Скачать 231.47 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет Прикладной Политологии Программа дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401.65 «Реклама» подготовки специалиста Автор: доцент Устинова В.А.
Утверждена УС факультета Прикладной политологии « ____» ______________201 г. Ученый секретарь __________________ Москва 2011 г. Пояснительная записка Автор Программы – доцент Устинова В.А. Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью». Особенностью данного курса является изучение теории и практики консалтинговой деятельности в области коммуникаций, рассмотрение значительного числа примеров из практики консультационной деятельности и выполнение студентами практических заданий в процессе подготовки и реализации социальных проектов разной направленности. Актуальность данного курса обусловлена увеличивающимся запросом на консультационные услуги современной рыночной экономикой. Таким образом, курс «Коммуникативный консалтинг» направлен на формирование профессиональных компетенций, связанных со спецификой внешнего и внутреннего консультирования в сфере бизнеса, государственного управления, социальных и благотворительных проектах.
знание основных понятий курсов «Психология» и «Деловое общение», наличие представлений о структуре и содержании рекламной деятельности, умение дифференцировать научное знание от обыденного, навыки работы в группе..
Цели данного курса: Сформировать системное представление магистров о накопленных в сфере научной и практической деятельности коммуникативных технологиях, в т.ч. инновационных технологиях в работе с повышением коммуникативного ресурса как отдельного человека, так и организации в целом, развить творческий потенциал студентов и возможности управления коммуникативными процессами в малых и больших группах. Освоение тем данного курса поможет также сформировать знания и навыки управления творческим коллективом для выработки эффективных коммуникационных решений и защиты их перед заказчиком.Учебные задачи дисциплины:
. Данной программой предусматриваются:
В самостоятельную работу студента входят:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Алгоритм формирования оценки таков:
Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть сумма четырех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), работу на семинарах (О работа на семинарах), домашнее задание (О д.з.) и ответ на экзамене (О ответ на экзамене): Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W работа на семинарах х О работа на семинарах ) + (W д.з. х О д.з.) + (W ответ на экзамене х О ответ на экзамене) Сдавшими экзамен считаются ст Базовый учебник Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1. История возникновения консультирования и развития системы консалтинга 1.2. Основы теории консультирования 1.3. Классификация консалтинговых услуг и фирм 1.4. Консалтинг в связях с общественностью 1.5. Субъекты коммуникации консалтинговой модели коммуникации 1.6. Консультант: образ, функции, коммуникативные умения и навыки, недостатки 1.7. Практика и технологии консультирования 1.8. Организация офисных коммуникаций консультанта 1.9. Психологические основы коммуникационного консультирования Раздел 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИОННОГО КОНСАЛТИНГА 2.1. Определение базовых понятий коммуникационного консалтинга 2.2. Коммуникативный процесс в системе "консультант–клиент" 2.3. Стадии и этапы коммуникационного консалтинга 2.4. Коммуникационный менеджмент как основа консалтинга в экономическом и социальном управлении 2.5. Коммуникационный консалтинг в политической сфере 2.6. Консультирование в сфере управления гудвилл-коммуникациями ГЛОССАРИЙ ЛИТЕРАТУРА И НАЗВАНИЯ САЙТОВ ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Тест контроля знаний по дисциплине "Коммуникационный менеджмент" 2. Контрольный лист развития партнерских взаимоотношений для консультанта 3. Тест "Нужен ли вам консалтинг?" 4. Наиболее известные консалтинговые компании 5. Коммуникационный консалтинг. Учебная программа и методические рекомендации по изучению дисциплины Содержание программы Тема 1. История становления и развития коммуникационного консалтинга в России и за рубежом. Изменение места и роли коммуникации в современном мире Предпосылки появления коммуникационного консалтинга в России. Вступление России в ВТО: вызовы и возможности для стандартов российского делового общения. Основная литература: Книга:
Дополнительная литература: Книга:
Анопченко [и др.]--Ростов н/Д :Феникс, 2010 – 380с.
Интернет-источники:
Тема 2. Коммуникационный консалтинг в системе управленческого консультирования Потребность российских организаций в консультационных услугах. Уровень осведомленности российских менеджеров об управленческом консультировании. Особенности российского менеджмента, способствующие и препятствующие развитию рынка консалтинговых услуг в области менеджмента. Основная литература: Книга:
Дополнительная литература:
Интернет-источники:
Тема 3. Цели, задачи, предметная область коммуникационного консалтинга. Междисциплинарная природа предмета. Различные направления в рамках коммуникационного консалтинга: коммуникационный аудит, выработка коммуникационной стратегии, PR-обслуживание, GR и лоббирование, реклама и маркетинговые коммуникации, работа со СМИ, кросс-культурные коммуникации. Потребность российских организаций в консультационных услугах. Уровень осведомленности российских менеджерах об управленческом консультировании. Особенности российского менеджмента, способствующие и препятствующие развитию рынка консалтинговых услуг в области менеджмента. Основная литература: Книга: 1. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 84-107, стр. 205-216 2. Теория коммуникации / Г.Почепцов. – 2-е изд.,стер. – М.:СмартБук, 2009, с .24-45. Глава в книге:
Дополнительная литература:
http://www.soc.pu.ru/publications/pts/luman_3.shtml Интернет-источники: http://www.metalinfo.ru/ru/news/26253 http://www.soldis-creative.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=50 http://www.korolewstvo.narod.ru/psychostat/comstr.htm Тема 4. Виды и типы коммуникационного консалтинга. Технологии профессионального консультирования Различные направления в рамках коммуникационного консалтинга: коммуникационный аудит, выработка коммуникационной стратегии, PR-обслуживание, GR и лоббирование, реклама и маркетинговые коммуникации, работ со СМИ, кросс-культурные коммуникации. Основная литература: Книга: 1. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 28-204, стр. 216-221, стр. 243-275 2. Дудченко В.С. Саморазвитие,- М.: «Кватро-Принт», 2007, стр.-361-373 Дополнительная литература: Книга:
Практика и методология». – М.:***, 2007
Интернет-источники:
Тема 5. Циклы жизни организации в методологии Ицкаха Адизеса Структурные компоненты консультационного процесса Взгляд на организацию, как живой организм. Жизненный цикл организации, стадии которого проявляются по мере роста и старения в предсказуемых и повторяющихся шаблонах поведения. Задачи для руководителя на каждой стадии. Организация консультационного процесса на разных стадиях жизни организации. Основная литература: Книга:
Дополнительная литература: Книга:
Интернет-источники:
Тема 6. Взаимоотношения между консультантом и клиентом: организационные и психологические аспекты. Типовые трудности при формулировке запроса клиента. Жалобы-проблемы-фокус тревоги. Формулировка конечного результата. Обязанности консультанта. Ответственности сторон. Процедура и прядок работы. Этические принципы консультирования. Основная литература: Книга: 1.. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 224-243 2. Дудченко В.С. О природе консультационной коммуникации. - Материалы Третьего Международного Форума «Эффективная коммуникация:Практика и методология». – М.:***, 2007,стр.6-21. Глава в книге:
Дополнительная литература:
Интернет-источники: Дудченко В.С. Методология проведения инновационного семинара http://www.delfy.biz/library/library_33.html http://www.i2r.ru/static/229/out_3728.shtml http://www.nejo.ru/ponyatie-format-konechnogo-rezultata.html Тема 7. Продвижение имиджа, репутации, бренда. Работа со СМИ. Консалтинг в сфере корпоративной культуры. Имидж и репутации в бизнесе и политике. Понятие корпоративного бренда. Функции корпоративного бренда. Сущность и основные направления репутационного менеджмента. Программы формирования корпоративного брэнда. Наиболее значимые факторы построения репутации бизнес-компании. Основная литература: Книга: 1. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 58-84, стр. 299-344 2. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. - М.: Пульс, 2001 Глава в книге: 1. Терещенко В.М. Маркетинг-терапия – СПб.: Питер, 2004, стр.87-110 Дополнительная литература: Книга:
Интернет-источники: Цели и инструменты внутренних коммуникаций http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/161608.html http://www.top-personal.ru/issue.html?379 http://www.gotovaya-firma.ru/brendi_i_ih_istoriya5124.html http://teenbiz.ru/management/chto-takoe-reputacionnyj-menedzhment/ http://www.ouer.ru/pr-i-reputacionnyj-menedzhment/ Тема 8. Личность консультанта по коммуникациям. Сложноформализующиеся аспекты коммуникации с заказчиком, которые необходимо учитывать. Типы консультантов. Поведенческие роли консультантов. Роли, навязываемые заказчиком. Контрактинг как процесс заключения и постоянного уточнения, а иногда и значительного изменения контракта. Основная литература: Книга: 1. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 108-143. Глава в книге: 1. Дудченко В.С. Саморазвитие,- М.: «Кватро-Принт», 2007, стр.-351-361 Дополнительная литература: Книга:
