Скачать 226.21 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» Утверждаю Проректор по УР _______ Л. И. Рублева «___» _______ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.4. История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература) Направление подготовки: 032700.62 Филология Профиль подготовки: Отечественная филология (Русский язык и литература) Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения очная Южно-Сахалинск 2012 г. Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология» и профилю подготовки «Отечественная филология». 1. Цели и задачи изучения дисциплины Дать общее представление о развитии литературы эпохи античности в единстве литературного, социо-культурного, философского, исторического аспектов, сформировать ценностное отношение к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности. 2. Место дисциплины в структуре ООП Профессиональный цикл. Базовая часть (Б3.Б.4). Дисциплина изучается в 1 семестре. Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: – владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); – владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4); – способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); – способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); В результате изучения дисциплины обучающийся должен: – знать закономерности развития русской литературы и культуры XIX века; свободно ориентироваться в системе литературных жанров романтизма и реализма; основные литературные направления и школы данного периода; – уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; вникать в художественную структуру произведения на двух его уровнях (смысловом и формальном), анализируя содержание и функции разных его компонентов (сюжет, конфликт, система художественных образов) выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений; аргументированно доказывать выбранную позицию по дискуссионным вопросам; – владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания квалификационных работ по филологии. 4. Структура и содержание дисциплины «История мировой зарубежной литературы (Античная литература)» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,5 зачетные единицы – 126 часов. Лекции – 36 ч., практические занятия – 18 ч., самостоятельная работа – 36 ч.
5. Основные образовательные технологии Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных ресурсах в сети Интернет. Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 20 % аудиторных занятий.
Примечание: Приведенные в списке темы могут быть уточнены или дополнены по предложению студентов 3) Вопросы и задания для самоподготовки и самоконтроля
4) Вопросы по итогам освоения дисциплины
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература по курсу «Античная литература» I. Художественные тексты: 1.Гомер. "Илиада". "Одиссея". 2.Древнегреческая лирика (Архилох, Сапфо, Анакреонт и др.). 3.Эсхил. "Прометей прикованный". "Орестея". 4.Софокл. "Антигона". "Эдип-царь". 5.Еврипид. "Медея". "Ипполит". "Ифигения в Авлиде". 6.Аристофан. "Всадники'. "Облака". "Лягушки". "Мир" (на выбор 2-3комедии) 7.Аристотель. "Поэтика". 8.Лонг. "Дафнис и Хлоя". 9.Плавт. "Хвастливый воин". "Комедия о горшке". 10.Вергилий. "Энеида". 11.Овидий. "Метаморфозы". "Печальные элегии". 12.Сенека. "Медея". "Федра". 13.Апулей. "Метаморфозы". II. Критическая литература: 1.Античная литература. — 4-е изд. /Под. ред. А. А. Тахо-Годи. — М., 1986. 2.Радциг СИ. История древнегреческой литературы. — М., 1977. 3.Тройский ИМ. История античной литературы. — 4-е изд. — М., 1983. 4.Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. — М.,1972. 5.Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. — Л.,1989. 6. Мифы народов мира: В 2-х т. — М., 1982. 7.Словарь античности /Пер. с нем. — М., 1994. 8.Мифологический словарь /Под ред. Е.М. Мелетинского. — М., 1991. 9.Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957. 10.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990. 11.БоннарА. Греческая цивилизация. — М., 1958-1962. — Т. 1-3. 12.Дюрант В. Жизнь Греции. — М., 1997. 13.Дюрант В. Цезарь и Христос. — М., 1995. 14.Лосев А. Ф.Гомер. — М., 1960. 15.Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975. 16.Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. — М., 1995. 17.Античность и современность. — М., 1972. 18.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. — М., 1967. 19.Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990. 20.Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. — М., 1973. 21.Тахо-Годи АА. Греческая мифология. — М., 1989. 22.Каллистов Д.П. Античный театр. — Л., 1970. 23. Гиленсон Б.А. История античной литературы. — М.: Флинта: Наука, 2001. Дополнительная литература по курсу «Античная литература» I. Художественные тексты:
II. Критическая литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийное оборудование; средства обеспечения освоения дисциплины: видеофильмы и слайды для демонстрации, экранизации по произведениям, научно-популярные фильмы по соответствующим темам. Автор: кандидат филол. наук, доцент Л. В. Дорофеева Рецензент (ы) _________________________ Программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС от «7» ноября 2012 года, протокол № 1 |
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:... Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700.... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)» | «История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература... Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)» | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Издательское дело». Профиль подготовки – «Книгоиздательское дело» (очная форма обучения) | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Издательское дело». Профиль подготовки – «Книгоиздательское дело» (очная форма обучения) |