Скачать 0.76 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 2, семестр 3 Москва 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 2, семестр 3 Москва 2012 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки – 032700.68 – Филология и профилю подготовки - «Русский язык» Автор: профессор кафедры русского языка, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В. Рецензент: Заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук, профессор _______________ Ярыгина Елена Сергеевна Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года. Цель дисциплины: ознакомление с новым лингвистическим направлением – дискурсивного анализа, интенсивно развивающимся в последние десятилетия. Задачи дисциплины: - представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме основные принципы, используемые в дискурсивныхисследованиях; - сформировать у студентов углубленные теоретические представления о возможностях описания языка в русле дискурсивных исследований; - передать необходимые знания о принципах дискурсивных исследований к уровневому описанию языка; - сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения русского языка, выполненные в русле дискурсивных исследований; Научить основам дискурсивного анализа. 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Дискурсивные исследования русского языка» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП. Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа). Количество аудиторных часов: 24 – 24 часов – на практические занятия. Отчетность по дисциплине: в 3 семестре – экзамен. Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Дискурсивные исследования русского языка», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: - в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис), - в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати, - в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы. Освоение дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: - история лингвистических учений, а также курсов по выбору: - теория функциональной грамматики. Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Студент, приступающий к изучению дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка», обязан освоить материал курса современного русского языка. Процесс изучения дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4); - способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6). Профессиональные компетенции (ПК): в научно-исследовательской деятельности: - способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); - способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); - способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); - владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); - владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); в педагогической деятельности: - владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); в прикладной деятельности: - способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12); - способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13); в проектной деятельности: - знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17); В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО: знать: основные особенности дискурсивного подхода к изучению языка, понимать метаязык дискурсивных исследований; уметь: применять полученные знания в анализе дискурса, а именно: - использовать при анализе дискурса понятия функция и речевой акт; - характеризовать разные типы дискурсов; - определять особенности каждого из типов дискурсов; владеть: современными методами дискурсивного анализа. 4.Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (3 семестр 2 курса). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится экзамен. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД). Предмет и задачи курса Множественность подходов к изучению языка отличительная черта современной лингвистики. Лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма, когнитивно-дискурсивная парадигма как особенности развития современной отечественной лингвистики. Понятие дискурса в современной отечественной лингвистике. Ю.С.Степанов, Н.Д.Арутюнова, М.Л.Макаров, А.А.Кибрик, В.А.Плунгян, Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, В.В.Богданов, В.А.Звегинцев, В.И.Карасик, М.Я.Дымарский, Т.В.Белошапкова. Три основных подхода к трактовке этого понятия. Первый подход определяет дискурс как «язык выше уровня предложения или словосочетания» [Макаров 2003: 86], можно сказать, что этот подход осуществляется с позиций структурно ориентированной лингвистики. Сторонником этого подхода, как указывает М.Л.Макаров, был В.А.Звегинцев, который писал, что «под дискурсом, следовательно, будут пониматься два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой зависимости» [Звегинцев 1976: 170]. Второй подход определяет дискурс в рамках функционального подхода как «всякого употребления языка» [Макаров 2003: 86]. Говоря об этом подходе, М.Л.Макаров приводит высказывание Р. Фасолда «the study of discourse is the study of any aspect of language use» [Fasold 1990: 65] – изучение дискурса - это изучение любого аспекта языкового употребления (перевод мой -Т.Б.). Третий подход определяет дискурс как «дискурс высказывания». М.Л.Макаров отмечает, что «это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц структуры «больше предложения», а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализированных единиц употребления языка» [Макаров 2003: 86]. Понятие дискурса зарубежной лингвистике Анализ дискурса – междисциплинарная область знания, что доказывается участием в формировании концепта дискурса представителей разных наук – лингвист Ж.Дюбуа, историк Р.Робер, философ М.Фуко. Взгляды Э.Бенвениста, Р.Барта, М.Фуко,П.Серио, Ван Дейк Т.А.. П.Серио считает, что в современной лингвистике термин дискурс имеет множество значений, и в качестве центральных он рассматривает восемь его дефиниций:
Ван Дейк Т.А.. разграничивает понятия текста и дискурса. Согласно Ван Дейк Т.А.: Дискурс — актуально произнесенный текст, а «текст» — это абстрактная грамматическая структура произнесенного. Дискурс — это понятие из области речи, актуального речевого действия, тогда как «текст» — это понятие касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности. Дискурс как конкретный разговор, поэтому использование данного понятия всегда связано с какими-то конкретными объектами в конкретной обстановке и в конкретном контексте: «этот дискурс», «его дискурс», «эти дискурсы»; Дискурс как тип разговора. Понятие дискурс употребляется Ив этом смысле, и может касаться не конкретных кандидатских диссертаций, но типов вербальной продукции; Дискурс как жанр. Понятие дискурс он использует для обозначения того или иного жанра, например: «новостной дискурс», «политический дискурс», «научный дискурс»; Дискурс как социальная формация. Это наиболее абстрактный смысл понятия «дискурс», потому что оно относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. Тогда говорят, например, «коммунистический Дискурс», «буржуазный дискурс» или «организационный дискурс». Функционализм в зарубежной лингвистике конца ХХв. 1.Общая характеристика подхода. Для лингвистического функционализма характерно мнение, что формы естественных языков создаются, регулируются, подчиняются требованиям, усваиваются и используются ради их коммуникативных функций. 2.Функционализм в общенаучном аспекте. 3.Лингвистический функционализм. 4.Функциональное объяснение в лингвистике и за ее пределами. 5.«Функциональное» и «формальное» объяснение. 6.Понятие функции. 7.Функция как «использование» (use) и «употребление» (usage) языка. 8.Полифункционализм языка: суперпозиции и иерархии функций; функциональная насыщенность текста. 9.Некоторые наиболее упоминаемые функции языка. Крупные группировки функций. Двухчастное деление. Трехчастное деление. Четырехчастное деление. Пятичастное деление. Шестичастное деление. Восьмичастное деление. Девятичастное деление. В чем упрекают функционализм его критики. Дискурс-анализ как парадигма в изучении речевого общения Дискурс-анализ – одно из ведущих междисциплинарных направлений, изучающих языковое общение, явился своеобразной реакцией на соссюровское, а затем и хомскианское понимание предмета языкознания. (Устный) дискурс, (письменный текст) и ситуация. Дискурс / диалог/ процесс vs. текст/ монолог/ продукт. Дискурс = речь + текст. Подходы к изучению дискурса Дискурс – анализ: источники и составные части. Подходы к изучению языкового общения. Дискурс – анализ vs. Конверсационый анализ. Дискурс как структура и как процесс: единицы и категории Речевые акты в анализе языкового общения. Структура речевого акта. Перформативные высказывания. Типология речевых актов. Косвенные речевые акты. Теория речевых актов и анализ языкового общения. Текст и дискурс Антропоцентрические исследования текста: текст как инструмент построения картины мира. 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература |
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего... | Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:... Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700.... | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная... Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский... |