Тематический план





Скачать 243.79 Kb.
НазваниеТематический план
Дата публикации21.07.2013
Размер243.79 Kb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Экономика > Тематический план
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Основные понятия менеджмента.

2. Место менеджмента среди научных дисциплин.

2.1 Менеджмент как практика, наука, искусство.

2.2 Развитие менеджмента как науки. Основные школы управления.

3. Природа управления. Цели и задачи менеджмента.

4. Направления управленческой деятельности.

5. Полный цикл процесса управления.

6. Уровни управления.


  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА


Английский термин «менеджмент» (management) в последние годы заменил россиянам привычное слово «управление», что, по мнению некоторых авторов, связано с необходимостью подчеркнуть характер управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, заключающийся в том, чтобы способствовать повышению эффективности (от лат. effectys – исполнение, действие) работы фирмы в рамках заданной свободы, проявляя максимум инициативы и не забывая об ответственности, что иллюстрируется приведенной ниже схемой:
Таким образом, если управление как процесс является функцией любых организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то менеджмент трактуется как управление социально-экономическими процессами в условиях рыночной экономики.

.А.Кохно и др. иногда определяют менеджмент как управление произ­водством, систему принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Таким образом, менеджмент и управление различаются тем, что менеджмент нацелен на достижение наивысшей эффективности и получение максимальной прибыли, тогда как управление - на выполнение каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана.

Еще одно отличие слова «management» от его русского эквивалента - в многозначности: как в английском, так и в русском языке менеджмент (управление) может означать как процесс, так и административно-управленческий персонал (совокупность менеджеров, руководителей различ­ных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением), но в русском языке управление может быть организационной структурой, а английское management - специфическим органом функционирующего коммерческого предприятия1 , что отражено на следующей схеме:



Понятие «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В связи с этим следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек, независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний наличие специфических качеств обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Иными словами, управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а отсутствие таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Менеджеры – это специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие) в условиях современного производства.

Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством управления коллективом организации или отдельного его подразделения. Это признанный лидер любого коллектива.

Менеджер – это и самостоятельная профессия с собственными специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками.

Управленческий процесс, осуществляемый людьми, облеченными властью, обладающими знаниями и опытом, может протекать только в рамках какой-то структуры, имеющей совокупность взаимосвязанных подразделений, т.е. иерархию управленческих уровней. При этом необходимо помнить, что управление осуществляется не только на коммерческих предприятиях (юридических лиц, преследующих в качестве основной цели своей деятель­ности извлечение прибыли, т.е. осуществляющих предпринима­тельство).

Таким образом, изучая менеджмент, мы должны осветить вопросы, касающиеся управленческих процессов, персонала и организационных структур. Учебная дисциплина «Менеджмент» рассматривает совокупность взаимосвязанных понятий, принципов, методов и методик, охватывающих все аспекты теории, практики и искусства управления, руководства и организации в условиях рыночной экономики.

Таким образом, менеджмент может означать: 1) процесс, вид деятельности, управленческую функцию в условиях рыночной экономики; 2) категорию людей (менеджеров), осуществляющих управленческую деятельность; 3) комплексную систему управления деятельностью предприятия (фирмы), нацеленную на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами; 4) область человеческого знания, помогающая осуществлять управленческие функции.
2. МЕСТО МЕНЕДЖМЕНТА СРЕДИ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Нельзя сказать, что дисциплина «Менеджмент» возникла и существует автономно. Менеджмент использует элементы многих совершенно различных наук:

- кибернетики (от греч. kybernetike – искусство управления) – науки об управлении, связи и переработке информации, в том числе исследовании операций,

- теории информации - раздела, в котором изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и ее передачи;

- системотехники – научного направления, охватывающего проектиро­вание, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем;

- психологии;

- теории принятия решений и других.
Вышесказанное можно иллюстрировать следующей схемой:


2.1 МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ИСКУССТВО
Из вышеприведенной схемы следует, что менеджмент можно рассматри­вать с трех точек зрения:

- как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;

- как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и целыми государствами;

- как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку, т.е. сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. По мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, можно ли действительно считать менеджмент наукой. Л.Гьюлик, американский теоретик в области управления, считает, что управление становится наукой, потому что оно регулярно изучает и систематизирует явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

В то же время многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, в том числе добившиеся очень больших успехов, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические «башни из слоновой кости», а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Поскольку деятельность руководи­телей-практиков состоит не только в том, чтобы рационально спроектировать работу для наиболее эффективного ее выполнения, но и в том, чтобы заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное, управление хотя бы частично можно считать искусством. Руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много факторов, что их трудно бывает просто выявить и тем более точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, влияющих на организацию, и о сложном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже не всегда возможно четко определить наличие этих отношений. В этих условиях управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты, которые помогают понять очень сложный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, тем самым помогая ему принимать более целесообразные решения и избегать ошибок.

2.2 РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
Рассматривая развитие теории и практики управления, Н.И. Кабушкин выделяет несколько периодов.

I период – период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящее хозяйство). Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государствен­ным хозяйством. В этот период (3000–2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумер (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Потом уже об управлении мы читаем у Платона (428/7–348/7 гг. до н.э.), который доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления (Политик, 263.d).

Другой великий мыслитель - Аристотель (384-322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечает Аристотель, дело это довольно хлопотное, а «поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией» (Политик, 1255. b 30-35).

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки – управления.

II период – индустриальный период (1776–1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит шотландскому экономисту и философу А.Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сложившихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение английского социалиста-утописта Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производст­вом, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект “аналитической машины” – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период – период систематизации научно-практических знаний (1856–1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формиру­ются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизи­рованные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди и были первыми менеджерами.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и в конечном счете мы можем представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ:
1. Школа научного управления (1885-1920 гг.)

2. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)

3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)

4. Школа поведенческих наук - бихейвиоризм (1950 г. - по наст. вр.)

5. Школа науки управления (1950 г. - по наст. вр.)
Различные авторы дают неодинаковые временные периоды, объединяют или дифференцируют 3-ю и 4-ую школы.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г., когда Ф.У.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традици­онно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание того, что организацией нужно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать ее целей, не возникло по мановению волшебной палочки, в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов века нынешнего. Основной силой, которая первоначально вызвала интерес к управлению, была промышленная революция в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США.

Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты Америки были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку в XIX веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы, состоящий из трудолюбивых людей. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех, желающих получить его. Образование способствовало увеличению числа людей, способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.

Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. Интересно, что в то время практически не существовало государственного регулирования бизнеса. Это позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, крупных предприятий, настолько крупных, что они требовали формализованных способов управления.

Появление и оформление управления как науки, как особой области научных исследований частично было ответом на потребность крупного бизнеса, частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично - достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.

Эволюция управления как научной дисциплины. Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, положения которых часто совпадали. Объекты управления - это и техника и люди. Следовательно, успехи в развитии теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях знания (математика, инженерные науки, психология, социология и даже антропология). По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же время в мире происходят быстрые перемены. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения, и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые методологии, подходы.

В табл. 1 представлен вклад четырех школ в развитие управленческой мысли.
Следует подчеркнуть, что школы пересекаются в некоторых вопросах теории и практики и что в рамках одной организации можно найти элементы всех этих подходов.


Таблица 1 - Вклад различных направлений в развитие менеджмента

3. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
Природа современного менеджмента двояка: с одной стороны, управление – это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса, а с другой стороны, управление – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наемным трудом как непосредственным производителем и собственником средств производства. Труд по управлению предполагает выполнение общественно необходимых задач по регулированию, организации, координации и контролю социально-экономических процессов.

При этом системы мер по надзору и контролю охватывают как капитал, так и приводящую его в движение рабочую силу. Как функция собственности управление выступает в качестве «командования» над трудом, ибо собственность – материальная основа жизни общества – реально обеспечивает право управления социально-экономическими процессами классу собственников (капиталовладельцев).

Еще в начале промышленной революции управление приобрело характер производительной деятельности, вне которой сколько-нибудь упорядоченное функционирование общественного производства практически невозможно. Благодаря ему удовлетворяется потребность в единой административной воле на предприятии, необходимой для результативности производственного процесса.

К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала владельцы средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифици­рованным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры, во всяком случае первоначально, являются исполнителями, проводниками воли владельца на предприятии. Однако впоследствии, в ходе процессов специализации и профессионализации, деятельность по управлению обособляется в виде самостоятельной функции. Этот процесс был подмечен уже классиками буржуазной социологической теории. Еще Макс Вебер1 пытался обосновать тезис о том, что по мере развития капиталистичес­кого общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Также рассуждает и современный американский социолог Д.Белл2: «Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым “пролетариатом”. Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает». Цель этой аргументации состоит в том, чтобы дать анализ противоречий капитализма в аспекте верховенства отношений управленческих, функциональных. Следует вывод, будто совершенствование управленческих отношений со временем даст толчок к реализации некой «рациональной модели общества», организованной на сугубо научных началах.

Начиная новое дело, создавая коммерческое предприятие, предпринима­тель, естественно, хочет получить определенную прибыль. Однако выбирая область своего бизнеса, необходимо ориентироваться на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных покупателей, потребителей и клиентов. Функционируя в условиях непрекращающейся конкуренции, фирма должна заботиться о постоянном наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества. В связи с этим логично говорить как о результативности, так и об эффективности предприятия, т.е. в первом случае мы можем оценивать результаты деятельности, а во втором - степень выгодности предприятия (например, как отношение результата к издержкам). Повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собствен­но руководство и управление. При этом необходимо различать эти два поня­тия. Если управление есть элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ, то руководство можно определить как процесс более высокого порядка, главной составляющей которого является определение миссии и цели организации. Другими словами, руководство - это направление действий на выполнение плана, ответ на вопрос: «Что делать?», а управление - обеспечение выполнения плана, т.е. ответ на вопрос: «Как делать?» и реализация плана с помощью подчиненных. Классический пример дифференци­ации этих понятий - двое в автомобиле. Один - за рулем, другой - рядом. Тот, кто рядом с водителем, ставит цель: «Поедем в ресторан “Прага”». Он не указывает, по каким улицам и с какой скоростью ехать. Автомобилем управляет тот, кто за рулем - водитель. Конечно, при работе с персоналом приходится отвечать и на более сложный вопрос: кем достаточно только руководить, а кем и руководить, и управлять. А это уже зависит от квалификации ваших сотрудников, опыта работы, сложности задания и других факторов.

Другая цель менеджмента - обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а с другой – как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.

Из вышесказанного вытекают задачи процесса управления любой организации - повышение прибыльности, снижение издержек и элиминиро­ва­ние (исключение) рисков. Для некоммерческих организаций (к каковым теперь также применимо понятие менеджмента) актуальным является как раз минимизация затрат (расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию). Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той или иной долей риска.
4. НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривая менеджмент как процесс и принимая во внимание его цели и задачи, следует подчеркнуть необходимость управления всеми направлениями производственно-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. в идеале управленческая работа на предприятии должна охватывать следующие области:

1) материально-техническое снабжение;

2) технологию (подготовка производства и собственно производство);

3) кадры;

4) финансы;

5) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР);

6) маркетинг.

В связи с этим возникает необходимость функциональных видов менеджмента: технологического (производственного), финансового, кадрового, инновационного и др.

С некоторых пор возникла необходимость выделения еще одного вида менеджмента - логистики, т.е. комплексного управления материальными потоками, которые отслеживаются на этапах снабжения, производства и сбыта.
5. ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
В своей работе «Стратегическое управление» (пер. с англ., М., 1989) И.Ансофф интерпретирует цикл процесса управления следующим образом.

Управление - это деятельность, направленная на решение проблем, которую также можно рассматривать как сложный информационный процесс. Роль руководителя характеризуется следующей цепочкой действий:

1) формулирование целей для данной организации;

2) выявление проблем и возможных вариантов их решения как внутри данной организации, так и вне ее, т.е. выявление настоящих и будущих возможных отклонений от принятого курса, а также настоящих и будущих перспектив усложнения целей;

3) анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на деятельность фирмы;

4) разработка подходов к решению проблем и выбору вариантов;

5) анализ возможных последствий планируемой деятельности;

6) выбор предпочтительной альтернативы;

7) программирование и разработка бюджета выбранной альтернативы;

8) руководство осуществлением программ, включая коммуникации и мотивацию;

9) оценка степени достижения целей;

10) отслеживание важнейших тенденций и возможных сбоев как в деятельности фирмы, так и в ее окружении.

Если все стоящие перед руководителем проблемы разбивать на десять упомянутых этапов и

выполнять их с одинаковой степенью интенсивности, управление станет сложным и негибким процессом. За многие годы практика хозяйственной деятельности создала ряд различных, менее трудоемких методов и путей решения проблем все возрастающей сложности и сопряженных с нежелательными последствиями.

6. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний.

Толчок к разделению управления на верхний, средний и нижний уровни дала промышленная революция в Европе в XVIII в. Сначала выделились верхнее и нижнее звенья управления. Слово «мастер» стало страшным и ненавистным. Мастера чаще подбирались по физическим данным, чем по умению обходиться с людьми. Среднее звено вычленилось по мере увеличения размеров и сложности фирм, более осмысленного подхода к управлению.

Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Тем не менее большинство управляющих выполняют все пять функций управления.

Итак, нельзя порознь изучать или осваивать функции управления верхнего, среднего или нижнего уровня. Когда говорят об одном из них, по существу, речь идет обо всех трех.

Следует подчеркнуть, что ясно и четко определить каждый из трех уровней управления невозможно. Поэтому мы даем только рабочие определения, т.к. каждая фирма определяет уровни управления в соответствии со своими особенностями. Здесь, вероятно, следует напомнить о влиянии следующих факторов: сложность организационной структуры, численность работающих, суть самого бизнеса и др.

Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентри­руют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность.

К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут быть несколько вице-президентов, ответственных за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу.

Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня.

Нижний уровень управления – это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Новичок начинает свою деятельность с должности управляющего нижнего уровня. Если он удержится на этой должности от года до пяти лет, его могут продвинуть по служебной лестнице до управляющего среднего уровня. На этой должности он будет считаться начинающим управляющим (все управляющие в течение первых десяти лет своей деятельности считают себя начинающими). Как бы ни была полезна и важна подготовка руководителей в вузах и на курсах, она никогда не заменит конкретной практической работы. Это справедливо даже для получивших ученую степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. Чтобы стать хорошим управляющим, необходимо правильно сочетать теоретическую подготовку, полученную во время учебы, с практическим опытом.

Управляющие среднего уровня отвечают прежде всего за производитель­ность и эффективность контролируемых ими операций. Эффективность означает способность выполнять работу с минимальными потерями материалов и времени. Результативность – это способность сделать работу и сделать ее хорошо. Именно управляющие среднего уровня должны следить за тем, чтобы работа выполнялась и экономично, и эффективно. Как говорится, важен результат. Управляющих увольняют чаще всего за их неспособность достичь намеченных результатов.

Чем обычно занимаются управляющие среднего уровня большую часть своего рабочего дня? Во-первых, они планируют и распределяют работу на следующий день или на неделю. Во-вторых, они осуществляют связь между производственным персоналом и более высоким руководством. В-третьих, они принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных и иных операций. В-четвертых, что очень важно, они руководят другими людьми – либо управляющими нижнего уровня, либо (в небольших организациях) рядовыми работниками.

Управляющие среднего или нижнего уровня могут также участвовать в приобретении заказанных материалов и комплектующих изделий и проверке их качества, в работе с кадрами, в проведении совещаний по технике безопасности, качеству продукции, недостаткам в работе, распределению прибыли, в подготовке отчетов о финансовой и производственной деятельности, в решении больших и малых, но всегда многочисленных проблем. Некоторые проблемы, например, плохое планирование, обусловлены личными недостатками управляющего, другие – недостатками его подчиненных, например, халатным отношением к работе. Ряд проблем возникает по вине руководства или других подразделений. Многие проблемы вызваны государственным законодательством или требованиями потребителей, а руководство требует их разрешения от руководителей низшего уровня. В этих условиях они должны рассматривать любую проблему как возможность проявить свои способности справляться с трудностями.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления (рис. 2).



Рис. 2 - Уровни управления
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководст­вом, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных

заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рис.3).


Рис. 3 - Соотношение затрат времени по уровням и функциям управления
Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров, на среднем – 50%, на низшем – около 70% (рис. 4).

Рис. 4 - Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления
Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис. 5). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.

Как видно из рис. 5, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту соответственно возрастает.


Рис. 5 - Распределение рабочего времени по менеджменту и специальности
Приведенная классификация уровней управления имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

Задание для самостоятельной работы
Укажите задачи и цели менеджмента





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план iconТематический план изучения дисциплины 24 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18
Тематический план iconТематический план дисциплины тематический план изучения дисциплины
Модуль Методология статистической оценки и анализ развития международного и внутреннего туризма
Тематический план iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»
Тематический план iconТематический план преподавания дисциплины «процессы и аппараты пищевых производств»
Тематический план составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Тематический план iconУчебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе...
Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики...
Тематический план iconТематическое планирование по мхк 10 11 классы
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
Тематический план iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Тематический план iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
Тематический план iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Тематический план iconТематический план изучения дисциплины 22 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16
Тематический план iconТематический план для студентов очной 5 формы обучения 5 Тематический...
Автор: Калинин И. Б., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала...
Тематический план iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Тематический план iconУчебно-тематический план Календарно-тематический план
Титульный лист – это своего рода визитная карточка программы. Поэтому на нем должна содержаться только самая необходимая информация:...
Тематический план iconПояснительная записка содержание программы тематический план (10...
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск