Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией





Скачать 338.47 Kb.
НазваниеРазработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией
страница1/4
Дата публикации13.01.2015
Размер338.47 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


Кугушева Татьяна Вячеславовна
РАЗРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ

ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ


Специальность:

05.13.10

 Управление в социальных и экономических
системах (экономические науки)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону – 2008

Диссертация выполнена

в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Андреева Лариса Юрьевна




Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор

Горелова Галина Викторовна

кандидат экономических наук

Грищенко Ольга Викторовна

Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Донской государственный технический университет»



Защита состоится 03 декабря 2008 г. в 11-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, ауд. 302.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «01» ноября 2008 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, региональный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.




Ученый секретарь

диссертационного совета С.В. Гриненко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Особенности формирования и продвижения страховых продуктов и услуг в условиях финансового кризиса определяют необходимость качественных изменений системы управления страховым бизнесом как социально-экономической системой на основе разработки новых инструментов и технологий поддержки принятия управленческих решений. В условиях роста неопределенности экономики и обусловленными этим ограничениями динамики роста российского страхового рынка первостепенное значение для систем менеджмента страховых компаний приобретает построение таких бизнес-моделей управления, которые в условиях финансового кризиса и роста конкуренции обеспечивают финансовую устойчивость, ликвидность и эффективность работы организации на оперативном и стратегическом уровне.

Мировой финансовый кризис изменил основные тренды выявления и оценки рисков, оказал негативное влияние на развитие рынка страховых услуг, сократив платежеспособный спрос со стороны клиентов, а также определил необходимость перехода к новой модели управления страховыми компаниями. Глобальные и национальные страховые компании, испытавшие на себе риски финансового кризиса, изменяют планы и инструменты развития, исходя из сокращения объема поступлений, разрабатывают меры управления ликвидностью, которые позволят сохранить бизнес.

Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия в рамках проблематики управления социально-экономическими системами в отечественной и зарубежной научной литературе исследуются вопросы построения эффективной бизнес-модели управления организациями, и, в частности, страховыми компаниями.

Вопросы разработки процессно-ориентированных бизнес-моделей управления организацией исследовались такими зарубежными учеными как М. Браун, А. Бьерн, М. Робсон, Ф.Уиллах, М. Ротр, Д. Шук, М. Хаммер, Дж.Чампи, Т.Питерс, Р.Уотерман, Р.Каплан, Д. Нортон, А.-В. Шер и др.

Исследования этих и других ученых являются, по сути, фундаментальными и направленными на анализ бизнес-моделей управления организацией «как есть» и формирование эффективных технологий менеджмента на основе реинжиниринга, совершенствования и оптимизации бизнес-процессов.

В отечественной экономической литературе такие исследования проводили ученые Н.М. Абдикеев, В.Г. Баринов, Т.П. Данько,
В.А. Елиферов, М.А. Иванова, С.В. Ильдеменов, Г.Н. Калянов, Г.Б. Клейнер, А.Д. Киселев, В.В. Репин, Ю.Ф.Тельнов, С.В.Черемных, П.В.Шингарев, Г.В.Широкова.

Исследования в области построения системной бизнес-модели управления организацией проводили такие зарубежные и отечественные ученые как В.Н. Бурков, В.Н. Гришин, В.А.Гоберман, Л.А. Гоберман,
С.К. Китрар, М.А. Краплин, С.В. Крюков, А.В. Кузнецов, Н.Н. Лябах,
Л.Г. Матвеева, Е.Е. Панфилова, Д.В.Сироткин, О. Фюрст, Н.И. Холод,
С.Л. Чернышев и др.

Исследования вопросов функционирования и развития национального института страхования представлены в работах Л.Ю. Андреевой,
К. В. Балдина, А.А. Гвозденко, В.В. Глущенко, О.В. Губарь, Е.А. Кургина, И.О. Крюгер, Ю. Н. Тронина, Г.В. Черновой, В.В. Шахова, Р.Т. Юлдашева.

Анализ проблем и особенностей функционирования национальной бизнес-модели управления страховыми компаниями локальных рынков представлены в работах Н.Г. Адамчук, А.В. Диваева, Ю.С. Зарубина,
С.Г. Журавина, Е.Ю. Интинина, А.А. Ищенко, А.М. Качановой, Е.В. Коломина, Д.С. Кошкина, А.Ю. Лайкова, Н.П. Николенко, Е.В. Рузанова, М.М. Сухорукова.

Однако комплексные исследования в данной предметной области остаются в настоящее время недостаточно проработанными, что не позволяет реализовывать стратегии разработки и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления в отечественных страховых организациях. В этой связи, представляется важным проведение подобных исследований с учетом специфики функционирования национального страхового рынка и новых императивов управления.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса методических экономико-организационных мероприятий, направленных на построение и адаптацию процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией, поиска инновационных технологий решения задач управления посредством мониторинга результативности функционирования страхового бизнес-процесса.

Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:

  • исследовать понятие «бизнес-модель управления организацией» и осуществить ее экономическую, математическую и графическую интерпретацию, что позволить провести интегральный анализ существующей модели управления;

  • представить эволюцию процессно-ориентированного подхода к управлению организацией и становление его как новой парадигмы управления социально-экономическими системами микроуровня. Все это необходимо для разработки технологии построения и внедрения процессно-ориентированной бизнес-модели управления организацией, в том числе, страховой;

  • выявить основные тенденции развития отечественного страхового рынка как внешней среды формирования управленческих решений на микроуровне, определить особенности построения бизнес-модели управления страховой компанией как социально-экономической системой и идентифицировать проблемы функционирования бизнес-модели управления страховыми компаниями национального рынка, что необходимо для разработки модели сквозного бизнес-процесса страховой компании, обеспечивающей эффективность управления;

  • разработать инструментарий ранжирования управленческих решений в области процессно-ориентированного управления бизнес-процессами страховой организации, что необходимо для создания комплексной методики определения деформационных разрывов в бизнес-модели управления страховой компанией;

  • разработать регламент управления страховым бизнес-процессом, позволяющим осуществить сертификацию системы менеджмента качества согласно действующим национальным стандартам;

  • предложить систему показателей мониторинга результативности управления страховым бизнес-процессом, обеспечивающих управление рисками трансакций, продвижение страховых продуктов с помощью реализации конкурентных технологий менеджмента.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в диссертационной работе выступает бизнес-модель управления страховой компанией с учетом специфики развития национального рынка и особенностей функционирования страхового бизнеса в условиях кризиса ликвидности, роста глобальной конкуренции. Предметом исследования является совокупность методов и инструментов принятия управленческих решений в страховых компаниях как социально-экономических системах.

Область исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности: 05.13.10 – управление в социальных и экономических системах: п. 3 – Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах; п. 9. – Разработка проблемно-ориентированных систем управления, принятия решений и оптимизации экономических и социальных систем.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых в рамках теории управления социальными и экономическими системами по вопросам построения бизнес-моделей управления организациями на основе процессного подхода, концепций функционирования и развития бизнес-модели управления страховой организацией. В качестве методического инструментария была использована совокупность методов экономического моделирования, системологии, статистики, информатики, прикладных экономических дисциплины.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные Росстата и его региональных отделений, Федеральной службы страхового надзора, Всероссийского союза страховщиков, фактологические сведения российских страховых компаний, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных исследований по проблемам регулирования страхового рынка, материалы конференций, экспертные оценки, авторские материалы обследования функционирования и развития региональной бизнес-модели управления страховой компанией.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы Федеральной службы страхового надзора (ФССН), государственные стандарты Российской Федерации в области систем менеджмента качества.

Инструментально-методический аппарат. Исследование проводилось методами системного анализа, экспертно-аналитического и графического моделирования. При изучении бизнес-модели управления страховой организацией использованы методы теоретического исследования, (анализа и синтеза, индукции и дедукции), эмпирического наблюдения и сравнения, экономической статистики. При разработке методики ранжирования бизнес-процессов страховых компаний, регламента управления страховым бизнес-процессом и оценки результативности функционирования процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией использовались методы финансового анализа, инструментальные технологии и методы графического и табличного отображения моделей.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что результативность деятельности страховой компании в части выполняемых ею функций по удовлетворению потребности клиентов в обеспечении качественной экономической защиты может быть обеспечена путем разработки и дальнейшей адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией в условиях кризиса ликвидности на глобальном финансовом рынке; механизм построения процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией должен быть основан на выявленных закономерностях развития организационного капитала, обеспечивающего управление рисками трансакций, продвижении страховых продуктов с помощью реализации конкурентных технологий менеджмента.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. В условиях нестабильности финансового рынка разработка стратегии управления развитием страховой компании на основе использования информационно-финансовых инструментов, нацеленных на поддержку и принятие управленческих решений, требует построения эффективной бизнес-модели с целью оценки возможных деформаций развития бизнеса; современным концептуальным подходом к построению эффективной системы управления страховой компанией с развитой филиальной сетью выступает процессно-ориентированный подход.

  2. Основой построения модели управления страховыми компаниями является сетевой принцип, основанный на том, что их филиальные сети развиваются на базе единой интегрированной бизнес-модели. Структурно-функциональный анализ оценки систем управления страховых компаний позволил сделать вывод, что их организационно-штатная структура является линейно-функциональной. Объединение сетевой и линейно-функциональной структур построения бизнес-модели управления страховой организацией приводит к информационной асимметрии и стагнации информационного пространства локального страхового рынка.

  3. Особенностью страхового бизнес-процесса является двойственный характер его выходов: первым выходом является заключение договора страхования и осуществление выплаты страховой премии страхователем; вторым выходом страхового бизнес-процесса являются оказанные страховые услуги по оценке нанесенного ущерба и выплата страховой суммы, которые осуществляются только при наступлении страхового случая. Это позволило выделить особенности модели управления бизнес-процессами страховой компании, которые отличаются дихотомией функций: на этапе продажи страховых продуктов и на этапе риск-менеджмента страховой организации, к основному бизнес-процессу начинают подключаться элементы управления финансовыми ресурсами (административный бизнес-процесс). Дихотомия функций управления вызвана взаимозависимостью показателей финансовой устойчивости, платежеспособности компании и эффективности инвестирования, как средств страховых резервов, так и собственного капитала страховщика.

  4. Переход сетевой формы построения организации на процессно-ориентированную сопровождается определенными деформациями системы управления и способствует возникновению институциональных разрывов в сетевых структурах управления бизнесом, при этом в качестве методического инструментария выявления слабого звена сетевой структуры используется ранжирование бизнес-процессов на основе экспертных оценок как внешними, так и внутренними экспертами. Проводимая оценка осуществляется экспертами страховой компании по двум ключевым факторам: важность процесса для достижения стратегически приоритетных целей и задач организации посредством выделения критически важных факторов успеха (КФУ); проблемность работы бизнес-процессов. Результатом работы является матрица ранжирования управленческих решений относительно бизнес-процессов компании, позволяющая оценить необходимость реинжиниринга, оптимизации или постоянного совершенствования существующей бизнес-модели управления страховой компанией.

  5. Инструментом гибкой трансформации бизнес-модели страховой организацией в систему процессно-ориентированного управления выступает документирование страхового бизнес-процесса; универсальный регламент управления страховым бизнес-процессом является общим для всех структурных единиц страховой компании, при этом в филиалах страховой компании на основе универсального регламента проектируется собственный типовой регламент, содержащий следующие разделы: область применения и нормативная база; определения терминов, обозначений и сокращений; входы процесса и поставщики; выходы процесса и потребители; ресурсы процесса; схему выполнения процесса; показатели оценки процесса; документирование и архивирование; порядок внесения изменений; рассылку по сетевым отделам, вовлеченным в осуществление процесса.

  6. Построение и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией требует оценки результативности внедряемых изменений. С целью постоянного аудита и оценивания бизнес-процессов необходимо разработать показатели результативности регламентированного бизнес-процесса, обеспечивающие мониторинг степени его выполнения, эффективность принятия управленческих решений для улучшения функционирования. Проектирование и развитие информационной системы управления бизнес-процессами позволяет обеспечить внутренний аудит управленческой деятельности филиальной сети силами специалистов головной компании, отвечающими за систему менеджмента качества во всей организации.

Научная новизна диссертационного исследования. Новизна состоит в разработке механизма построения и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией на основе сетевой модели бизнес-процесса, отличающейся от существующих бизнес-моделей двойственным выходом в виде страхового продукта и страховой услуги, а также в моделировании типового регламента управления страховым бизнес-процессом и механизма его мониторинга, что в совокупности позволяет принимать эффективные управленческие решения.

Элементы научной новизны характеризуются следующими положениями:

 расширено определение «бизнес-модель управления организацией», предложена его экономическая, математическая и графическая интерпретация, позволяющая тестировать существующую бизнес-модель управления национальных операторов страхового рынка, действующих на территории Ростовской области, а также построить новую модель управления страховой организацией;

  • представлена технология построения процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией, которая позволяет повысить эффективность горизонтальных связей между функциональными подразделениями, оптимизировать проведение комплексной диагностики организации для выявления необходимых изменений в ее деятельности;

  • предложена модель сквозного бизнес-процесса страховой компании, как базовой платформы принятия управленческих решений, отличающейся двойственным характером выходов страхового бизнеса, выраженным в продаже страховщиком страховых продуктов и оказании при наступлении страхового случая страховых услуг;

  • обоснована комплексная методика определения деформационных разрывов в бизнес-модели управления страховой компанией «как есть», отличающаяся ранжированием управленческих решений в отношении функционирующих бизнес-процессов филиальной сети, а также базированием на экспертной оценке работы страхового бизнес-процесса и построении матрицы взаимовлияний оценок важности и проблемности;

  • разработан шаблон универсального регламента управления страховым бизнес-процессом, отличающийся высокой степенью интегрированности управленческих решений и инвариативностью данного метода по отношению к размеру и видам реализуемых страховых продуктов; применение универсального регламента управления страховым бизнес-процессом обеспечивает внедрение системы менеджмента качества согласно действующим национальным стандартам;

  • предложена система показателей результативности работы сквозного страхового бизнес-процесса, отличающаяся возможностью эффективного мониторинга и аудита страхового бизнес-процесса всей страховой организации, что позволяет принимать управленческие решения, связанные с постоянным улучшением и совершенствованием страхового бизнес-процесса, а также, при необходимости, внедрять корректирующие и предупреждающие меры превентивного характера.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

1. Выводы и предложения развивают ряд аспектов теории управления социально-экономическими системами и могут служить теоретико-методологической основой для реализации проектов разработки и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией.

2. Положения и рекомендации диссертационного исследования могут применяться в системе подготовки специалистов по страховому делу, в высшей школе при чтении учебных курсов «Менеджмент страховых организаций», «Современные методы управления: контроллинг, реинжиниринг», «Инструментарные средства управления» для студентов и магистрантов.

3. Отдельные результаты исследования могут быть использованы операторами национального рынка для построения и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компании с целью повышения эффективности ее функционирования и прозрачности протекающих в ней бизнес-процессов. Ряд положений работы реализован в практической деятельности страховых компаний Ростовской области, что подтверждается соответствующими документами о внедрении.

Апробация результатов исследования. Методологические и научные положения и рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы автором в ходе докладов и выступлений: на научно-практических конференциях молодых ученых Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, РГУ (ЮФУ) 2005-2007); на 1 Летней школе Российского журнала менеджмента (факультет менеджмента СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2006); на XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006» (г. Москва, МГУ, 2006); на международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, РГУ, 2006); на методических семинарах, проводимых ООО СК «Ингосстрах-ЛМТ» (г. Ростов-на-Дону, 2006); на научно-практической конференции «Инновационная деятельность в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 2007); на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного управления: теория и практика» (г. Москва, 2007); на научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями» (г. Ставрополь, 2007); на международной научно-практической конференции «Развитие России в глобализирующейся мировой экономике» (г. Ростов-на-Дону, 2008)

Основные выводы диссертационного исследования опубликованы в 15 печатных работах, общим объемом 5,85 п.л., в том числе 3 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Структура диссертации. Диссертационная работа (200 страниц) состоит из введения, трех разделов, 9 параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 161 наименование, и 5 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Предложен механизм перехода бизнес-модели управления организацией на процессно-ориентированную.

Современное управление основано на использовании разнообразных моделей, позволяющих описать деятельность организации на всех этапах ее жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Это касается объектов управления различной организационно-правовой формы, организационных структур и целей их существования, будь то производство продукции или оказание услуг. В ходе исследования было определено авторское видение понятия «бизнес-модель управления организацией». Автор рассматривает бизнес-модель управления организацией как модель, которая описывает внутреннюю архитектуру компании, необходимую для достижения корпоративных целей и преобразующую входы в выходы (рисунок 1).


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconА. И. Ермаченко исследование систем управления учебное пособие
Многофункциональные интегрированные системы процессно-ориентированного управления для организаций
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconМетодические рекомендации дисциплины в. 1 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 1 Информационные системы управления производственной компанией являются
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconРазработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы...
Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconРазработка и адаптация организационно-информационного аппаратного...
Специальность 05. 13. 10 – Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconПрограмма текущего контроля успеваемости студентов по пм02 Разработка,...
Осударственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее – спо) 09....
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconПрограмма научного семинара «Актуальные проблемы управления энергетической и сырьевой компанией»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научный семинар, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование»
Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconПрограмма дисциплины «Теория управления и системный анализ» для направления...
...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconБизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2
Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconКонкурс Panaboard мастеров (далее Конкурс) проводится компанией Panasonic...
Конкурс Panaboard мастеров (далее – Конкурс) проводится компанией Panasonic совместно с «Журналом руководителя управления образованием»,...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconНациональная премия в области бизнес-инкубаторства и инновационного предпринимательства
Ы 2014. Это событие призвано отметить наиболее успешные проекты в индустрии бизнес-инкубаторства и инновационного предпринимательства,...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconТемы курсовых и вкр для магистров : Организация эффективной работы...
Анализ развития систем моделирования и оценка потребности их применения для решения задач управления в бизнес-системах
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconСовершенствование процесса управления развитием малого бизнеса на...
Диссертация выполнена на кафедре менеджмента и государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconПриказ №33 от 27 апреля 2012 г. Предыдущие редакции: от 01. 07. 2009...
Страховая премия (страховой взнос). Страховой тариф. Порядок применения повышающих и понижающих коэффициентов
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconПрограмма дисциплины «Информационные системы целевого управления»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»...
Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией iconРабочая программа дисциплины История и методология науки управления
ХХ1 века; формирование целостного представления о менеджменте как науке, практике и искусстве управления; адаптация ключевых проблем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск