Скачать 380.07 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 «История» (профиль «Историко-культурный туризм») очная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ______________/С.П. Цыганкова / 11 апреля 2011г. Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 25 апреля 2011 г., протокол №9 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 22 стр. Зав. Кафедрой ______________ /Г. И. Баязитова/ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук « »____________________2011 г., протокол №1 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ______________________/Е.В. Тумакова/ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ____________/С.А. Федорова/ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра новой истории и международных отношений С.П. Цыганкова Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 «История» (профиль «Историко-культурный туризм) очная форма обучения Тюменский государственный университет 2011 С.П. Цыганкова. Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления . 030600.62. «История» (профиль «Историко-культурный туризм»). Очная форма обучения. Тюмень, 2011, 22 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой новой истории и международных отношений. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Баязитова Г.И., к.и.н., доцент© Тюменский государственный университет, 2011. ©С.П. Цыганкова, 2011.
Цель курса – дать комплексную характеристику историко-культурных регионов Азии и Африки, выявить их историко-культурный потенциал как фактор развития туризма. Задачи курса:
Б3 Профессиональный цикл. Дисциплина «Историко-культурные регионы Азии и Африки в новейшее время» является дисциплиной по выбору профессионального цикла и базируется на таких дисциплинах как «История средних веков», «Новая история», «Новейшая история», «История мировой культуры» и др. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12). В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: историко-культурные особенности регионов Азии и Африки. Уметь: работать с источниками и литературой для выявления информации. Владеть: методами анализа информации, содержащейся в исторических источниках. Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации; Готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия; Способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач Структура и трудоемкость дисциплины Семестр-8.Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов. Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Содержание дисциплины Модуль 1 Северо-Восточная Азия 1.1 . Эволюция историко-культурного пространства региона Пространственно-временные границы историко-культурного региона Восточной Азии. Эволюция историко-культурного пространства. Традиционные представления о месте региона в мире. Особенности духовной культуры и религиозная ситуация. Историко-культурная специфика отдельных стран региона. Религия и политика. Религиозный радикализм и экстремизм. Анализ культурного многообразия стран региона, активного взаимодействия национальных культур, их модернизация при сохранении фундаментальных смыслов и символов государств региона. Переход к политике мультикультурализма. Рост межкультурных контактов (образование, туризм, СМИ, литература и искусство, включая мультикультурное творчество). Российская диаспора в странах АТР: история и современное положение. 1.2. История стран региона 1.2.1. Освобождение стран Востока от колониальной зависимости Распад колониальной системы: внутренние и внешние причины. Характеристика основных этапов деколонизации. Мирные и вооруженные формы освободительной борьбы. Образование независимых государств в Азии. Историческая общность: развивающиеся или освободившиеся страны. Политико- идеологическое и военно –экономическое соперничество СССР и США в зоне «третьего мира» в период холодной войны. Феномен «неоколониализма». Становление новых систем связи освободившихся стран с бывшими метрополиями: Содружество наций и Франкофония. Движение неприсоединения – форма реализации внешней политики освободившихся стран. Борьба за установление Нового мирового экономического порядка (НМЭП). 1.2.2. Проблемы модернизации развивающихся стран: теория и практика Сущность и причины экономической отсталости развивающихся стран. Концепция «догоняющего развития» или модернизации, понимаемой как вестернизация (У. Ростоу, Айзенштадт). Концепции «зависимости» и «слаборазвитости» (Пребиш, Кардозо, Дос Сантос, Франк, Амин). Теории некапиталистического развития или социалистической ориентации. Теория синтеза современного и традиционного. Борьба за поиск путей развития. Индустриализация, «зеленая революция», экономическая помощь – основные направления преодоления отсталости. Долговой кризис развивающихся стран. Факторы, влияющие на развитие. Демографический взрыв и его последствия. Дифференциация развивающихся стран. Высший эшелон: НИС (новые индустриальные страны) Восточной Азии и капиталоизбыточные нефтедобывающие страны Аравийского полуострова. Средний эшелон: сырьевые экспортеры. Наименее развитые страны Азии и Африки. Проблема выживания. Проблема Север – Юг в глобализирующемся мире. Современные афро – азиатские государства во взаимоотношениях с Западом (Севером): модели взаимодействия и конфликта. Россия и страны Востока. Соотношение демократических и авторитарных режимов на Востоке. Причины авторитаризма (исторические, религиозные, социально- экономические, социально –культурные). Типы авторитарных режимов. Новые индустриальные демократизирующиеся страны. Представление о демократии в странах Ближнего и Среднего Востока. Демократия и авторитаризм в Африке. Политическая культура Востока: традиции и современность. Роль религии в политической культуре и практике Востока. Причины усиления исламского фундаментализма. 1.2.3. Японская модель развития и новые индустриальные страны (НИС) Восточной Азии Американская оккупация Японии (1945- 1951). Демократические преобразования в 1945- 1947 гг. «Обратный курс» 1948- 1951 гг. Сан-Францисский мирный договор 1951 г. и американо- японский Пакт безопасности. Советско- японская декларация 1956 г. Японское «экономическое чудо»: превращение Японии во вторую экономику мира. Структурные сдвиги в экономике Японии во второй пол. 1970-х- 1980-е годы. Рецессия японской экономики с начала 1990-х годов. Проблема «интернационализации». Социальные проблемы. «Неординарная демократия». Конституция 1947 г. и попытки ее ревизии. Окончание однопартийного правления ЛДП (либерально- демократической партии). Проблема «северных территорий» в российско–японских отношениях. Особенности развития НИС Восточной Азии. Причины экономического «чуда» Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Роль политического авторитаризма и государственного регулирования экономики. Ставка на экспорториентированную экономику, использование иностранного капитала. Причины демократических преобразований в Южной Корее и на Тайване. Генотип конфуцианской цивилизации. 1.2.4. Образование КНР (Китайской Народной Республики) и основные этапы ее развития Гоминьдан и КПК на заключительном этапе второй мировой войны. VII съезд КПК и задачи «новодемократической революции». Гражданская война 1946- 1949 гг. Причины поражения ГМД. Образование КНР. Народно- демократические преобразования в 1949- 1952 гг. Советско- китайский договор 1950 г. Первая пятилетка КНР (1953 – 1957). Индустриализация, форсированное кооперирование. Политика «трех красных знамен». Период «урегулирования». «Великая пролетарская культурная революция» - реакционный политический переворот (1966 – 1976 гг.). Цели, этапы, результаты. Смерть Мао Цзэдуна, разгром «банды четырех». Дэн Сяопин и программа «четырех модернизаций». Деколлективизация сельского хозяйства, система семейного подряда. Основные направления экономических преобразований в промышленности. Открытость во внешний мир. Проблема демократизации политической системы. События «4 июня» 1989 г. Эпоха Цзян Цзэминя. XVI съезд КПК (2002 г.): приход к власти четвертого поколения руководителей (Ху Цзиньтао). Концепция «трех представительств». Признание права частной собственности. XVII съезд КПК (2007 г.): курс на построение «гармоничного общества» и «гармоничного мира». Варианты интерпретации «китайского пути»: строительство «социализма с китайской спецификой» или развитие по пути восточноазиатской модели. Характеристика основных этапов советско (российско) – китайских отношений. Модуль 2. Южная Азия 2.1 Эволюция историко-культурного пространства региона Пространственно-временные границы историко-культурного региона Южной Азии. Эволюция историко-культурного пространства. Традиционные представления о месте региона в мире. Особенности духовной культуры и религиозная ситуация. Историко-культурная специфика отдельных стран региона. Религия и политика. Религиозный радикализм и экстремизм. Анализ культурного многообразия стран региона, активного взаимодействия национальных культур, их модернизация при сохранении фундаментальных смыслов и символов государств региона. Переход к политике мультикультурализма. Рост межкультурных контактов (образование, туризм, СМИ, литература и искусство, включая мультикультурное творчество). 2.2. История стран региона 2.2.1. Индия на пути независимости и развития Завершающий этап борьбы за независимость (1945 – 1947 гг.). Заявление премьер- министра Англии Эттли о предоставлении Индии статуса доминиона (15.03.1946 г.). План Маунтбеттена (03.06.1947 г.). Раздел Индии. Провозглашение доминионов: Индийский Союз и Пакистан. Решение вопроса о княжествах. Проблема Кашмира. Конституция Республики Индия (1950 г.). Строительство фундамента независимости. «Научный гуманизм» Дж. Неру, как философская основа концепции «индийского социализма». Пятилетние планы экономического развития. Государственный сектор. Аграрная реформа. Успехи и противоречия « курса Неру». Внешняя политика Индии. Политика «неприсоединения». Кончина Неру (1964 г.) и обострение борьбы за продолжение «курса Неру». Приход к власти Индиры Ганди. Раскол ИНК и образование ИНК (О). Поправка к конституции (1971 г.) и политика национализации. «Ползучий авторитаризм». Чрезвычайное положение 1975 г. Программа 20-ти пунктов. Выборы 1977 г. и приход оппозиции к власти. Консолидация сторонников И. Ганди и реставрация политической власти ИНК (И) в 1980 г. Сикхский сепаратизм и рост политического терроризма. Убийство И. Ганди (1984 г.). Приход к власти Раджива Ганди. Харизма клана Неру- Ганди. Начало нового этапа модернизации Индии с начала 90- х годов ХХ в.: особенности и результаты. Особенности индийской демократии. Кастеизм и конфессионализм в политической жизни. Конец однопартийного правления ИНК, формирование коалиционных правительств. Индусский национализм, доктрина «хиндутвы». События в Айодхье и их влияние на индусско – мусульманские отношения. Бхаратия джаната партии –выразитель индусского национализма. Роль ислама в политической истории и культуре Индии. 2.2.2. Особенности развития мусульманских стран Южной Азии Образование Пакистана и Бангладеш. Авторитаризм как традиционная черта политического устройства в Пакистане и Бангладеш. Преобладающая роль высшей гражданской бюрократии и генералитета. Место ислама в Конституции Пакистана. Исламизация политической системы в 1970-90-х гг. Роль радикального ислама (исламизма), его связь с терроризмом, афганским движением «Талибан» и кашмирскими сепаратистами. Бангладешский национализм и роль ислама в политической системе страны. Характерные черты политической культуры. Шиизм и его политическая роль в Пакистане. Столкновения между пакистанскими суннитами и шиитами. Этноконфессиональные противоречия. Ислам у бенгальцев и конфессиональный фактор в политической культуре Бангладеш. Модуль 3. Юго-Восточная Азия 3.1 Эволюция историко-культурного пространства региона. Пространственно-временные границы историко-культурного региона Южной Азии. Эволюция историко-культурного пространства. Традиционные представления о месте региона в мире. Особенности духовной культуры и религиозная ситуация. Историко-культурная специфика отдельных стран региона. Религия и политика. Религиозный радикализм и экстремизм. Анализ культурного многообразия стран региона, активного взаимодействия национальных культур, их модернизация при сохранении фундаментальных смыслов и символов государств региона. Переход к политике мультикультурализма. Рост межкультурных контактов (образование, туризм, СМИ, литература и искусство, включая мультикультурное творчество). 3.2. История стран региона 3.2.1. Особенности развития Индонезии Индонезия на завершающем этапе японской оккупации. Провозглашение независимости. А. Сукарно – «отец независимости». Конституция 1945 г. Борьба против англо- голландской интервенции (1945- 1949 гг.). Решения Гаагской конференции «круглого стола» 1949 г. Индонезия на этапе парламентской демократии (1950 -1957 гг. ). Конституция 1950 г. Ликвидация Гаагских соглашений. Установление дипломатических отношений с СССР, КНР. Бандунгская конференция независимых государств Азии и Африки (1955 г.). Кризис парламентской демократии в середине 50-х годов. Индонезия на этапе «направляемой демократии» (1957 -1965 гг.). Концепция «функциональных групп». Принцип НАСАКОМ. Индонезийский социализм. Борьба за возвращение Западного Ириана и политика «противостояния Малайзии». Ось Пекин_ Джакарта. Промаоистский курс компартии Индонезии. «Треугольник сил» в сер. 60- х годов. Движение «30 сентября» 1965г., попытка прокоммунистического государственного переворота. Военный переворот 1965- 1967 гг. и установление «нового порядка». Разгром компартии и судьба А. Сукарно. Военный режим генерала Сухарто (1968 -1998 гг.). Восстановление конституции 1945г. «Двойная функция» вооруженных сил. Принципы «Панча сила» - государственная идеология. Особенности партийно- политической системы. Сухарто – «отец развития». Роль этнических китайцев (хуацяо) в экономическом развитии страны. Влияние финансового кризиса 1997- 1998 гг. на обстановку в Индонезии. Студенческие волнения и отставка Сухарто в мае 1998 г. 3.2.2.Политико-культурное развитие государств Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) Основные черты политической системы Социалистической Республики Вьетнам. Проблема ее эволюции в направлении большей демократизации. Причина сохранения жесткой однопартийности во Вьетнаме. Взаимосвязь политической системы СРВ и ее ускоренного социально-экономического роста в 90-е годы ХХ в. «Конфуцианский тип» современной вьетнамской государственности. Буддизм и политика в СРВ. «Китайский путь» рыночного реформирования и Вьетнам: вопрос о причинах и пределах заимствования китайских стандартов. Основные этапы становления государственности в Лаосе и Камбодже. Концепция «буддийского социализма». Опыт социалистических преобразований в Лаосе и Камбодже. «Буддийские ценности» в конституциях стран Индокитайского полуострова. Авторитаризм и демократия в Лаосе и Камбодже. 3.2.3. Социально-культурное развитие Мьянмы (Бирмы) и Таиланда. Политическая система и политический процесс в условиях «либеральной демократии» (1948-1962 гг.) в Мьянме. Политическая система и политический процесс в период военного режима (1962-1988 гг.). Политическая система и политический процесс после 1988 г. Традиционная политическая культура Мьянмы и ее эволюция. Политическая система Таиланда после второй мировой войны. Политическая власть и политическое лидерство в Таиланде. Политические партии и общественные организации. «Армейский парламентаризм» 70-80-х годов ХХ в. Конституция 1997 г. и ее роль в становлении и развитии политической системы и демократии в Таиланде. Институт монархии в Таиланде. Традиционная политическая культура Таиланда. Современное тайское общество. 3.2.4. Политическое и культурное развитие стран Юго-Восточной Азии (ЮВА): Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней). Особенности политического устройства Малайзии и Сингапура. Элементы авторитаризма в лице исполнительной власти. Модель «авторитарной демократии» Сингапура. Стиль правления премьер-министра М. Махатхира. Филиппины - от диктатуры Ф. Маркоса (70-80-е годы) к «народной революции» 1986г. и режиму «новой демократии» К. Акино (1986-1992 гг.). Попытки реформ в период правления президентов Ф. Рамоса (1992-1998) и Дж. Эстрады (1998-2001 гг.). Влияние политических кланов и династий на формирование правящих элит. Современные приоритеты президента Глории Арройя. Система наследственной монархической власти в Брунее. Планы семинарских занятий Модуль 1. Тема 1. Проблема модернизации стран Востока 1.Понятие модернизации, основные этапы, результаты. 2.Факторы, влияющие на модернизацию: внутренние и внешние 3. Демографический взрыв в развивающихся странах и его последствия 4. Дифференциация развивающихся стран 5. Проблема Север – Юг Литература Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. М..2010 Глобальное сообщество: новая система координат. М.,2000 Ефимова Л.М., Алаев Л.Б. Восток на пороге ХХ1 века: глобализация и поиски национальной идентичности //Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1999. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М.. 1997. Лебедева Э., Эльянов А. Тропическая Африка: вечный маргинал. //МЭМО. 2001. № 6. Осколкова О. Планирование семьи в развивающихся странах Азии. //ААС. 2001. №3. Потапов М. О теоретических аспектах современного азиатского неоиндустриализма. //ПДВ. 2003. №6. Современные международные отношения. М.,2001. Гл.6: Новое измерение отношений Север – Юг Старостин Б.С., Старостин П.Б. Дебаты по проблемам глобального развития. Поиск альтернативных моделей модернизации афро- азиатского мира на стыке столетий //Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М.,1999. Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран //МЭМО. 2000. №6. Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы Китая.//ААС. 1990. №10. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Сокова З. Н., Цыганкова С. П. Историко-культурные регионы стран Азии Африки: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 030600. 62 «История» Сокова З. Н. Актуальные проблемы историко-культурного знания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030600. 62 “История” Древнего мира и Средних веков игн от протокол №7 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Матвеева Н. П. Археология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400. 62 «История» очной формы... | Учебно-методический комплекс рабочая программа Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 62... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Мазаева М. В., Литвинова Н. Л. История страхования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030600. 62... Древнего мира и Средних веков игн от 01. 06. 2011, протокол №8. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800.... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления «Сервис» Третьякова Реклама и маркетинг предприятий сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... |