Практика и методология». – М.:***, 2007
Интернет-источники: http://www.psycho-counseling.kiev.ua/analitika/principi/lichost.html http://www.delfy.biz/library/library_33.html Тема 9. Социальная ответственность, социальное партнерство. Работа с «третьим сектором» Социальная ответственность бизнеса как вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Типы НКО. Представление о деятельности некоммерческих организаций. Специфика взаимодействия власти, бизнеса и НКО в условиях вступления России в ВТО. Основная литература: Книга: 1. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 275-299. 2. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрайзингу. Пер. с англ. –М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. -156с. Дополнительная литература:
. ISO 26001:2010 Социальная ответственность. требования SA 8000:2008 Социальная ответственность Интернет-источники:
Тема 10. Коммуникационный аудит Образ компании в представлении внешних целевых аудиторий. Описание основных составляющих характеристик деловой репутации компании, определяющих отношение различных целевых групп. Репутационные активы и пассивы компании. Выработка рекомендаций по имиджевому позиционированию и управлению репутацией в целевых группах. Основная литература: Книга: 1. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие/ Ф.И.Шарков.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2010, стр. 218-219. 2. М.А.Иванов. Контракт как базовая категория в управленческом консультировании.- Материалы Третьего Международного Форума «Эффективная коммуникация: Практика и методология». – М.:***, 2007 Дополнительная литература: Статья Michael J. Keeffe, John R. Darling & N. Chinna Natesan Effective 360° Management Enhancement: The Role of Style in Developing a Leadership Team. Organization Development Journal, Summer 2008, Volume 26, Number 2, pp.89-109 Интернет-источники:
Тема 11. GR и коммуникативные стратегии. Коммуникативные стратегии как основа социальной инженерии. Существующие способы коммуникации с населением как сценарии-ограничения в проведении российских реформ. Инструментальные типы коммуникативных стратегий: презентация, манипуляция, конвенция. Основная литература: Книга:
Дополнительная литература:
Интернет-источники:
Тема 12. Управление коммуникациями в кризисных ситуациях. Управление коммуникациями и информацией в период кризиса. Тактики реагирования на кризисную ситуацию. Факторы, способствующие усилению негативных и позитивных эффектов во внешней среде. Коммуникативные стратегии в экстремальных условиях. Информационные атаки: способы нейтрализации. Основная литература: Книга:
Дополнительная литература:
Интернет-источники:
Вопросы к зачету:
Темы рефератов:
Автор программы: _________________ Устинова В.А. / Ф.И.О./ Подпись обязательна. |
Программа дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама» Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,... | Программа дисциплины «Конфликтология» для специальности 032401. 65... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Компьютерная анимация» для специальности 032401 «Реклама» Дисциплина «Компьютерная анимация» предназначена для реализации требований учебного заведения к уровню подготовки выпускников по... | Программа дисциплины Паблик рилейшнз для специальности 032401. 65 Реклама подготовки специалиста Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 Реклама... | ||
Учебно-методический комплекс «История экономических учений» составлен... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032401 «Реклама» и направления... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства»... Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму... | Рабочая программа дисциплины «Проектирование рекламного продукта»... Реклама. Данная программа определяет общий объём знаний, подлежащих обязательному усвоению студентами, формирует базовый уровень... | ||
Программа дисциплины "Социальная антропология" для специальности 032401 «Реклама» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Программа дисциплины "Социальная антропология" для специальности 032401 «Реклама» Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | ||
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 032401. 65 «реклама» Охватывает тематику дисциплин теоретической и практической подготовки по соответствующей специальности | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»... | ||
Программа дисциплины «Проектный семинар» 032401. 65 «Реклама» Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Система управления подготовкой по специальности 032401. 65 «реклама» | ||
Конфликтология согласовано Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Методические указания по их выполнению Вопросы для подготовки к экзамену Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы рекламы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |