Скачать 0.77 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка и общего языкознания УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык, литература Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 1,2 Москва 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка и общего языкознания УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки – 032700.68 – Филология Профиль подготовки – русский язык, литература Квалификация (степень) выпускника - магистр Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 1,2 Москва 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки – 032700.68 – Филология и профилю подготовки - «Русский язык», «Литература» Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д.ф.н., доцент Белошапкова Т.В. Рецензент: Заведующий кафедрой профессор, доктор филологических наук, профессор _______________ Ярыгина Елена Сергеевна Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. ЧАСТЬ I. Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700.68 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года. Цель дисциплины: изучение современной научной парадигмы в области филологии. Задачи дисциплины: - представить в наиболее полном систематизированном и удобном для восприятия объеме философские концепции в области филологии, место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения; - сформировать у студентов систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования; - передать необходимые знания о современной научной парадигме в области филологии; - сформировать представления об индивидуальных исследовательских концепциях, оказавших влияние на становление современной научной парадигмы в области филологии; 2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» относится к циклу общенаучному циклу и входит в базовую часть ООП. Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 5 зачетных единиц (180 часов) – 2 кредита - 1 семестр, 3 кредита - 2 семестр. Количество аудиторных часов: 40 – из них 28 часов отводится на лекции, 12 часа – на практические занятия. Отчетность по дисциплине: в 1 семестре – зачет, во 2 семестре - зачет. Область профессиональной деятельности, на которую ориентирует дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания», является научно-исследовательская работа. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистрантов: преподавание курса современного русского литературного языка, курса истории лингвистических учений, теории языка. Освоение дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: - синтаксический строй современного русского языка, - семантический синтаксис, - история лингвистических учений, а также курсов по выбору: - когнитивная грамматика, - теория функциональной грамматики - психолингвистика, - лингвистика текста, - коммуникативный синтаксис. Для подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Студент, приступающий к изучению дисциплины «Семантический синтаксис», обязан освоить материал курса современного русского языка (синтаксис). Процесс изучения дисциплины «Семантический синтаксис» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); - способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6). Профессиональные компетенции (ПК): в научно-исследовательской деятельности: - способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); - способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4). В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО: знать: понимать и глубоко осмысливать философские концепции в области филологии, место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения; знать современную научную парадигму в области филологии и динамику ее развития, систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования; иметь углубленные знания в избранной конкретной области филологии; уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности; использовать фундаментальные знания по филологии в сфере профессиональной деятельности; владеть: основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций; методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации. 4.Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) 1 семестр
2 семестр
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Дисциплина в полном объеме осваивается в течение двух семестров (1и 2 семестра 1 курса). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце 1 проводится зачет, а в конце 2 семестра проводится экзамен. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный экзамен не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендуемые сроки (указываются во 2 части УМКД). 1.Предмет и задачи курса. Теоретические основы развития современного языкознания: теория языка в Античности, теория языка в Средние века, становление языкознания как самостоятельной науки, формирование сравнительно-исторического языкознания, философия языка в 19веке, Младограмматический этап в языкознании, критика младограмматизма и поиски нового подхода к языку в конце 19 и начале 20веков., структурно-функциональное языкознание. Парадигмы современной науки о языке. Структура лингвистической макропарадигмы: лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма, когнитивно-дискурсивная парадигма. 2. Антропоцентрическая парадигма. Лингвистика текста, коммуникативная лингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика, лингвополитология. Лингвистика текста. Возникновение лингвистики текста. Текст в аспекте коммуникации. Дискурсивный подход к тексту. Интертектуальность как особая примета текста. Коммуникативная лингвистика. Возникновение коммуникативной лингвистики. Коммуникативная ситуация. Основные единицы общения. Принципы и постулаты прагматики. Речевой акт как основная адресованная единица общения. Перформативное высказывание. Проблемы соотношения пресуппозиции и пропозиции. Когнитивная лингвистика. Когнитивизм и когнитивная лингвистика. Становление когнитивной лингвистики. Проблема обозначения: концепт, понятие, значение. Компьютерная лингвистика. Возникновение компьютерной лингвистики. Основные задачи и цели. Проблемы моделирования языка в действии. Лингвополитология. Возникновение лингвополитологии. Типовые свойства, дискурсивные характеристики и функции политической коммуникации. 3. Сущность языка и речи. Система и структура языка Гносеологические определения языка и речи. Онтологические определения языка и речи. Прагматические определения языка и речи. Многокачественная природа языка. Основные этапы порождения речи. Единицы языка и единицы речи. Системно-структурная организация языка. «Элемент», «единица» и «множество» как понятия системной лингвистики. Форма и содержание в языке. 4. Лингвосемиотика Природа и сущность языкового знака. Знаковые теории языка. Типология языковых знаков. 5.Менталингвистика: язык и мышление Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и сознания. Взаимоотношение языка с разными типами мышления. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа. 6.Семантическая система языка Сознание, знание и значение. Дискуссионные вопросы теории языкового значения. Типы языковых значений. 7.Интерлингвистические теории. Социолингвистика. Язык и общество. Социологическое направление во французском языкознании. Статус социолингвистики как научной дисциплины. Основные проблемы, решаемые в социолингвистических исследованиях. Классификация социолингвистических факторов. Социальные факторы в развитии системы языка. Нелингвистические основания социолингвистики: социология, социальная психология, демография. Современная языковая ситуация. Языковая ситуация и языковая политика в Европе. Языковая ситуация и языковая политика в Финляндии. Языковая ситуация и языковая политика в Норвегии. Языковая ситуация и языковая политика во Франции. Языковая ситуация и языковая политика в Швейцарии. Языковая ситуация и языковая политика в Бельгии. Языковая ситуация и языковая политика в Ирландии. Языковая ситуация и языковая политика в Испании. Современная языковая ситуация. Языковая ситуация и языковая политика в Российской Федерации. Языковая ситуация в Поволжском регионе. Языковая ситуация в Дагестане. Языковая ситуация на Северном Кавказе. Языковая ситуация в Пермском Крае. Языковая ситуация в Западной Сибири. Языковая ситуация в Восточной Сибири. Языковая ситуация на Дальнем Востоке. Лингвокультурология. Предмет и базовые понятия лингвокультурологии. Язык и культура: методология и теория. Статус лингвокультурологии в ряду других лингвистических дисциплин. Межкультурная коммуникация и изучение иностранных языков. Языковая картина мира. Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание. Структура национальной картины мира. Специфика языковой картины мира: пространство и время в языковой картине мира. Переводоведение и история перевода (Западная Европа и Россия). Понятие перевода. Ветхозаветная литература и ее переводы на греческий язык. Создание латинской Библии. Средневековый перевод и его особенности. Эпоха Возрождения и развитие перевода. Реформация и проблемы перевода. Европейский перевод ХVII – ХVIII веков. Западноевропейский перевод ХIХ века. Зарубежная переводческая мысль ХХ века. Переводная литература петровской эпохи. Развитие перевода в послепетровское время. Переводческая деятельность В.К.Тредиаковского. Н.М.Карамзин и развитие русского перевода. В.А.Жуковский как теоретик перевода. Перевод и переводческая мысль в России во второй половине ХIХ века. Создание лингвистической теории перевода как науки. Современное историческое языкознание. Проблемы компаративистики на рубеже 19-20вв. Принципы ареальной (пространственной) лингвистики в современном сравнительно-историческом языкознании. Проблема индоевропейской прародины. 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
|
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Прагматика как раздел семиотики» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Программа дисциплины «Дискурсивные исследования русского языка» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом... | ||
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:... Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700.... | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению... Автор: профессор кафедры русского языка и общего языкознания, д ф н., доцент Белошапкова Т. В | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля подготовки «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)» | ||
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная... Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Филология», профиля «Отечественная филология (русский язык и литература)», очной формы обучения | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Лингвистика, профиль подготовки «Зарубежная филология (английский язык и литература)» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Постфольклор и семиотика повседневности учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистратуры по направлению... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 032700. 68 «Филология», утвержденным приказом Минобрнауки... | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский... |