Скачать 418.95 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка и общего языкознания УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 2 Москва 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка и общего языкознания УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СИНТАКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 2 Москва 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки – 032700 – Филология и профилю подготовки - «Русский язык» Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В. Рецензент: Заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук, профессор _______________ Ярыгина Елена Сергеевна Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка, протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «Синтаксический строй русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года. Цель дисциплины: изучение особенностей синтаксической организации русского языка. Задачи дисциплины: - представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме современные синтаксические концепции таких синтаксических единиц, как словосочетание, простое и сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение); - сформировать у студентов углубленные теоретические представления об организации основных единиц синтаксиса: словосочетания простого предложения и сложного предложения; - передать необходимые знания о разных принципах изучения основных синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения и сложного предложения (сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, бессоюзное сложное предложение); - сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения основных единиц синтаксиса; Научить анализировать словосочетания, простые и сложные предложения в рамках разных синтаксических концепций. 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Синтаксический строй русского языка» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП. Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа). Количество аудиторных часов: 12 – 12 часов – на практические занятия. Отчетность по дисциплине: в 2 семестре – зачет. Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Синтаксический строй русского языка», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: - в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис), - в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати, - в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы. Освоение дисциплины «Синтаксический строй русского языка» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: - филология в системе современного гуманитарного знания; - история лингвистических учений, а также курсов по выбору: - когнитивная грамматика, - теория функциональной грамматики. Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Студент, приступающий к изучению дисциплины «Синтаксический строй русского языка», обязан освоить материал курса современного русского языка (синтаксис). Процесс изучения дисциплины «Синтаксический строй русского языка» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4); - способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6). Профессиональные компетенции (ПК): в научно-исследовательской деятельности: - способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); - способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); - способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); - владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); - владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); в педагогической деятельности: - владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); в прикладной деятельности: - способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12); - способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13); в проектной деятельности: - знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17); В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО: знать: основные положения и концепции в области изучения словосочетания, простого предложения и сложного предложения, принципы анализа основных синтаксических единиц, основные подходы к изучению основных единиц синтаксиса; уметь: применять полученные знания в анализе словосочетания, простого предложения и сложного предложения, а именно: - использовать при анализе словосочетания такие параметры, как предсказуемость /непредсказуемость, обязательность/ необязательность, природа синтаксического отношения; - характеризовать простое предложение, используя понятия расширенной структурной схемы предложения и элементарной семантической категории – субъект, предикативный признак, объект – и неэлементарной семантической категории – компоненты с определительно-обстоятельственным значением - (РГ-80), определять типы парадигматических отношений; - определять тип сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения в разных синтаксических концепциях; владеть: современными методами формального анализа словосочетания, простого и сложного предложения, в том числе: анализировать виды синтаксической связи в словосочетании, анализировать парадигматические отношения в предложении, анализировать типы сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложений. 4.Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (2 семестр 1 курса). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится зачет. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный зачет не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД). Предмет и задачи курса Синтаксические единицы языка – проблема выделения. Словосочетание, простое предложение и сложное предложение, синтаксическая связь между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения. Грамматика -54, Грамматика -70 и Грамматика -80 – особенности подходов к изучению основных синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений. Работы Н.Ю.Шведовой, В.А.Белошапковой, Г.А.Золотовой. Словосочетание. Словосочетание как непредикативная единица, характеризующаяся наличием между ее компонентами синтаксической связи. Учение о словосочетании. Понимание словосочетания в истории науки и в современных работах (Ф.Ф.Фортунатов, М.Н.Петерсон, А.М.Пешковский, В.В.Виноградов, В.А.Белошапкова, Г.А.Золотова). Простое предложение. Три стороны устройства простого предложения: формальная, смысловая и коммуникативная организация. Формальная организация предложения. Два понимания структурного минимума предложения. Структурная схема в концепции Н.Ю.Шведовой. Принципы описания распространенного предложения в РГ-80. Структурная схема в концепции В.А.Белошапковой. Минимальная и расширенная схемы. Типы «расширителей» структурных схем предложений. Парадигма предложения. Предложение как объект изучения парадигматических отношений. Широкое и узкое понимание парадигмы предложения. Парадигма предложения в рамках концепции Н.Ю.Шведовой. Парадигма предложения в рамках концепции В.А.Белошапковой. Сложносочиненное предложение. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры. Типология сложносочиненных предложений в работах Л.Ю.Максимова, В.А.Белошапковой, Е.Н.Ширяева. Вопрос об интерпретации предложений с союзом а то (Грамматика -70, Грамматика -80, исследования современных авторов). Сложноподчиненное предложение. Типология сложноподчиненных предложений в работах Л.Ю.Максимова, В.А.Белошапковой, Е.Н.Ширяева. Местоименно–соотносительные предложения в классификациях В.А.Белошапковой, Е.Н.Ширяева. Вопрос о придаточных места (Л.Ю.Максимов). Вопрос о предложения соответствия и сопоставительных предложениях (В.А.Белошапкова, Е.Н.Ширяев, РГ - 80). Бессоюзное сложное предложение. Типология бессоюзных сложных предложений в работах Н.С.Поспелова, Е.Н.Ширяева и В.А.Белошапковой. Принципы классификации бессоюзных сложных предложений: семантический и формальный. Семантический принцип: бессоюзные сложные предложения закрытой структуры с высокой степенью активизации смысловых отношений; дифференцированные и недифференцированные отношения (Н.С.Поспелов, Е.Н.Ширяев). Формальный принцип: бессоюзные сложные предложения типизированной и нетипизированной структуры (В.А.Белошапкова). 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
|
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом... | ||
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:... Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700.... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная... Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский... |