Скачать 438.8 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы ____________________________/Борко Т.И./ «______»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы ТюмГУ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/В.Н. Сушкова/ «______»___________ 201__ г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.11 Протокол №1 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Ф.И.О./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра зарубежной литературы Борко Т.И. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Борко Татьяна Иосифовна. История мировой культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения. Тюмень, 2011, 21 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины «История мировой культуры» опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы, д.ф.н., профессор Сушкова В.Н.© Тюменский государственный университет, 2011. © Борко Т.И., 2011. 1. Пояснительная записка. 1.1.Целью преподавания дисциплины является обучение студентов анализу художественного произведения с определением специфики данного вида искусства. Задачи: - ознакомить с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства; - ознакомить с характерными признаками различных художественных стилей; - рассмотреть приемы анализа выразительных средств и языка каждого вида искусства. 1.2. Дисциплина «История мировой культуры» является дисциплиной цикла Б 1. (гуманитарный, социальный и экономический, вариативная часть) учебного плана направления 032700.62 «Филология» профиля подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)». Темы занятий посвящены истории Западноевропейского искусства и включают материалы по искусству России, рассматриваемой в контексте мировой истории культуры. Изучение дисциплины способствует усвоению знаний других предметов гуманитарного, социального цикла, таких как философия, история. Кроме того, перекликаются со специальными дисциплинами цикла «История зарубежной литературы», способствуя пониманию мировоззрения и мировосприятия другой культуры.Необходимыми для изучения дисциплины являются знания по периодизации культурно-исторических эпох, знакомство с некоторыми произведениями архитектуры и искусства, принадлежащими известным авторам своего времени. В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями основных характеристик художественных стилей, знать авторство значительных произведения эпохи античности, Возрождения, нового времени. Освоение знаний по «Истории мировой культуры» необходимо для изучения следующих теоретических дисциплин: «История зарубежной литературы. 1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями: - уважение к культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1); - готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6); - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7); - готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-9); - способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-11); - владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13); - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); - владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14); в проектной деятельности: - владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: историю развития стилей художественной культуры Уметь: анализировать специфические средства языка архитектуры, живописи, скульптуры, графики Владеть: навыками анализа художественных произведений
Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 часов.*
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Дисциплина читается в последнем семестре, может быть полезна при подготовке к защите ВКР. 4. Содержание дисциплины. Лекция 1. Происхождение искусства История открытия памятников первобытного искусства. Влияние исторических процессов на становление пространственных и временных видов искусства. Стилистика и тематика изображений палеолитической живописи. Проблема периодизации искусства и эволюция стиля. Основные туристические центры – заповедники первобытного искусства во Франции, Австралии, Италии, России. Проблема сохранения памятников первобытного искусства. Лекция 2. Искусство и культура Эгейского мира. Эпос Гомера и древние микенские города. Раскопки Г. Шлимана в Трое, Микенах; А. Эванса на Крите. Основные принципы эгейской архитектуры. Планировочная схема дома царя на материке; дворцовых комплексов Крита (Кносс, Фест, Като-Закрос). Крит и Микенская Греция в мифологии и живописи: воспроизведение сюжетов в памятниках словесно-образного искусства. Наследие эгейской культуры в контексте мировой литературы и истории. Лекция 3. Искусство и культура античной ГрецииОсновные принципы архитектуры античной Греции. Понятие «классики» и «классического стиля» в скульптуре и архитектуре. Ансамблевое строительство в Древней Греции: святилища в Олимпии, в Дельфах, Афинский Акрополь. Охрана и использование культурного наследия Греции. Влияние литературы (мифологические сюжеты, гомеровский эпос, драматургия) на формирование имиджа греческих туристских центров. Лекция 4. Культура Древнего РимаКультурное наследие этрусков. Новые архитектурные решения римских зодчих: изобретение новых материалов, новых инженерных конструкций. Стилевые особенности римской скульптуры и живописи. Развитие портретного жанра. Влияние исторических процессов на изменение в словесно-образном искусстве Рима. Античные города (Помпеи, Геркуланум, Стабии), провинции римской империи (Карфаген, Баальбек) – туристские центры в контексте мирового культурного наследия. Лекция 5. Культура Средневековой ЕвропыРелигиозное мировоззрение и становление новых форм искусства: иконографические сюжеты в живописи, культовая архитектура ранних христиан. Фаюмский портрет и возникновение иконописи: стилистика и техника изображений. Центрический тип храма в восточном христианстве. Искусство мозаики. Черты романского и готического стиля в зодчестве и живописи. Влияние литературы на формирование образа Парижа как центра средневековой культуры. Оформление литературных жанров средневековья. Карнавальные празднества: психологическое значение шествий ряженых и игрищ. Лекция 6. Культура Древней РусиВосточнославянское и византийское наследие в культуре Древней Руси. Становление национальной традиции в древнерусском искусстве: иконопись и архитектура Новгорода. Архитектура и живопись Московского княжества. Ансамбль Московского Кремля. Новые конструкции в архитектуре храмов XVI-XVII веков. Архитектура городов Золотого кольца России. Завершающий этап в искусстве Древней Руси. Обмирщение культуры. Лекция 7. Культура эпохи ВозрожденияФлоренция – родина Ренессанса. Художественные задачи представителей раннего Возрождения: живописца Джотто, скульптора Донателло. Гражданская и культовая архитектура Флоренции. Проект идеального города в творчестве итальянских художников. Подражание античным формам. Человек эпохи Возрождения (отношения с церковью, природой, обществом). Светские развлечения, становление новых музыкальных жанров. Высокое Возрождение в Италии (Леонардо, Рафаэль) и завершение эпохи (Микеланджело). Понятие «Северного Возрождения». Своеобразие немецкой живописи: влияние итальянских авторов, самобытные традиции, новые темы. Портретный жанр в творчестве немецких художников (А. Дюрер, Г. Гольбейн). Развитие гравюры. Жанровые особенности произведений нидерландских живописцев. Бытовые мотивы в творчестве Питера Брейгеля. Лекция 8. Искусство Западной Европы XVII- XVIII веков Барокко в архитектуре и скульптуре Италии. Новые приемы оформления фасадов. Цветовое и композиционное разнообразие живописных решений, ценность индивидуальных подходов, авторской манеры. Архитектура и живопись классицизма во Франции. Стиль ампир. Французский тип парка: дворцовый ансамбль Версаля. «Балеты Короля», развитие новых форм музыкального театра. Реалистические тенденции в живописи Караваджо, Рембрандта, Веласкеса. Новые жанры в искусстве XVII- XVIII веков. Лекция 9. Культура России XVIII векаРоссия в контексте западноевропейской культуры. Создание российской академии художеств. Строительство новой столицы: общий план, застройка центра и островов. Барокко и классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга. Дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе, Петергофе. Классицистические постройки Москвы. Развитие портретного жанра в живописи (детский, женский портрет). Исторический, бытовой жанр, пейзаж в живописи и гравюре. Лекция 10. Художественная культура XIX века. Романтизм во французской живописи (эстетическая программа, художественные приемы). Религиозный романтизм: распространение стиля в странах Западной Европы («Союз святого Луки», «Прерафаэлиты») и России (А. Иванов). Пейзаж в творчестве романтиков. «Манифест реализма» и «Салон независимых», Товарищество передвижных выставок и русский реализм. Творческий метод и художественные задачи импрессионистов.
- открытие М. Савтуолы; - пещеры Альп и Пиренеев; - гравировка на гальке; - ритуал охотников и предназначение искусства. 2. Искусство и культура Эгейского мира: - схемы и реконструкция критской архитектуры; - материковые дворцы в Микенах, Пилосе; - росписи: техника, тема; - мелкая пластика. 3. Искусство и культура античной Греции: - Искусство архаики; - искусство классики; - искусство эллинизма. 4. Культура Древнего Рима: - искусство царского периода; - искусство Республики; - искусство Империи -культура времен упадка. 5. Культура средневековой Европы: -искусство эпохи переселения народов; - возникновение романского стиля; -особенности готики во Франции, Англии. 6. Культура Древней Руси: - культура Киевской Руси; -Владимиро-Суздальская Русь; -Новгород и Псков; -Московское княжество. 7. Культура эпохи Возрождения; - архитектура Флоренции; - открытие перспективы; Высокое Возрождение; -кризис Возрождения. 8. Искусство Западной Европы 17-18 веков: -. открытие Академий; -становление жанров; - появление стилей; -мировые художественные центры. 9. Культура России 18 века; - реформы петровского времени; -распространение западноевропейских стилей; Дворцово-парковые ансамбли; - новые жанры искусства. 10. Художественная культура 19века: - романтизм во Франции и России; - реализм во Франции и России; -. Импрессионизм во Франции и России; -новые течения конца столетия.
|