Скачать 0.98 Mb.
|
Утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от ________2012 №______ Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2011 году» Редакционная коллегия: М Р.Шагиахметов - министр экономики Республики Татарстан, главный редактор А.А.Здунов - заместитель министра, заместитель главного редактора Составители: Б.Е.Михайлов - начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности И.П.Анискин - начальник отдела инновационной деятельности Л.Ш.Хабибуллина - заместитель начальника отдела инновационной деятельности Н.С.Амосова - ведущий советник отдела инновационной деятельности И.Р.Данилова - ведущий советник отдела инновационной деятельности ОГЛАВЛЕНИЕ Оглавление 3 1. Макроэкономические показатели инновационной деятельности 4 2. Нормативноправовое регулирование инновационной деятельности 11 3. Итоги разработки и реализации федеральных и республиканских программ, приоритетных с точки зрения перспектив инновационного развития 18 4. Взаимодействие в рамках Ассоциации инновационных регионов России 29 5. Итоги взаимодействия с федеральными институтами развития 43 6. Итоги работы финансовых институтов развития 54 7. Итоги реализации инновационного меморандума Республики Татарстан на 2011-2013 годы: научно-образовательная деятельность и венчурное финансирование 61 8. Основные результаты деятельности субъектов инновационной инфраструктуры 71 ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ целях мониторинга состояния инновационной сферы Республики Татарстан проведен анализ основных макроэкономических показателей и выявлены следующие результаты. Объем отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2011 году увеличился на 17,7 % по сравнению с 2010 годом и составил 195 968,9 млн. рублей (рис. 1.1). Рис. 1.1. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг собственными силами, млн. рублей Причем 127 390,1 млн. рублей (65%) инновационной продукции отгружено в г. Альметьевске, 21 354,2 млн. рублей (10,9%) – в г. Набережные Челны, 19 828,0 (10,1%) и 19 456,5 (9,9%) млн. рублей – в г. Нижнекамске и г. Казани соответственно. Сфера деятельности организаций промышленности, лидирующих по объему отгруженной инновационной продукции, преимущественно связана с добычей полезных ископаемых (65% объема отгруженной инновационной продукции, или 127 273,7 млн. рублей), производством транспортных средств и оборудования (13,6%, или 26 592,7 млн. рублей) и химической промышленностью (11,5%, или 22 459,2 млн. рублей). Отгрузка товаров, связанных с нанотехнологиями, по крупным и средним предприятиям составила 754,1 млн. рублей. Всего по полному кругу предприятий, имеющих отношение к сфере наноиндустрии, отгрузка товаров и услуг в 2011 году составила около 2 500 млн. рублей. Инновационная продукция организаций промышленности республики представлена в основном продукцией, подвергавшейся усовершенствованию (2011г. – 77,4%, 2010г. – 79,4%). Доля вновь внедренной продукции в организациях промышленности увеличилась по сравнению с 2010 годом на 24,2% (рис. 1.2). Рис. 1.2. Объем отгруженной инновационной продукции собственного производства предприятиями промышленного производства Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров собственного производства осталась на уровне 2010 года и составила 15,6% (рис. 1.3). Рис. 1.3. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % По сравнению с 2010 годом количество научных организаций в республике увеличилось на 20 единиц за счет роста числа научно-исследовательских и прочих организаций (рис.1.4). Рис. 1.4. Динамика численности научных организаций в Республике Татарстан Среди представленных в Татарстане в 2011 году научных организаций 40,6% составляют научно-исследовательские организации, 20,8% - высшие учебные заведения, 11,3% - проектно-конструкторские организации, 12,3% - НИИ и КБ на промышленных предприятиях и 15,0% - прочие научные организации (рис. 1.5). Рис. 1.5. Распределение научных организаций по типам Удельный вес предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных предприятий в 2011 году составил 18,1% (в 2010 году – 14,9%), а удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров инновационно активных предприятий (промышленности и сферы услуг) – 20,2% (в 2010 году – 21,2%). В 2011 году среди регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан занимала 3 место по численности работников научных организаций, уступая Нижегородской и Самарской областям. С 2010 года численность персонала научных организаций и специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, увеличилась незначительно (на 0,6% и 1,2% соответственно) и составила 13258 и 7590 человек соответственно (рис. 1.6). Рис. 1.6. Численность работников научных организаций В 2011 году в Республике Татарстан выполняли научные исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, 12 организаций (в 2010 году – 7 организаций) в составе 753 исследователей (в 2010 году – 302 исследователя). В 2011 году Республика Татарстан сохранила 1 место в Приволжском федеральном округе по количеству выданных патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (999 шт.). Указанный показатель патентной активности отражает бесспорную значимость республики в генерации интеллектуальной собственности. В 2011 году объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в республике увеличился на 25% по сравнению с 2010 годом и составил 8,6 млрд. рублей (рис. 1.7). Рост произошел преимущественно в результате увеличения в 1,6 раза затрат за счет средств предпринимательского сектора. Рис. 1.7. Внутренние затраты на исследования и разработки Республики Татарстан За одиннадцатилетний период (начиная с 2000 года) объем внутренних затрат на научные исследования и разработки республики вырос в 7 раз. В рейтинге регионов Приволжского федерального округа по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2011 году Республика Татарстан занимает 3 место, уступая Нижегородской и Самарской областям (рис. 1.8). Рис. 1.8. Внутренние затраты на научные исследования и разработки регионов Приволжского федерального округа Структура источников финансирования внутренних затрат на исследования и разработки выглядит следующим образом (рис. 1.9): - бюджетные средства - 29 %, - предпринимательский сектор - 34,1 %, - собственные средства хозяйствующих субъектов - 26,9 %, - организации государственного сектора - 9,0 % - внебюджетные фонды - 1,0 %. Рис. 1.9. Источники финансирования внутренних затрат на исследования и разработки Структура расходования средств в разрезе областей науки в 2011 году осталась по сравнению с предыдущим годом практически неизменной (рис. 1.10). Более трети средств (76,3 %) направлялись на осуществление технических исследований, в то время как на реализацию исследований естественно-научного и сельскохозяйственного направлений было выделено 15,2 % и 3,2 % общей доли затрат соответственно. Удельный вес всех остальных секторов не превысил 3 % в структуре затрат. Рис. 1.10. Распределение внутренних затрат на научные исследования и разработки по областям науки Объем внутренних затрат на научные исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, в 2011 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом и составил 418,1 млн. рублей. 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из важнейших национальных социально-экономических задач стал перевод экономики на инновационный путь развития. В предыдущие годы в нашей стране была проделана большая работа по формированию законодательных основ, созданию инфраструктуры, подготовке кадров и информационному обеспечению инновационной деятельности. Более того, результаты финансового кризиса отчетливо показали, что инновационный путь развития экономики сегодня является единственно возможным для России. Нами поставлены амбициозные задачи создания в республике высокотехнологичной, инновационно развитой и инвестиционно привлекательной конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения. В рамках реализации Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», а также в целях внесения ясности в логику распределения властных компетенций, связанных с обеспечением инновационного развития, принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2011 № 15 «О мерах по повышению эффективности инновационной политики в Республике Татарстан», в соответствии с которым уполномоченным органом исполнительной власти в области инновационной деятельности является Министерство экономики Республики Татарстан. В октябре 2011 года принят Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». Инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК) - новый инструмент стимулирования инновационной деятельности. ИНК представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль и имущество организации, транспортному налогу, а также по региональным налогам. В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации ИНК может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года. В целях организации информационно-методического обеспечения и повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в республике каждые 3 года утверждается Инновационный меморандум, который определяет концептуальные основы, принципы и перспективные направления формирования республиканской инновационной политики на среднесрочную перспективу. В 2011 году постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2011 № 38 был утвержден Инновационный меморандум на 2011-2013 годы. Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан, определяемыми Инновационным меморандумом, являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной («умной») экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Реализация указанных направлений осуществляется посредством: - повышения эффективности производства, транспортировки и использования энергии, энерго- и ресурсоэффективности экономической системы, а также разработки и внедрения принципиально новых видов и источников энергии, в том числе альтернативных; - модернизации и диверсификации нефтехимического комплекса, существенного расширения номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции; - модернизации и развития машиностроительного комплекса, формирования современного автомобильного кластера, обеспечивающих производство высокотехнологичных видов машин и оборудования; - внедрения новых, совершенствования и расширения применения существующих информационных технологий, увеличения охвата и развития глобальных общедоступных информационных сетей, разработки современного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для нужд экономики; - развития применения космических технологий, расширения использования возможностей современной высокоточной космической навигации, совершенствования наземной инфраструктуры передачи всех видов информации; - развития производства медицинского оборудования, формирования высокоэффективного фармацевтического кластера для обеспечения населения республики современными формами лекарственных средств; - формирования биотехнологического кластера, обеспечивающего широкомасштабное внедрение современных биотехнологий и продуктов в ключевые отрасли народного хозяйства; - создания и развития наноиндустрии в целях обеспечения опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики на основе разработки и внедрения современных технологий и материалов в экономическую систему, повышения конкурентоспособности предприятий за счет использования новых поколений материалов и технологий; - формирования полноценного, отвечающего требованиям времени рынка интеллектуальной собственности. Положения Меморандума носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Татарстан и рекомендательный - для органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности. Переход к инновационной экономике определяет необходимость решения таких задач, как создание цивилизованного рынка технологий, правовая охрана результатов интеллектуального труда, повышение эффективности финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В 2011 году большое внимание уделялось вопросам создания рынка интеллектуальной собственности, развития изобретательства и рационализаторства. В мае 2011 года с участием изобретателей, рационализаторов, самодеятельных авторов, патентообладателей, а также юридических и физических лиц, содействующих развитию технического творчества, проведен слет изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан. На слете были обсуждены вопросы по защите прав, законных интересов и удовлетворению профессиональных потребностей изобретателей и рационализаторов, а также вопросы, связанные с коммерциализацией, управлением, охраной и защитой результатов научно-технической деятельности предприятий реального сектора экономики Республики Татарстан и других регионов Российской Федерации. Министерством экономики Республики Татарстан совместно с Республиканским Советом общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан разработаны методические рекомендации о рационализаторской деятельности в Республике Татарстан, которые утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.11.2011 № 2084-р. Методическими рекомендациями закреплено понятие рационализаторского предложения, определены особенности правовой охраны рационализаторского предложения, порядок защиты прав на рационализаторские предложения, порядок и размер выплаты авторского вознаграждения за использование рационализаторского предложения, урегулированы вопросы премирования за содействие рационализации в Республике Татарстан. В целях повышения конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью в республике постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.10.2011 № 857 утверждена Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие рынка Интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2010 годы». Программа нацелена на формирование системы введения прав на результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, создание конкурентоспособной продукции. Основными задачами программы являются: - обеспечение охраны, поддержания и защиты прав на интеллектуальную собственность; - формирование механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности; - инфраструктурное обеспечение процесса коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (организационное, экономическое, кадровое, нормативно-правовое и т.д.). Реализация программы будет способствовать созданию и развитию необходимых институциональных основ функционирования современной системы управления интеллектуальной собственностью (формирование и укрепление служб интеллектуальной собственности, стимулирующих механизмов и др.), а также обеспечению реализации действенного механизма передачи новых наукоемких технологий в реальный сектор экономики страны и совершенствованию правовых и инфраструктурных механизмов защиты и управления правами на интеллектуальную собственность. Все это позволит увеличить отдачу от функционирования инновационной инфраструктуры республики, повысить экономические ценности от использования объектов интеллектуальной собственности и эффективность государственных средств, вложенных в развитие науки и инноваций. Особую актуальность приобретает развертывание в республике Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет денежных ресурсов республиканской казны. Внедрение Единой системы учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан является не только новым инструментом повышения эффективности контроля над целевым и рациональным использованием бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения инновационной деятельности, но и важным шагом на пути создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности в Татарстане. Для Республики Татарстан стратегически важно сотрудничество с ОАО «РОСНАНО» и Инновационным центром «Сколково», поскольку именно они определяют участие России в будущем технологическом укладе. Если взаимодействие со Сколково направлено на финансирование НИОКР в области информационных и биотехнологий, а также энергоэффективности и энергосбережения, то взаимодействие с РОСНАНО направлено, в первую очередь, на коммерциализацию уже существующих промышленных образцов. Развитие наноиндустрии Республики Татарстан основывается на достижениях фундаментальных и прикладных исследований по созданию нанотехнологий и наноматериалов, перспективных проектах по созданию промышленных технологий и их использованию в различных отраслях экономики, на наличии инфраструктуры для реализации инновационных проектов, а также на поддержке финансовых институтов развития Российской Федерации. В Республике Татарстан ведется активная работа по реализации Плана совместных действий по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию, направленного на повышение доли производимой и потребляемой нанотехнологичной продукции в республике. Для нашей Республики открываются возможности по применению нанотехнологий и наноматериалов в нефтехимии и нефтепереработке, в авиации и машиностроении, в фармакологии и медицине, в сфере биотехнологий. Более подробно информация о взаимодействии с ОАО «РОСНАНО» и другими федеральными институтами развития представлена в разделе 5. Особого внимания заслуживает участие Республики Татарстан в деятельности Ассоциации инновационных регионов России (далее - АИРР), которое позволяет активизировать сотрудничество ее членов в сфере инновационного развития, обеспечивает согласованность действий, реализацию совместных проектов и усиление региональных инновационных возможностей. В рамках АИРР республика наравне с другими регионами-участниками АИРР принимала активное участие в разработке проекта Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, в том числе в подготовке предложений для включения в раздел «Территории инноваций». Более подробно информация о взаимодействии Республики Татарстан с другими регионами в рамках АИРР представлена в разделе 4. За счет комплексного взаимодействия всех структур государственной власти Республики Татарстан, а также инновационно активных предприятий и организаций будет внесен существенный вклад в полномасштабный переход экономики республики на инновационный путь развития. 3. ИТОГИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРОГРАММ, ПРИОРИТЕТНЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПРОГРАММЫ В 2011 году в Республике Татарстан продолжилась активизация работ в сфере научной и инновационной деятельности, основным направлением развития которой является создание «сектора знаний», обеспечивающего увеличение разработки и производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Долгосрочные целевые программы Республики Татарстан являются эффективным инструментом реализации государственных задач и оптимизации процессов распределения и контроля финансовых ресурсов. Сегодня в период ограниченных финансовых условий программно-целевой подход к решению приоритетных задач социально-экономической сферы является востребованным и насущным. В 2011 году в Республике Татарстан насчитывалось 51 долгосрочная целевая программа и 68 ведомственных целевых программ. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2010 года № 896 приостановлено финансирование по 7 программам. Фактический объем финансирования долгосрочных и ведомственных целевых программ за 2011 год увеличился на 15% по сравнению с 2010 годом и составил 159,6 млрд. рублей (в 2010 году - 138,8 млрд. рублей), в том числе из бюджета Российской Федерации - 34,7 млрд. рублей (21,7%), из бюджета Республики Татарстан - 63,1 млрд. рублей (39,5%), из местных источников - 1,4 млрд. рублей (0,9%), из внебюджетных источников - 60,5 млрд. рублей (37,9%). Программа «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 годы» В рамках реализации Программы важнейшим направлением инновационной деятельности в транспортном комплексе является переход на прогрессивные технологии автоматизации и информатизации всех отраслей транспортного комплекса и внедрение инновационных технологий в дорожной отрасли. Основными инновационными проектами программы являются: - разработка и внедрение системы контроля и управления движением на автодорогах республики; - создание единой информационной системы мониторинга и планирования экспортных, импортных и транзитных перевозок по территории Республики Татарстан, в том числе в рамках международных транспортных коридоров, с учетом строящегося Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра; - создание единой системы продажи билетов на пригородные и междугородные автобусные маршруты на территории Республики Татарстан; - создание автоматизированной системы пассажирских перевозок на речном транспорте; - разработка и внедрение мероприятий транспортной безопасности на всех видах транспорта (автомобильный, железнодорожный, электро-, речной и воздушный); - создание единого электронного информационного пространства транспортных предприятий Республики Татарстан; - организация производства высококачественных неокисленных дорожных битумов из природных битумов месторождений Республики Татарстан, ориентированного на переработку 200 тыс. тонн сырья в год; - организация производства полимерно-битумных вяжущих, соответствующих требованиям отечественных стандартов, гармонизированных с международными стандартами, в том числе с добавлением присадки «Элвалой» международной компании «Дюпон»; - расширение практики применения в дорожном хозяйстве республики экологически безопасных антигололедных реагентов, в том числе жидкого антигололедного средства СНПХ-ДС-01 «Бозсыз юл»; - расширение практики применения в дорожном строительстве республики теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола, в том числе материала «Тимплекс» производства ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова»; - организация производства импортозамещающей стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичных асфальтобетонов на основе полуцеллюлозы из травяных культур (лен, рапс, камыш, донник, люцерна, топинамбур и др.); - способ и технология получения альтернативного экологически безвредного вида топлива из возобновляющихся источников растительного сырья; - освоение и использование в Республике Татарстан технологий по укреплению местных грунтов различными химическими стабилизирующими добавками грунтов типа «Система Консолид», «Никофлок», «Дорзин» и разработка отечественных аналогов; - организация производства геосинтетических материалов на базе компании «Полиматиз» для нужд дорожной отрасли Республики Татарстан; - организация выпуска компанией ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» полимерных композиционных материалов с использованием пултрузионной технологии для нужд дорожной отрасли (надземные пешеходные переходы, профили различного назначения, водоотводные лотки и др.); - освоение и использование в Республике Татарстан технологий по гидроизоляции проезжей части пролетных строений железобетонных и металлических мостов с использованием полимочевинового эластомера; - освоение и использование в Республике Татарстан технологий по гидроизоляции опор пролетных строений железобетонных и металлических мостов с использованием пенополиуретана; - организация производства отечественного композиционного наноструктурированного полимера, армированного базальтовыми волокнами для нужд дорожно-строительного комплекса Республики Татарстан; - разработка технологии и организация производства высокопрочного керамощебня из контрастных по литохимическим характеристикам местных глинистых пород. В составе планируемого транспортного коридора «Балтика - Китай» в настоящее время ведется реализация инвестиционного проекта «Строительство платной автомобильной дороги «Шали - Бавлы». Бизнес-план инвестиционного проекта «Шали (М-7) - Бавлы (М-5)» разработан ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан». Реализация данного проекта, ориентированного на формирование единой транспортной системы Российской Федерации, позволит по наикратчайшему пути обеспечить соединение федеральных автомобильных дорог М-7 «Волга», «Казань-Оренбург», М-5 «Урал», проезд транзитного транспорта в обход г.Казани, г.Альметьевска, г.Бугульмы и осуществит рациональное перераспределение и ускоренное движение пассажирских и грузовых потоков в Республике Татарстан и за ее пределами, что позволит сделать нашу республику серьезным транспортным узлом. Всего с начала строительства по проекту освоено 19,5 млрд. рублей, в том числе из бюджета Российской Федерации - 3,5 млрд. рублей, из бюджета Республики Татарстан - 7,9 млрд. рублей, средства частного инвестора составили 7,8 млрд. рублей. Общий объем средств, выделенных на строительство автомагистрали «Шали (М-7) - Бавлы (М-5)», в 2011 году составил 2,1 млрд. рублей, в том числе: - 1065,2 млн. рублей - на выполнение подрядных работ по строительству участка «Платная автомагистраль «Алексеевское - Альметьевск», в том числе 865,2 млн. рублей - средства частного инвестора; - 266,8 млн. рублей - на строительстве автодороги «Сорочьи Горы-Шали», 24 км - 40 км, введена первая очередь автодороги; - 700 млн. рублей - на строительство второго пускового комплекса мостового перехода через р. Каму у с.Сорочьи Горы; - 84 млн. рублей - на проектные работы на участке «Альметьевск – Бавлы (М-5)». В 2011 году продолжились работы по строительству мостового перехода через р.Каму у с.Сорочьи Горы и участка «Алексеевское - Альметьевск». Продолжились проектные работы на участке «Альметьевск - Бавлы». Бизнес-план инвестиционного проекта доработан по замечаниям Государственной компании «Российские автомобильные дороги» финансовым консультантом «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество). Подписано Соглашение «О сотрудничестве Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству по строительству скоростной автострады категории 1А в составе международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай» по территории Республики Татарстан и Республики Башкортостан». С целью создания инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам и способствующей снижению временных и финансовых издержек при обслуживании товаропотоков на существующих международных транспортных коридорах «Запад-Восток» и «Север-Юг» и перспективном – «Европа - Западный Китай», для организации на основе современных логистических технологий приемки, временного хранения, переработки, распределения, оформления документов и отправки грузов по назначению Министерством транспорта России поддержан проект создания в республике Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (далее - СММЛЦ). В 2011 году согласно плану-графику велись работы по вертикальной планировке территории СММЛЦ, работы по строительству автомобильных дорог, прокладке инженерных сетей, путевому развитию станции Свияжск. Республиканская целевая программа развития сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы Реализация комплекса мероприятий по актуальным агроисследованиям создает условия для развития науки как одного из важных факторов роста производства в современных условиях, научного и научно-технического обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и перевода его на инновационный путь развития, ускорения внедрения всех мероприятий Программы и, как следствие, повышения эффективности сельскохозяйственного производства Республики Татарстан. Приоритетными темами агроисследований являются: - создание новых сортов сельскохозяйственных культур (сорта озимой ржи целевого использования, адаптивного сорта озимой пшеницы с высокими хлебопекарными качествами, сорта ячменя с улучшенными кормовыми достоинствами, регионально адаптированного сорта проса целевого использования с высокими технологическими и потребительскими свойствами продукции, сорта озимого и ярового рапса и др.) и разработка основных элементов технологии его возделывания; - совершенствование системы семеноводства картофеля на основе использования методов биотехнологии; - создание ультраскороспелых сортов и гибридов кукурузы для возделывания в Республике Татарстан; - разработка и внедрение ресурсосберегающих адаптивных технологий возделывания основных зерновых культур в биологизированной системе земледелия; - оценка влияния новых химических и биологических препаратов на формирование урожая зерновых культур; - разработка системы молекулярно-генетических маркеров, обеспечивающих повышение эффективности селекции сельскохозяйственных животных; - разработка и внедрение специальных кормовых добавок-регуляторов обмена веществ в организме высокопродуктивных коров в условиях современной технологии содержания и круглогодового однотипного кормления. Долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Электронный Татарстан» (2011-2013 годы) По уровню развития инфокоммуникационных технологий Республика Татарстан является одним из лидирующих регионов страны. Отрасль высоких технологий уже несколько лет подряд входит в число лидеров по динамике развития, ежегодно растет и характеризуется тенденцией к расширению. Реализация мероприятий Программы позволила достичь в 2011 году следующих показателей: - проникновение услуг широкополосного доступа в Интернет достигло 62% домохозяйств - 860 тыс. подключений; -общее количество пользователей Интернета в Татарстане по всем технологиям доступа - свыше 2 млн. человек; - количество абонентов сотовой связи выросло до 6,2 млн. человек (рост на 9,6% - до 163,3%); - сотовая связь покрывает около 96% территории Татарстана; - количество пользователей интернет-услуг по технологии 3G по сравнению с 2010 годом выросло на 33% - до 353 тыс. абонентов (охват населения 85%); - г. Казань первым в России с 28 декабря 2011 года начал тестовое цифровое вещание в стандарте DVB-T2; - более 2 тыс. сообщений жителей республики получено по результатам «месячника улучшения качества связи»; - началась реализация проекта по переводу проводных линий связи в подземные кабельные коммуникации в крупных городах республики; - в подземные кабельные коммуникации переведено 376 км (12%) подвесных линий связи; - 86 электронных услуг и интерактивных сервисов доступны для населения на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru); - ежемесячно жители Татарстана 1,2 млн. раз пользуются электронными услугами (рост в 5 раз по сравнению с началом 2011 года); - 10 млн. раз татарстанцы воспользовались электронными услугами в 2011 году: - 7 млн. электронных запросов; - почти 2 млн. электронных записей на прием к врачам и специалистам; - 136 тыс. сформированных электронных заявлений; - более 1,1 млн. электронных платежей на сумму 391 млн. рублей; - 100% учителей и других работников образования получили ноутбуки в рамках республиканского проекта «Ноутбук - учителю» (42 тыс. штук); - 99,6% учителей ежедневно работают с ноутбуками в школе или дома; - 1486 школ республики обеспечены Wi-Fi-доступом в Интернет (всего более 11 тыс. Wi-Fi точек); - 425 школ Республики Татарстан подключены к Интернету по оптоволоконным каналам связи; - более 1 млн. электронных записей к врачу в Нижнекамском районе Республики Татарстан в 2011 году; - ежедневно 600 записей через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), 2000 записей через центр телефонного обслуживания, 100% всех записей в поликлиники в Нижнекамском районе; - у 400 тыс. жителей республики медицинская карта ведется в электронном виде в рамках онкологического кластера; - разработан системный проект создания ИКТ-инфраструктуры для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани; - созданы волоконно-оптические линии связи до 29 спортивных объектов и транспортное кольцо емкостью 192 волокна; - запущена в тестовую эксплуатацию первая очередь центра обработки данных Универсиады; - 261 из 458 дежурно-диспетчерских подразделений экстренных служб Республики Татарстан оснащены необходимой компьютерной техникой и оборудованием; - 1881 из 5500 транспортных средств экстренно-оперативных служб оснащено оборудованием навигационного позиционирования ГЛОНАСС. Целевая программа «Раннее вмешательство по сопровождению детей раннего возраста с нарушениями развития и ограниченными возможностями в Республике Татарстан в 2009-2011 годах» Программные мероприятия включают комплекс взаимосвязанных последовательных мероприятий, позволяющих создать необходимые условия и возможности для улучшения здоровья детей в раннем возрасте, способствующие профилактике детской инвалидности. Программой предусмотрено внедрение инновационных методик ранней помощи: 1. Внедрение современных методов дородовой диагностики врожденных заболеваний плода и подготовка беременной к родам. 2. Совершенствование способов раннего выявления врожденных аномалий развития у детей первых дней жизни, в том числе: - аудиологический скрининг; - электрокардиографический скрининг. 3. Специализированная медицинская помощь новорожденным детям. 4. Катамнестическое наблюдение за недоношенными детьми. 5. Реализация технологий раннего вмешательства. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ С точки зрения перспектив инновационного развития в Республике Татарстан ведутся научные разработки, в финансировании которых заинтересованы ведущие научные центры, такие как Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Кроме того, промышленными предприятиями республики проводится работа в рамках реализации федеральных целевых программ, указанных в таблице 3.1, в том числе и НИОКР. Таблица 3.1 |
Программа дисциплины «Макроэкономика» Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели и их измерение | 1. Основные макроэкономические показатели социально-экономического... Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году 4 | ||
Программа дисциплины «Макроэкономика» для специальности 030501. 65... Макроэкономическая наука. Макроэкономические показатели. Методы измерения макровеличин | Основные итоги деятельности Основные макроэкономические показатели развития городского округа «Город Лесной» отражают положительные тенденции развития города... | ||
1. ввп и методы его исчисления. Основные макроэкономические показатели Ввп – денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за один год на территории данной страны. Конечные товары... | Инвестиционной Стратегии Республики Дагестан 8 Текущая ситуация,... Макроэкономические тенденции и их влияние на развитие инвестиционной активности Республики Дагестан 11 | ||
Отчет о работе муниципального бюджетного учреждения культуры Контрольные показатели, относительные показатели библиотечного обслуживания. Их динамика | Рассмотрено «Оценивание имеет первостепенное значение в образовании: оно влияет не только на показатели количества учащихся, охваченных образованием,... | ||
Билеты по технологии «Оценивание имеет первостепенное значение в образовании: оно влияет не только на показатели количества учащихся, охваченных образованием,... | Фгбну «Росинформагротех» Новокубанский филиал (КубниитиМ) удк: 629. 114. 2-021. 272(-87) Определены эксплуатационные и экономические показатели тракторных агрегатов на основных технологических операциях обработки почвы,... | ||
Планирование производства и реализации продукции Вопросы для обсуждения... Какие показатели содержатся в годовом плане производства? Как взаимодействует система плановых показателей? | Календарно-тематическое планирование курса История России (XX в.) 9 класс Российской империи в начале XX века; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению... | ||
Бедринцев А. К. Государственное регулирование в условиях перехода... Макроэкономические аспекты взаимодействия национальной и мировой экономики в условиях глобализации | Техническое задание для проведения самодиагностики Приложение Вопросники... «Оценивание имеет первостепенное значение в образовании: оно влияет не только на показатели количества учащихся, охваченных образованием,... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... «Оценивание имеет первостепенное значение в образовании: оно влияет не только на показатели количества учащихся, охваченных образованием,... | I. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках рк Приложение. Статистические показатели по работе с молодёжью в публичных библиотеках Республики Коми в 2010 году |