Скачать 65.56 Kb.
|
БЕЗРАБОТНЫЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА М.И. Григорьева, Пермский государственный университет Динамика численности безработного населения России за последние 3 года говорит, что проблема безработицы продолжает оставаться актуальной для российского общества. Так, по данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения снизилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%, численность безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7%. [4] Безработные – это общественная группа, состоящая из населения трудоспособного возраста, представляющая носителей-продавцов резервной или отвергнутой рабочей силы, в определенный момент времени или навсегда выпадающей из рынка труда, как невостребованный товар, или теряющей свойства быть полезной для капитала [8,12]. Специалисты социальных служб и служб занятости населения при определении человека безработным руководствуются ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения», где сказано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [7]. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе, при этом, при отнесении лица к категории «безработный» должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, получающие услуги по обучению/переобучению/переподготовке по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, оплачиваемые за счет службы занятости населения.В отличие от российской практики, по методологии Международной организации труда (МОТ) к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. Так, безработным, по методологии МОТ, считается население в возрасте от 16 лет и старше, которые являются трудоспособными, но не занимались трудовой деятельностью, а также те, кто принял бы подходящую работу или организовал бы собственное дело в ближайшее время, если бы такая возможность возникла, и кто активно искал способы получить работу или начать свой бизнес самостоятельно или с помощью соответствующих служб.Безработные наряду с наименее квалифицированным рабочим и служащим, лицам, не имеющим профессий, вынужденными мигрантами и переселенцами, многодетными матерями, пенсионерами и инвалидами, согласно стратификационной модели Т.И. Заславской, относятся к узкому и маловлиятельному низшему слою российского общества [5, 302]. Основными чертами этой группы М.М. Горбатова и В.В. Нинштиль называют очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы, а также низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода [3].При этом, Т.И. Заславская, говоря о представителях данного социального слоя, дает им следующие социально-психологические характеристики [5, 304-305]:
Говоря о социальном портрете безработных И.Ф. Файзуллин отмечает, что среди них – 34,1 % были высвобождены в результате перестройки структуры предприятия или из-за банкротства, 35,4 % – уволились по собственному желанию в то время, когда в 1998 году первый показатель был почти в два раза больше. Среди респондентов, недовольных оплатой труда на прежнем месте работы преобладают те, кто уволился по собственному желанию (36,1 %). Около 75% опрошенных утверждают, что они за свои интеллектуальные способности не получают достойное вознаграждение, 30,1 % безработных говорят, что им не нравилось последнее место работы, 55,5 % респондентов готовы переквалифицироваться, 25,1% опрошенных согласились бы открыть собственное дело, таких в 1998 году было всего 11,2% [8, 14]. Следовательно, в «докризисные» 2004-2007 годы люди были более склонны к риску, к поиску условий труда, максимально удовлетворяющих их требованиям и способствующим раскрытию их потенциала. В январе же 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 22,4% [4]. Если характеризовать структуру безработных, то здесь можно отметить, что безработица городского и сельского населения в России характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В январе 2010г. это превышение составляло 1,7 раза [4]. Средний возраст безработных в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 5,3%, 20-24 года – 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2010г. составил 20,9% (в декабре 2009г. – 18,4%), в том числе среди городского населения – 19,2%, среди сельского населения – 24,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи, в среднем, по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения – 3,3 раза, сельского населения – 2,1 раза [4]. Если говорить о длительности нахождения в ситуации безработицы, то среди безработных 30,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,9% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в январе 2010г. составила, соответственно, 34,5% и 27,3% [4]. В численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность составила 1,8 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% – за счет молодежи до 20 лет, 47% – от 20 до 24 лет, 20% – 25-29 лет) [4]. Важной социальной характеристикой безработных также является адаптационный потенциал личности безработного, что обуславливает либо мотивацию безработного на трудоустройство, либо его настрой на получение статуса «безработный» и продолжение существования в данных условиях. С.А. Петунова говорит, что эффективность прохождения данного процесса зависит от ряда факторов: а) адекватность представлений уровня объективной и субъективной оценки конкурентоспособности; б) индивидуальные особенности личности безработных (интернальность, адекватная самооценка, экстаравертированпость, активность и пластичность нервной системы); в) взаимосвязь структурных элементов мотивационной сферы (ценностные ориентации и установки, отдельные мотивы), а также наличие высокой мотивации к трудовой деятельности [6, 19-20]. Все вышесказанное говорит, что безработные как представители низшего слоя российского общества обладают рядом социально опасных характеристик, поэтому социальная полтика и социальная работа должна быть направлена на повышение активности данной категории населения, повышение её человеческого и профессионально-трудового потенциала.Литература
|
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами | Малая группа и коллектив Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в... | ||
Темы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки... Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,... | Методические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа,... Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | ||
Регламентирование образовательного процесса на учебный год Дошкольная группа – 2 младшая группа – 15 мин., подготовительная к школе группа – 25 мин | 2. Ком муникативная, образовательная, социальная, контекстуальная,... Реклама как социальная технология, социальный институт современного общества и инструмент формирования стилей жизни. 2 | ||
Урока «безработица», «рабочая сила», «занятые», «безработные»; виды безработицы и показатель измерения уровня безработицы | Дисциплина: «Социальная психология» (зачет) Группа: 4зупп темы рефератов Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, словарь терминов, персоналии | ||
Программа дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»... Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»... Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,... | ||
Ежемесячная независимая школьная газета Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | Пригово р именем российской федерации Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | ||
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную... «Социальная психология» и «Ювенология и социология молодежи» и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной... | Гендерные различия в эффективности гипотензивной терапии лозартаном... Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и... | Педсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название... |