Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки





Скачать 383.87 Kb.
НазваниеМетодические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки
страница1/3
Дата публикации14.01.2015
Размер383.87 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3
Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬСНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО СОЦИОЛОГИИ
Направление подготовки 240700.62 «Биотехнология», 240100. 62 «Химическая технология», квалификация бакалавр

Курс:1

Семестр:2

Аудиторная трудоемкость: 54 часа

Самостоятельная работа: 54 часа


Санкт-Петербург

2012 г.
Методические указания обсуждены на заседании кафедры___________________________

№ протокола________

Дата_______________


Зав. кафедрой (гумм.наук) _________________________________ (подпись)

Составители: Неронов А.В., Неронова М.Ю.
Рецензент: _______________________________.

Тема № 1 Предмет социологии и его специфика. (6 часов)
Тематика данного занятия участвует в формировании следующих компетенций, владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, быть способным в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2) стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным и готовым понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способным к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10).

Цель: Научить студентов ориентироваться в особенностях предмета и объекта социологии, а также приобрести и закрепить знания об уровнях социологического исследования, подходах и специальных социологических методах сбора эмпирического материала.

Студент должен знать:

  1. Определения объект, предмет социологии.

  2. Специфику социологического познания.

  3. Понятие социального закона.

  4. Уровни социологического знания

Студент должен уметь:

  • Соотносить полученные знания с жизненными примерами и ситуациями.

Студент должен владеть (иметь навыки):

  • Грамотно и логично излагать свои мысли как устно, так и письменно.

  • Выделять основные и значимые элементы темы.

  • Использования категориального аппарата по теме


Основное задание:

Срок выдачи задания 1 неделя сроки сдачи 3 неделя.
Используя материал учебника, представьте в виде таблице, схемы, или диаграммы:

1. Структуру социологии как науки определив объект и предмет социологии, выделив уровни изучения предмета, основные разделы, градация теорий.

2. Дайте определения следующим базовым социологическим понятиям:

  1. Микросоциология

  2. Макросоциология

  3. Социальная реальность

  4. Демографический подход

  5. Ролевой подход


Форма выполнения домашней работы: Письменная работа в отдельной тетради.

Критерии выполнения: Работа считается выполненной в том случае, если студент полностью справился с основной частью домашнего задания , а также правильно ответил на 4-ре из 5-ти вопросов контрольного теста.

Критерии оценки: Правильность и полнота ответов. Количество правильных ответов, Оформление письменной работы (отдельная тетрадь, четкое выделения каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы, оформление титульного листа работы и т.д.)

Задания для подготовки к семинарскому занятию:
1. Назовите причины возникновения социологии.

2. Определите понятие “ социальное”.

3. Какова структура социологии?

4. Какая взаимосвязь между макро- и микросоциологией?

5. Обоснуйте связь социологии с естественными и техническими

науками.

6. Что такое микро- и макроуровни социологического знания?

7. Чем объект социологии отличается от предмета этой науки?

8. Какие функции социологической науки являются ведущими в

современных условиях развития российского общества?

9.В чем состоит специфика социальных законов, чем они отличаються от законов природы.

10. Какие социальные проблемы сегодня актуальны для социологов

США и России.
Форма контроля: Устный опрос на семинарском занятии.
Контрольный тест

1. Какие уровни социологического знания существуют:

а) теоретический и эмпирический

б) базовый и средний

в) высший и низший
2. Какие понятия являются основополагающими в построении предмета

социологии:

а) статусы и роли

б) группы и страты

в) права и обязанности
3. К каким наукам относится социология:

а) к гуманитарным

б) к естественным

в) и к тем, и к другим
4. Верны ли следующие суждения:

А. Социология – это наука о становлении, развитии и преобразованиях

социальных общностей, а также формах их самоорганизации.

Б. Социология – это наука о поведении людей как представителей

больших социальных групп.

а) верно только А

б) верно А и Б

в) верно только Б
5. Предмет социологи – это:

а) часть социальной жизни, отражающая типичное в поведении

людей

б) особенности взаимоотношений членов общества

в) изменения в жизнедеятельности социальных групп
Литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Кравченко, А.И., Анурин, В.Ф. Социология: учебник для вузов. – СПб., 2011.

  2. Лавриненко, В.Н. Социология. Конспект лекций.- М., 2012.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Добреньков В.И. Фундаментальная социология в 15 томах. – М.: том 1,

том 2. – 2003-2004 .

  1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения.- М., 2007.

  2. Новое и старое в теоретической социологии. – М. – 1999. – в 3-х книгах.

  3. Ленуар Р. Мерлье Д. И др. Начала практической социологии. / Р. Ленуар, Д.Мерлье, Л. Пэнто. – М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

  4. Спенсер Г. Изучение социологии. – Минск, 2006.

  5. Теория и методология исследования социальных проблем. – М., 2005.



Тема № 2 Возникновение и основные этапы развития социологии. Современные социологические теории. (8 часов)
Тематика данного занятия участвует в формировании следующих компетенций, владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, быть способным в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2) стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным и готовым понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способным к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10).

Цель: Научить студентов ориентироваться в основных концепциях современной социологии, а также приобрести и закрепить знания относительно исторического развития социологии как науки.

Студент должен знать:

  1. Закон трех стадий развития общества О.Конта.

  2. Понятие социального действия и типологию социального действия М.Вебера

  3. Понятие социального факта, виды социальной солидарности и понятие аномии Э.Дюркгейма

  4. Понятие общественно-экономической фармации К.Маркса

  5. Понятие социальных функций по Т.Парсонсу и Р.Мертону.


Студент должен уметь:

  • Соотносить полученные знания с жизненными примерами и ситуациями.

Студент должен владеть (иметь навыки):

  • Грамотно и логично излагать свои мысли как устно, так и письменно.

  • Выделять основные и значимые элементы темы.

  • Использования категориального аппарата по теме


Основное задание:

Срок выдачи задания 3 неделя сроки сдачи 7 неделя.
Написать реферат по одной из предложенных тем:
Темы рефератов.
1. Учение об обществе в творчестве Платона и Аристотеля.

2. Социологические воззрения О. Конта.

3. Социологические воззрения Г. Спенсера.

4. Социологические воззрения Э. Дюркгейм.

5. Понимающая социология М.Вебера.

6. Структурный функционализм Т.Парсонса

7. Структурный функционализм Р.Мертона.

8. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида.

9.Теория социальной стратификации П.Сорокина.

10. Общество как объект изучения социологии.

11. Особенности русской социологической мысли.

12. Социология П.Бурдье.

13. Социальное конструирование реальности (П.Бергер).

14. Социологическая теория Н.Лумана.
Дайте определения следующим базовым понятиям:


  1. Позитивизм.

  2. Понимающая социология.

  3. Идеальный тип.

  4. Объективизм в социологии.

  5. Символический интеракционизм.

  6. Структурный функционализм.



Форма выполнения: Реферат 20-25 стр. Листы формата А-4, шрифт new romans 12, полуторный интервал, поля 2 см. с титульным листом, введением и заключением. Определения понятий и ответы на контрольный тест даются письменно в конце реферата после заключения, но до списка литературы.

Критерии выполнения: Работа считается выполненной в том случае, если студент полностью раскрыл тему реферата а также дал правильные ответы на 8 из 10-ти вопросов контрольного теста.
Критерии оценки: Правильность и полнота ответов. Количество правильных ответов, Оформление реферативной работы (оформление титульного листа ,четкое выделения каждого пункта плана, ссылок, список использованной литературы, оформление и т.д.)


Задания для подготовки к семинарскому занятию:

I. В чём состоял “закон 3-х стадий” О.Конта?

2. В чём выражался “социологизм” как основа теории Э.Дюркгейма?

3. В чём по мнению П.Сорокина, заключается системный характер социокультурных феноменов?

4. Как Ч.Кули описывает процесс социализации личности в группе? Какое значение имеет в его теории понятие “зеркального я”?

5. Что означает понятие “обобщённый другой” в концепции Д.Г.Мида? Какова по мнению Мида структура человеческого “я”?

6. В чём сущность концепции значимого другого? Каким образом влияют значимые другие на усвоение личностью социальных норм?

3. Перечислите этапы развития социологии и дайте краткую

характеристику каждого из них.

4. Раскройте объективные предпосылки и социальные условия

возникновения научной социологии.

5. Опишите достоинства и недостатки каждого из основных

направлений в социологии.

6. Охарактеризуйте особенности развития социологии в России.

7. Какая из современных социологических теорий наиболее адекватно

описывает современный этап в развитии общества?

8. Определите, что в буквальном смысле значит название

“социология”.

9. Почему О.Конт называл социологию социальной физикой и

выделял социальную динамику и социальную статику?

10. Почему О.Конт считается основателем социологии?

11. В чем взгляды М.Вебера и К.Маркса совпадали и в чем

противостояли друг другу?

12. Назовите представителей классической немецкой и

французской школ социологии.
Форма контроля: Устный опрос на семинарском занятии.
Контрольный тест
1. Социология как наука возникла:

а) в XVIII в.

б) в первой половине XIX в.

в) во второй половине XIX в.
2. Автор работы «Курс позитивной философии»:

а) К. Маркс

б) О. Конт

в) М. Вебер
3. Представителями социал-дарвинистских концепций являются:

а) Л. Гумплович

б) З. Фрейд

в) Ч. Дарвин
4. Центральным понятием марксистской социологии является:

а) социальное действие

б) общественно-экономическая формация

в) социальный институт
5. Большой вклад в разработку структурного функционализма внес:

а) Р. Мертон

б) Дж. Мид

в) Дж. Хоманс
6. Создатель теории социальной стратификации и социальной

мобильности:

а) К. Маркс

б) П.А. Сорокин

в) Э. Дюркгейм
7. Основоположником символического интеракционизма считается:

а) Т. Парсонс

б) Дж. Мид

в) М. Вебер
8. Автор теории социального обмена:

а) Р. Мертон

б) Дж. Мид

в) Дж. Хоманс
9. Высказывание: «Общество в целом состоит из тесно связанных друг с

другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом

поддерживают существование всей системы» относится к следующему

направлению в социологии:

а) конфликтология

б) символический интеракционизм

в) функционализм
10. Представитель «субъективной школы» в русской социологии:

а) П.Я. Чаадаев

б) Н.К. Михайловский

в) П.А. Сорокин


Литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кравченко, А.И., Анурин, В.Ф. Социология: учебник для вузов. – СПб., 2011.

  2. Лавриненко, В.Н. Социология. Конспект лекций.- М., 2012.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1. Методология

и история. – М., 2000. – С. 281-372.

2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. –

М.,2001.

3. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону, 1996.

4. Кравченко С.А. и др. Социология: парадигмы и темы: Учебник для

вузов. – М., 1998. – Темы 2-10.

5. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – начала XX вв. – М., 1993.

6. Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций. – М., 2002. – С. 20-46.

Общая социология. Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. –

М., 2000. С. 51-78.

7. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

8. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

9. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

С. 28-110.

10. Социология для технических вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 33-111.

Тема № 3 Общество как система. Социальные институты (8 часов)
Тематика данного занятия участвует в формировании следующих компетенций, владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, быть способным в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2) стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным и готовым понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способным к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10).

Цель: Научить студентов ориентироваться в социологических подходах к изучению общества, а также приобрести и закрепить знания о социальных институтах и социальных организациях.

Студент должен знать:

  • Понятие социального института.

  • Институционализация и ее этапы.

  • Типология религии и формы религиозных организаций.

  • Государство как социальный институт

  • Понятие легитимности.

  • Виды брака и формы семьи.


Студент должен уметь:

  • Соотносить полученные знания с жизненными примерами и ситуациями.

Студент должен владеть (иметь навыки):

  • Грамотно и логично излагать свои мысли как устно, так и письменно.

  • Выделять основные и значимые элементы темы.

  • Использования категориального аппарата по теме


Основное задание:

Срок выдачи задания 4 неделя сроки сдачи 8 неделя.
Провести анализ одного из основных социальных институтов (религия, семья, государство, образование, экономика) и дать его полную характеристику по следующим признакам:

1. Потребность, которая лежит в основе;

2. Основные функции, которые выполняет;

3.Установки и образцы поведения;

4. Символические и культурные признаки;

5. Утилитарные культурные черты;

6. Кодекс устный и письменный;

7. Идеология.
Дайте определения следующим базовым понятиям:


  1. Социальный институт

  2. Семья

  3. Нуклеарная семья

  4. Государство

  5. Конфессия

  6. Секуляризация



Форма выполнения: Письменная работа в отдельной тетради.

Критерии выполнения: Работа считается выполненной в том случае, если студент дал правильные и развернутые ответы на Основное задание:, а также ответил правильно на 6-ть из 8-ми вопросов контрольного теста.

Критерии оценки: Правильность и полнота ответов. Количество правильных ответов, Оформление письменной работы ( отдельная тетрадь, четкое выделения каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы, оформление титульного листа работы и т.д.)
Задания для подготовки к семинарскому занятию:
1. В каком случае деятельность социального института считается

функциональной?

2. От чего зависит количество и содержание функций социального

института?

3. Являются ли политические партии социальной организацией?

4. Какова роль общественных движений в России?

5. Какие цели заложены в основу деятельности политических партий и

общественных движений? Приведите примеры.

6. Какие задачи сегодня должны решать профсоюзные организации?

7. Подумайте, в чем состоит сегодня дисфункций таких социальных

институтов как семья и образование. Приведите примеры, известные Вам

по личному опыту.

8. В России при сохранении бесплатного образования очень многим

приходится платить за учебу. Как нужно интерпретировать это явление –

как функцию или дисфункцию института образования?

9. Как вы думаете, почему называются социальными институтами

следующие явления:

- институт английских дворецких,

- институт опекунства,

- институт частного образования

10. Что такое брак? Какие формы брака выделяют исследователи семейных отношений?

11. Как социологи определяют религию? Какие элементы религии выделяют?

12. Как социологи классифицируют религии?

13. Каковы функции государства в обществе?

14. Что такое экономическая система?

15. Какова роль и функции института образования в обществе?

16. Какие образовательные модели выделяют исследователи?
Форма контроля: Устный опрос на семинарском занятии.

Контрольный тест
1. Какие из приведенных определений характеризуют следующие понятия:

1) «социальный институт»

2) «институционализация»

3) «институционализационный кризис»

А. Закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей.

Б. Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную

сферу общественных отношений.

В. Переходное состояние надындивидуального объединения,

перелом в осуществлении ролевой системы.
2. Чем отличается социальный институт от социальной группы?

а) объединяет индивидов по их интересам и ценностям

б) способствует взаимодействию людей

в) имеет устойчивый комплекс формальных и неформальных

правил

3. Какое условие является гарантией эффективного функционирования

социального института?

а) принятие нужных законов высшим законодательным органом

страны

б) признание большинством населения норм и правил поведения

в) открытие представительств института во всех регионах страны
4. К универсальным функциям социальных институтов следует отнести:

а) распределение материальных благ

б) воспроизводство населения

в) социализация новых поколений
5. Какое определение наиболее подходит к понятию «Социальная

организация»:

а) объединение людей по интересам

б) совместная защита жизненно важных прав

в) обеспечение совместных деятельности для достижения общих

целей
6. Какое условие является необходимым для эффективной деятельности

организации?

а) ограничение автономии каждого участника деятельности

б) расширение сферы влияния организации

в) принятие новых членов в организацию
7. Как должны соотноситься между собой цели и внутренняя структура

организации?

а) они должны соответствовать друг другу

в) цели должны опережать изменение внутренней структуры

в) они существуют независимо друг от друга
8. Что следует отнести к целям деятельности социальной организации?

а) улучшение жизни людей

б) ликвидация экономического кризиса

в) идеальный образ желаемых результатов

Литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кравченко, А.И., Анурин, В.Ф. Социология: учебник для вузов. – СПб., 2011.

  2. Лавриненко, В.Н. Социология. Конспект лекций.- М., 2012.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Бурдье П. Социология социального пространства.- М., СПб., 2008.

2. Добреньков В.И. Фундаментальная социология: в 15-ти томах.- М., 2004, Т.4, Т.5

Ионин Л. Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие.- М., 2000.

3. Ритцер Д. Современные социологические теории.- Спб., 2002.

Руткевич М.Н. Общество как система.-/ Социологические очерки.- Спб.,2001.

4. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии.- СПб., 2002.

5.Хоффер Э. Истинноверующий: личность, власть и массовые движения. -М., 2004.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания к расчетно-графическому заданию для студентов...
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания предназначены для студентов 4 курса, выполняющих выпускные квалификационные работы (вкр) для получения дипломов...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconПрактические занятия по дисциплине «социология» Методические указания...
Т. В. Борисенко, доцент В. П. Потапов. Под ред профессора В. П. Тоцкого, 1998) и опыта преподавания социологии в Кемеровском институте...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Подготовка и оформление выпускной квалификационной работы бакалавра: методические указания для выполнения вкр
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной...
Методические указания печатаются по решению ученого совета факультета аграрных технологий фгбоу впо «Майкопский государственный технологический...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по дисциплине социология для всех направлений...
Целью курса является знакомство студентов с достижениями мировой и отечественной социологии, формирование специалистов, ориентирующихся...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика заочной формы обучения, выполняющих...
Методические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск