Скачать 238.43 Kb.
|
Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АннотацияЦель и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины состоит в ознакомлении с методами исследования, т.е. методами проверки, обоснования, оценивания количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез) в микро- и макроэкономике на основе анализа статистических данных. В программе курса отражены методы проверки, обоснования, оценивания количественных закономерностей и качественных утверждений (гипотез) в микро- и макроэкономике на основе анализа статистических данных. Задачи дисциплины: - сформировать полное представление о теоретических основах современных эконометрических методах анализа данных; - показать как можно более широкий спектр инструментов анализа данных, описывающих социально-экономические процессы; - научить корректному использованию инструментов на практике; - сформировать представление о прикладной эконометрике; - научить использовать специализированные эконометрические программы Eviews и Stata. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры М.2.Б.3 Учебная дисциплина «Эконометрика (продвинутый уровень)» является базовой дисциплиной профессионального цикла ООП. Связь с другими дисциплинами учебного плана: программа опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Микроэкономика (продвинутый уровень», «Макроэкономика (продвинутый уровень)», а также «Экономико-математические методы и инструментарий научных исследований». Дисциплина в ряде тематических разделов может быть основой при изучении курса «Моделирование инновационно-технологического развития». Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - готовность проявлять качества лидера и организовать работу коллектива, владеть эффективными технологиями решения профессиональных проблем (ОК-2); - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3); способность принимать организационно-уплавленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4); - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1); - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2); - способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3); - способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4); способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5); - способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6); - способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-7); - способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-8); - способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-9); - способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-10); - способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11); - способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12); - способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13); - способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - методы корреляционного, дисперсионного, регрессионного, факторного анализа, применяемых для построения различных эконометрических моделей; - основные эконометрические показатели; - круг, охватываемых прикладной эконометрикой, задач. Уметь: - строить эконометрические модели на основе пространственных данных и временных рядов; - оценивать параметры эконометрических моделей; - оценивать качество эконометрических моделей; - принимать решение о спецификации и идентификации модели; - проверять гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи; - давать статистическую оценку значимости таких искажающих эффектов, как гетероскедастичность остатков зависимой переменной, мультикол-линеарность объясняющих переменных, автокорреляцию; - использовать результаты анализа для прогноза и принятия обоснования экономических решений. Владеть: - современными навыками эмпирического анализа априорных экономических законов для проверки и уточнения постулируемых отношений; - современными эконометрическими компьютерными пакетами; - навыками самостоятельной исследовательской работы. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Лекционный курс, семинарские занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, выполнение контрольных работ. Трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр. Контроль успеваемости Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена во 2 семестре. (14 часов)Тема 1. Введение в эконометрику (1 час) Предмет, метод и задачи эконометрики. Связь эконометрики с экономической теорией, математической и экономической статистикой. Эконометрический метод. Эконометрическая модель. Типы моделей. Типы данных. Основные этапы эконометрического моделирования. Компьютеры и эконометрическая практика. Тема 2. Парная линейная и нелинейная регрессия и корреляция (2 часа) Модель парной линейной регрессии. Метод наименьших квадратов. Интерпретация коэффициентов уравнения регрессии. Экономическая интерпретация коэффициентов уравнения регрессии. Линейный коэффициент корреляции как показатель тесноты связи между явлениями. Свойства линейного коэффициента корреляции. Шкала Чеддока. Графическая интерпретация линейного коэффициента корреляции. Коэффициент детерминации. Показатели качества регрессии. Закон Оукена как пример парной линейной регрессии в экономике. Нелинейная парная регрессия на основе метода наименьших квадратов. Некоторые нелинейные регрессионные модели: степенная, показательная, гиперболическая, параболическая. Линеаризация нелинейных моделей. Выбор лучшей модели. Индекс корреляции нелинейной регрессии. Индекс детерминации. Средняя ошибка аппроксимации. Коэффициент эластичности. Оценка влияния трудоемкости, объема производства, цен на энергоресурсы, налогов на себестоимость единицы продукции. Тема 3. Гетероскедастичность и автокорреляция (2 часа) Последствия для свойств МНК-оценки. Вывод альтернативной оценки. Гетероскедастичность и ее последствия. Тесты на гетероскедастичность. Пример: объяснение спроса на рабочую силу. Устранение гетероскедастичности. Взвешенный метод наименьших квадратов. Автокорреляция первого порядка. Тестирование на наличие автокорреляции. Пример: спрос на мороженое. Неправильная спецификация модели. Пример: рисковая премия на валютных рынках. Тема 4. Множественная линейная и нелинейная регрессия и корреляция (1 час) Построение линейной множественной регрессии. Вывод и интерпретация коэффициентов множественной регрессии. Индекс множественной корреляции. Индекс множественной детерминации. Мультиколлинеарность. Отбор наиболее существенных факторных признаков в уравнении регрессии. Проверка мультиколлинеарности методом испытания гипотезы о независимости переменных. Применение линейных множественных регрессий в ценообразовании. Множественная регрессия в нелинейных моделях. Типы нелинейных моделей. Производственные функции. Моделирование производственной функции Кобба-Дугласа, связывающей объем выпуска с капитальными вложениями и затратами труда. Линеаризация моделей. Оценка коэффициентов уравнения регрессии и тесноты связи в ППП MS Excel. Инструменты анализа данных «Регрессия», «Корреляция». Тема 5. Оценка значимости уравнения и коэффициентов регрессии (1 час) Теорема Гаусса-Маркова. Оценка значимости коэффициентов парной и множественной регрессионной модели. t-критерий Стьюдента. Оценка значимости уравнения парной и множественной регрессии. F – критерий Фишера. Принятие решения на основе уравнения регрессии. Определение доверительных интервалов для коэффициентов и функции регрессии. Тема 6. Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные) (1 час) Фиктивные переменные. Бинарные фиктивные переменные. Преимущество использования бинарных фиктивных переменных. Уравнение регрессии с фиктивной переменной. Интерпретация коэффициентов. Использование сезонных фиктивных переменных в модели потребления электроэнергии. Выбор эталонной переменной. Множественные совокупности фиктивных переменных. Пример зависимости веса новорожденного от показателя курения и фиктивных переменных: пола, первый или нет ребенок. Фиктивные переменные для коэффициента наклона. Тест Чоу. Модельные примеры: влияет ли пол на уровень успеваемости студентов, одинакова ли в крупных и мелких странах зависимость военных расходов от ВВП. Тема 7. Модели с ограниченными зависимыми переменными (1 час) Модели бинарного выбора. Спецификационные тесты в моделях бинарного вывода. Модели с множественным откликом. Пример: готовность платить за природные области, не затрагиваемые деятельностью человека. Мультиномиальные модели. Тобит-модель. Логит-модель. Тема 8. Моделирование динамических процессов (1 час) Временной ряд. Модели стационарных и нестационарных временных рядов. Модель с включением фактора времени. Автокорреляция остатков временного ряда. Положительная и отрицательная автокорреляция. Тесты на наличие автокорреляции. Устранение автокорреляции. Обобщенный метод наименьших квадратов. Уравнение авторегрессии. Модельный пример авторегрессии: зависимость объемов продаж от объемов продаж в предыдущие моменты времени и расходов на рекламу. Метод инструментальной переменной. Коинтеграция временных рядов. Тест Энгеля-Грэнжера. Модели с распределенными лагами. Лаги Алмон. Использование фиктивных переменных в моделировании сезонных колебаний. Тема 9. Системы эконометрических уравнений (2 часа) Общий вид системы одновременных уравнений. Типы систем уравнений. Модель производительности труда и фондоотдачи. Модель динамики цен и заработной платы. Модель экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Эндогенные, экзогенные, предопределенные переменные. Проблемы идентифицируемости. Правило идентифицируемости. Структурная форма модели. Приведенная форма модели. Косвенный метод наименьших квадратов. Двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов. Тема 10. Модели, основанные на панельных данных (2 часа) Преимущества панельных данных. Эффективность оценивания параметров. Идентификация параметров. Статическая линейная модель. Модель с фиксированными эффектами. Модели со случайными эффектами. Качество подгонки данных моделью. Альтернативные оценки метода инструментальных переменных. Тестирование на наличие гетероскедастичности и автокорреляции. Пример: объяснение индивидуальной заработной платы. Динамические линейные модели. Модель авторегрессии панельных данных. Неполные панельные данные.
Практические занятия (58 часов) Занятие 1. Введение в эконометрику (3 часа)
Занятие 2. Парная линейная и нелинейная регрессия и корреляция (3 часа)
Занятие 3. Проблема гетероскедастичности данных (3 часа)
Занятие 4. Множественная линейная регрессия и корреляция (5 часов)
Занятие 5. Практическое приложение множественной линейной регрессии и корреляции (3 часа)
Занятие 6. Множественная нелинейная регрессия и корреляция (3 часа)
Занятие 7. Оценка значимости уравнения и коэффициентов регрессии (4 часа)
Занятие 8. Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные) (5 часов)
Занятие 9. Тест Чоу (3 часа)
Занятие 10. Модели с ограниченными зависимыми переменными (3 часа)
Занятие 11. Построение логит-модели (3 часа)
Занятие 12. Проблема автокорреляции (3 часа)
Занятие 13. Моделирование динамических процессов: уравнение авторегрессии (4 часа)
Занятие 14. Коинтеграция временных рядов (3 часа)
Занятие 15. Моделирование динамических процессов (3 часа)
Занятие 16. Системы эконометрических уравнений (4 часа)
Занятие 17. Модели, основанные на панельных данных (3 часа)
III. контроль достижения целей курса Перечень индивидуальных домашних заданий ИДЗ 1. По статистическим данным приложения 3 по любым двум валютам проверьте тест на наличие автокорреляции Дарбина-Уотсона. Постройте уравнение зависимости с учетом автокорреляции. ИДЗ 2. Зависимость реальной ставки процентов от темпа инфляции представлена уравнением регрессии: . Исходные данные можно взять на сайтах http://www.finam.ru/analysis/macroevent/default.asp, www.hse.ru, www.cbr.ru. Проведите анализ и сделайте вывод. ИДЗ 3. В одной из аграрных стран строилась функция потребления за 1988 – 1997 гг. по данным (в условных денежных единицах), представленных в таблице. Постройте функцию потребления, используя модель Кейнса формирования доходов. Дайте интерпретацию результатов приведенной формы модели.
ИДЗ 4. По статистической выборке цен на автомобили (BMW) в салонах введите фиктивные переменные в исследование, опишите их. Вычислите матрицу парных коэффициентов корреляций, проанализируйте ее. На основе этого анализа выделите два наиболее существенных фактора, от которых зависит цена машины. Напишите уравнение множественной регрессии, проинтерпретируйте коэффициенты. Вычислите коэффициент множественной корреляции и детерминации. Оцените значимость полученного уравнения и коэффициентов регрессии. Сделайте вывод о возможности прогнозирования по данной модели. Проделайте расчеты в ППП MS Excel. ИДЗ 5. Оцените модель экспорта, предложенную голландским экономистом Я.Тинбергеном. Страны: российский Дальний Восток, Япония, Корея, Китай. Вопросы к экзамену
IV. тематика и перечень курсовых работ и рефератов Не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)» Программа: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в горной промышленности и геологоразведке» | Рабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»... | ||
Рабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)... Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»... | Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» Дисциплина «Эконометрика» является вариативной дисциплиной в математическом и естественнонаучном цикле дисциплин Федерального государственного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по... Думная Н. Н., Юданов А. Ю. Микроэкономика (продвинутый уровень): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся... | ||
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение... Думная Н. Н., Юданов А. Ю. Микроэкономика (продвинутый уровень): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся... | Рабочая программа по дисциплине б 11. Эконометрика Целью освоения дисциплины «Эконометрика» является, прежде всего, овладение студентами навыками построения эконометрических моделей,... | ||
И. П. Черная Рабочая программа учебной дисциплины «Управление изменениями продвинутый курс» составлена в соответствии с требованиями фгос впо... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплин ы «Эконометрика» Бардасов С. А. Эконометрика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения (бакалавр по направлению... | ||
Пояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки Бардасов С. А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы... | ||
Рабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)... Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Эконометрика» для... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Эконометрика Материал учебной дисциплины предназначен для использования в курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений,... | Урок контроля и проверки знаний и умений Методика тестирования в рамках учебной дисциплины «Эконометрика» с использованием платформы lms eFront |