Скачать 250.35 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Первый проректор _______________________ / В.В. Дубицкий / «____» сентября 2014г. АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование с двумя профилями (история и иностранный язык) очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор_________ / Матвеева Н.П. / «02» сентября 2014г. Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков ИИПН от 03.09.2014, протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ____________/ А.Г. Еманов / «03» сентября 2014 г. Рассмотрено на заседании УМК ИИПН от 05. 09. 2014, протокол № 1. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель _______________________/ Е.А. Чувильская / «05» сентября 2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ _____________ /Е.А. Ульянова/ «08» сентября 2014 г. «СОГЛАСОВАНО»: Менеджер УМУ _____________/ ________________/ «11» сентября 2014 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт истории и политических наукКафедра археологии, истории древнего мира и средних вековМатвеева Н.П. АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование с двумя профилями (история и иностранный язык) очной формы обучения Тюменский государственный университет 2014 Матвеева Н.П. Археолого-этнографическая практика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование с двумя профилями (история и иностранный язык) очной формы обучения. Тюмень, 2014, стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Археолого-этнографическая практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории древнего мира и средних веков Института истории и политических наук. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой археологии, истории древнего мира и средних веков Института истории и политических наук Еманов А.Г., д.ист.н., профессор. © Тюменский государственный университет, 2014. © Матвеева Н. П., 2014.
Археологическая практика ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся, закрепляет их знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций. Основой практики является непосредственное участие студентов в полевых археологических исследованиях древних и средневековых поселений, городищ и могильников, а также в раскопках культурного слоя первых русских городов Сибири.
Основной целью археологической практики является выработка у студентов представлений об исторической значимости археологических объектов для современного общества, а также получение знаний, необходимых для изучения, сохранения и защиты историко-культурного наследия Сибири и России в целом. Научно-образовательная цель практики направлена на овладение студентами навыками идентификации и описания древних и средневековых объектов, ознакомление с методикой их исследования, элементами моделирования исторических процессов, а учебно-воспитательная — на выработку умений, необходимых для жизни в полевых условиях, организации туристических походов и экскурсий, формирование интереса к историко-культурному наследию родного края, ознакомление с культурой древнего и средневекового населения. В ходе практики закрепляются и расширяются теоретические знания, полученные обучающимися при изучении дисциплин «Первобытное общество» и «Археология», у некоторых из них появляется интерес к научным исследованиям в этой области и стремление к углубленной специализации.
- углубить знания студентов по археологии, закрепить полученный на лекциях и семинарских занятиях материал, показать все многообразие археологических источников; - студенты должны получить общие представления об археологическом наследии родного края, освоить методы полевых и камеральных археологических исследований; - ознакомить студентов с различными видами археологических памятников с учетом специфики их природно-географического окружения, обучить умению определять их датировку и культурную принадлежность; - выработать навыки проведения археологических разведок, раскопок древних и средневековых поселений, городищ, курганных и грунтовых могильников; - овладеть приемами работы с простыми геодезическими приборами (компасом, нивелиром) с целью привязки археологических объектов и артефактов; - овладеть способами первичной консервации и реставрации археологических находок; - ознакомить студентов с особенностями залегания культурного слоя, со способами и методикой его изучения, а также со структурой различных археологических объектов; - выработать навыки постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнеобеспечения; - получить практические знания по организации взаимоотношений внутри относительно изолированного коллектива и разъяснению исторической ценности археологических объектов местным жителям, овладеть навыками ведения беседы и убеждения слушателей. 4. Место практики в структуре образовательной программы Практика направлена на освоение методики разведок, раскопок, камеральной и лабораторной обработки материалов, а также видов памятников, особенностей культурного слоя и находок разных археологических эпох, дает дополнительные практические знания и умения по всем разделам курса. 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями: - стремиться к саморазвитию, социальной адаптации (ОК-6); - критически оценивать свои достоинства и недостатки, развивать личность (ОК-7); - владеть культурой мышления, способностью к восприятию информации, постановке цели и выбору путей е достижения (ОК-1); - использвать базовые знания археологии в практической деятельности (ПК-2); - использовать знания исторических дисциплин в археологических исследованиях (ПК-3) - использовать специальные знания, полученные в рамках профидизации и индивидуальной образовательной траектории (ПК-8). Археологическая практика относится к профессиональному циклу (базовая часть) и является неотъемлемой составляющей в подготовке студентов по направлению «История». Прохождение данной практики предполагает наличие базовых знаний по дисциплинам (в качестве предшествующих): «Первобытное общество», «Археология». 6. Перечень планируемых результатов обучения по практике: Знать: многообразие археологических источников; особенности залегания культурного слоя, способы и методы его изучения, а также со структуру различных археологических объектов. Уметь: применять методы полевых и камеральных археологических исследований адекватно виду памятника, определять датировку и культурную принадлежность артефактов; Владеть: приемами работы с шанцевым инструментом, простыми геодезическими приборами (компасом, нивелиром) с целью привязки археологических объектов и артефактов; способами первичной консервации и реставрации археологических находок. 7. Место и период проведения практики. Семестр 2 Археологическая практика уже более 30-ти лет в основном проводится на территории археологического комплекса «Ингальская долина», расположенного в междуречье Тобола и Исети на юге Тюменской области. Здесь зафиксировано более 500 археологических памятников широкого хронологического диапазона (от неолита до эпохи средневековья) и с каждым годом количество их возрастает. Интерес тюменских археологов к данному археологическому комплексу вызван не только тем, что он отличается уникальной насыщенностью памятниками разных эпох, но и превосходной сохранностью большинства сосредоточенных здесь археологических объектов. Материалы, полученные при их исследовании, позволяют реконструировать историко-культурные процессы, протекавшие в зауральском регионе в древности и средневековье. В последние годы в Тюменском государственном университете активно развивается новое направление — городская археология. Студенты участвуют в раскопках культурного слоя в исторической части г. Тюмени, на Царевом городище, цитадели столицы Тюменского ханства — Чинги-Туры, а также на территории верхнего и нижнего посадов г. Тобольска — первой русской столицы Сибири. Археологическая практика является завершением первого года обучения студентов и рассчитана на две недели двумя потоками. После прохождения практики студенты сдают зачет. 8. Структура и содержание практики Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 2 недели, 108 часов на 1 группу.
9. Форма промежуточной аттестации (по итогам практики), с указанием форм отчетности по практике. Итогом археологической практики является зачет, который выставляется студенту после выполнения контрольного теста и получения его письменного отчета о приобретенных навыках и знаниях во время полевых археологических исследований. В состав отчета также входит реферат об известных археологических открытиях или методике полевых работ. Контрольный тест 1. Полевая археология предусматривает а) поиски и изучение археологических памятников, расположенных под открытым небом б) критику археологических источников, их описание, классификацию и интерпретацию в) описание древних достопримечательностей края 2. Полевая археология владеет методикой а) разведок и раскопок б) консервации, реставрации и реконструкции в) систематизации, классификации и типологии 3. Право на проведение любых археологических работ дает а) Открытый лист по форме № 3 б) Открытый лист по форме № 1 в) Открытый лист по форме № 2 4. В России система государственного контроля за археологическими исследованиями действует а) с 1978 г. б) с 1917 г. в) с 1889 г. 5. Отношение ''бугровщиков'' к древностям а) практическое б) грабительское в) познавательное 6. Первый акт об охране древностей издал а) Петр I б) Кола де Риенцо в) О. Мариетт 7. В состав археологических памятников не входит а) поселение V в. до н.э. б) клад I тыс. н.э. в) скульптура XIX в. 8. Фортификационные сооружения имеет а) городище б) стойбище в) селище 9. Понятие ''кенотаф'' обозначает а) круглые каменные ограды б) пустую могилу в) склеп 10. Закрытым комплексом является а) совокупность находок, закончивших свой жизненный путь одновременно и по одной причине б) накопление комплекса находок в течение длительного времени в) погребение с подхоронением 11. Образование культурного слоя связано а) с природным фактором б) с человеческим фактором в) с человеческим и природным факторами 12. С помощью стратиграфии можно установить а) относительную хронологию древностей памятника б) абсолютные даты памятника в) культурную принадлежность памятника 13. Цель раскопочных работ направлена на а) обнаружение новых археологических памятников б) полное изучение археологических памятников в) обследование ранее открытых памятников 14. Разведочные работы не предусматривают а) съемку б) нивелировку в) вскрытие археологических объектов 15. Раскопки грунтовых могильников осуществляется а) методом секторов и кольцевых траншей б) сплошным раскопом в) бульдозером 16. Кремация означает а) трупоположение б) вторичное захоронение в) трупосожжение 17. Особенности уровня рельефа устанавливает а) нивелир б) буссоль в) компас 18. Бровки необходимы для а) выявления находок б) полевой консервации в) построения стратиграфических колонок 19. Раскопки поселений производят а) горизонтальными пластами б) беспорядочным вскапыванием в) горизонтальными пластами и зачистками 20. Цель полевой консервации а) описание артефакта в полевом дневнике б) предохранение артефакта от дальнейшего естественного разрушения в) восстановление внешнего облика 10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике. 10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций); ОК-6, ОК-7, ОК-1, ПК-2, ПК-3 (Способен использовать базовые знания исторических дисциплин и методов исторического исследования), ПК-8 10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; Карта критериев оценивания компетенций.
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. _____________________________________________________________________________ 10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций. Оценка теста, реферата, отчета по практике. 11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике Самостоятельная работа студентов во время прохождения практики предусматривает углубление знаний по археологии и развитие исследовательского подхода к изучению археологических памятников — основных источников по древней и средневековой истории края. Археологические объекты отличаются от других исторических памятников целым рядом особенностей. Раскопки поселений, городищ, стоянок, курганных и грунтовых могильников, святилищ приводят к их уничтожению как антропогенного объекта. Поэтому полевые археологические исследования очень четко регламентированы. Нормативными документами, определяющими их проведение, являются: Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, 2002 г; Положение «О порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации», 2013 г. Самостоятельная работа направлена на получение студентами сведений о становлении, развитии и современном состоянии полевых археологических исследований как в России, так и за границей, а также о методике раскопок, разведок, видах археологических памятников. За прошедшие два века сделаны уникальные археологические открытия мирового значения. Темы для рефератов (подготовительный этап)
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 12.1. Основная литература: Археология. Под ред. В.Л. Янина. М.: МГУ, 2006. Мартынов А.И. Археология. М.: Высшая школа, 2005. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.: Высшая школа, 2002. Полевые практики в системе высшего профессионального образования : Материалы III Международной конференции / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2009. 232 с. Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации. М.: ИА РАН, 2013. Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха: Хронология, периодизация, теория, модель. Изд. 2-е, доп. [Электронный ресурс]. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — Режим доступа : http://znanium.com/bookread.php?book=346701 – 04.09.2013. 12.2. Дополнительная литература: Васильев С. А. Древнейшие культуры Северной Америки. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. (Археологические изыскания; вып. 63). Век железный, век каменный…: Очерки становления и развития археологических исследований в Тюменском университете / Отв. ред. Н.П. Матвеева и А.Г. Еманов. Тюмень: Тюменский Дом печати, 2009. Гуляев В.И. Скифы: Расцвет и падение великого царства. М.: Алтейа, 2005. Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: мир наскального искусства России М.: Алетейя, 2005. Клейн Л.С. Новая археология. Донецк: Донецкий нац. ун-т, 2009. Кореневский, С.Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М.: Наука, 2004. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. М.-СПб.: Летний сад. 2008. Матвеев А.В. Затерянный мир Ингальской долины. Тюмень: Тюменский Дом печати, 2004. Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я., Амиров Ш.Н. Телль-Хазна I. Культово-административный центр IV-III тыс. до н.э. в Северо-восточной Сирии. М.: ПАЛЕОГРАФ, 2004. Плетнева С.А. Древнерусский город в кочевой степи. Воронеж: ВГУ, 2006. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.: Ладога-100, 2007. Седов В.В. Славяне. Древнерусская народность. М.: Знак, 2005. Чернов А. А. Загадки затонувших городов. М.: Вече, 2004. Штоль Г.А. Шлиман: мечта о Трое. М.: КДУ, 2005.
13. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) - методика поэтапного и контрольного тестирования; - увеличение объема времени в рамках учебного плана на самостоятельную работу студентов, в том числе научно-исследовательскую, включающую выступления на студенческих конференциях, публикацию тезисов и статей по материалам археологических экспедиций; - практическое и теоретическое обучение способам организации историко-культурной экскурсионной деятельности, методам экспериментальной археологии, моделирования исторических процессов, протекавших в древности и средневековье. 14. Материально-техническое обеспечение практики Для проведения археологической практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: жилые вагоны, вагоны - столовая и научно-исследовательская лаборатория, палатки, спальные мешки, тенты, транспортные средства, санитарно-гигиенические помещения, компьютеры, сканеры, цифровые фотокамеры, генератор, геодезические приборы, рейки, треноги, лопаты штыковые и совковые, строительный инвентарь, хозяйственные материалы, упаковочные материалы, канцелярские товары, клеи и т.п. |