Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений





Скачать 425.38 Kb.
НазваниеСервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений
страница1/3
Дата публикации26.11.2014
Размер425.38 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Галкин Владимир Викторович

СервисНО-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений


05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах

(экономические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону-2008

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» на кафедре «Экономика и финансы»
Научный руководитель – доктор экономических наук, доцент

Андреева Лариса Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Матвеева Людмила Григорьевна
кандидат экономических наук

Гавринев Олег Владимирович
Ведущая организация: Центр общественных наук Московского

государственного университета

им М.В. Ломоносова

Защита состоится «15» октября 2008 г. в 15 час. 30 мин на заседании объединенного диссертационного совета по экономическим наукам ДМ 212.208.28 при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, ауд. 302.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. С авторефератом – на официальном сайте университета: www.sfedu.ru

Автореферат разослан «15»сентября 2008 г.
Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, объединенный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.




Ученый секретарь

диссертационного совета С.В.Гриненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Мировой экономический опыт управления в социальных и экономических системах определяет, что развитие современного финансового бизнеса в условиях глобальной информационной экономики невозможно без инновационного информационно-аналитического обеспечения. Стратегическими целями использования информационных технологий в экономике являются обеспечение развития бизнеса, его управляемости и качества, конкурентоспособности, снижения стоимости выполнения бизнес-процессов. Адекватность и оперативность управленческих решений выступает основой конкурентоспособности финансовых организаций, средством формирования ориентиров в глобальной экономической системе.

В развитии финансового бизнеса значительную роль играет его инфраструктура, в том числе информационная. Использование информационно-интеллектуальных систем обеспечивает конкурентоустойчивость современных финансовых организаций. Информатизация управления, рассматриваемая как стратегическое насыщение сферы производства финансовых услуг информацией и управление потоками непременный атрибут позиционирования банков, страховых, управляющих компаний и интегрированных бизнес-групп в системе глобализации финансовых отношений и, особенно, в условиях финансового кризиса.

В конкурентной борьбе на глобальном рынке решающее значение приобретают вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации. Информатизация является не только фундаментом поддержки, но главным элементом в системе принятия решения. На основе развития информационного капитала организации выстраиваются новые производственные технологии, формируются новые каналы дистрибуции, разрабатываются новые продукты и услуги.

В условиях усиления рисков неопределенности и информационной асимметрии деловые и финансовые информационные системы развиваются на основе новой сервисно-ориентированной архитектуры управления, которая обеспечивает поддержку принятия управленческих решений на основе современных информационных технологий. Благодаря информационно-аналитическим системам управления экономическим агентам рынка финансовых услуг открыт доступ к мировому потоку финансовой, статистической и научно-технической информации.

Степень научной разработанности проблемы определяется особенностью развития социальных и экономических систем в условиях усиления рисков глобального финансового кризиса, необходимостью формирования новой информационно-финансовой модели дистанционного взаимодействия экономических агентов рынка финансовых услуг с заинтересованными организациями, клиентами на основе новых правил, технологий и сетевых технологических систем с целью эффективного использования финансовых активов.

Особенности динамики развития субъектов рынка финансовых услуг, представлены в работах В. Белолипецкого, А. Грязновой, С. Дятлова, Л. Красавиной, О. Лаврушина, Г. Пановой, Т. Парамоновой, Э. Уткина и др. Эти ученые обосновывают роль и значение комплексных инструментов управления информационной обеспеченностью российских финансовых организаций для повышения их устойчивости на финансовом рынке.

Общая концептуальная проработка вопросов поддержки принятия управленческих решений на основе информационного управления была проведена иностранными учеными Дж. Гэлбрейтом, П. Дракером, Э. Тофлером, Дж. Соросом, Э. Де Сото, Дж. Стиглером, Дж. Стопфордом и др.

Исследования информационного управления в аспекте новых организационных моделей развития бизнеса были продолжены в работах М. Кастельса («информациональная экономика»), Э. Гриффина (информационное управление нематериальными активами), Ч. Сэведжа («информационное партнерство»). В рабатах этих ученых представленные методологические аспекты информационного управления экономическими системами на основе использования организационного и интеллектуального капитала.

Различные аспекты управления взаимоотношением экономических агентов, информационных инструментов организационного управления широко представлены в работах зарубежных ученых Г. Беккера, М. Блауга, С. Гроссмана, Д. Даймонда, Зингалеса, Ф. Истербрука, Р. Коуза, С. Маейрса, У. Меклинга, К. Менара, Г. Мине, Д. Норта К. Омае, Ф. Хаека, Д. Шнайдера и др.

Наиболее известными работами по информационному управлению экономических агентов являются исследования, проводимые Е. Логиновым, Н. Лябахом, Л. Матвеевой, Л.Г. А. Ракитовым, Р. Цвылевым. Особенностью этих исследований является оценка инструментов и технологий поддержки принятия эффективных управленческих решений в условиях информационной глобализации.

Направления использование сетевых подходов для организационного развития финансовых компаний инновационного типа предложены в работах Л. Андреевой, О. Белокрыловой, Г. Бурякова, Д. Гвишиани, В. Михайлова, Л. Игониной, Е. Миргородской, А. Калтырина, А. Наумова и др.

Разработкой программ совершенствования систем управления для российских компаний, включающих использование информационно-сетевых технологий и инновационных моделей развития, занимаются ученые: В. Бурков, В. Ириков,
Л. Дробышевская, М. Мескон, И. Кацко, В. Комаров, П. Лемешенко, Н. Розанова, М. Семенов и др.

Выявлению особенностей процесса информационного управления сложными объектами в социально-экономических системах, разработке информационных инструментов согласованности различных видов управленческих решений посвятили свои работы такие отечественные и зарубежные специалисты как: И. Ансофф, М. Боровская, Т. Барановская, О. Виханский, В. Глущенко, П. Друкер,
Э. Коротков, Н. Лябах, А. Радченко, М. Старр, М. Фалмер, С. Чудновская и др.

В российской экономической литературе стратегии информационного взаимодействия экономических агентов рынка на основе изменения институциональной среды представлены в работах С. Авдашевой, А. Аузана, Г. Антонова, Е. Балацкого, И. Бугаяна, А. Блохина, В. Година, С. Глазьева, Э. Гребенщикова,
А. Гранберга, В. Гребенникова, М. Ершова, М. Делягина, Р. Капелюшникова,
В. Кокорева, В. Овчинникова, Ю. Осипова, В. Полтеровича, М. Скорева, В. Тамбовцева, С. Шагиняна, Е. Ясина и др.

Отдавая должное этим и другим ученым, следует подчеркнуть, что их исследовательские работ посвящены основным теоретико-методологическим аспектам информационного управления акторов в условиях динамичного развития финансового рынка, тогда как рекомендации по формированию информационных инструментов, моделей, технологий, механизмов управления организационными, репутационными рисками экономических агентов рынка финансовых услуг в целях поддержания их устойчивости в условиях усиления рисков глобального финансового кризиса носят, как правило, ограниченный характер. Это определяет актуальность темы, направленность концептуальных положений, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является теоретико-методологическое обоснование приоритетов, инструментов и методов построения информационного обеспечения управления развитием экономических агентов финансового рынка в условиях риска ликвидности и повышенного спроса на ресурсы, поиск новых технологий взаимодействия, реализация принципиально новых информационных решений задач управления в социальных и экономических системах через мониторинг электронных финансовых транзакций.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

 исследовать макроэкономические и институциональные условия и особенности информационного управления финансовыми институтами в условиях глобализации;

 проанализировать инструменты и механизмы модернизации финансового рынка на основе информационно-сетевой модели управления компаний агентов;

 представить основные характеристики системы информационного менеджмента как системы институционально-сетевого управления развитием российских финансовых институтов;

 выявить проблемы и противоречия влияния информационной асимметрии на управление инфраструктурой финансового рынка в условиях кризиса;

 раскрыть особенности подходов к управлению динамикой информационного капитала как стратегии обеспечения сетевой безопасности экономических агентов в условиях реализации финансовых рисков;

 исследовать экономическое содержание информационных инструментов регулирования финансового рынка в условиях кризиса ликвидности;

 разработать механизм и инструментарий информационной поддержки принятия управленческих решений и комплексного обслуживания в финансовых организациях на основе сервис-ориентированной архитектуры;

 систематизировать концепции стратегического управления информационной прозрачностью финансовых компаний как сетевой модели развития интегрированных финансовых компаний.

Объектом исследования выступают сервисные информационно-аналитические системы управления поддержки принятия управленческих решений в управляющих компаниях, банках, банкостраховых группах и других финансовых организациях. Предметом исследования являются экономические условия, методы, модели и инструменты организации управления и поддержки принятия управленческих решений, а также совокупность экономических отношений, связанных с реализацией информационно-сетевой модели управления взаимодействием клиентов и участников этой системы.

Область исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности 05.13.10  Управление в социальных и экономических системах: п. 4.  Разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах; п. 12 Разработка новых информационных технологий в решении задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в разработке концептуальных принципов развития информационно-технологического инструментария оценки финансовой информации в условиях кризиса ликвидности для эффективной поддержки принятия управленческих решений на основе сервисно-ориентированной системы взаимодействия в качестве обеспечивающей инфраструктуры, нацеленной на темпоральные факторы развития конкурентоустойчивости, автоматизацию бизнес-процессов, выделение инфраструктурных сервисов, а также обеспечение информационного контроля. Наиболее рациональным подходом к решению проблем информационно-сетевого управления финансовых организаций и реализацией взаимосвязей информационных субъектов является разработка и практическое внедрение системы принятия решений, базирующейся на методах мониторинга взаимодействия с заинтересованными организациями и клиентами на основе электронных финансовых транзакций. Концепция сервисно-ориентированного управления проектируется на системном подходе, использовании интегрированных системообразующих информационных решений менеджмента, в основе которых заложены фундаментальные принципы реализации сетевых взаимосвязей финансовых и информационных трансакций экономических агентов рынка финансовых услуг.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории управления в социальных и экономических системах, развитие данной теории в контексте информационно-сетевой глобализации, инновационной динамики, информатизации; государственного регулирования, информационного менеджмента, синергетической концепции развития с учетом информационных параметров; труды российских, зарубежных ученых по вопросам формирования информационно-аналитической составляющей развития бизнеса, законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации, регулирующие информационную политику финансовых организаций, инструментально-методологические разработки управляющей компании «НМ-Траст» в области управленческой и информационной деятельности.

Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на применении общенаучных методов исследования в рамках системного подхода в единстве его институционально-технического, синергетического, структурно-уровневого и интегративного аспектов. Для решения поставленных задач использованы диалектический, проектный методы, табличные, графические приемы, модели теории активных систем, оптимизации, количественной и качественной оценки систем информационного взаимодействия.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют информационные источники Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов, фактологические сведения и данные внутрифирменной информации российских финансовых компаний, аналитические материалы, содержащиеся в трудах российский и зарубежных исследований, публикации в средствах массовой информации, данные российских и зарубежных порталов, Интранет-ресурсы «Номос-банка», «НМ-Траст», а также авторские материалы.

Нормативно-правовая база исследования представлена федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами министерств по изучаемой проблематике.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Движущими факторами развития финансовых организаций являются условия обеспечения конфиденциальности, безопасности информации, увеличения степени прозрачности работы компании, что предполагает высокий уровень компетентности специалистов, увеличивает погруженность в локальные задачи: информационные технологии обеспечивают возможность эффективного управления ресурсов финансовых организаций, способствуют формированию динамичной системы информатизации бизнеса. Использование аналитических возможностей информационного контроллинга позволяет рассматривать финансовые организации как информационный узел, в котором сходятся внешние входящие потоки информации, циркулируют внутренние потоки и формируется системный алгоритм оценки внешней среды на основе реинжиниринга бизнес-процессов.

2. Сетевые информационные технологии в современном финансовом бизнесе рассматриваются как совокупность методов, инструментов, и программно-технических средств, объединенных в информационно-технологическую цепочку, обеспечивающую создание, сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности; основными взаимосвязанными и усиливающими друг друга факторами развития информационных технологий в условиях глобализации рынка финансовых услуг выступают: усложнение информационных продуктов (услуг), задачи обеспечения совместимости продуктов (услуг), обработка больших массивов неструктурированной информации, ликвидация промежуточных звеньев в бизнес-процессах, глобализация экономики и конвергенция хозяйственных и социальных возможностей.

3. Внешние входящие информационные потоки представляют собой информацию, создаваемую во внешней деловой среде как совокупности экономических, политических, иных субъектов, действующих за пределами финансовых организаций, и отношений, складывающихся между ними и экономическими агентами (клиентами, партнерами, конкурентами, налоговыми е органами, органами власти и средствами массовой информации); внутренние информационные потоки, которые содержат поступившую извне и внутреннюю информацию для сетевого управления; в процессе формирования обобщенной модели информационного капитала финансовых организаций могут использоваться входящие (регулярные и нерегулярные) и внутренние информационные потоки, направленные на развитие сетевой модели бизнеса для реализации информационной поддержки принятия управленческих решений.

4. Активное влияние сетевых информационных систем на деятельность финансовых организаций тестируется не только при выполнении учетных, моделирующих функций, но и непосредственно в политике репутационного менеджмента, в системе управления рисками на основе информационно-финансового контроллинга и проявляется в том, что информационно-сетевая модель развития финансовой организации может рассматриваться как производственная система, управляемая финансовым рынком. Влияние финансового кризиса на качество трансакций финансовых организаций определяет необходимость объединения информационных ресурсов на основе взаимодействия различных типов сетей, создающих принципиально новую среду развития финансового бизнеса, основными факторами которой являются: диверсификация деятельности экономических агентов; открытие новых рынков капиталов, трансформирующих традиционные инвестиционные схемы деятельности; углубление сегментации потребительских групп; рост влияния сетевых технологий (автоматизации, систем коммуникаций, информационного, финансового контроллинга) на конкурентоустойчивость бизнеса; развитие интегрированных комплексов системных продуктов.

