Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык»





НазваниеПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык»
страница1/6
Дата публикации10.04.2015
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6





Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык, литература

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 1,2

Москва 2013

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка и общего языкознания


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 032700.68 – Филология

Профиль подготовки – русский язык, литература

Квалификация (степень) выпускника - магистр

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 1,2

Москва 2013


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по

направлению подготовки 032700.68 – Филология и профилю подготовки -

«Русский язык», «Литература»

Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В.

Рецензент:

Заведующий кафедрой

профессор, доктор филологических наук, профессор _______________

Ярыгина Елена Сергеевна
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на

заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___»

______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института

гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700.68 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель дисциплины: изучение современной научной парадигмы в области филологии.

Задачи дисциплины:

- представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме философские концепции в области филологии, место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения;

- сформировать у студентов систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

- передать необходимые знания о современной научной парадигме в области филологии;

- сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях, оказавших влияние на становление современной научной парадигмы в области филологии;
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» относится к циклу общенаучному циклу и входит в базовую часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 5 зачетных единиц (180 часов) – 2 кредита - 1 семестр, 3 кредита - 2 семестр.

Количество аудиторных часов: 40 – из них 28 часов отводится на лекции, 12 часа – на практические занятия.

Отчетность по дисциплине: в 1 семестре – зачет, во 2 семестре - зачет.

Область профессиональной деятельности, на которую ориентирует дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания», является научно-исследовательская работа.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, курса истории лингвистических учений, теории языка.

Освоение дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

- синтаксический строй современного русского языка,

- семантический синтаксис,

- история лингвистических учений,

а также курсов по выбору:

- когнитивная грамматика,

- теория функциональной грамматики

- психолингвистика,

- лингвистика текста,

- коммуникативный синтаксис.

Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Семантический синтаксис», обязан освоить материал курса современного русского языка (синтаксис).

Процесс изучения дисциплины «Семантический синтаксис» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

Профессиональные компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:
- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать: понимать и глубоко осмысливать философские концепции в области филологии, место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения; знать современную научную парадигму в области филологии и динамику ее развития, систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования; иметь углубленные знания в избранной конкретной области филологии;
уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности; использовать фундаментальные знания по филологии в сфере профессиональной деятельности;
владеть: основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций; методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)

1 семестр


Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)




в том числе:




Лекции




Самостоятельная работа




Общая трудоемкость дисциплины

72 (2 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: Зачет






2 семестр


Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Аудиторные занятия (всего)




в том числе:




Лекции




Практические занятия




Самостоятельная работа




Подготовка к экзамену




Общая трудоемкость дисциплины

108 (3 зач. ед.)

Вид промежуточной аттестации: Зачет




5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Дисциплина в полном объеме осваивается в течение двух семестров (1и 2 семестра 1 курса).

В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце 1 проводится зачет, а в конце 2 семестра проводится экзамен. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД).

1.Предмет и задачи курса.

Теоретические основы развития современного языкознания: теория языка в Античности, теория языка в Средние века, становление языкознания как самостоятельной науки, формирование сравнительно-исторического языкознания, философия языка в 19веке, Младограмматический этап в языкознании, критика младограмматизма и поиски нового подхода к языку в конце 19 и начале 20веков., структурно-функциональное языкознание. Парадигмы современной науки о языке. Структура лингвистической макропарадигмы: лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма, когнитивно-дискурсивная парадигма.

2. Антропоцентрическая парадигма.

Лингвистика текста, коммуникативная лингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика, лингвополитология.

Лингвистика текста. Возникновение лингвистики текста. Текст в аспекте коммуникации. Дискурсивный подход к тексту. Интертектуальность как особая примета текста.

Коммуникативная лингвистика. Возникновение коммуникативной лингвистики. Коммуникативная ситуация. Основные единицы общения. Принципы и постулаты прагматики. Речевой акт как основная адресованная единица общения. Перформативное высказывание. Проблемы соотношения пресуппозиции и пропозиции.

Когнитивная лингвистика. Когнитивизм и когнитивная лингвистика. Становление когнитивной лингвистики. Проблема обозначения: концепт, понятие, значение.

Компьютерная лингвистика. Возникновение компьютерной лингвистики. Основные задачи и цели. Проблемы моделирования языка в действии.

Лингвополитология. Возникновение лингвополитологии. Типовые свойства, дискурсивные характеристики и функции политической коммуникации.

3. Сущность языка и речи. Система и структура языка

Гносеологические определения языка и речи. Онтологические определения языка и речи. Прагматические определения языка и речи. Многокачественная природа языка. Основные этапы порождения речи. Единицы языка и единицы речи.

Системно-структурная организация языка. «Элемент», «единица» и «множество» как понятия системной лингвистики. Форма и содержание в языке.

4. Лингвосемиотика

Природа и сущность языкового знака. Знаковые теории языка. Типология языковых знаков.

5.Менталингвистика: язык и мышление

Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и сознания. Взаимоотношение языка с разными типами мышления. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа.

6.Семантическая система языка

Сознание, знание и значение. Дискуссионные вопросы теории языкового значения. Типы языковых значений.
7.Интерлингвистические теории.

Социолингвистика. Язык и общество. Социологическое направление во французском языкознании. Статус социолингвистики как научной дисциплины. Основные проблемы, решаемые в социолингвистических исследованиях. Классификация социолингвистических факторов. Социальные факторы в развитии системы языка. Нелингвистические основания социолингвистики: социология, социальная психология, демография.

Современная языковая ситуация. Языковая ситуация и языковая политика в Европе. Языковая ситуация и языковая политика в Финляндии. Языковая ситуация и языковая политика в Норвегии. Языковая ситуация и языковая политика во Франции. Языковая ситуация и языковая политика в Швейцарии. Языковая ситуация и языковая политика в Бельгии. Языковая ситуация и языковая политика в Ирландии. Языковая ситуация и языковая политика в Испании.

Современная языковая ситуация. Языковая ситуация и языковая политика в Российской Федерации. Языковая ситуация в Поволжском регионе. Языковая ситуация в Дагестане. Языковая ситуация на Северном Кавказе. Языковая ситуация в Пермском Крае. Языковая ситуация в Западной Сибири. Языковая ситуация в Восточной Сибири. Языковая ситуация на Дальнем Востоке.

Лингвокультурология. Предмет и базовые понятия лингвокультурологии. Язык и культура: методология и теория. Статус лингвокультурологии в ряду других лингвистических дисциплин. Межкультурная коммуникация и изучение иностранных языков.

Языковая картина мира. Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание. Структура национальной картины мира. Специфика языковой картины мира: пространство и время в языковой картине мира. Переводоведение и история перевода (Западная Европа и Россия).

Понятие перевода. Ветхозаветная литература и ее переводы на греческий язык. Создание латинской Библии. Средневековый перевод и его особенности. Эпоха Возрождения и развитие перевода. Реформация и проблемы перевода. Европейский перевод ХVII – ХVIII веков. Западноевропейский перевод ХIХ века. Зарубежная переводческая мысль ХХ века.

Переводная литература петровской эпохи. Развитие перевода в послепетровское время. Переводческая деятельность В.К.Тредиаковского. Н.М.Карамзин и развитие русского перевода. В.А.Жуковский как теоретик перевода. Перевод и переводческая мысль в России во второй половине ХIХ века. Создание лингвистической теории перевода как науки.

Современное историческое языкознание. Проблемы компаративистики на рубеже 19-20вв. Принципы ареальной (пространственной) лингвистики в современном сравнительно-историческом языкознании. Проблема индоевропейской прародины.
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература



  1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство. М., 2010.

  2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М., 2009.

  3. Апресян Ю.Д. Избранные труды, т.1. Лексическая семантика. М., 1995.

  4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1999.

  5. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М., 1975.

  6. Бахтин М.М. проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. От теории словесности к культуре текста. Антология. М., 1997. – с. 227 – 244.

  7. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

  8. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. СПб., 2001.

  9. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. М., 2009.

  10. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.. 1999.

  11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

  12. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998. С.162 – 178, с.210-223.

  13. Демьянков В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория // Язык и структуры представления знаний.1992. – с. 39 – 77.

  14. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. – 1994. - № 4. – с.17 – 33.

  15. Залевская А.А.Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж. 1990.

  16. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М.. 1973.

  17. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

  18. Кибрик А.Е. Куда идет современная лингвистика // Вестник Моск. ун-та. Сер. Филолог. 1995. №5.

  19. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1992.

  20. Кобозева И.М. Современная лингвистическая семантика. М., 2001.

  21. Костюшкина Г.М. Современные направления во французской лингвистике. М., 2009.

  22. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения. М., 2009.

  23. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. – с. 144 – 238.

  24. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия АН. Серия литературы и языка. Т.63. 2004. №3. – с.3-12.

  25. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.

  26. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004.

  27. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речи. М., 2005.

  28. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. М.,2009.

  29. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2010.

  30. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М., 2009.

  31. Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл текст». Москва – Вена, 1995.

  32. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.

  33. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000.

  34. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. Наука о переводе (история и теория с древнейших времен до наших дней) : учеб. Пособие. М., 2006.

  35. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.. 1972. Гл.1,2.

  36. Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. М., 2009.

  37. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания. М., 2011.

  38. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. М., 2007.

  39. Роль человеческого фактора в языке и картина мира. М.. 1988.

  40. Серебренников Б.А. Язык отражает действительность или выражает ее знаковым способом? // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.. Наука. 1988. С.70-85.

  41. Сёрль Дж. Философия языка. М., 2011.

  42. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1895.

  43. Теория и методология: Методы исследования языка. М., 1989.

  44. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

  45. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М, 2007.

  46. Фрумкина Р.Ф. Психолингвистика. М., 2003.

  47. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991. С.21-81.

  48. Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики. М., 2007.

  49. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная...
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 Филология и профилю подготовки «Русский язык» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск