Безработные как социальная группа





Скачать 65.56 Kb.
НазваниеБезработные как социальная группа
Дата публикации25.11.2014
Размер65.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
БЕЗРАБОТНЫЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
М.И. Григорьева,

Пермский государственный университет
Динамика численности безработного населения России за последние 3 года говорит, что проблема безработицы продолжает оставаться актуальной для российского общества. Так, по данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения снизилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%, численность безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7%. [4]

Безработные – это общественная группа, состоящая из населения трудоспособного возраста, представляющая носителей-продавцов резервной или отвергнутой рабочей силы, в определенный момент времени или навсегда выпадающей из рынка труда, как невостребованный товар, или теряющей свойства быть полезной для капитала [8,12]. Специалисты социальных служб и служб занятости населения при определении человека безработным руководствуются ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения», где сказано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [7]. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе, при этом, при отнесении лица к категории «безработный» должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, получающие услуги по обучению/переобучению/переподготовке по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, оплачиваемые за счет службы занятости населения.

В отличие от российской практики, по методологии Международной организации труда (МОТ) к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. Так, безработным, по методологии МОТ, считается население в возрасте от 16 лет и старше, которые являются трудоспособными, но не занимались трудовой деятельностью, а также те, кто принял бы подходящую работу или организовал бы собственное дело в ближайшее время, если бы такая возможность возникла, и кто активно искал способы получить работу или начать свой бизнес самостоятельно или с помощью соответствующих служб.

Безработные наряду с наименее квалифицированным рабочим и служащим, лицам, не имеющим профессий, вынужденными мигрантами и переселенцами, многодетными матерями, пенсионерами и инвалидами, согласно стратификационной модели Т.И. Заславской, относятся к узкому и маловлиятельному низшему слою российского общества [5, 302]. Основными чертами этой группы М.М. Горбатова и В.В. Нинштиль называют очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы, а также низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода [3].

При этом, Т.И. Заславская, говоря о представителях данного социального слоя, дает им следующие социально-психологические характеристики [5, 304-305]:

  • глубокое отчуждение от власти, недоверие к её институтам, инициативам и реформам, сочетающееся с патерналистскими ожиданиями в адрес государства;

  • слабость гражданских, достижительных и либеральных ценностей, высокую ценность покоя и воли, рассматриваемых как отсутствие внешнего принуждения и внешних ограничений;

  • высокую значимость личностных и социальных сетей, преобладание ориентаций на семью или узкий круг близких людей, коллективизм, взаимопомощь;

  • неразвитость рациональных мотиваций, неодобрительное отношение к богатству, нерасчетливость поведения;

  • слабое уважение к формально-юридическим нормам, сниженный уровень моральных запретов, склонность к анархии;

  • слабая гражданская активность, отсутствие навыка борьбы за свои права, предпочтение стратегий скрытого саботажа при сохранении внешней покорности власти.


Говоря о социальном портрете безработных И.Ф. Файзуллин отмечает, что среди них – 34,1 % были высвобождены в результате перестройки структуры предприятия или из-за банкротства, 35,4 % – уволились по собственному желанию в то время, когда в 1998 году первый показатель был почти в два раза больше. Среди респондентов, недовольных оплатой труда на прежнем месте работы преобладают те, кто уволился по собственному желанию (36,1 %). Около 75% опрошенных утверждают, что они за свои интеллектуальные способности не получают достойное вознаграждение, 30,1 % безработных говорят, что им не нравилось последнее место работы, 55,5 % респондентов готовы переквалифицироваться, 25,1% опрошенных согласились бы открыть собственное дело, таких в 1998 году было всего 11,2% [8, 14]. Следовательно, в «докризисные» 2004-2007 годы люди были более склонны к риску, к поиску условий труда, максимально удовлетворяющих их требованиям и способствующим раскрытию их потенциала. В январе же 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию – 22,4% [4].

Если характеризовать структуру безработных, то здесь можно отметить, что безработица городского и сельского населения в России характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В январе 2010г. это превышение составляло 1,7 раза [4].

Средний возраст безработных в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 5,3%, 20-24 года – 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2010г. составил 20,9% (в декабре 2009г. – 18,4%), в том числе среди городского населения – 19,2%, среди сельского населения – 24,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи, в среднем, по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения – 3,3 раза, сельского населения – 2,1 раза [4].

Если говорить о длительности нахождения в ситуации безработицы, то среди безработных 30,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,9% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в январе 2010г. составила, соответственно, 34,5% и 27,3% [4].

В численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность составила 1,8 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% – за счет молодежи до 20 лет, 47% – от 20 до 24 лет, 20% – 25-29 лет) [4].

Важной социальной характеристикой безработных также является адаптационный потенциал личности безработного, что обуславливает либо мотивацию безработного на трудоустройство, либо его настрой на получение статуса «безработный» и продолжение существования в данных условиях. С.А. Петунова говорит, что эффективность прохождения данного процесса зависит от ряда факторов: а) адекватность представлений уровня объективной и субъективной оценки конкурентоспособности; б) индивидуальные особенности личности безработных (интернальность, адекватная самооценка, экстаравертированпость, активность и пластичность нервной системы); в) взаимосвязь структурных элементов мотивационной сферы (ценностные ориентации и установки, отдельные мотивы), а также наличие высокой мотивации к трудовой деятельности [6, 19-20].

Все вышесказанное говорит, что безработные как представители низшего слоя российского общества обладают рядом социально опасных характеристик, поэтому социальная полтика и социальная работа должна быть направлена на повышение активности данной категории населения, повышение её человеческого и профессионально-трудового потенциала.

Литература

  1. Employment and unemployment. Сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.ilo.org/global/What_we_do/Statistics/topics/Employment/lang--en/index.htm (проверено 28.05.2010).

  2. Васнев, С.А. Статистика: Учебное пособие/ С.А. Васнев. – Москва: МГУП, 2001. [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/index.html?part-013.htm (проверено 28.05.2010).

  3. Горбатова, М.М. Исследование социально-психологических характеристик и ценностно-смысловых ориентаций группы рабочей интеллигенции/ М.М. Горбатова, В.В. Нинштиль. [Электронный ресурс]: режим доступа http://kemsu2.narod.ru/2.3.htm (проверено 28.05.2010).

  4. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2010 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости). [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/41.htm (проверено 18.03.2010).

  5. Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие / Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2004.

  6. Петунова, С.А. Социально-психологические особенности адаптации безработных к современным требованиям рынка труда/ С.А. Петунова: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2004.

  7. О занятости населения: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1.

  8. Файзуллин, И.Ф. Безработица и основные пути ее сокращения/ И.Ф. Файзуллин: Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. – Уфа, 2007.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Безработные как социальная группа icon«Семья как социальный институт и малая социальная группа»
Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами
Безработные как социальная группа iconМалая группа и коллектив
Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в...
Безработные как социальная группа iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
Безработные как социальная группа iconМетодические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа,...
Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов
Безработные как социальная группа iconРегламентирование образовательного процесса на учебный год
Дошкольная группа – 2 младшая группа – 15 мин., подготовительная к школе группа – 25 мин
Безработные как социальная группа icon2. Ком муникативная, образовательная, социальная, контекстуальная,...
Реклама как социальная технология, социальный институт современного общества и инструмент формирования стилей жизни. 2
Безработные как социальная группа iconУрока
«безработица», «рабочая сила», «занятые», «безработные»; виды безработицы и показатель измерения уровня безработицы
Безработные как социальная группа iconДисциплина: «Социальная психология» (зачет) Группа: 4зупп темы рефератов
Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, словарь терминов, персоналии
Безработные как социальная группа iconПрограмма дисциплины «Социальная структура и социальная стратификация»...
Общество как развивающаяся система. Основные подходы к анализу социальной структуры общества
Безработные как социальная группа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»...
Цели освоения дисциплины «Социальная работа» формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики,...
Безработные как социальная группа iconЕжемесячная независимая школьная газета
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Безработные как социальная группа iconПригово р именем российской федерации
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Безработные как социальная группа iconУчебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную...
«Социальная психология» и «Ювенология и социология молодежи» и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной...
Безработные как социальная группа iconГендерные различия в эффективности гипотензивной терапии лозартаном...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Безработные как социальная группа iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и...
Безработные как социальная группа iconПедсовет мбоу сош №6 Выступление на педсовете з/д по увр вахромычева А. Г
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск