Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык»





Скачать 418.95 Kb.
НазваниеПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык»
страница1/4
Дата публикации29.11.2014
Размер418.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 2

Москва 2013

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 2

Москва 2013


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки 032700 – Филология и профилю подготовки -

«Русский язык»

Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В.

Рецензент:

Заведующий кафедрой

профессор, доктор филологических наук, профессор _______________

Ярыгина Елена Сергеевна
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на

заседании кафедры русского языка, протокол № ___ от «___»

______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института

гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины «Синтаксический строй русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель дисциплины: изучение особенностей синтаксической организации русского языка.

Задачи дисциплины:

- представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме современные синтаксические концепции таких синтаксических единиц, как словосочетание, простое и сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение);

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления об организации основных единиц синтаксиса: словосочетания простого предложения и сложного предложения;

- передать необходимые знания о разных принципах изучения основных синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения и сложного предложения (сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, бессоюзное сложное предложение);

- сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения основных единиц синтаксиса;

Научить анализировать словосочетания, простые и сложные предложения в рамках разных синтаксических концепций.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Синтаксический строй русского языка» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа).

Количество аудиторных часов: 12 – 12 часов – на практические занятия.

Отчетность по дисциплине: в 2 семестре – зачет.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Синтаксический строй русского языка», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис),

- в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати,

- в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы.

Освоение дисциплины «Синтаксический строй русского языка» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

- филология в системе современного гуманитарного знания;

- история лингвистических учений,

а также курсов по выбору:

- когнитивная грамматика,

- теория функциональной грамматики.

Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Синтаксический строй русского языка», обязан освоить материал курса современного русского языка (синтаксис).

Процесс изучения дисциплины «Синтаксический строй русского языка» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);
- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:
- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
- владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

в педагогической деятельности:
- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
в прикладной деятельности:
- способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
- способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

в проектной деятельности:

- знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17);
В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать: основные положения и концепции в области изучения словосочетания, простого предложения и сложного предложения, принципы анализа основных синтаксических единиц, основные подходы к изучению основных единиц синтаксиса;

уметь: применять полученные знания в анализе словосочетания, простого предложения и сложного предложения, а именно:

- использовать при анализе словосочетания такие параметры, как предсказуемость /непредсказуемость, обязательность/ необязательность, природа синтаксического отношения;

- характеризовать простое предложение, используя понятия расширенной структурной схемы предложения и элементарной семантической категории – субъект, предикативный признак, объект – и неэлементарной семантической категории – компоненты с определительно-обстоятельственным значением - (РГ-80), определять типы парадигматических отношений;

- определять тип сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения в разных синтаксических концепциях;

владеть: современными методами формального анализа словосочетания, простого и сложного предложения, в том числе: анализировать виды синтаксической связи в словосочетании, анализировать парадигматические отношения в предложении, анализировать типы сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)



Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)

12

в том числе:




Практические занятия

12

Самостоятельная работа

60

Общая трудоемкость дисциплины

72 (2 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: Зачет






5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (2 семестр 1 курса).

В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится зачет. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный зачет не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД).
Предмет и задачи курса

Синтаксические единицы языка – проблема выделения. Словосочетание, простое предложение и сложное предложение, синтаксическая связь между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения. Грамматика -54, Грамматика -70 и Грамматика -80 – особенности подходов к изучению основных синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений. Работы Н.Ю.Шведовой, В.А.Белошапковой, Г.А.Золотовой.

Словосочетание.

Словосочетание как непредикативная единица, характеризующаяся наличием между ее компонентами синтаксической связи. Учение о словосочетании. Понимание словосочетания в истории науки и в современных работах (Ф.Ф.Фортунатов, М.Н.Петерсон, А.М.Пешковский, В.В.Виноградов, В.А.Белошапкова, Г.А.Золотова).

Простое предложение.

Три стороны устройства простого предложения: формальная, смысловая и коммуникативная организация.

Формальная организация предложения. Два понимания структурного минимума предложения. Структурная схема в концепции Н.Ю.Шведовой. Принципы описания распространенного предложения в РГ-80. Структурная схема в концепции В.А.Белошапковой. Минимальная и расширенная схемы. Типы «расширителей» структурных схем предложений.

Парадигма предложения. Предложение как объект изучения парадигматических отношений. Широкое и узкое понимание парадигмы предложения. Парадигма предложения в рамках концепции Н.Ю.Шведовой. Парадигма предложения в рамках концепции В.А.Белошапковой.

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры. Типология сложносочиненных предложений в работах Л.Ю.Максимова, В.А.Белошапковой, Е.Н.Ширяева. Вопрос об интерпретации предложений с союзом а то (Грамматика -70, Грамматика -80, исследования современных авторов).

Сложноподчиненное предложение.

Типология сложноподчиненных предложений в работах Л.Ю.Максимова, В.А.Белошапковой, Е.Н.Ширяева. Местоименно–соотносительные предложения в классификациях В.А.Белошапковой, Е.Н.Ширяева. Вопрос о придаточных места (Л.Ю.Максимов). Вопрос о предложения соответствия и сопоставительных предложениях (В.А.Белошапкова, Е.Н.Ширяев, РГ - 80).

Бессоюзное сложное предложение.

Типология бессоюзных сложных предложений в работах Н.С.Поспелова, Е.Н.Ширяева и В.А.Белошапковой. Принципы классификации бессоюзных сложных предложений: семантический и формальный. Семантический принцип: бессоюзные сложные предложения закрытой структуры с высокой степенью активизации смысловых отношений; дифференцированные и недифференцированные отношения (Н.С.Поспелов, Е.Н.Ширяев). Формальный принцип: бессоюзные сложные предложения типизированной и нетипизированной структуры (В.А.Белошапкова).
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Часть III.Синтаксис. Пунктуация. М., 1981.

  2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.

  3. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык. М., 1989.

  4. Белошапкова Т.В. Парадигматические отношения в синтаксисе простого предложения. М., 2010.

  5. Грамматика русского языка. – М., 1954. – Т. II.

  6. Грамматика современного русского литературного языка. М.. 1970.

  7. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.,2001.

  8. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

  9. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. СПб., 2009.

  10. Ильенко С.Г. Русистика: Избранные работы. СПб., 2003.

  11. Крылова О.А., Максимов Л.Ю., Ширяев Е.Н. Современный русский язык: Теоретический курс. Ч.IV. Синтаксис. Пунктуация. М., 1997.

  12. Новиков Л.А., Зубкова Л.Г., Иванов В.В. и др. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. СПб., 1999.

  13. Русская грамматика. – М., 1980. – Т.2.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная...
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск