Скачать 124.95 Kb.
|
Содержание Введение 3 Глава 1. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 4 Глава 2. Принципы построения государственного бюджета 8 Заключение 13 Список литературы 14 Введение В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов. Тема реферата актуальна, поскольку государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии. Глава 1. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы Бюджет - центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, расходы и т.д.1 Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде. Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало - стало составлять смету доходов и расходов на определенный период. Финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Бюджет также представляет собой систему денежных отношений. То есть бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Существенный признак бюджета - его плановость. Бюджет (в теории и на практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины XX в. Бюджет выступает как норма, связывающая деятельность государственных финансовых органов, и прежде всего министерства финансов. Вотирование бюджета и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа. По своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение - есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил, поэтому носят характер чисто политический. Кроме того, следует назвать еще одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Как видно из сказанного, государственный бюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обусловливалась трудностью исследования государственного бюджетного устройства и установления самого понятия «бюджет». Безусловно, бюджет - более широкое понятие, и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период. Современная финансовая наука не привнесла ничего нового в понимание бюджета2. Содержание бюджета как экономической категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием центрального фонда денежных ресурсов страны». Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе. Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ3. В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:
Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета4, но и содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда. Глава 2. Принципы построения государственного бюджета Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений - право на самостоятельный бюджет. Бюджетные права Российской Федерации обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ5. В соответствии с бюджетным законодательством до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России6. В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на 10 принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации проявляется в закреплении видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Принцип самостоятельности бюджетов - это:
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. 5. Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 8. Принцип гласности предусматривает следующее:
9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресное и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Заключение В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального (местного) фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет - это основной финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, роспись его доходов и расходов. По своему материальному содержанию бюджет - это централизованный фонд денежных средств. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Бюджет в экономике - это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Список литературы
1 Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000 с. 75 2 Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000 с. 81 3 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000 с. 54 4 БК РФ. Ст. 6 5 Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000 с. 99 6 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000 с. 56 |
Пример оформления научной статьи удк 336. 717 Вопросы экономики Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | Составлена на основании Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | ||
Образовательная программа послевузовского профессионального образования Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | Финансовый менеджмент в системе экономических наук Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | ||
Вопрос n под стратегическим управлением понимается процесс разработки,... Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году | Методические указания по дисциплине «Финансы и кредит» Специальность... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | ||
Категории "деньги", "финансы" и предмет финансового права Category... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Центральным звеном здесь является ребенок с особенностями в развитии, вокруг которого совместными действиями различных специалистов... | ||
Программа опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» В этом немаловажную роль играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования... | Методические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет... Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки... | ||
Программа -сектор Вопрос: Центральным звеном построения простейшей конфигурации компьютера является | Бюджетирование какой частный бюджет является отправной точкой в процессе... Ракитиной Елены Юрьевны, действующей на основании Положения о Федеральной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской... | ||
Реферата актуальна, поскольку финансовое состояние проявляется в... Экономическая характеристика бухгалтерского баланса как главного источника информации анализа финансового состояния 6 | Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся,... | Правительство российской федерации Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль... |