Скачать 0.62 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПРАГМАТИКА КАК РАЗДЕЛ СЕМИОТИКИ Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 2, семестр 3 Москва 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПРАГМАТИКА КАК РАЗДЕЛ СЕМИОТИКИ Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 2, семестр 3 Москва 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки – 032700.68 – Филология и профилю подготовки - «Русский язык» Автор: профессор кафедры русского языка, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В. Рецензент: Заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук, профессор _______________ Ярыгина Елена Сергеевна Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года. Цель дисциплины: ознакомление со ставшим уже одним из ведущих направлений современной лингвистики – прагматикой, продолжающей интенсивно развиваться в последние десятилетия. Задачи дисциплины: - представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме основные принципы, используемые в прагматических исследованиях; - сформировать у студентов углубленные теоретические представления о возможностях описания языка в русле прагматических исследований; - передать необходимые знания о принципах прагматических исследований к описанию языка; - сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях в области изучения русского языка, выполненных в русле прагматических исследований; Научить основам прагматического анализа. 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Прагматика как раздел семиотики» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП. Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 2 зачетных единицы (72 часа). Количество аудиторных часов: 24 – 24 часов – на практические занятия. Отчетность по дисциплине: в 3 семестре – зачет. Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Прагматика как раздел семиотики», являются научно-исследовательская работа, педагогическая деятельность и проектная работа. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, издательская и редакторская деятельность; экспертная деятельность. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: - в области преподавания: курс современного русского языка (семантика и синтаксис), - в издательской и редакторской деятельности: подготовка рукописей к печати, - в экспертной деятельности: анализ текстов и составление лингвистической экспертизы. Освоение дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: - история лингвистических учений, а также курсов по выбору: - теория функциональной грамматики. Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Студент, приступающий к изучению дисциплины «Прагматика как раздел семиотики», обязан освоить материал курса современного русского языка. Процесс изучения дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4); - способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6). Профессиональные компетенции (ПК): в научно-исследовательской деятельности: - способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); - способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); - способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); - владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); - владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); в педагогической деятельности: - владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); в прикладной деятельности: - способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12); - способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13); в проектной деятельности: - знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17); В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО: знать: основные особенности прагматического подхода к изучению языка, понимать метаязык прагматических исследований; уметь: использовать методы прагматического анализа, а именно: - использовать при анализе языкового материла понятия речевого акта, фактор адресата, коммуникативной ситуации, перформатива и др.; - характеризовать разные типы речевых актов; - определять прагматические особенности разных типов текста; владеть: методикой прагматического анализа. 4.Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Основные теоретические вопросы курса Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (3 семестр 2 курса). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится зачет. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки ( 1.Предмет и задачи курса. Истоки прагматики: прагматика - один из разделов семиотики, выделяемый Ч.У.Моррисом. 60-70-ые гг. ХХ в. прагматика особая область языкознания: теория речевых актов Дж.Остина, Дж.Р.Серля, теория прагматических значений П.Грайса., теории референции П.Стросона, Л.Линского. Работы отечественных лингвистов: Н.Д.Арутюнова, В.Г.Гак, Ю.С.Степанов, Ю.Д.Апресян, Е.В.Падучева, Н.И.Формановская. Прагматика и антропоцентрическая парадигма лингвистического знания. Объект прагматики – отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в коммуникативной ситуации. 2. Виды общения. Коммуникативная ситуация. Основные единицы общения. Общение контактное – дистантное, непосредственное – опосредованное, устное – письменное, диалогическое – монологическое, межличностное – публичное – массовое, частное – официальное, кооперативное - конфликтное. Понятие речевого и текстового общения. Свободное (творческое) и стереотипное общение. Информативное и фатическое общение. Нарративный и коммуникативный текстовые режимы. Понятие ситуации. Социальная и коммуникативная ситуация. Компоненты коммуникативной ситуации и ее фазы. Адресант и адресат. Тема. Мотив и цель, Замысел (интенция). Статусы и роли коммуникантов. Место и время общения. Роль социума и этноса. Коммуникативно-прагматический подход к описанию языка – речи – общения. Выделение основных коммуникативных единиц: высказывания и дискурса / текста. Соотношение предложения и высказывания. Структурное и семантическое устройство предложения. Механизмы предикации, референции и актуализации для перевода предложения в высказывание. Модус и дейксис высказывания. Интенциональный план высказывания. Текст и дискурс. 3. Принципы и постулаты прагматики. Правила, стратегии и тактики общения. Основные отличия прагматического подхода к языку, речи, общению. Кооперативное и конфликтное общение. Принцип кооперации (сотрудничества) П.Грайса. Принцип вежливости Дж.Линча. Взаимодействие этих принципов. Другие принципы и правила общения. Стратегии и тактики общения. Принцип толерантности. 4. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности. Фактор адресата. Говорящий и слушающий как языковая личность. Коммуникативные роли общающихся. Социальные роли общающихся. Понятие статуса и роли. Симметричные / асимметричные ситуации общения. Роль адресата в дискурсно- /текстопорождении. Адресат реальный и гипотетический, обобщенный прогнозируемый, массовый, публичный конкретизируемый, конкретный единичный. Косвенный (вторичный) адресат. Роль наблюдателя. 5. Речевой акт как основная адресованная единица общения. Теория речевых актов как центр прагмалингвистики. Дж.Остин и Дж.Серль основоположники теории речевых актов. Значимые параметры для классификации речевых актов Дж.Серля. Классификация речевых актов по Дж.Серлю. 7-членная классификация речевых актов. Прямые и косвенные речевые акты. 6. Перформативное высказывание. Перформатив и перформативность. Способы выражения перформативности. Коммуникативно-семантические группы. Директивные речевые акты. Понятие перформативного высказывания и перформативного глагола – перформатива. Основная форма перформативного предикатат и ее грамматические эквиваленты. Понятие перформативности. Интенциальное значение перформативного высказывания и его иллокутивная функция. Речевые интенции. Номинации речевых интенций и глаголы речи. Строение перформативного высказывания. Перформативность высказывания и перформативная гипотеза. Типизированные способы выражения перформативности в прямых и косвенных конвенциальных речевых актах. Директивные речевые акты. Явление побудительности. Роль императива как грамматической формы выражения побуждения. Основные директивные речевые акты. 7. Диалог с позиций коммуникативного взаимодействия. О коммуникативных неудачах. Определение диалога. Коммуникативные роли говорящего и слушающего. Кооперативный и конфликтный диалог. Иллокутивное вынуждение и минимальная диалогическая единица. Микроуровень и макроуровень диалога – коммуникативный эпизод, дискурс. Стратегии и тактики коммуникантов. Понятие коммуникативной неудачи. Непонимание разного рода как основа коммуникативных неудач и их возможные классификации. Коммуникативные неудачи, вызванные экстралингвистическими и лингвистическими причинами. 8. Невербальные средства и компоненты коммуникации. Речевой этикет. Речевое и коммуникативное поведение в общении. Роль невербальной коммуникации в общении. Паралингвистика как научное направление. Лингвострановедение и невербальная коммуникация. Словари жестов и мимики. Функциональное сходство невербальных и вербальных знаков. Многомерная классификация жестов. Понятие речевого этикета, его определение. Этикет как система моральных норм поведения и общения и как приемы демонстрации этих норм. Понятия деятельности, поведения, поступка, привычки, обычая, традиции, ритуала, моды, проявляющихся в коммуникативном и речевом поведении. Речевое поведение и его специфика. Коммуникативное поведение и его составляющие. Национальное своеобразие менталитета и культуры, определяющее речевое и коммуникативное поведение в общении. 9. Теория речевых жанров. История изучения речевых жанров. Жанры речи и Бахтин. Формальные и содержательные тенденции в теории речевых жанров. Лингвистическое изучение речевых жанров. Прагматическое изучение речевых жанров. Центры и школы изучения речевых жанров. Место жанра в речевой системности. Речевой жанр и параметризация речи. Речевой жанр и коммуникативный жанр. Речевой жанр и речевой акт. Речевой жанр и стиль. Речевой жанр и речевое событие. Классификация речевых жанров. Основания классификации речевых жанров. Противопоставление первичных и вторичных жанров. Жанроведение в ХХI веке: перспективные направления. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности. Аспекты проблемы «жанр и культура». 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература |
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом... | Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:... Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700.... | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная... Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский... |