Скачать 195.29 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт экономики и финансов Кафедра Экономическая теория УТВЕРЖДАЮ Проректор По образовательной деятельности _____________ Р.Г.Минзарипов «____» _________2014 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Микроэкономика (продвинутый уровень) ФГОС ВПО третьего поколения цикл общепрофессиональных дисциплин Направление 08010068 Экономика Профиль Квалификация (степень) магистр Принята на заседании кафедры Экономической теории (протокол №8 от «22» мая 2014г.) Утверждена Учебно-методической комиссией института (протокол №__ от «__»_________________2014г.) Председатель комиссии Хайруллин И.Г. Казань 2014 г. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения. Автор: к.э.н., доцент Бодров О.Г. Рецензенты: д.э.н., профессор Губайдуллина Т.Н. к.э.н., доцент Рудалева И.А. Программа дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения для подготовки магистров по направлению 08010068 «Экономика». 1. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» является – развитие теоретических и прикладных знаний магистрантов об основных экономических проблемах в области микроэкономики, методах и возможностях микроэкономического анализа, теории игр и других современных научных средств исследования микроэкономических процессов. Задачами дисциплины является - научить магистрантов формулировать и решать задачи, возникающие в современной Российской экономической действительности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из конкретных задач микроэкономического анализа, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом новейших экономических разработок, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с необходимыми требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Данная учебная дисциплина включена в раздел "М.2. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть". Осваивается на первом курсе, 2 триместр. Для глубокого и всестороннего овладения представленным курсом микроэкономики магистранты должны разбираться в следующих академических дисциплинах:
Успешное усвоение курса микроэкономики является необходимым для эффективного освоения следующих дисциплин магистерских программ:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате овладения программой магистранты должны: знать:
уметь: - анализировать зарубежный и российский опыт функционирования государственных внебюджетных фондов, давать собственную оценку возможности применения этого опыта к деятельности российских фондов; - рассчитывать размер обязательных платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов; - определять размеры и порядок выплат из государственных внебюджетных фондов; владеть:
- навыками сбора, обработки и анализа данных для оценки результатов принятых хозяйственных решений в рамках деятельности фирм; демонстрировать способность и готовность:
В результате освоения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции:
- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения. Включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК – 3); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность государственных внебюджетных фондов, (ПК-2); - способность гот овить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне (ПК – 8); - способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК – 9); - способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально – экономической эффективности (ПК – 12). 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по дневному отделению
*занятия проводятся в интерактивной форме 4.2. Содержание дисциплины Тема 1. Методологические основы анализа поведения потребителя Эластичность спроса по ценам: дуговая, точечная, перекрестная. Эластичность расходов потребителей (доходов производителей), спроса по доходу. Ценовая эластичность предложения и ее измерение. Государство и рынок: налоги, субсидии и контроль цен. Потребитель как экономический агент. Потребительское поведение и выбор потребителя. Целевая функция потребителя и ограничения. Процесс принятия решений. Поведенческие предпосылки: степень рациональности и степень следования своим интересам. Рациональность (полная, ограниченная, поведенческая) и нерациональность. Источники и причины нерациональности потребителя. Потребитель как “чистый” оптимизатор. Прямая и обратная задачи оптимизации индивидуального спроса. Метод множителей Лагранжа для решения задач потребителя на максимум полезности и минимум расходов. Экономический смысл неопределенных множителей Лагранжа. Тема 2. Современный микроэкономический анализ теории потребительского поведения. Оптимальный выбор потребителя и функции индивидуального спроса. Сравнительная статика спроса. Новая теория потребительского поведения как междисциплинарная концепция. Аксиомы поведения потребителя. Отношение предпочтения и его свойства: сравнимость, транзитивность, рефлексивность. Строгое и нестрогое отношение предпочтения, отношение эквивалентности наборов. Аксиома ненасыщаемости; выпуклость и квазивыпуклость, строгая монотонность и строгая выпуклость. Функция полезности потребителя. Кривые безразличия: свойства, характеристика, возможные конфигурации (графическая интерпретация). Расширение для набора из “n” благ. Предельная норма замещения в потреблении (MRS); или коэффициент субституции: динамика и возможные значения. Бюджетное ограничение потребителя. Изокоста (случаи для двух и “n” благ). Графическая интерпретация. Модификация бюджетного ограничения в условиях натурального дотирования, налогообложения потребления, предоставления льготных цен, получения премии в натуральном выражении. Анализ частного случая: ломаные изокосты. Равновесие потребителя. Условие оптимальности выбора. Угловое равновесие. Метод Лагранжа и условия дополняющей нежесткости Куна-Таккера. Поведение потребителя в условиях изменяющегося дохода. Номинальный и реальный доход. Кривые “доход - потребление”. Кривые Энгеля. Эффект дохода для нормальных и малоценных товаров. Поведение потребителя в условиях изменяющихся цен. Кривая “цена - потребление”. Эффекты дохода и замещения при изменении цен (подходы Е. Слуцкого и Дж. Р. Хикса). Понятие “компенсированный спрос”. Индексация дохода. Случай малоценного товара. Эффекты дохода и замещения для взаимозаменяемых, и нейтральных благ. Маршаллианская и хиксианская функции спроса. Парадокс Гиффена. Оценка премии (выигрыша, излишка) потребителя. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода. Концепция выявленных предпочтений. Развитие теории потребительского выбора: отказ от категории “полезность”. Эмпирический анализ потребительского выбора на основе функции спроса. Аксиоматика выявленных предпочтений: логичность поведения, транзитивность, ненасыщаемость, гомотетичность. Слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений. Нарушения аксиом. Количественные (ценовые) индексы и выявленные предпочтения. Тема 3. Теория производства и производственная функция Основные виды производственных функций: Кобба-Дугласа, Леонтьева, линейная, CES. Их характеристики, области применения, ограниченность, роль в экономическом анализе. Ломаная производственная функция: анализ разных видов технологий для выпуска одного и того же товара. Определение допустимой области производства. Стадии производства. Соотношение изменений общего, среднего и предельного продукта одного и двух факторов производства. MRTS – предельная норма технологического замещения. Области действия закона убывающей отдачи и убывающей предельной нормы технологического замещения. Эффект масштаба: положительный, отрицательный, нейтральный (постоянная отдача от масштаба). Значение эффекта масштаба для долгосрочного роста фирмы. Траектория краткосрочного и долгосрочного роста фирмы. Оптимальный путь расширения производства. Х-эффективность и Х-неэффективность: экономический смысл, характеристика изоквант. Типы технического прогресса: нейтральный, капиталоинтенсивный, трудоинтенсивный. Влияние на предельную норму технологического замещения и форму изокванты. Последствия для фирмы и для экономики в целом. Тема 4. Теория издержек. Трансакционные издержки Экономический подход к определению издержек и прибыли. Роль альтернативных издержек в принятии бизнес-решений. Безвозвратные издержки. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде. Изокосты. Минимизация издержек при заданном уровне выпуска: графическое и аналитическое решение. Условный спрос фирмы на факторы производства. Функция долгосрочных издержек. Средние и предельные издержки. Факторы, определяющие величину издержек в долгосрочном периоде. Графический анализ издержек в долгосрочном периоде. Минимизация издержек. Правило наименьших издержек. Концепция выявленной минимизации издержек. Слабая аксиома минимизации издержек (WACM – Weak Axiom of Cost Minimisation) Отдача от масштаба и функция издержек. Экономия на масштабе и экономия на охвате: их значение в бизнесе. Современные подходы к классификации видов трансакционных издержек. Проблемы выявления и методологии количественной оценки трансакционных издержек. Производительные и непроизводительные трансакционные издержки. Административные барьеры. Налоги как трансакционные издержки Тема 5. Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска Понятия “неопределенность” и “риск”. Ожидаемое значение; отклонение (дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент изменчивости). Причины возникновения неопределенности и роль информации. Цена информации. Неопределенность и вероятность. Виды вероятности: математическая, статистическая и субъективная вероятности. Спрос потребителя в условиях неопределенности. Предпосылки поведения потребителя в условиях неопределенности: транзитивность; наличие достоверного эквивалента; независимость неопределенных исходов; незначимость механизма неопределенности. Риск и методы его измерения. Типология отношения потребителя к риску: склонность, нейтральность и антипатия к риску. Виды функций ожидаемой полезности. Модель ожидаемой полезности. Функция Бернулли. Функция ожидаемой полезности Дж.фон Неймана и О. Моргенштерна. Ожидаемая полезность в трактовке М. Фридмена и Л. Дж. Сэвиджа. Частные случаи использования модели ожидаемой полезности: решения об участии в азартных играх; о приобретении страховки. Цена риска. Современные проблемы развития фирм в условиях неопределенности и риска в России. Тема 6. Теория игр в микроэкономическом анализе. Теория игр о выборе потребителя. Элементы теории некооперативных игр. Статические игры с полной информацией. Развернутая и нормальная (стратегическая) форма игры. Стратегии: доминирующая, чистая, смешанная. Равновесие по Нэшу в чистых и смешанных стратегиях. Функция Неймана-Моргенштерна в теории игр. Поведение пессимиста: принцип “maximin”a (“minimax”a). Игры с постоянной суммой (частный случай: игра с нулевой суммой). Динамические игры. Равновесие Байеса-Неша. Дилемма заключенного. Использование дилеммы заключенного для объяснения иррациональности и оппортунизма, как поведенческих предпосылок. Статические игры с неполной информацией. Координационные (кооперативные) игры. Теоретико-игровые модели олигополистической конкуренции и двусторонней монополии. Модель информационного взаимодействия “заказчик-исполнитель”. Теоретико-игровые модели морального риска на рынке страхования и неблагоприятного отбора. Тема 7. Теория внешних эффектов Экстерналии. Равновесие в условиях внешних эффектов. Квазилинейные предпочтения и теорема Коуза. Внешние эффекты связанные с производством. Интерпретация условий эффективности по Парето. Моделирование экстерналий. Неэффективность равновесия. Решение проблемы: квоты, налоги и торговля экстерналиями. Проблемы регулирования внешних эффектов в современной экономике России. 4.3.Структура дисциплины
5. Образовательные технологии Освоение дисциплины «Микроэкономика» предполагает использование как традиционных (лекции, практические занятия с использованием методических материалов), так и инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: например, дискуссии по решению проблемных ситуаций, презентации результатов выполнения индивидуальных заданий, работа в малых группах по решению практических ситуаций. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Вопросы к дифференцированному зачету
6.2. Примерная тематика курсовых работ По учебному плану написание студентами курсовых работ не предусмотрено. 6.3. Задания для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине предполагает: - изучение теоретического лекционного материала, основной и дополнительной литературы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, научным дискуссиям, подготовка эссе по предлагаемой тематике, разработка и защита презентаций по отдельным темам дисциплины; - самостоятельное изучение отдельных вопросов, не рассматриваемых на лекциях, по перечню, предусмотренному в методической разработке по данной дисциплине; - изучение публикаций в современных российских и зарубежных экономических журналах, посвященных практическим проблемам микроэкономики продвинутого уровня; - выполнение индивидуальных заданий в рамках самостоятельной работы (задания предусмотрены в Методической разработке для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Микроэкономика»). Контроль самостоятельной работы осуществляется на семинарских и практических занятиях посредством опроса, оценки участия в дискуссии, подготовленных презентаций, индивидуальных практических заданий и их защиты. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
б) дополнительная литература
в) Интернет-ресурсы: 1. http://www.economikus.ru: Галерея экономистов; электронные учебники; навигаторы; словари и т.д. 2. Открытые электронные образовательные ресурсы:
3. Электронно-правовая система «Гарант», «Консультант Плюс» 4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: -Encyclopedia of Law and Economics – http://allserv.rug.ac.be/~gdegeest -Международная организация по новой институциональной экономике ISNIE http://www.isnie.org/ -Библиотечка Либертариума – http://www.libertarium.ru/librar -доступ к современным информационным системам (Росстата РФ, Росстата РТ и др.) - http://www.gks.ru ; 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины - компьютерные классы с выходом в интернет; - аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. |
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Рабочая программа учебной дисциплины технологии лекарственных культур... Составители: к б н., доцент А. Н. Цицилин; к с. Х н., доцент Н. Г. Романова, д с. Х н., профессор В. Д. Стрелец | ||
Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному... В. В. Грабский – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры фгбоу впо пермская гсха | Рабочая программа по учебной дисциплине «Конституционное (государственное)... Автор-составитель: Личковаха А. В., к ю н., заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного прав | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине «Гражданское и торговое право... Автор-составитель: Личковаха А. В., к ю н., заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного прав | Программа научно-исследовательского семинара «Современные проблемы... СПб ф гу-вшэ (д э н., профессор Ходачек А. М., д э н., профессор Виленчик В. И., д э н., профессор Малеева Т. В., д э н., профессор... | ||
Рабочая программа практики зоология беспозвоночных учебная полевая... Составители: Сашина Л. М., к б н., доцент; Блохина Т. В., к б н доцент; Кидов А. А., к б н доцент | Рабочая программа по учебной дисциплине «Гражданское и торговое право... Автор-составитель: Личковаха А. В., канд юрид наук, заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного прав | ||
Рабочая программа учебной дисциплины социология для подготовки бакалавров... Составители: Мамедов А. А., к ф н., доцент, Ефремова Д. В., ст пр., Ромашкин К. И., д ф н., доцент | Рабочая программа учебной дисциплины социология для подготовки бакалавров... Составители: Мамедов А. А., к ф н., доцент, Ефремова Д. В., ст пр., Ромашкин К. И., д ф н., доцент | ||
И. П. Черная Рабочая программа учебной дисциплины «Управление изменениями продвинутый курс» составлена в соответствии с требованиями фгос впо... | Рабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»... | ||
Рабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»... | Рабочая программа учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... |