Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык»





НазваниеПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык»
страница1/6
Дата публикации10.12.2014
Размер0.76 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 2, семестр 3

Москва 2013

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 2, семестр 3

Москва 2012


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки 032700.68 – Филология и профилю подготовки -

«Русский язык»

Автор: профессор кафедры русского языка, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В.

Рецензент:

Заведующий кафедрой

профессор, доктор филологических наук, профессор _______________

Ярыгина Елена Сергеевна
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на

заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___»

______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института

гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель дисциплины: ознакомление с новым лингвистическим направлением – дискурсивного анализа, интенсивно развивающимся в последние десятилетия.

Задачи дисциплины:

- представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме основные принципы, используемые в дискурсивныхисследованиях;

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о возможностях описания языка в русле дискурсивных исследований;

- передать необходимые знания о принципах дискурсивных исследований к уровневому описанию языка;

- сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения русского языка, выполненные в русле дискурсивных исследований;

Научить основам дискурсивного анализа.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Дискурсивные исследования русского языка» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа).

Количество аудиторных часов: 24 – 24 часов – на практические занятия.

Отчетность по дисциплине: в 3 семестре – экзамен.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Дискурсивные исследования русского языка», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис),

- в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати,

- в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы.

Освоение дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

- история лингвистических учений,

а также курсов по выбору:

- теория функциональной грамматики.

Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка», обязан освоить материал курса современного русского языка.

Процесс изучения дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);
- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:
- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
- владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

в педагогической деятельности:
- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
в прикладной деятельности:
- способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
- способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

в проектной деятельности:

- знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17);
В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать: основные особенности дискурсивного подхода к изучению языка, понимать метаязык дискурсивных исследований;

уметь: применять полученные знания в анализе дискурса, а именно:

- использовать при анализе дискурса понятия функция и речевой акт;

- характеризовать разные типы дискурсов;

- определять особенности каждого из типов дискурсов;

владеть: современными методами дискурсивного анализа.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)



Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)

24

в том числе:




Практические занятия

24

Самостоятельная работа

57

Подготовка к экзамену

27

Общая трудоемкость дисциплины

108 (3 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: Экзамен




5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (3 семестр 2 курса).

В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится экзамен. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД).
Предмет и задачи курса

Множественность подходов к изучению языка отличительная черта современной лингвистики. Лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма, когнитивно-дискурсивная парадигма как особенности развития современной отечественной лингвистики.

Понятие дискурса в современной отечественной лингвистике. Ю.С.Степанов, Н.Д.Арутюнова, М.Л.Макаров, А.А.Кибрик, В.А.Плунгян, Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, В.В.Богданов, В.А.Звегинцев, В.И.Карасик, М.Я.Дымарский, Т.В.Белошапкова.

Три основных подхода к трактовке этого понятия.

Первый подход определяет дискурс как «язык выше уровня предложения или словосочетания» [Макаров 2003: 86], можно сказать, что этот подход осуществляется с позиций структурно ориентированной лингвистики. Сторонником этого подхода, как указывает М.Л.Макаров, был В.А.Звегинцев, который писал, что «под дискурсом, следовательно, будут пониматься два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой зависимости» [Звегинцев 1976: 170].

Второй подход определяет дискурс в рамках функционального подхода как «всякого употребления языка» [Макаров 2003: 86]. Говоря об этом подходе, М.Л.Макаров приводит высказывание Р. Фасолда «the study of discourse is the study of any aspect of language use» [Fasold 1990: 65] – изучение дискурса - это изучение любого аспекта языкового употребления (перевод мой -Т.Б.).

Третий подход определяет дискурс как «дискурс высказывания». М.Л.Макаров отмечает, что «это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц структуры «больше предложения», а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализированных единиц употребления языка» [Макаров 2003: 86].

Понятие дискурса зарубежной лингвистике

Анализ дискурса – междисциплинарная область знания, что доказывается участием в формировании концепта дискурса представителей разных наук – лингвист Ж.Дюбуа, историк Р.Робер, философ М.Фуко.