5. Современный контроллинг предусматривает учет основных положений стратегического менеджмента, что применительно к сетевой системе управления финансовых организаций определяет систему подготовки принятия решения финансовых компаний, информационная поддержка менеджмента которых обеспечивает возможность прогнозирования изменений внутренней или внешней среды. Системный подход к формированию оптимальной архитектуры финансового бизнеса позволяет обеспечить организаторов бизнес-процесса всей информацией, необходимой для детального анализа текущей ситуации и информационной поддержки управления бизнес-процессами по установленным целям; проанализировать и предложить возможные решения по реструктуризации и развитию бизнеса, предусмотреть необходимые шаги для совершенствования структуры компаний.

6. Использование информационных технологий обеспечивает возможность эффективной концентрации ресурсов для решения приоритетных задач финансовых организаций в условиях кризиса ликвидности, что определяет целесообразность разработки монолитных приложений на основе внедрения сервисно-ориентированной архитектуры, нацеленной на интенсивное развитие сквозных процессов в управлении финансовым бизнесом, а также эффективность использования ее средств и инструментов. Переход на сервисно-ориентированную систему информационного управления бизнес-процессами финансовых организаций определен задачами построения эффективной архитектуры сети, что выступает основой проектирования зрелых информационных комплексов, способных активно поддерживать развивающийся бизнес банков, страховых и управляющих компаний; в условиях финансового кризиса повышается значимость создания единого информационного пространства, обеспечивающего унификацию представления, хранения информации и доступа к ней, при котором сведения, имеющиеся в компании, могут быть получены по запросу в различных срезах и сочетаниях.

7. Новые подходы к информатизации контроллинга, внедрение инновационных систем поддержки принятия решения на основе методологии сервисно-ориентированной архитектуры призваны обеспечить конкурентоустойчивое функционирование интегрированных финансовых организаций и их структурных единиц в условиях финансовой нестабильности и ограниченности ресурсов, для обеспечения устойчивости финансовой компании текущий анализ, регулирование плановых, фактических показателей должны соответствовать проектной стратегической задаче. Особое внимание при реализации модели информационного управления следует уделять обеспечению системности решений; применение теории систем и системного анализа при построении, внедрении, использовании информационных инструментов, а также при принятии управленческих решений на основе разрешающих возможностей обеспечивает реализацию конкурентных преимуществ финансовых организаций в условиях системных рисков.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconРеферат. По предмету: «Маркетинг». На тему: «Маркетинг, как метод...
На тему: «Маркетинг, как метод принятия управленческих решений на предприятии. Методы принятия решений»
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconРабочая программа дисциплины
Цель курса показать взаимосвязь менеджмента и маркетинга в экономической деятельности предприятия, изучение основного инструментария...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconРабочая программа дисциплины
Цель курса показать взаимосвязь менеджмента и маркетинга в экономической деятельности предприятия, изучение основного инструментария...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconПрограмма дисциплины «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений»
Тема Сравнительный анализ экспертных систем и систем поддержки принятия решений
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconРабочая программа учебной дисциплины «Теория принятия решений (дополнительные главы)»
Предметом изучения курса является процесс разработки и принятия управленческих решений на базе системной концепции и экономико-математических...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconРабочая учебная программа теория принятия решений (дисциплина) для специальности
Предметом изучения курса является процесс разработки и принятия управленческих решений на базе системной концепции и экономико-математических...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconСистема временного вывода для интеллектуальных систем поддержки принятия решений*

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений icon"Автоматизированная система поддержки принятия решений по оценке...
...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений icon1. Основные понятия и определения теории анализа и принятия решений...
Вводные понятия теории анализа и принятия решений. Области применения. Лицо, принимающее решение (лпр). Альтернативы и критерии в...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconИнновационные парадигмы и технологии имитационного моделирования...
В докладе рассматриваются методологические, инструментальные, практические аспекты применения имитационного моделирования, его инновационных...
Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconКурсовой проект по дисциплине Методы принятия управленческих решений...

Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений iconМодель оценки альтернатив управления слабоструктурированными динамическими ситуациями 1
Рассмотрена интегрированная нечеткая система поддержки принятия решений в слабоструктурированных динамических ситуациях, включающая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск