.М. Лопатина видна очевидная попытка нравственного измерения человека, что в ней прослеживается стремление к постижению феномена духовной свободы, основанной на вере в свободно творящий разум2.

В русле схожей исследовательской стратегии некоторые важные черты проблемы взаимосвязи познания и свободы воли, разработанной русскими религиозными философами в целом и Л.М. Лопатиным в частности, стали предметом изучения таких авторов, как В.Л. Абушенко, В.Л. Авдеева, А.П. Алексеев, И.В. Борисова (приводит наиболее полный перечень трудов Л.М. Лопатина), П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, И.И. Евлампиев, О.Т. Ермишин, Н.П. Ильин, Л.А. Коган, Л.А. Микешина, В.Н. Назаров, С.М. Половинкин, А.П. Поляков, В.Ф. Пустарнаков, В.В. Сербиненко, В.Д. Рубцов, Л.Н. Столович, А.Д. Червяков и другие3.

Анализ литературы показывает, что до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской литературе не представлено целостного типологического анализа тех концепций культурного взаимосвязи познания и свободы воли, которые были созданы крупнейшими представителями русской религиозной философии первой половины ХХ века. Относительно философского творчества Л.М. Лопатина можно сказать, что оно изучено фрагментарно. Наиболее углубленно проанализированы такие аспекты, как антропологический спиритуализм Л.М. Лопатина4, дискуссия о природе человеческого бытия в философии всеединства и спиритуализме5, этическая концепция Л.М. Лопатина 6, его вклад в становление системы преподавания философии в Московском университете7 и др. Можно констатировать, что отсутствует современное специальное исследование, раскрывающее проблему взаимосвязи познания и свободы воли в философии Л.М. Лопатина.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость проблематики обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось творчество русского философа конца XIX – начала XX веков Л.М. Лопатина, а предметом – проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии этого автора.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ проблемы взаимосвязи познании и свободы воли в философии Л.М. Лопатина. Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач исследования:

– проследить эволюцию мировоззрения Л.М. Лопатина в контексте русской философии конца XIX – начала XX веков, особо обозначив духовную ситуацию, сложившуюся в российском обществе на рубеже XIX-XX столетий;

– реконструировать представления Л.М. Лопатина на процесс взаимосвязи познания и свободы воли в западноевропейской философии XIX – начале XX столетий;

– выявить философско-мировоззренческие основания разработки проблемы взаимосвязи познания и свободы воли в концепции Л.М. Лопатина;

– проанализировать свободу воли как творческий потенциал познания и нравственности в интерпретации Л.М. Лопатина

– раскрыть проблематику творчества как способа реализации единства нравственности и познания в философии Л.М. Лопатина;

– сфокусировать внимание на особенности проникновения концепции взаимосвязи свободы воли и познания Л.М. Лопатина в русскую философскую мысль начала XX столетия.

Источниковой базой исследования являются произведения Л.М. Лопатина, где прямо или косвенно изучается проблема взаимосвязи культуры и истории. К их числу относятся научные и публицистические статьи в журналах, полемические заметки, лекции для студентов. В число источников диссертации включены также труды западноевропейских философов (Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Р. Лотце, А. Бергсон, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер) и отечественных мыслителей (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, А.И. Введенский), чье творчество послужило идейно-теоретической почвой для формирования философии Л.М. Лопатина.

Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, особенностями изучаемой философской концепции Л.М. Лоптина. Работа выполнена на основе сравнительно-исторического метода исследования. Были применены системный подход, структурный и проблемно-тематический методы исследования. В контексте диссертационного исследования нашла применение герменевтическая стратегия интерпретации изученного материала, позволяющая воссоздать взаимосвязь смыслового содержания источников и проблем, возникающих в рамках современности.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы. Общий объем – 172 страницы машинописного текста. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются основная цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна, источниковая база, методология и практическая значимость исследования.

Глава первая – «Диалектика познания и свободы воли как предмет философской рефлекcии Л.М. Лопатина» посвящена анализу проблематики взаимосвязи познания и свободы воли, разрабатываемой в западноевропейской и русской философии XIX века, и ее рецепции в философии Л.М. Лопатина.

В первом параграфе «Персонализм Л.М. Лопатина в контексте трактовки взаимосвязи познания и свободы воли в русской религиозной философии конца XIX – начала XX веков» показывается эволюция мировоззрения Л.М. Лопатина в контексте духовной ситуации, сложившейся в российском обществе на рубеже XIX-XX столетий.

Во втором параграфе «Интерпретация Л.М. Лопатиным понимания процесса познания и свободы воли в западноевропейской философии XIXXX веков реконструируются представления Л.М. Лопатина на процесс взаимосвязи познания и свободы воли в западноевропейской философии XIX – начале XX столетий;

В третьем параграфе «Философско-мировоззренческие основания проблемы взаимосвязи познания и свободы воли в концепции Л.М. Лопатина» выявляются философско-мировоззренческие основания разработки проблемы взаимосвязи познания и свободы воли в концепции этого философа;

Глава вторая – «Свобода воли как условие познания и нравственности в философии Л.М. Лопатина» предлагает анализ феномена свободы воли в контексте творческого потенциала познания в его нравственном измерении.

В первом параграфе «Свобода воли как творческий потенциал познания и нравственности в интерпретации Л.М. Лопатиным» раскрывается авторская попытка представить феномен свободы воли как творческую причинность познания и нравственности, составляющую ядро его этико-философских взглядов.

Во втором параграфе «Персонализм Л.М. Лопатина: свобода воли и познание в горизонтах личностного развития» фокусируется внимание на антропологических воззрениях автора в контексте обоснования единства познания и нравственности.

В третьем параграфе «Концепция взаимосвязи свободы воли и познания Л.М. Лопатина и ее рецепция в русской философской мысли начала XX столетия» осуществляется попытка проследить творческую преемственность персоналистской традиции, созданной Л.М. Лопатиным, в сочинениях его последователей.

В Заключении подводятся теоретические итоги исследования, формулируются основные выводы.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования в целом определяется обращением к историко-философскому анализу проблемы взаимосвязи познания и свободы воли в философском творчестве Л.М. Лопатина.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconМ. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве
Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconПроблема взаимосвязи общества и личности в эпоху глобализации в социальной философии э. Гидденса
Ведущая организация: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconПроблема свободы в русской религиозной философии
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б. М. Неменского, письма мо республики Татарстан «Об особенностях преподавания учебных предметов...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А мне всегда хотелось свободы в общем ее понимании, т е свободы думать и делать, творить и создавать, придумывать новые идеи, свободы...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconПримеч
Проблема синтеза в русской философии (на примере философии В. С. Соловьева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова)
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconКонспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века
Натурализм отказ человеку в свободе. Нет свободы воли, а есть среда и физиология, кот и определяют сознание. 20 в полное исчезновение...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconЛекция 14. Теория познания Иммануила Канта. «Коперниканский переворот»
Свою теорию познания – кстати сказать, одну из самых стройных и подробно разработанных за всю историю философии – Кант излагает в...
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconПроблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века
Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина iconТемы для рефератов по философии
Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск