Проблема свободы в русской религиозной философии





Скачать 414.91 Kb.
НазваниеПроблема свободы в русской религиозной философии
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер414.91 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


СУХАНОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В РУССКОЙ
РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ



Специальность 09.00.13 - религиоведение,

философская антропология, философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва 2007
Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Овсиенко Фридрих Григорьевич


Официальные оппоненты – доктор философских наук, профессор

Силантьева Маргарита Вениаминовна



- кандидат философских наук

Смирнова Анна Владимировна


Ведущая организация - Московский государственный институт

международных отношений

(университет МИД РФ)


Защита состоится_____ мая 2007 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.11 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.Москва, проспект Вернадского, 84, 1 уч. корп., ауд. _____

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан ______ апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Пинкевич В.К.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема свободы является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Не будет преувеличением сказать, что эта проблема стала объектом рассмотрения в европейской философии, видимо, со времен Аристотеля. Кант видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения. Шеллинг считал, что: «установление связи между понятием свободы и мировоззрением в целом всегда останется необходимой задачей, без решения которой само понятие свободы останется неопределенным, а философия – лишенной какой бы то ни было ценности».1 Вл.Соловьев полагал, что философия и свобода нераздельны, они тянутся друг к другу и питают, обогащают одна другую, работая в едином силовом поле – всеобщности и бесконечности бытия. Бесконечная сочетаемость категории свободы с понятиями воли, права, отношение свободы к добру и злу, к духовному состоянию человека, к нравственному уровню его воспитания дает возможность рассматривать свободу как калейдоскоп весьма обширных философских, религиозных, правовых, социологических понятий, затрагивающих огромный спектр фундаментальных вопросов.

Актуальность исследования проблемы в немалой степени обусловлена осознанием необходимости включения в научный оборот целого пласта изысканий по теме свободы, осуществленных выдающимися русскими мыслителями, доступ к работам которых был затруднен в советский период. Речь идет о трудах таких религиозных философов, как Н.А.Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и др. Произошел разрыв во времени в разработках духовного наследия 19 - начала 20 веков и фактическими наработками второй половины 20 – начала 21 веков. Произошла социальная катастрофа, в результате которой часть русских философов вынуждена была эмигрировать, отсюда и их оторванность от русской почвы, с одной стороны, а с другой стороны, из-за отсутствия доступа к их зарубежным трудам, не существовало возможности полного и открытого ознакомления с их творческой деятельностью. Другим русским философам, коим подлежало пройти тернистый путь лихолетья, лишенным свободы, окончившим свое дерзновение в лагерях, здесь у себя на родине, и чей духовный поиск был так резко оборван, не пришлось донести до нас все таинственные и мистические помыслы своего творчества.

Актуальность решения проблемы свободы русскими религиозными философами связана с поисками путей выхода из духовного кризиса, в котором оказалось в начале 21 века наше общество; назрела насущная необходимость вернуться к лучшим традициям русской интеллектуальной и духовной мысли, исследовать богатейший арсенал творческого наследия наших предшественников. Таким образом, интерес к исследуемой проблематике, равно как и к русской философии конца 19 – начала 20 веков, обусловлен духовными поисками наших соотечественников, их стремлением найти идейную опору в отечественной традиции.

Актуальность проблемы продиктована чрезвычайной значимостью осмысления проблемы свободы в связи с целым рядом других аспектов человеческого бытия: это признание свободы воли человека, проблемы необходимости и детерминизма в человеческой истории, ответственности, возлагаемой на человека за выбор пути, его роли в обществе и норм нравственного поведения, его самоосуществления, самовыражения. Более ясное понимание проблемы свободы в рамках социальных условий ставит тему свободы не в абстрактно-теоретический, а в практический, жизненно важный интерес.

Актуальность темы тем более глубока, так как, по меткому выражению В.В.Зеньковского, главной особенностью русской религиозной философии является антропоцентризм, исключительная занятость темой о человеке, его судьбе. Это приводит к доминированию моральной установки, в которой лежит «один из самых действенных и творческих истоков русского философствования». В антропоцентризме русской мысли есть один «очень глубокий мотив» - невозможность «разделять» теоретическую и практическую сферы. Интерес к русской религиозной философии тем более велик, так как она с ее антропоцентризмом, моральной установкой, социальной ориентированностью пронизана необычайной свободой духа. Само учение о свободе, как основе христианства, разрабатывавшееся русской религиозной философией, связывалось с учением о соборности и онтологизме. По выражению Бердяева, был сделан опыт христианского осмысления процессов новой истории. Исследование феномена природы человека не столь на биологическом, но на духовном уровне, анализ поведения человека в обществе, как проявление свободы воли, взаимодействие человека с миром природы, анализ проявления творческой активности человека, соотнесенные со свободой, предлагают осмыслить роль личности как свободой на новом онтологическом уровне.

Степень изученности проблемы.

В русской религиозной философии проблемой свободы занималась целая плеяда последователей учения Вл.Соловьева: П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.Н.Трубецкой, В.И.Несмелов, В.В.Зеньковский, С.Л.Франк2 и др. Помимо самих вышеупомянутых философов, в свою очередь занимавшихся исследованием творчества своих коллег, следует упомянуть и других, не менее уважаемых авторов, приложивших немало усилий для анализа проблем, освещаемых в русской религиозной философии. В своем диссертационном исследовании автор использовал материалы как всемирно известных философов- исследователей, так и работы современных авторов по данной тематике.3

В данном диссертационном исследовании использованы материалы и ряда зарубежных авторов.4

Несмотря на обширный объем литературы по указанной проблематике, следует заключить, что практически не существует наиболее полного компаративистского исследования по всему спектру проблем, поставленных в русской религиозной философии, соотносящихся с проблемой свободы, нет целостного анализа различных направлений и концепций в русской философии, рассматривавших проблему свободы, не предложен весь перечень актуальных вопросов во взаимосвязи с проблемой свободы. Зарубежные источники по проблеме свободы в русской религиозной философии представлены крайне скудно. Проблемное поле остается малоисследованным. У ряда современных авторов можно наблюдать одностороннее, в немалой степени предубежденное, традиционно сложившееся отношение к той или иной позиции того или иного философа. Зачастую игнорируется всеохватность и комплексность идей и концепций, выраженных в той или иной форме. Подчас игнорируется дух времени – начало 20 века, используется в известной мере формализм подходов.

Проблема свободы требует более углубленного, логически осмысленного изучения на основе тщательного исследования самих оригинальных работ русских религиозных философов, которых существует немало.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является раскрытие понимания свободы в русской религиозной философии второй половины 19 – начала 20 веков; на основе конкретного сравнительного анализа показать всю глубину и разносторонность понимания свободы во всем спектре ее взаимодействия с другими философскими и социальными категориями.

Для достижения этой цели ставились следующие задачи:

- проанализировать теоретико-методологические проблемы исследования свободы как универсальной характеристики человеческого бытия;

- систематизировать онтологический аспект свободы; выявить истоки теории теодицеи, проанализировать учения о предопределении для их последующего рассмотрения в связи с проблемой свободы в русской религиозной философии; исследовать проблему детерминизма и индетерминизма, свободы и необходимости в их взаимодействии с проблемой свободы воли;

- обосновать значимость духовной свободы в русской религиозной мысли, ее связь со свободой творчества и постановкой вопроса о смысле жизни;

- выявить связь между свободой и правом в русской религиозной философии;

- раскрыть философско-богословское содержание православной эсхатологии в контексте решения проблемы свободы в русской религиозной философии конца 19 – начала 20 веков.

Объект исследования – философская мысль в работах русских религиозных философов в связи с разработкой ими проблемы свободы.

Предмет исследования – свобода в контексте с прочими философскими и социальными категориями.

Теоретико-методологичекая база

В качестве исходного методологического ориентира исследования используются принципы объективности и полноты изложения материала, принцип единства логического и исторического, применен компаративистский подход к рассмотрению проблемы различия и схожести идей, комплексного анализа для выявления особенностей и общего, содержащегося в рассматриваемом направлении отечественной философской мысли. Теоретической основой исследования стали труды русских и зарубежных историков религии, философов и социологов, без учета которых был бы невозможен анализ изучаемого явления.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна работы.

Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным философскому анализу всего спектра проблем, идей, концепций, связанных с категорией свободы в творчестве русских религиозных философов конца 19 – начала 20 веков.

  1. В диссертации в комплексном виде на уровне специального исследования рассмотрены теоретико-методологические проблемы изучения свободы как универсальной характеристики человеческого бытия.

  2. Осуществлен анализ онтологического аспекта свободы; выявлены корни возникновения проблемы теодицеи и ее трактовка в русской религиозной философии; рассмотрено учение о предопределении в связи с его влиянием на последующую философскую мысль; систематизированы подходы к проблемам детерминизма, индетерминизма, свободы и необходимости, свободы воли.

  3. Обоснована значимость и приоритетность духовной свободы в русской религиозной мысли; проведен сравнительный анализ влияния патристики на духовное и нравственное начала творчества русских философов; проведен анализ динамики развития взглядов мыслителей, осуществлен сравнительный анализ влияния западных философских учений и вероучений на русскую философскую мысль; прослеживается проблема конвергенции идей у целого ряда русских мыслителей, выявлены преемственные связи философов, взаимовлияние теорий и предположений, дается анализ социально-философских и этических предпосылок, имевших значение для дальнейшего общественного развития.

  4. Выявлена взаимосвязь свободы и права в русской религиозной философии на основе работ В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и других.

  5. Исследована малоизвестная и малоизученная до настоящего времени проблема взаимосвязи свободы и эсхатологической проблематики.

На сегодняшний день в мире практически отсутствует полный комплексный анализ всех затронутых в русской религиозной философии проблем, связанных с вопросом свободы. В данном исследовании впервые представлена вся совокупность проблематики, в ее вплетении в насущные проблемы жизнетворчества человека и смысла его духовных поисков.

Теоретическая и практическая значимость.

Дальнейшее углубленное постижение проблемы свободы в русской религиозной философии, может помочь в восполнении того пробела в изучении отечественной мысли, который образовался в ходе исторических событий в России в 20 веке. Представленные в диссертации материалы и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в качестве исходных данных в дальнейших, более масштабных исследованиях проблемы свободы, при подготовке учебных курсов и учебно-методической литературы по данной теме в рамках философии, этики, права, могут быть использованы в практической деятельности в преподавании курсов «История философии», «Религиоведение», «Культурология».

Апробация работы.

Основные идеи данного исследования нашли отражение в трех публикациях, общим объемом 1, 3 п.л. Результаты решения поставленных задач прошли апробацию и получили положительную оценку специалистов.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС и рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы научного исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируется цель и соответствующие ей задачи, объект и предмет исследования, теоретико-методологические основы диссертационной работы, кратко излагаются научные результаты и определяется новизна исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - Теоретико-методологические проблемы исследования свободы как универсальной характеристики человеческого бытия - автором диссертационного исследования раскрываются основные принципы подхода к проблеме свободы различными философскими течениями, а также идеи русской философской мысли в отношении свободы. Автор работы отмечает, что в русском языке слово «свобода» в самом общем смысле означает отсутствие ограничений или принуждений, а в соотнесении с идеей воли – возможность поступать так, как кому хочется. Иными словами, свободу можно определить как одну из основополагающих для европейской культуры идей, она отражает такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной.

Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения, судьбы. В этике стоицизма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно. Представление о свободе человека в обществе соотнесено и с законом, и с ответственностью за его соблюдение. В развитых монотеистических религиях представление о свободе соотнесено с благодатью.

В классической философии свобода - это характеристика действия, совершенного, во-первых, со знанием и пониманием объективных ограничений, во-вторых, по собственному произволению (не по принуждению), в-третьих, в условиях выбора возможностей, в-четвертых, в результате правильного (должного) решения; благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру.

В характеристике свободы как действия согласно правильному и должному решению заключена важная проблема возвышения свободы от произвола к творчеству. Свобода при этом трактуется как негативная и позитивная. В раннем христианском понимании свобода подразумевает преданность Христу. Апостол Павел провозглашает призванность человека к свободе, которая реализуется через благодать. Различение негативной и позитивной свободы было очевидно в концепции свободы воли у Августина.

Автор диссертационного исследования отмечает, что в западной философии вариативность подходов к определению свободы огромна. Так, например, классический немецкий идеализм осознал необходимость системного подхода к свободе, рассматривая ее в контексте истории культуры. Особенно важны размышления Канта о единстве свободы и нравственности. Он видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения. Для этого ее динамизм должен сочетаться с внутренней самодисциплиной, чувством долга. Шеллинг считал свободу сокровеннейшим средоточием философии, ее важнейшим проблемным полем. Основная задача русской религиозной философии состояла, - отмечает автор работы, - в построении православного мировоззрения, раскрывающего жизненную действенность главных догматов христианства. В этом мировоззрении все планы его – философский, религиозный, культурный, политический, социальный взаимно перекрывались. И, таким образом, русская религиозно-философская мысль охватывала множество ключевых проблем в их тесной взаимосвязи, в том числе и проблему свободы. В русской религиозной философии явно прослеживается стремление к духовной свободе, или нравственному идеалу, и основание этой свободы - вера в свободно творящий божественный разум, в Христа, а условие свободы – причастность человека к социальной общности духовно развитых людей, связанных взаимной любовью. Великий русский религиозный философ Вл.Соловьев считал: «Свобода есть слияние в любви, но во имя любви к высшему, чем согрет, просвещен, оживотворен и человек». 5 У того же Соловьева мы находим такое определение свободы, согласно которому, именно вера есть свидетельство нашей свободы ото всего и вместе с тем выражение нашей внутренней связи со всем. Он же в своем исследовании философии Гегеля писал, что «настоящая свобода постигается не через отрешение от предметов, а через познание их в истине: «Познайте истину, и истина освободит вас».6

Автор исследования приходит к выводу, что налицо очевидная некая трудность понятийного определения свободы, объясняющаяся ее многомерностью, переходным положением на стыке настоящего и будущего, возможно-прогнозируемого и реально-действительного. В истории философии не раз делался вывод о неопределенности свободы как таковой. Ситуация выбора толкуется при этом как абстрактная возможность принятия любых произвольных решений, налицо определенная концептуальная размытость. Однако Вл.Соловьев указывает на то, что свободу выбора часто смешивают с неопределенностью выбора, то есть пока человек еще не решился, пока его решение не определилось, он предстает вроде бы свободным, оставляющим за собой возможность выбора. Но в этой неопределенности нет еще ни решения, ни воли.

Автор диссертационного исследования отмечает, что в русской религиозной мысли мы находим несколько смыслов в попытке дать определение свободы:

1. Первый – онтологическое понимание свободы. Человек обладает свободой в силу того, что он живой организм, и в силу того, что он живой дух, а организм человека живет по своим внутренним законам. Его инстинкту присуща внутренняя целесообразность, которую необходимо признавать, которую можно духовно воспитывать и устраивать в свободе произволом.

Одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы – свобода воли, или внутреннее самоопределение личности перед лицом выбора, прежде всего между добром и злом. Над этой свободой человека, согласно христианскому учению, не властен никто: ни люди, ни законы, ни власть, ни Сам Бог.

2. Второй смысл – это внешняя свобода. Это совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе, это социальная свобода. Не подлежит никакому сомнению, что человек в своем общественном воспитании и государственной жизни безусловно нуждается в идущих извне предписаниях и запрещениях. Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому человеку.

И если внутренняя свобода есть первая и священная основа духовного характера, то внешняя свобода нужна человеку для того, чтобы стать духовным центром, чтобы приобрести внутреннюю свободу. А внутренняя свобода есть не что иное, как живая духовность человека. Внешняя свобода, в толковании русских философов, дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя.

Существует и третий вид свободы, и с христианской точки зрения – он самый важный.

3. Третий вид свободы – свобода духовная. Свобода, по определению И.А.Ильина, по самому существу своему есть именно духовная свобода, т.е. свобода духа. В русской религиозной философии мысль о том, что без духовной свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, проходит красной нитью. Без духовной, нравственной свободы невозможно вдохновение, невозможно истинное творчество. Русские философы подчеркивали, что без свободы человек не существует как личность, и размышления о путях рассогласования этих понятий, о сложности механизмов их взаимодействия, занимали значительное место в их творческой деятельности.

Религиозная философия требует свободы исследования, настаивал С.Н.Булгаков, а следовательно, и теоретического сомнения как и во всякой иной философии. Свобода есть нерв философствования. Свобода философского творчества выражается в том, что возможны различные философские системы христианской философии. Средства философии подлежат историческому развитию, они изменчивы, поэтому и оказываются возможны разные гносеологические и метафизические подходы к одним и тем же темам. Следует учитывать, однако, двусторонность внешних свобод. Законы, призванные регулировать действия свобод, порой несовершенны, а именно: любое право двусторонне, оно может быть использовано людьми не только для блага граждан, но и в целях порочных и неблаговидных, т.е. не только для информации, но и для диффамации, не только для назидательных и миротворческих целей, но и для насаждения насилия, жестокости, безнравственности. Помимо этого, все права не нацеливают человека, согласно христианской морали, на главное – приобретение духовной свободы. Подвергая анализу позиции русских религиозных философов в отношении свободы, автор приводит и мнение Н.А.Бердяева, который в своем труде Философия свободы указывает, что настоящее испытание для всякой философии есть решение проблемы реальности, проблемы свободы. Он пишет, что только христианская метафизика утверждает реальность бытия и реальность путей к бытию, постигает великую тайну свободы, признает субстанцию конкретной личности, заложенной в вечности. Бердяев солидарен с Булгаковым в том, что философия должна быть свободной и будет таковой исключительно, когда она будет церковной, так как только в Церкви свобода есть освобождение от рабства и необходимости.

На основании анализа приведенных в диссертационном исследовании материалов автор исследования отмечает, что трактовка проблемы свободы в русской религиозной философии сложна и многогранна. Неоднозначность определений в отношении свободы не умаляет их значимость для философской мысли. Автор диссертации пытается рассмотреть некоторые составляющие аспекты проблемы свободы в их рассмотрении русскими религиозными философами.

Во второй главе - Онтологический аспект свободы - в первом параграфе - Категория свободы и теодицея в русской религиозной мысли - рассматривается учение о теодицее (термин введен Г.В. Лейбницем) в свете проблем, взаимодействующих с проблемой свободы.

Исторические формы теодицеи можно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» Бога за мировое бытие. В суждениях многих философов при рассмотрении вопроса свободы мы находим указание на некоторые условия, сковывающие волю человека. Всеведение Божие еще в большей степени, чем всемогущество, представляется многим мыслителям несовместимым со свободой воли. Русская религиозная философия не могла обойти своим вниманием вопрос о возникновении добра и зла на земле, о свободе воли, с чем сопряжен вопрос теодицеи.

С.Н. Булгаков в своем труде Свет невечерний рисует картину того, как вместе с грехом в мир вошла и смерть как начало, враждебное бытию. Цитируя блаж.Августина, Булгаков разделяет его точку зрения, в частности, в том, что мир есть бытие не самобытное, а то, что сотворено Богом, не может быть таким, каков сам Творец. Этим обосновывается для «твари» возможность не только относительного пути возрастания, но и отрицательного пути зла. Булгаков писал, что первородный грех совершался не в душе мира, но в ее низшем, становящемся центре, в области тварности. Он мог только повредить или отравить, но не умертвить природу, извратив ее в состоянии, а не в существе. Другими словами, первородный грех принес с собой не субстанциальную, но лишь функциональную порчу мира. И, таким образом, начало зла коренится в свободе «твари». Зло рождается от свободы существа, которое его творит, распространяется со свободного согласия человеческой воли.

Возникает вопрос: почему же Бог допустил зло? И второе, - почему Бог терпит распространение зла на земле и не прекращает его? С первым вопросом связано понятие свободы. Без свободы человек не мог бы быть человеком в полноте и силе его свойств. Второй вопрос, почему же Бог терпит ужасы на земле, распространение зла и страшных бедствий, чему мы являемся ныне свидетелями, - вопрос понимания смысла истории и ее путей. Оба вопроса – суть понятия теодицеи, т.е. оправдания Бога. Бог, согласно христианской точке зрения, разумеется, не нуждается в оправдании, но попытаться впитать в себя всю полноту Божией любви, откликнуться на призыв к благочестию, миропониманию, высокой нравственности и истинной духовности – дерзновение человечества.

С теоретическим обоснованием теодицеи выступил представитель александрийской школы Ориген (185-254 гг. н.э.), а позднее блаженный Августин (354-430), который приложил немалые усилия к систематизации христианского вероучения, предпринял попытки снять с Бога-творца ответственность за зло, царящее в созданном им мире. Впоследствии оба они оказали существенное влияние на всю христианскую философию, в том числе на всю русскую религиозную мысль. В русской религиозно-философской мысли конца XIX века термин «теодицея», или «оправдание Бога», обозначал религиозно-философские учения, стремящиеся согласовать идеи благого и разумного божественного управления миром с наличием мирового зла, и оправдать это управление вопреки существованию темных сторон бытия. Так объяснял понятие теодицеи Павел Флоренский.

Проблема теодицеи, как отмечает автор диссертационного исследования, является одной из граней более широкой проблемы добра и зла, ее история имеет давнюю традицию в мировой философии. Характер учений о «богооправдании» во многом зависел от мировоззренческой позиции того или иного мыслителя, его религиозных взглядов. Теодицея у русских философов – Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Н.О.Лосского, В.В.Несмелова, В.В.Зеньковского, С.Л.Франка и др. - это многогранность идей: мир как органическое целое, как творимая Богом совокупность личностей, наделенных свободой.

Развивая известную в христианском мире точку зрения Отцов Церкви о том, что «Бог не может спасти нас без нас», Вл.Соловьев писал, что мир не должен быть спасен насильно. Задача не в простом соединении всех частей человечества и всех дел человеческих в одно общее дело, если эта задача им, людям, навязана, если она для них есть нечто роковое и неотступное, если они соединены слепым инстинктом или внешним принуждением, то, хотя бы такое единство распространялось на все человечество, это не будет истинным всечеловечеством, а только огромным «муравейником». Дело не в единстве, а в свободном согласии на единство, подчеркивал философ.

Духовно-нравственным истоком свободы, определяющей формой свободного выбора является выбор между добром и злом. Добро, совпадающее, по Соловьеву, с правдой, - верховная категория этики. В своем труде Оправдание добра. Нравственная философия Вл.Соловьв формулирует свою нравственно-духовную концепцию следующим образом: «Разумею Добро по существу; оно и только оно оправдывает себя и оправдывает доверие к нему…». 7

«Оправдание свободы заключается именно в том, - считал Е.Н. Трубецкой, - что без нее невозможно было бы дружество между Богом и «тварью» …Тот дар свободы, данный человеку, который с первого взгляда кажется несовместимым с мыслью о любви Божией, на самом деле представляет собой необходимое ее обнаружение и явление: только в отношении к существу свободному любовь может обнаружиться во всей своей полноте…». 8

Для Павла Флоренского теодицея была наукой и искусством истинного понимания значения христианства для реального духовного развития человека. Разрабатывая идею теодицеи, Флоренский видел постижение ее содержания в единстве двух идей. Первый путь предполагал «восхождение нас к Богу». Этот путь можно считать теоретическим. Второй путь – «нисхождение Бога к нам» - по сути, практический, более трудный, связанный с устроением внутреннего духовного мира человека, с жизнетворчеством. Оба пути, согласно Флоренскому, «теодицея, как путь вверх, восхождение нас к Богу и антроподицея как путь вниз, как нисхождение Бога к нам, - совершается энергиею Божией в человеческой среде. Немалое внимание Флоренский уделял и методу исследования теодицеи, теоретической основой такого метода стала диалектика. Смысл диалектики как творческого, свободного мышления Флоренский видит «в целостности».

Попытку философского осмысления теодицеи предпринял Н.О.Лосский. В основу теодицеи он поставил идею Богочеловека. Лосский пишет: « Учение о Богочеловеке в том виде, как оно широко распространено и полу-сознательно разделяется множеством верующих христиан, не дает ясного ответа на вопрос, как Богочеловек, сын Божий, содействует совершенствованию всего мира, первого момента жизни его, мало того, оно содержит в себе еще и новые загадки, оно умаляет и Логос и Его человечность, а потом вызывает сомнения и ведет к отпадению от христианства множества лиц, когда они начинают пытаться своим умом продумать основы христианства…».9

Согласно православному вероучению, Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; совершить грех зависело не от природы человека, а от его свободной воли. Человек был сотворен Творцом совершенным по душе и по телу. Падение повлекло за собой порчу природы, в мир вошла смерть. Смерть и появление зла не наказание Бога за неповиновение Его воле, зло и смерть – внутренняя часть греха.

Известный исследователь русской философии В.В.Зеньковский писал в своей Апологетике, что наиболее упрощенным пониманием зла является то, которое кроется в мысли, что человек всегда ищет добра, и если совершает зло, то только по неведению. Такая точка зрения носит название «этического интеллектуализма», и впервые была выражена Сократом. Суть же зла состоит в разрыве с Богом, объясняет он, и этот разрыв есть акт свободы. В анализируемой в диссертации работе В.Несмелова Наука о человеке, теодицея – это анализ самосознания человека и богопознания. Они, считает, философ, взаимосвязаны, поскольку образ Бога («простая идея Бога») составляет часть духовной субстанции человека. Несмелов считает, что наиглавнейшей проблемой христианской антропологии является проблема спасения, по его мнению, она синтезирует онтологические (космические) социальные (человеческие) аспекты человека. Автор диссертации прослеживает позицию С.Л.Франка, который считал, что внутренняя связь между Богом и дурным эмпирическим миром есть именно связь антиномистически-трансрациональная и очевидная в этой ее непостижимости. А это и означает, утверждает он, что проблема теодицеи рационально неразрешима. По его суждению следует, что зло никогда не выбирается свободно, напротив, нас непреодолимо тянет, влечет ко злу, поскольку зло нас привлекает, и в этом акте привлечения ко злу мы уже теряем свободу.

Как показывает автор диссертационного исследования, учение о теодицеи имеет давнюю традицию в мировой истории, и в русской религиозной философии она получила дальнейшее оригинальное развитие: П.Флоренский, создавая свою систему православной теодицеи, подчеркивал ограниченность и антиномичность рационализма в познавательной деятельности; Вл.Соловьев разрабатывал проблему в форме агатодицеи - оправдание добра; Н.А.Бердяев в основу концепции теодицеи ставил принцип свободы воли человека, подразумевающий возможность морального зла, порождающего зло физическое; по Бердяеву, именно творчество человека обнаруживает его божественное предназначение; В.И.Несмелову присуща нравственная антроподицея.

Во втором параграфе второй главы - Теория предопределения и ее связь с проблемой теодицеи - рассматривается решение проблемы предопределения в русской религиозной философии. Автор исследования предполагает, что проблема не может быть понята без предварительного экскурса в историю ее становления. Согласно этой теории, деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога, т.е. детерминируются. Острые дискуссии возникли вокруг идеи предопределения как в христианстве, так и в других религиях, в связи с решением проблемы о свободе воли, поскольку концепция предопределения вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека за его вину, без которой невозможна религиозная этика.

В результате анализа работ блаж. Августина, выявляется доминирующая мысль в его учении, присущая последнему этапу его жизнетворчества: предоставленный сам себе человек бессилен освободиться от греха, ему необходима божественная помощь. Тем не менее, важным моментом в учении Августина было то, что он утверждал не только возможность независимости человека от плотского, но и обращенность его к Богу, как высшему духовному совершенству. Многие русские философы ссылались в своих трактатах на учение Августина, несмотря на все его противоречивость, и находили в них поддержку. Е.Н.Трубецкой, посвятивший исследованию творений Августина специальную работу, писал, что учение о божественном предведении само служит источником религиозных сомнений. Он же выдвигает идею о том, что августиновская теодицея, вносящая роковое раздвоение в предвечный божественный план, носит на себе очевидные следы не вполне побежденного манихейского влияния.

Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается, скажем, от взглядов Кальвина и Лютера, последователей Августина. Согласно с православным учением, нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели, но только к спасению. Так, в «Послании Восточных Патриархов» ясно сказано, что Бог не мог одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу .

Во взглядах русских философов мы наблюдаем очевидную их склонность к православной точке зрения на концепцию предопределения, хотя высказывания на эту тему также несут в себе некий оттенок неуверенности. С.Н. Булгаков в своем Свете невечернем указывал, что безусловность пророчеств ошибочно понимается иногда как некоторый фатум, обреченность, и это сказалось в религиозном фатализме учения о предопределении. Ошибка проистекает из смешения двух разных порядков идей и состоит в переводе на язык временности и становления того, что являет собой вечную основу мира, в чем нет прежде и после, нет самого времени. В вечности все есть, не предопределяемое во времени, но определяемое бытийным естеством, одинаково как при сотворении мира, так и после него. Но это не относится к временной жизни, в которой, наоборот, ничего не предопределено и не решено, ибо здесь действует свобода, и от нее зависит спасение или гибель.

Будучи продуктом религиозного мировоззрения, понятие «предопределение» служило в истории философии логической моделью для постановки таких важных общефилософских проблем, как вопрос о свободе воли, о согласовании детерминизма и моральной ответственности, свободы воли, детерминизма и необходимости. Концепция предопределения у Кальвина не оставляет места для логической построенной теодицеи; последняя развивалась исходя из принципа свободы воли: свобода сотворенных Богом ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет основу христианской теодиции от новозаветных текстов до религиозной философии 20 века (например, у Н.А.Бердяева).

В третьем параграфе второй главы - Детерминизм и индетерминизм. Свобода и необходимость в их взаимодействии со свободой воли - рассматривается идея детерминизма, появившаяся еще в древней философии, как учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. Детерминизм, отрицая свободу, предполагает признание того, что и знание объективных условий, и понимание и правильного и должного суть своеобразная форма предопределения решений и действий, что и ситуация выбора ограничена данным набором возможностей, а то, что появляется в качестве самостоятельного воления, есть на самом деле результат предшествующего (и не всегда осознаваемого) опыта индивида. С детерминистской точки зрения, даже если признать, что человеческая воля свободна по отношению к каузальной зависимости природы, она не свободна по отношению к нравственному должествованию; так что свобода – это иллюзия, как бы предоставляющая человеку возможность не руководствоваться никакими правилами.

Вл.Соловьев склонялся к выводу о сути необходимости как доминантной тенденции развития «в смысле перевеса сильнейшего мотива». В состав необходимости, управляющей нашей жизнью, он включает и «наше собственное личное отношение к этой необходимости», - это как бы связующее звено между необходимостью и свободой. Свобода противостоит чуждой, враждебной ей необходимости. Антиподом свободы является насилие, принуждение, угнетение. Вопрос о взаимосвязи воли и необходимости Вл.Соловьев объяснял так: «Воля, как мы ее непосредственно знаем, воля человеческих особей, всегда определена; человек, правда, может действовать так, как он хочет, но самое это как он хочет всегда обусловлено; он хочет так или иначе, того или другого – на основании тех или других мотивов, необходимо действующих на него сообразно природному его характеру, от него не зависящему».10

Исходя из закона причинности, Н.О. Лосский доказывает, что воля свободна, но защищает ее динамическую интерпретацию. Всякое событие возникает не из самого себя, но кем-то создается; оно не может быть создано другими событиями; обладая формой времени, события в каждый момент извергаются в сферу прошлого и не имеют никакой творческой силы порождать будущее. Органическое мировоззрение, которое Лосский изложил в своей работе Мир как органическое целое, по мнению философа, позволяет решить проблему причинности, имеющую важное значение для понимания свободы. Исходным принципом метафизической системы русского философа стало утверждение «все имманентно всему». Н.О.Лосский считает, что все виды детерминизма: материалистический, психологический, супранатуралистический отрицают свободу человеческой воли и признают только жесткую необходимость, которой все подчинено. Главным недостатком этих учений, по мнению русского философа, является утрата ими положительного понятия свободы. Философ полагает, что и в рамках детерминизма можно говорить о свободе, но только в ее отрицательном и относительном смысле, но такая свобода, считает он, это всегда вид необходимости.

Русские философы отмечали, что детерминизм глубоко изменяет смысл, если не вовсе лишает смысла, такие переживания, понятия и ценности, как раскаяние, вина, ответственность, долг, добро, зло и т.п. Интересно указать в связи с этой проблемой точку зрения С.Л.Франка, который подчеркивает, что «по меткому определению Гегеля, свобода есть «бытие у себя самого» [bei-sich-selbst-Sein]. Свобода совсем не есть возможность чего угодно, беспричинность, ничем не определенность; она, наоборот, не только сочетается с необходимостью, а есть необходимость – именно внутренняя необходимость как определенность самим собой; она противоположна только рабству, принужденности извне. Святые не менее, а более свободны, чем грешные, хотя именно в силу своей святости они не могут грешить. Августин со свойственной ему лаконичностью выразил это в словах: Велика свобода – быть в состоянии не грешить; но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить [ Magna est libertas posse non peccare; sed maxima libertas – non posse peccare]».11 Это меткое выражение Августина, приведенное в работе Франка, было поставлено во главу угла многими религиозными мыслителями.

Концепция С.Н. Булгакова по данной теме ясно прослеживается в его работе Философия хозяйства. Он писал, что в вопросе о синтезе свободы и необходимости, как основе и сущности хозяйственного процесса, следует прежде всего понять, что же такое свобода. Философ настаивал на необходимости исключить то ложное ее истолкование, при котором вопрос рассматривается лишь применительно к научному детерминизму. Т.е. свобода есть ненаучное, вненаучное, сверхнаучное понятие. Он считал ошибочным делать обычное для детерминистов заключение: не следует методологически условному основоположению опыта, научного познания явлений придавать значение онтологическое, метафизическое. Свобода в таком понимании есть лишь не-детерминизм (или анти-детерминизм) и не имеет никакого положительного определения. Ее понятие, считает Булгаков, исчерпывается отрицанием причинности, она приравнивается беспричинности, абсолютному окказионализму. Отрицательное понимание свободы, пишет он, как не-детерминизма, беспричинности или абсолютного окказионализма ставит ее вне мира, во внемирной пустоте бытия, и в таком истолковании с нею, конечно, легко справиться сторонникам детерминизма. Между тем свобода есть не только отрицательное, но и положительное понятие. Признавая свободу деяний человека и человечества, диалектику, а вернее, антиномию свободы и необходимости, Булгаков, однако, отдает предпочтение необходимости. Свобода есть общая основа творческого процесса, необходимость же определяет рамки этого процесса и постольку предетерминирует свободу, направляет ее путь.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема свободы в русской религиозной философии iconФормирование и развитие философии религии в русской религиозной философии
Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы фгаоу впо «Южный федеральный университет»
Проблема свободы в русской религиозной философии iconРабочая программа дисциплины Религиозная философия
Цель данного курса – знакомство учащихся с религиозной философией различных направлений; выяснение места религиозной философии в...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconПримеч
Проблема синтеза в русской философии (на примере философии В. С. Соловьева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова)
Проблема свободы в русской религиозной философии iconПроблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии л. М. Лопатина
Защита состоится «25» июня 2010 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (дм 212. 263. 07) в Тверском...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconРеферат по философии Тема: современная
К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), томизм, т е философия Фомы Аквинского и др
Проблема свободы в русской религиозной философии iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А мне всегда хотелось свободы в общем ее понимании, т е свободы думать и делать, творить и создавать, придумывать новые идеи, свободы...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconКурс лекций по истории русской философии. Спб.: Изд-во СпбГУ, 2009....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проблема свободы в русской религиозной философии icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Проблема свободы в русской религиозной философии iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconПроблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века
Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Проблема свободы в русской религиозной философии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconДоклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук (метафизическая,...
Частные науки, длительное время не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Отсюда, науки с необходимостью должны были...
Проблема свободы в русской религиозной философии iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск