Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29





НазваниеМетодические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29
страница1/12
Дата публикации09.01.2015
Размер1.02 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



НОУ ВПО ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

_________________________________________________________________

Соловьев А. В.

Шаронов А.Ю.

Организация научной работы студентов

Утверждено ректором Института

в качестве учебно-методического

пособия для студентов

экономических специальностей

для всех форм обучения

МОСКВА 2010

Организация научной работы студентов

Утверждено ректором Института

в качестве учебно-методического

пособия для студентов

экономических специальностей

для всех форм обучения

Редактор Орлов Н.Н.

Корректор Зайцева С.В.

Подписано в печать 16.02.10 г.

Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 1,1 Тираж 100 экз.

Заказ №

НОУ ВПО Институт коммерции и права

109147, Москва, Б. Факельный пер., 38

e-mail: ukip@nm.ru, ukip@rambler.ru
Оглавление

1. Введение

3

2. Понятие и формы научно-исследовательской работы студентов

4

3. Особенности изучения дисциплин работающими студентами

5

4. Реферат как исследовательская работа

7

5. Основные процедуры свёртывания текста

8

6. Реферат

13

7. Курсовая работа как исследование

20

8. Литература

28

Приложение 1




Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей

29

1. Общие положения

29

1.1. Виды и назначение студенческих работ

29

1.2. Общие требования к студенческим работам, их структуре и стилю изложения

30

1.3. Общие требования к оформлению студенческих работ


32

2. Оформление структурных частей студенческой работы

33

2.1. Титульный лист

33

2.2. Оглавление (содержание)

34

2.3. Список используемых источников

35

2.4. Приложение

36

3. Оформление составных элементов текстовой части студенческой работы

37

3.1. Рубрикация текста

37

3.2. Иллюстрации

38

3.2.1. Общие положения по оформлению иллюстраций

38

3.2.2. Основные требования к оформлению отдельных видов иллюстраций

39

3.3. Таблицы

45

3.3.1. Общие положения по оформлению таблиц

45

3.3.2. Состав элементов таблицы и основные требования к их оформлению

47

3.4. Формулы

51

3.5. Цитаты

52

3.6. Перечисления

53

3.7. Ссылки

54

3.8. Примечания

54

3.9. Сокращения слов и словосочетаний

55

3.10. Написание дат

55

3.11. Числа и знаки

56

4. Корректура текста

58

5. Оформление демонстрационного графического материала

58

Заключение

59

6. Литература

60







Введение
Одной из центральных проблем высшего профессионального образования является проблема развития у студентов творческого научного мышления, умения самостоятельно углублять свои знания и применять их в жизни. Задачи современной науки, настолько сложны, что их решение требует владением методологии исследований, умения выбора наиболее эффективных решений той или иной научной проблемы при наименьших затратах средств и времени. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых, студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения.

Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодых кадров для ВУЗов, в стенах которых они работают и за их пределами. Уже в трудах Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодых студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы. Не этому ли обязана русская наука, своему освобождению к концу 19-го века от засилья иностранцев, выдвинув ряд учёных мирового масштаба.

Сегодня, когда Россия и её наука переживают не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов. Плохое финансирование образовательных учреждений породило начало процесса старения преподавательского состава. С одной стороны, происходит процесс фильтрации, когда в ВУЗах остаются люди, действительно любящие свою профессию, и не способные променять её на какую-либо другую. Но с другой, этот процесс способен привести к такой ситуации, что через десять-двадцать лет нехватка кадров приведёт к снижению «планки» при отборе преподавателей, и высочайший уровень образования, которым славилась и славится советская и российская система высшего образования, уйдёт в историю. Студенты, занимающиеся научной работой, - это не самая большая часть затрат бюджета ВУЗа; они требуют главным образом моральной поддержки.
Понятие и формы научно-исследовательской работы студентов
Понятие «научная исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

2) собственные научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Целью научной работы студентов является переход от освоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретения навыков самостоятельного анализа социально-правовых, экономических явлений с использованием научных методов.

Основными задачами научной работы студентов является:
а) развитие творческого и аналитического мышления научного кругозора;
б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
в) повышение качества усвоения изучаемой дисциплины;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, проводимую во вне учебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;
б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;
в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;
г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;
д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебн6ой практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;
б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;
в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;

г) участие во внутри вузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;
е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта и практики;

з) переводы научных работ (монографий, статей и др,).

Формы реализации УИРС и НИРС: реферат, доклад, сообщения на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, и др.

Одна из форм организации НИРС – проблемно–исследовательские группы из 3 −5 студентов, которыми руководят преподаватели кафедры. Все они работают по одной и той же теме. Это позволяет эффективнее выполнить трудоемкое исследование.
Особенности изучения дисциплин работающими студентами
Заочная форма обучения является распространенной среди возможных форм высшего образования. В настоящее время наряду с системой традиционного заочного обучения активно используются другие формы, когда студенты могут слушать фактически установочные лекции по изучаемым дисциплинам вечерами или в выходные дни. Цели, которые ставят перед собой студенты, поступившие на заочное обучение следующие: продвижение в карьерном плане, повышение уровня оплаты труда. Для некоторых важен диплом, так как подавляющее число востребованных профессий требует наличия высшего образования. Часть студентов предполагает сменить профессию, прочим необходимы знания для работы на уже занимаемых должностях.

У заочного обучения есть ряд преимуществ и достоинств. Это одновременный охват большого числа обучаемых, отсутствие «привязки» к месту проживания, возможность обучения без отрыва от производства, прямой контакт с преподавателями, обучение по нескольким специальностям. Заочное обучение дает возможность получения высшего образования таким социальным группам как нетрудоспособные, малоимущие, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащие, лица, находящиеся в длительных командировках. Самостоятельное обучение по собственному, удобному графику в период между сессиями, возможность применить полученные знания на практики так же относятся к преимуществам заочного образования.

Однако заочное обучение имеет ряд явных недостатков. Наиболее ярко выраженными недостатками являются: отсутствие постоянной обратной связи между преподавателем и студентом, дискретность образовательного процесса, ограниченность консультационной помощи в учебной период, трудности с организацией промежуточного контроля. Заочное обучение предполагает самостоятельную работу и самоконтроль на протяжении всего срока обучения, но в большинстве случаев современной студент-заочник не готов работать самостоятельно, в силу различных обстоятельств. Большой временной разрыв (между обучением школа-вуз, техникум-вуз), отсутствие навыков самостоятельной работы с учебной литературой, неумение планировать свое время, недостаточно хорошо усвоенные знания при получении предыдущего образования, и, наконец, система обучения в той же школе не предполагала активной самостоятельности. Поступая на заочное обучение, студенты сталкиваются с различного рода трудностями, которые связаны с интенсивностью изучения учебного материала, с разницей преподавания в школе и вузе и т д. Одни эти трудности успешно устраняют, проявляя желание их преодолеть, добиться определенных результатов, у других резко возрастает неуверенность в себе, боязнь выглядеть нелепо, пропадает желание учиться. Такие студенты стараются пропускать занятия и остаются в стороне. В результате студент теряет регулярную связь с институтом, «обрастает» невыполненными заданиями, не может удовлетворительно подготовиться к экзамену. Особенно эта тенденция прослеживается на первом и втором курсе обучения. Необходимо помочь студентам включиться в процесс обучения, сделать так, что бы у них не пропало желание учиться, чтобы они чувствовали себя комфортно в окружающей среде.

В настоящее время много говорят о личностно ориентированном подходе к обучению, его эффективности в процессе обучения, в подготовке специалиста. Личностно ориентированный подход, по сути, это адаптация всего процесса обучения к личности в отдельности, принятия во внимание всех ее личностных особенностей. Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы он подходил и студентам с хорошими знаниями и тем, у которых этих знаний недостаточно. Из сказанного следует, что студенту заочнику необходима эффективная методическая помощь. Очень удобно эту помощь оказывать в современных условиях использую компьютерные технологии и сети телекоммуникаций для налаживания информационного обмена и укрепления связи между студентом заочником и преподавателям. Но, к сожалению, на данном этапе большинство преподавателей не готово работать со студентами, используя информационные технологии, а руководители вузов рассматривают их как угрожающий фактор стабильности. В любом случае преподаватель вуза должен быть не передатчиком учебной информации, а управляющим организатором самостоятельной работы студентов. Это становится возможным при использовании различных видов самостоятельной работы.

Роль педагога особенно важна при оценке применения новых знаний студентами. Если ознакомиться с предметом обучения и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их.

Постоянная проверка самостоятельной работы студента дисциплинирует его и заставляет заниматься регулярно, что положительно сказывается на прочности знаний, так как при отсутствии систематического контроля и работы со стороны преподавателя заочник переносит основной объем работы на сессионный период. А включенность в учебный процесс, ощущение собственной значимости в процессе обработки учебного материала и свобода деятельности способствует развитию активности и самостоятельности студентов, а, следовательно, и удовлетворенностью своей деятельностью (учебой) в целом. Но как этого добиться?

Привычной практикой для студентов, выполняющих реферат или курсовую работу, стало добывание (включая и заказ) материала в интернете. Другими словами студент сдает преподавателю чужую работу.

Другой, требующий больше времени, способ (взят с сайта http://www.myjane.ru/articles/text/?id=7577) состоит из следующих пунктов:

1. Посещение библиотеки: просматриваете 5-7 учебников по дисциплине, выбираете 2-3 с наилучшей подачей материала, сканируете или делаете ксерокопию нужных страниц. Неиспользованные учебники (но также с раскрытой темой) также записываете в список литературы.

2. Дома читаете взятый материал и выбираете, в какой пункт контрольной (реферата, курсовой) пойдет материал той или иной книги.

3. «Сбиваете» материал (лучше, чтобы он был отсканирован – тогда вам не придется набирать текст вручную). В качестве введения также берете начальные абзацы из учебников. Цель работы формулируете исходя из темы. Задачи работы формулируете исходя из пунктов плана. Заключение также берете из итоговых абзацев учебника. В завершение расставляете ссылки.

Всё. Вы считаете, что на это нужно много времени? Поверьте, это элементарно.

Конечно, добросовестный преподаватель может воспользоваться интернет-ресурсом http://www.antiplagiat.ru/ (Интернет-сервис AntiPlagiat.ru впервые в России предлагает набор услуг, в совокупности реализующих технологию проверки текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников). Но нам представляется более целесообразным соединить традиционное изучение студентом конкретной дисциплины с элементами научного исследования.
Реферат как исследовательская работа
Работа над рефератом формирует у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.

Создание вторичных текстов связано с двумя основными процессами: свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс - развертывание - не просто восполняет сделанные сокращения. Текст при этом дополняется уточнениями, пояснениями, от него протягиваются смысловые «ниточки», связывающие его со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. Таким образом, в процессе развертывания вторичный текст приобретает новые смысловые качества - и именно поэтому вторничные тексты, хотя сами не содержат новой информации, играют важную роль в ее приращении, освоении.
Основными процедурами свертывания первичного текста являются конспектирование, аннотирование, резюмирование. От уровня владения этими способами свертывания информации зависит умение реферировать, поскольку написание реферата включает использование различных процедур свертывания информации.

Основные процедуры свертывания первичного текста

Конспект
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

  1. Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

  2. Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

  3. Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

  4. Определить детализирующую информацию.

  5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Как конспектировать текст

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом.»Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечетляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?

Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.

Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы).
Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними).
По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта - наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.

Плановый — легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:
а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);

б)схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

Текстуальный — это конспект, созданный в основном из цитат.

Сводный конспект — сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по написанию и оформлению дипломных работ для...
Методические указания предназначены студентам последнего года обучения и преподавателям-руководителям дипломных работ
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМ. Ю. Махотаева методические указания к выполнению исследований по...
Методические указания предназначены для проведения исследова­ний отдельных сегментов рынка недвижимости по курсу «Экономика и управление...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите выпускных...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельско­хозяйственных высших учебных заведений,...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и практических...
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей изучающих дисциплину «Мировая экономика». Темы практических...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМинистерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский...
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания по написанию рефератов, курсовых и дипломных...
Методические указания предназначены для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция», но могут быть использованы для подготовки...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconОфэк бесплатное финансовое образование экзаменационный тест по математике
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания по оформлению учебно-научных работ для студентов экономических специальностей 29 iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск