Документ предоставлен КонсультантПлюс
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года Номер государственной
регистрации
180эк/сп Вводится
с момента утверждения ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 060400 "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ" КВАЛИФИКАЦИЯ: ЭКОНОМИСТ 1. Общая характеристика специальности
060400 "Финансы и кредит" 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - экономист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Экономист по специальности "Финансы и кредит" должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня; банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, Министерстве финансов РФ, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Специальность "Финансы и кредит" дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности "Финансы и кредит", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 060400
"Финансы и кредит" 3.1. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста по специальности "Финансы и кредит", к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
3.4. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы экономиста по специальности "Финансы и кредит" определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Финансы и кредит" должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки экономиста
по специальности 060400 "Финансы и кредит"
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего
часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
| 1800
| ГСЭ.Ф.00.
| Федеральный компонент
| 1260
|
ГСЭ.Ф.01.
|
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцен-
туации и ритма нейтральной речи в изучаемом язы-
ке; основные особенности полного стиля произно-
шения, характерные для сферы профессиональной
коммуникации; чтение транскрипции; лексический
минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц
общего и терминологического характера; понятие
дифференциации лексики по сферам применения (бы-
товая, терминологическая, общенаучная, официаль-
ная и другая); понятие о свободных и устойчивых
словосочетаниях, фразеологических единицах; по-
нятие об основных способах словообразования;
грамматические навыки, обеспечивающие коммуника-
цию общего характера без искажения смысла при
письменном и устном общении; основные граммати-
ческие явления, характерные для профессиональной
речи; понятие об обиходно-литературном, офици-
ально-деловом, научных стилях, стиле художест-
венной литературы; основные особенности научного
стиля; культура и традиции стран изучаемого язы-
ка, правила речевого этикета; говорение; диало-
гическая и монологическая речь с использованием
наиболее употребительных и относительно простых
лексико-грамматических средств в основных ком-
муникативных ситуациях неофициального и офи-
циального общения; основы публичной речи (устное
сообщение, доклад); аудирование; понимание
диалогической и монологической речи в сфере бы-
товой и профессиональной коммуникации; чтение;
виды текстов: несложные прагматические тексты и
тексты по широкому и узкому профилю специаль-
ности; письмо; виды речевых произведений:
аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное
письмо, деловое письмо, биография
|
340
| ГСЭ.Ф.02.
| ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическая культура в общекультурной и профес-
сиональной подготовке студентов; ее социально-
биологические основы; физическая культура и
спорт как социальные феномены общества; законо-
дательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте; физическая культура личности;
основы здорового образа жизни студента; особен-
ности использования средств физической культуры
для оптимизации работоспособности; общая физи-
ческая и специальная подготовка в системе физи-
ческого воспитания; спорт; индивидуальный выбор
видов спорта или систем физических упражнений;
профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов; основы методики самостоятельных заня-
тий и самоконтроль за состоянием своего орга-
низма
| 408
| ГСЭ.Ф.03.
| ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Сущность, формы, функции исторического знания;
методы и источники изучения истории; понятие и
классификация исторического источника; оте-
чественная историография в прошлом и настоящем:
общее и особенное; методология и теория истори-
ческой науки; история России - неотъемлемая
часть всемирной истории; античное наследие в
эпоху Великого переселения народов; проблема
этногенеза восточных славян; основные этапы ста-
новления государственности; Древняя Русь и ко-
чевники; византийско-древнерусские связи; осо-
бенности социального строя Древней Руси; этно-
культурные и социально-политические процессы
становления русской государственности; принятие
христианства; распространение ислама; эволюция
восточнославянской государственности в XI - ХII
вв.; социально-политические изменения в русских
землях в XII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы
взаимовлияния; Россия и средневековые государст-
ва Европы и Азии; специфика формирования единого
российского государства; возвышение Москвы;
формирование сословной системы организации
общества; реформы Петра I; век Екатерины; пред-
посылки и особенности складывания российского
абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия;
особенности и основные этапы экономического раз-
вития России; эволюция форм собственности на
землю; структура феодального землевладения; кре-
постное право в России; мануфактурно-промышлен-
ное производство; становление индустриального
общества в России: общее и особенное; обществен-
ная мысль и особенности общественного движения
России XIX века; реформы и реформаторы в России;
русская культура XIX века и ее вклад в мировую
культуру; роль XX столетия в мировой истории;
глобализация общественных процессов; проблемы
экономического роста и модернизации; революции
и реформы; социальная трансформация общества;
столкновение тенденций интернационализма и на-
ционализма, интеграции и сепаратизма, демократии
и авторитаризма; Россия в начале XX века;
объективная потребность индустриальной модерни-
зации России; российские реформы в контексте
общемирового развития в начале века; политиче-
ские партии России: генезис, классификация, про-
граммы, тактика; Россия в условиях мировой войны
и общенационального кризиса; революция 1917 го-
да; гражданская война и интервенция, их резуль-
таты и последствия; российская эмиграция;
социально-экономическое развитие страны в
20-е годы; НЭП; формирование однопартийного по-
литического режима; образование СССР; культурная
жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс
на строительство социализма в одной стране и его
последствия; социально-экономические преобразо-
вания в 30-е годы; усиление режима личной власти
Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне
и в начальный период второй мировой войны; Вели-
кая Отечественная война; социально-экономическое
развитие, общественно-политическая жизнь, куль-
тура, внешняя политика СССР в послевоенные годы;
холодная война; попытки осуществления полити-
ческих и экономических реформ; НТР и ее
влияние на ход общественного развития; СССР
в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных
явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.;
перестройка; попытка государственного переворота
в 1991 году и ее провал; распад СССР; Бело-
вежские соглашения; октябрьские события 1993 г.;
становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной
социально-экономической модернизации; культура в
современной России; внешнеполитическая деятель-
ность в условиях новой геополитической ситуации
|
| ГСЭ.Ф.04.
| КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Структура и состав современного культурологи-
ческого знания; культурология и философия куль-
туры, культурная антропология; культурология и
история культуры; теоретическая и прикладная
культурология; методы культурологических иссле-
дований; основные понятия культурологии: культу-
ра, цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, субъект культуры, культурогенез, дина-
мика культуры, язык и символы культуры, культур-
ные коды, межкультурные коммуникации, культурные
ценности и нормы, культурные традиции, культур-
ная картина мира, социальные институты культуры,
культурная самоидентичность, культурная модерни-
зация; типология культур; этническая и нацио-
нальная, элитарная и массовая культуры; восточ-
ные и западные типы культур; специфические и
"серединные" культуры; локальные культуры; место
и роль России в мировой культуре; тенденции
культурной универсализации в мировом современном
процессе; культура и природа; культура и общест-
во; культура и глобальные проблемы современ-
ности; культура и личность
|
| ГСЭ.Ф.05.
| ПОЛИТОЛОГИЯ
Объект, предмет и метод политической науки;
функции политологии; политическая жизнь и власт-
ные отношения; роль и место политики в жизни
современных обществ; социальные функции полити-
ки; история политических учений, российская по-
литическая традиция: истоки, социокультурные ос-
нования, историческая динамика; современные по-
литологические школы; гражданское общество, его
особенности; особенности становления гражданско-
го общества в России; институциональные аспекты
политики; политическая власть; политическая сис-
тема; политические режимы, политические партии,
электоральные системы; политические отношения и
процессы; политические конфликты и способы их
разрешения; политические технологии; политичес-
кий менеджмент; политическая модернизация; поли-
тические организации и движения; политические
элиты; политическое лидерство; социокультурные
аспекты политики; мировая политика и международ-
ные отношения; особенности мирового политическо-
го процесса; национально-государственные интере-
сы России в новой геополитической ситуации; ме-
тодология познания политической реальности; па-
радигмы политического знания; политическая ана-
литика и прогностика
|
| ГСЭ.Ф.06.
| ПРАВОВЕДЕНИЕ
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты. Основные
правовые системы современности. Источники рос-
сийского права. Закон и подзаконные акты. Систе-
ма российского права. Отрасли права. Правонару-
шение и юридическая ответственность. Значение
законности и правопорядка в современном общест-
ве. Правовое государство. Конституция Российской
Федерации - основной закон государства. Особен-
ности федеративного устройства России. Система
органов государственной власти в Российской
Федерации. Экологическое право. Правовые основы
защиты государственной тайны. Основы правового
регулирования экономической деятельности: поня-
тие правового регулирования экономических
отношений; государственное регулирование и
управление в сфере экономики; административная
ответственность; лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности; ответствен-
ность за нарушение антимонопольного законода-
тельства. Гражданское право: специфические
особенности гражданско-правового регулирования;
правовое положение субъектов предпринимательской
деятельности; организационно-правовые формы
юридических лиц; право собственности и
его защита; общие положения об обязательствах
и договорах; сроки и исковая давность;
основные договоры в хозяйственной деятельности;
правовое регулирование расчетов; защита
нарушенных прав и судебный порядок разрешения
споров. Трудовое право: трудовой договор
(контракт), порядок его заключения и основания
прекращения; перевод на другую работу; обеспече-
ние занятости высвобождаемых работников; дисцип-
линарная и материальная ответственность работни-
ка; порядок рассмотрения трудовых споров. Зако-
нодательство в области финансов, банков и бух-
галтерского учета: характеристика финансовых
правоотношений; основные институты финансового
права; правовые основы финансового контроля; на-
логовое регулирование предпринимательской дея-
тельности; ответственность за нарушение налого-
вого законодательства; правовое регулирование
отношений в области банковской деятельности;
правовой статус Банка России; понятие кредитной
организации; меры, применяемые Банком России в
случае нарушения банковского законодательства;
правовое регулирование валютных отношений; виды
ценных бумаг и их правовой режим, правовое регу-
лирование эмиссии и обращения ценных бумаг; юри-
дическая ответственность участников рынка ценных
бумаг, общая характеристика законодательства в
сфере страховой деятельности, страховое право-
отношение, договор страхования и его условия,
страховые санкции
|
| ГСЭ.Ф.07.
| ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Психология: предмет, объект и методы психологии;
место психологии в системе наук; история разви-
тия психологического знания и основные направле-
ния в психологии; индивид, личность, субъект,
индивидуальность; психика и организм; психика,
поведение и деятельность; основные функции пси-
хики; развитие психики в процессе онтогенеза и
филогенеза; психология личности; структура пси-
хики; соотношение сознания и бессознательного;
основные психические процессы; структура созна-
ния; познавательные процессы; ощущение; воспри-
ятие; представление; воображение; мышление и
интеллект; творчество; внимание; эмоции; психи-
ческая регуляция поведения и деятельности; обще-
ние и речь; межличностные отношения; психология
малых групп; межгрупповые отношения и взаимо-
действия. Психология делового общения: личность,
психологические типы, архетип, взаимодействие,
перцепция, коммуникация, конформизм, нонкон-
формизм, референтная группа, атрибуция, иденти-
фикация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вер-
бальная и невербальная коммуникация, конфликт,
этические нормы общения; национально-психологи-
ческие типы; универсальные этические и психоло-
гические нормы и принципы; психология и общест-
во; психология и труд; экономическая, правовая
психология; модели политической психологии: фе-
деральный и региональный аспект; психология гло-
бальных проблем современности; психология и
личность: телесная психология и психология пов-
седневности, профессиональная психология, психо-
логия и культура ноосферного мышления; деловые
переговоры: характер их, определение целей, ор-
ганизация, методы и навыки ведения деловых пере-
говоров; способы оценки достигнутых в процессе
переговоров соглашений. Педагогика: объект,
предмет, задачи, функции, методы педагогики; ос-
новные категории педагогики: образование, воспи-
тание, обучение, педагогическая деятельность,
педагогическое взаимодействие, педагогическая
технология, педагогическая задача; образование
как общечеловеческая ценность; образование как
социокультурный феномен и педагогический про-
цесс; образовательная система России; цели, со-
держание, структура непрерывного образования,
единство образования и самообразования; педаго-
гический процесс; образовательная, воспитатель-
ная и развивающая функции обучения; воспитание
в педагогическом процессе; общие формы организа-
ции учебной деятельности; урок, лекция, семи-
нарские, практические и лабораторные занятия,
диспут, конференция, зачет, экзамен, факульта-
тивные занятия, консультация; методы, приемы,
средства организации и управления педагогическим
процессом; семья как субъект педагогического
взаимодействия и социокультурная среда воспита-
ния и развития личности; управление образова-
тельными системами
|
| |