Приложение к письму
от «___»_______2013 г.
Доклад
о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения Республики Адыгея за 2012год и задачах на период 2013 -2014 годы.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения Республики Адыгея за 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 апреля 2010 г. № 55 «О мерах по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (с изменениями) и приказом Министерства финансов Республики Адыгея от 7 мая 2010 года № 86-А «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».
Деятельность Министерства в 2012 году осуществлялась по следующим приоритетным направлениям:
- основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. в части отрасли здравоохранения;
- государственной демографической политики;
- мероприятий приоритетного национального проекта «Здравоохранение» (далее – ПНПО);
- Комплекса мер по модернизации здравоохранения в Республике Адыгея;
- плановых мероприятий республиканских целевых программ в сфере здравоохранения. Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности.
В 2011 году на территории Республики Адыгея оказание медицинской помощи осуществлялось в 209 учреждениях здравоохранения, в том числе 52 медицинских организациях, являющихся юридическими лицами. При этом 33 учреждения (63,5%) работали в системе обязательного медицинского страхования.
За счет средств республиканского бюджета медицинская помощь в 2011 году оказывалась в 21 учреждении, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Адыгея. Из них 2 республиканские больницы (взрослая и детская), 1 перинатальный центр, 5 специализированных диспансеров, 3 поликлиники, 1 центр восстановительной медицины и реабилитации; 1 центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями; 1 центр медицинской профилактики; 1 центр медицины катастроф; 1 станция переливания крови, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы.
Благодаря реализации Концепции демографической политики в Республике Адыгея, комплекса организационных и лечебно-профилактических мероприятий сохраняется положительная динамика демографических показателей в Республике Адыгея.
За последние 5 лет показатель младенческой смертности стабильно остается меньше среднероссийского. Данная тенденция сохранилась и в 2012 году. В 2012 году показатель младенческой смертности уменьшился по сравнению с 2010 годом на 23,0% и составил 5,5 на 1000 родившихся живыми (РА 2010 г. – 7,4, РФ 2010 год – 7,5).
Смертность населения в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась, однако показатель естественной убыли населения остается стабильным и составил в 2012 году - 1,3 (2011 г. – (- 1,2)). Показатель материнской смертности является одним из основных, характеризующих деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка, а также состояние системы здравоохранения в целом.
Показатель материнской смертности в республике остается нестабильным. Так в 2008 году в республике было зарегистрировано 3 случая материнской смертности, в 2009 году – 2 случая, в 2010 году не было зарегистрировано ни одного случая, а в 2011 году зарегистрировано 3 случая материнской смертности. В 2012 году Соответственно показатель материнской смертности составил в 2012 году 54,2 на 100 000 родившихся живыми.
В целях совершенствования качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, снижения заболеваемости женщин и детей, детской инвалидности, материнской и младенческой смертности Минздравом Республики Адыгея, органами и учреждениями здравоохранения Республики Адыгея проводятся мероприятия направленные на улучшения качества медицинской помощи.
I. Цели, задачи и показатели деятельности Министерства здравоохранения Республики Адыгея. В целях решения задач, поставленных Председателем Правительства Российской Федерации В.В Путиным 20 апреля 2010 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, необходимостью модернизации здравоохранения и достижения цели и задачи стратегического плана Республики Адыгея до 2025 года по улучшению демографической ситуации и созданию условий для укрепления здоровья населения Министерством здравоохранения Республики Адыгея определены основные цели и задачи, стоящих перед здравоохранением.
Основными целями развития здравоохранения в Республике Адыгея на отчетный период и последующие годы являются:
Цель 1. Содействие по улучшению показателя здоровья населения Республики Адыгея.
Задача 1.1. Содействие улучшению показателей здоровья населения республики путем профилактики, в том числе профилактики социально-значимых заболеваний с достижением снижения показателей:
- заболеваемость взрослого населения;
- заболеваемость детей 0-17 лет;
- общая численность лиц, впервые признанными инвалидами;
- детская инвалидность;
- заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки-при общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня, выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже показателя Российской Федерации. Это в первую очередь свидетельствует о том, что первичное звено не выявляет значительное число заболеваний, требует улучшения качества проведения дополнительной диспансеризации, повышения эффективности профилактической работы.
В 2012 г. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 11,3 посещения на 1–го жителя республики, за счет увеличения посещений населения в организации здравоохранения с профилактической целью до 30,0%:
- рост показателя охвата всеми видами профилактических осмотров (дополнительная диспансеризация работающих граждан, в том числе занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, периодические и предварительные медицинские осмотры, осмотры детей 15-17 лет включительно, углубленные медицинские осмотры ветеранов Великой отечественной войны, целевые профилактические осмотры);
-улучшение работы участковой службы с учетом ведения «Паспорта врачебного участка», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года №255;
-рост патронажных посещений до 30%;
-рост активных посещений до 20%;
-развитие стационарозамещающих организационных форм;
- внедрение новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;
- распространение выездных форм работы республиканских учреждений;
-совершенствование организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Организация неотложной медицинской помощи позволит значительно сократить вызова скорой помощи, что снизит неэффективные расходы в отрасли. Кроме того, указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально-значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости.
Своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая лиц в трудоспособном возрасте (таблица – показатели реализации программы модернизации на 2011-2012 гг.).
Таким образом, при достижении поставленных показателей Республика Адыгея выйдет на индикаторы сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности. Задача 1.2. Улучшение лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения республики.
Измеряется удельным весом обеспеченных рецептов от числа выписанных рецептов.
В целях повышения эффективности имеющихся ресурсов в отрасли, повышения показателя обеспеченности лекарственными средствами учреждений здравоохранения планируется увеличение объема закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем проведения торгов. Снижение объема закупок до 100,0 тыс. рублей.
Для достижения удельного веса обеспечения лекарственными средствами льготной категории жителей до планируемого показателя (до 99,9%) министерством планируется проведение мероприятий для достижения данного показателя. Цель 2. Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея.
Задача 2.1. Содействие снижению смертности материнской, младенческой и детской.
Показатели:
-материнская смертность;
-младенческая смертность;
-смертность в возрасте 1-4 лет, 5-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет.
В целях снижения материнской и младенческой смертности, инвалидизации детей в лечебно-профилактические учреждения внедряются новые технологии в области диагностики и лечения: УЗИ исследование беременных с допплерометрией фето-плацентарного комплекса, ЭХО-кардиография, нейросонография, кардиотокография в период беременности и в родах, современная методика респираторной поддержки при выхаживании больных и недоношенных детей, скрининг новорожденных детей на врожденные болезни обмена веществ по 5 нозологиям.
Практически все лечебно-профилактические учреждения Республики Адыгея, осуществляющие родовспоможение, обеспечены круглосуточными дежурствами врачей акушеров-гинекологов и анестезиологов-реаниматологов. Оказание экстренной специализированной консультативной медицинской помощи беременным женщинам и гинекологическим больным осуществляется выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригадой специалистов АРКПЦ на базе отделения экстренной и плановой консультативной помощи (санавиация) ГУ «Адыгейская республиканская клиническая больница». В составе АРДКБ функционирует реанимационно-консультативный центр, которым оказывается специализированная и реанимационная помощь детям в лечебно-профилактических учреждениях Республики Адыгея и прилегающих районов Краснодарского края
Задача 2.2. Содействие снижению общей смертности населения, в том числе от управляемых причин.
- смертность населения трудоспособного возраста от внешних причин;
-заболеваемость населения туберкулезом;
-смертность населения от туберкулеза;
- смертность населения трудоспособного возраста от новообразований;
- смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности лечебно-профилактических учреждений республики по организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.01.2010 г. № 991 и приказа Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 06.04.2010 г. № 282 «О порядке оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, в Республике Адыгея» в МУЗ «Адыгейская ЦГБ им. К.М. Батмена», Энемская МРБ, «Кошехабльская ЦРБ», «ЦРБ Майкопского района», «Красногвардейская ЦРБ», а также в ГУЗ «Адыгейский республиканский центр медицины катастроф» и АРДКБ созданы бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации (травмацентры III уровня на базе реанимобиля класса «С»).
Смертность от новообразований занимает третье место среди причин смертности трудоспособного населения. В 2010 данный показатель составил 170,7 случаев на 100 тыс. трудоспособного населения.
Снижение заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований является приоритетной проблемой здравоохранения.
Оказание медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 декабря 2009 г. № 944н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях». На основании указанного документа издан приказ Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 14.04.2010 № 31 «О порядке оказания онкологической помощи населению Республики Адыгея».
Совершенствование оказания медицинской помощи больным онкологического профиля планируется осуществлять по нескольким направлениям:
создание на базе государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер» межрайонного онкологического кабинета с укомплектованием штатами в количестве 2 единицы;
развитие профилактического направления: обучение медицинских работников по онконастороженности; проведение мероприятий по выявлению групп риска онкозаболеваний, в том числе путем анкетирования, с последующим специализированным обследованием. Большое внимание будет уделяться обучению фельдшеров и акушерок, в сертификационные циклы уже в настоящее время включены вопросы по усилению онконастороженности и проведение практических занятий на базе государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер»;
создание сети телекоммуникационного консультирования онкологических больных.
Задача 2.3. Содействие снижению осложнений беременности у женщин и снижение заболеваемости среди новорожденных детей.
- заболеваемость беременных анемией;
- заболеваемость пренатальной гипотрофией.
В целях обеспечения качественного диспансерного наблюдения беременных женщин в женских консультациях лечебно-профилактических учреждений, четкого соблюдения этапности в оказании медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в Республике Адыгея внедрена единая программа мониторинга здоровья беременных женщин. Для этого оснащены женские консультации, акушерско-гинекологические отделения средствами информатизации для оказания круглосуточной дистанционно-консультативной акушерско-гинекологической помощи, дистанционного мониторинга за состоянием здоровья женщин с осложненным течением беременности и родов, находящихся в учреждениях здравоохранения Республики Адыгея.
При этом в соответствии с Порядком оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 808н "Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи", организована 3-х уровневая система оказания медицинской помощи женщинам и детям. К I группе относятся 6 учреждений, где оказывается стационарная акушерско-гинекологическая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи, родоразрешение женщин с низкой степенью перинатального риска, ко II группе отнесены 2 муниципальных учреждения здравоохранения (муниципальное учреждение "Кошехабльская центральная районная больница" и муниципальное учреждение "Адыгейская центральная городская больница им. К.М. Батмена"), в которых организованы межмуниципальные акушерско-гинекологические отделения для оказания специализированной акушерско-гинекологической помощи и родоразрешения женщин со средней степенью риска. Учреждением, оказывающим специализированную акушерско-гинекологическую помощь и родоразрешение женщин с высокой степенью риска, является государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр".
В межмуниципальное акушерско-гинекологическое отделение муниципального учреждения "Кошехабльская центральная районная больница" направляются женщины Кошехабльского, Шовгеновского и Гиагинского районов, в межмуниципальное акушерско-гинекологическое отделение муниципального учреждения "Адыгейская центральная городская больница им. К.М. Батмена" - женщины города Адыгейска, Теучежского и Тахтамукайского районов.
Укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, дооснащение современным оборудованием за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея, а также средств, полученных по родовым сертификатам, позволит обеспечить внедрение современных медицинских технологий, направленных на улучшение и сохранение здоровья женщин и детей и снижение основных показателей.
|