Взгляды Э.Бенвениста, Р.Барта, М.Фуко,П.Серио, Ван Дейк Т.А..

П.Серио считает, что в современной лингвистике термин дискурс имеет множество значений, и в качестве центральных он рассматривает восемь его дефиниций:

  1. эквивалент понятия «речь» (по Ф. де Соссюру), т.е. любое конкретное высказывание;

  2. единица, по размерам превосходящая фразу, высказывание в глобальном смысле; то, что является предметом исследования «грамматики текста»;

  3. воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания;

  4. беседа как основной тип высказывания;

  5. речь с позиции говорящего в противоположность повествованию, которое не учитывает такой позиции (по Э. Бенвенисту);

  6. употребление единиц языка, их речевая актуализация;

  7. система ограничений, которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определенной социальной или идеологической позиции; социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс;

  8. теоретический конструкт, предназначенный для исследований условий производства текста [Серио 1999: 26—27].

Ван Дейк Т.А.. разграничивает понятия текста и дискурса.

Согласно Ван Дейк Т.А.: Дискурс — актуально произнесенный текст, а «текст» — это абстрактная грамматическая структура произнесенного. Дискурс — это понятие из области речи, актуального речевого действия, тогда как «текст» — это понятие касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности.

Дискурс как конкретный разговор, поэтому использование данного понятия всегда связано с какими-то конкретными объектами в конкретной обстановке и в конкретном контексте: «этот дискурс», «его дискурс», «эти дискурсы»;

Дискурс как тип разговора. Понятие дискурс употребляется Ив этом смысле, и может касаться не конкретных кандидатских диссертаций, но типов вербальной продукции;

Дискурс как жанр. Понятие дискурс он использует для обозначения того или иного жанра, например: «новостной дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс»;

Дискурс как социальная формация. Это наиболее абстрактный смысл понятия «дискурс», потому что оно относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. Тогда говорят, например, «коммунистический Дискурс», «буржуазный дискурс» или «организационный дискурс».

Функционализм в зарубежной лингвистике конца ХХв.

1.Общая характеристика подхода. Для лингвистического функционализма характерно мнение, что формы естественных языков создаются, регулируются, подчиняются требованиям, усваиваются и используются ради их коммуникативных функций.

2.Функционализм в общенаучном аспекте.

3.Лингвистический функционализм.

4.Функциональное объяснение в лингвистике и за ее пределами.

5.«Функциональное» и «формальное» объяснение.

6.Понятие функции.

7.Функция как «использование» (use) и «употребление» (usage) языка.

8.Полифункционализм языка: суперпозиции и иерархии функций; функциональная насыщенность текста.

9.Некоторые наиболее упоминаемые функции языка. Крупные группировки функций. Двухчастное деление. Трехчастное деление. Четырехчастное деление. Пятичастное деление. Шестичастное деление. Восьмичастное деление. Девятичастное деление. В чем упрекают функционализм его критики.

Дискурс-анализ как парадигма в изучении речевого общения
Дискурс-анализ – одно из ведущих междисциплинарных направлений, изучающих языковое общение, явился своеобразной реакцией на соссюровское, а затем и хомскианское понимание предмета языкознания.

(Устный) дискурс, (письменный текст) и ситуация.

Дискурс / диалог/ процесс vs. текст/ монолог/ продукт.

Дискурс = речь + текст.
Подходы к изучению дискурса

Дискурс – анализ: источники и составные части.

Подходы к изучению языкового общения.

Дискурс – анализ vs. Конверсационый анализ.

Дискурс как структура и как процесс: единицы и категории

Речевые акты в анализе языкового общения. Структура речевого акта. Перформативные высказывания. Типология речевых актов. Косвенные речевые акты. Теория речевых актов и анализ языкового общения.

Текст и дискурс

Антропоцентрические исследования текста: текст как инструмент построения картины мира.

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная...
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск