Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык»





НазваниеПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык»
страница1/5
Дата публикации08.11.2014
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАГМАТИКА КАК РАЗДЕЛ СЕМИОТИКИ

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 2, семестр 3

Москва 2013

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАГМАТИКА КАК РАЗДЕЛ СЕМИОТИКИ
Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 2, семестр 3

Москва 2013


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки 032700.68 – Филология и профилю подготовки -

«Русский язык»

Автор: профессор кафедры русского языка, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В.

Рецензент:

Заведующий кафедрой

профессор, доктор филологических наук, профессор _______________

Ярыгина Елена Сергеевна
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на

заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___»

______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института

гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель дисциплины: ознакомление со ставшим уже одним из ведущих направлений современной лингвистики – прагматикой, продолжающей интенсивно развиваться в последние десятилетия.

Задачи дисциплины:

- представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме основные принципы, используемые в прагматических исследованиях;

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о возможностях описания языка в русле прагматических исследований;

- передать необходимые знания о принципах прагматических исследований к описанию языка;

- сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения русского языка, выполненных в русле прагматических исследований;

Научить основам прагматического анализа.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Прагматика как раздел семиотики» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа).

Количество аудиторных часов: 24 – 24 часов – на практические занятия.

Отчетность по дисциплине: в 3 семестре – зачет.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Прагматика как раздел семиотики», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис),

- в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати,

- в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы.

Освоение дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

- история лингвистических учений,

а также курсов по выбору:

- теория функциональной грамматики.

Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Прагматика как раздел семиотики», обязан освоить материал курса современного русского языка.

Процесс изучения дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);
- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:
- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
- владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

в педагогической деятельности:
- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
в прикладной деятельности:
- способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
- способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

в проектной деятельности:

- знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17);
В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать: основные особенности прагматического подхода к изучению языка, понимать метаязык прагматических исследований;

уметь: использовать методы прагматического анализа, а именно:

- использовать при анализе языкового материла понятия речевого акта, фактор адресата, коммуникативной ситуации, перформатива и др.;

- характеризовать разные типы речевых актов;

- определять прагматические особенности разных типов текста;

владеть: методикой прагматического анализа.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)



Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)

24

в том числе:




Практические занятия

24

Самостоятельная работа

57

Подготовка к экзамену

27

Общая трудоемкость дисциплины

108 (3 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: зачет




5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Основные теоретические вопросы курса

Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (3 семестр 2 курса).

В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится зачет. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (

1.Предмет и задачи курса.

Истоки прагматики: прагматика - один из разделов семиотики, выделяемый Ч.У.Моррисом. 60-70-ые гг. ХХ в. прагматика особая область языкознания: теория речевых актов Дж.Остина, Дж.Р.Серля, теория прагматических значений П.Грайса., теории референции П.Стросона, Л.Линского. Работы отечественных лингвистов: Н.Д.Арутюнова, В.Г.Гак, Ю.С.Степанов, Ю.Д.Апресян, Е.В.Падучева, Н.И.Формановская. Прагматика и антропоцентрическая парадигма лингвистического знания. Объект прагматики – отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в коммуникативной ситуации.

2. Виды общения. Коммуникативная ситуация. Основные единицы общения.

Общение контактное – дистантное, непосредственное – опосредованное, устное – письменное, диалогическое – монологическое, межличностное – публичное – массовое, частное – официальное, кооперативное - конфликтное. Понятие речевого и текстового общения. Свободное (творческое) и стереотипное общение. Информативное и фатическое общение. Нарративный и коммуникативный текстовые режимы.

Понятие ситуации. Социальная и коммуникативная ситуация. Компоненты коммуникативной ситуации и ее фазы. Адресант и адресат. Тема. Мотив и цель, Замысел (интенция). Статусы и роли коммуникантов. Место и время общения. Роль социума и этноса.

Коммуникативно-прагматический подход к описанию языка – речи – общения. Выделение основных коммуникативных единиц: высказывания и дискурса / текста. Соотношение предложения и высказывания. Структурное и семантическое устройство предложения. Механизмы предикации, референции и актуализации для перевода предложения в высказывание. Модус и дейксис высказывания. Интенциональный план высказывания. Текст и дискурс.
3. Принципы и постулаты прагматики. Правила, стратегии и тактики общения.

Основные отличия прагматического подхода к языку, речи, общению. Кооперативное и конфликтное общение. Принцип кооперации (сотрудничества) П.Грайса. Принцип вежливости Дж.Линча. Взаимодействие этих принципов. Другие принципы и правила общения. Стратегии и тактики общения. Принцип толерантности.
4. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности. Фактор адресата.

Говорящий и слушающий как языковая личность. Коммуникативные роли общающихся. Социальные роли общающихся. Понятие статуса и роли. Симметричные / асимметричные ситуации общения.

Роль адресата в дискурсно- /текстопорождении. Адресат реальный и гипотетический, обобщенный прогнозируемый, массовый, публичный конкретизируемый, конкретный единичный. Косвенный (вторичный) адресат. Роль наблюдателя.
5. Речевой акт как основная адресованная единица общения.

Теория речевых актов как центр прагмалингвистики. Дж.Остин и Дж.Серль основоположники теории речевых актов. Значимые параметры для классификации речевых актов Дж.Серля. Классификация речевых актов по Дж.Серлю. 7-членная классификация речевых актов. Прямые и косвенные речевые акты.

6. Перформативное высказывание. Перформатив и перформативность. Способы выражения перформативности. Коммуникативно-семантические группы. Директивные речевые акты.

Понятие перформативного высказывания и перформативного глагола – перформатива. Основная форма перформативного предикатат и ее грамматические эквиваленты. Понятие перформативности. Интенциальное значение перформативного высказывания и его иллокутивная функция. Речевые интенции. Номинации речевых интенций и глаголы речи. Строение перформативного высказывания.

Перформативность высказывания и перформативная гипотеза. Типизированные способы выражения перформативности в прямых и косвенных конвенциальных речевых актах.

Директивные речевые акты. Явление побудительности. Роль императива как грамматической формы выражения побуждения. Основные директивные речевые акты.

7. Диалог с позиций коммуникативного взаимодействия. О коммуникативных неудачах.

Определение диалога. Коммуникативные роли говорящего и слушающего. Кооперативный и конфликтный диалог. Иллокутивное вынуждение и минимальная диалогическая единица. Микроуровень и макроуровень диалога – коммуникативный эпизод, дискурс. Стратегии и тактики коммуникантов.

Понятие коммуникативной неудачи. Непонимание разного рода как основа коммуникативных неудач и их возможные классификации. Коммуникативные неудачи, вызванные экстралингвистическими и лингвистическими причинами.

8. Невербальные средства и компоненты коммуникации. Речевой этикет. Речевое и коммуникативное поведение в общении.

Роль невербальной коммуникации в общении. Паралингвистика как научное направление. Лингвострановедение и невербальная коммуникация.

Словари жестов и мимики. Функциональное сходство невербальных и вербальных знаков. Многомерная классификация жестов.

Понятие речевого этикета, его определение. Этикет как система моральных норм поведения и общения и как приемы демонстрации этих норм.

Понятия деятельности, поведения, поступка, привычки, обычая, традиции, ритуала, моды, проявляющихся в коммуникативном и речевом поведении. Речевое поведение и его специфика. Коммуникативное поведение и его составляющие. Национальное своеобразие менталитета и культуры, определяющее речевое и коммуникативное поведение в общении.

9. Теория речевых жанров.

История изучения речевых жанров. Жанры речи и Бахтин. Формальные и содержательные тенденции в теории речевых жанров. Лингвистическое изучение речевых жанров. Прагматическое изучение речевых жанров. Центры и школы изучения речевых жанров. Место жанра в речевой системности. Речевой жанр и параметризация речи. Речевой жанр и коммуникативный жанр. Речевой жанр и речевой акт. Речевой жанр и стиль. Речевой жанр и речевое событие. Классификация речевых жанров. Основания классификации речевых жанров. Противопоставление первичных и вторичных жанров. Жанроведение в ХХI веке: перспективные направления. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности. Аспекты проблемы «жанр и культура».

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная...
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск