Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика»
страница1/4
Дата публикации18.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное образоваТельное

учреждение

высшего профессионального образоваНия

«Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»

«УТВЕРЖДАЮ»

ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

____________________

«____»______________________ 20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Эконометрика»


Направление подготовки 080100.62 Экономика

Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ________
Форма обучения: очная____________________________________________

(очная, очно-заочная)


Москва 20 г.

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели дисциплины

  • обучить студентов научно-экономическому мировоззрению;

  • привить способность к критическому осмыслению и сравнительному анализу различных экономических концепций;

  • дать углубленное представление о принципах и законах функционирования рыночной экономики и её основных субъектов применительно к современным условиям отечественной экономики.

Задачи дисциплины

  • сформировать у студентов научное мировоззрение;

  • развить логическое мышление;

  • сформировать умение формализовать задачи профессиональной сферы;

  • обучить решению математических задач и количественному анализу различных процессов с помощью математических инструментов.



2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Эконометрика» является вариативной дисциплиной в математическом и естественнонаучном цикле дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными в ходе изучения дисциплин «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика».

Дисциплина «Эконометрика» является предшествующей для дисциплин «Комплексный экономический анализ», «Поиск и обработка экономической информации», «Финансовая информатика», «Пакеты прикладных программ экономики».



  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций:
- Общекультурных:


  • ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-3 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

  • ОК-4 – способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.


- Профессиональных:


  • ПК-1 – способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • ПК-4 - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

  • ПК-5 – способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

  • ПК-6 – способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

  • ПК-7- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

  • ПК-9 – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.


В результате освоения содержания дисциплины «Эконометрика» студент должен:

Знать:

  • историю развития эконометрики, как самостоятельной дисциплины:

  • на каких дисциплинах базируется эконометрика;

  • что такое эконометрика и эконометрическая методология и уметь на практике организовать сбор и предварительный анализ информации, оценить ее качество;

  • как на практике организовать сбор и предварительный анализ информации, оценить ее качество;

  • основные эконометрические модели и методы их построения.

Уметь:

  • использовать полученные знания в изучении последующих дисциплин;

  • применять эконометрические методы в решении задач, связанных с обработкой экономической и социальной информации;

  • осуществлять прогнозирование экономических явлений и процессов;

  • правильно интерпретировать результаты исследований и вырабатывать практические рекомендации по их применению.

Владеть:

-навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;

-методикой построения, анализа и применения мэкономических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Трудоемкость дисциплины

Семестры (кол-во недель в семестре)

Всего часов

Из них в интер-активной форме

5

(18)










Аудиторные занятия (всего)

108
















в том числе:

Лекции (Л)

36

10
















Лабораторные работы (ЛР)

-



















Практические занятия (ПЗ)

72

24













Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:

108
















СРС

в семестре:

Курсовой проект (КП)

-



















Курсовая работа (КР)

-



















Расчетно-графические

работы (РГР)

-



















Реферат (РЕФ)

-



















Другие виды

самостоятельной работы

-
















СРС

в сессию:

Экзамен

36
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экза-

мен
















Общая трудоемкость, ч.

216





































Общая трудоемкость, зачетные единицы

6

















4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции


№ п./п.

Наименование раздела

дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего часов

(без экзамена)

Формируемые компетенции (ОК, ПК)

1

Цели и задачи курса. Возникновение эконометрики и выделение ее в отдельную науку. Методология эконометрического исследования. Математическая и эконометрическая модель.

2










2

(ОК–1,3); (ПК–1, 4);



2

Статистические методы обработки данных

2




4

9

15

(ОК–1,4); (ПК–5,6,)

3

Проверка статистических гипотез

2




4

9

15

(ОК–1,3,4); (ПК–1, 7, 9,)

4

Парная линейная регрессия и корреляция

4




8

9

21

(ОК–3,4); (ПК–1, 4,5,6

5

Парная нелинейная регрессия и корреляция

4




8

9

21

(ОК–1,4); (ПК–4,6.7, 9,)

6

Множественная регрессия и корреляция

4




8

9

21

(ОК–1,3); (ПК–7, 9,)

7

Специальные методы построения регрессионных моделей

4




8

9

21

(ОК–4); (ПК–1, 4,5)

8

Системы одновременных эконометрических уравнений

4




8

18

30

(ОК–1,3,4); (ПК–1, 4,5,6.7, 9,)

9

Временные ряды

6




12

18

36

(ОК–3,4); (ПК–1, 4,5

10

Динамические эконометрические модели



4




8

18

30

(ОК–3,4); (ПК–4,5,6)

Всего часов

36




72

108

180







    1. Содержание дисциплины




      1. Предмет эконометрика


Цели и задачи курса. Возникновение эконометрики и выделение ее в отдельную науку. Методология эконометрического исследования. Математическая и эконометрическая модель.
4.3.2. Статистические методы обработки данных
Генеральная совокупность и выборка. Вариационный и статистический ряд. Группированный статистический ряд. Графические представления данных. Точечные оценки параметров распределения. Несмещенность, эффективность и состоятельность оценок. Выборочное средние значение и выборочная дисперсия. Интервальные оценки. Доверительные интервалы для математического ожидания и дисперсии нормально распределенных генеральных совокупностей.
4.3.3. Проверка статистических гипотез
Понятие статистических гипотез. Доверительная вероятность и уровень значимости. Ошибки первого и второго рода. Критерий Смирнова для исключения резко выделяющихся результатов статистического наблюдения. Проверка гипотез о виде распределений. Проверка гипотез о равенстве дисперсий и средних нормально распределенных генеральных совокупностей (критерии Фишера – Снедекора и Стьюдента). Непараметрические методы проверки гипотез (критерии Вилкоксона, Манна и Уитни). Методы проверки статистических гипотез с помощью ЭВМ.
4.3.4. Парная линейная регрессия и корреляция
Понятие регрессионной модели. Уравнение регрессии. Экономическая интерпретация случайной составляющей. Метод наименьших квадратов, его геометрическая интерпретация. Линейная регрессия. Уравнение регрессии в стандартизованном масштабе. Уравнение регрессии, проходящее через начало координат (без свободного члена). Полная дисперсия результирующего признака, дисперсия обусловленная регрессией и остаточная дисперсия. Коэффициент детерминации. Коэффициент линейной корреляции. Стандартная ошибка и значимость коэффициентов регрессии. Значимость коэффициента корреляции. Адекватность линейной регрессионной модели и ее значимость. Точечное и интервальное прогнозирование по линейной регрессионной модели. Зависимость точности от горизонта прогноза. Использование ЭВМ для построения уравнения парной линейной регрессии и его анализа.
4.3.5. Парная нелинейная регрессия и корреляция
Экономические задачи, приводящие к нелинейным регрессионным моделям. Кривые Филлипса и Энгеля. Внутренне линейные парные регрессионные модели (гиперболическая, степенная, показательная, экспоненциальная, полулогарифмическая, логистическая, обратная регрессия), способы их линеаризации. Внутренне нелинейные модели (полиномиальная и параболическая регрессии). Индексы детерминации и корреляции для парных нелинейных регрессионных моделей, проверка их значимости. Адекватность нелинейной регрессии, ее значимость. Построение и анализ парных нелинейных регрессионных моделей с помощью компьютерных технологий.
4.3.6. Множественная регрессия и корреляция
Классификация уравнений множественной регрессии, их использование в экономике. Метод наименьших квадратов в многомерном случае, его геометрическая интерпретация. Уравнение множественной линейной регрессии. Нелинейные уравнения и их линеаризация. Оценки производственных функций Кобба-Дугласа. Регрессионное уравнение в стандартизованном масштабе. Матричная форма записи множественной регрессии. Методы отбора факторов при построении множественных регрессионный моделей. Мультиколлинеарность факторов, способы ее устранения. Множественная корреляция. Матрицы парных коэффициентов корреляции и межфакторной корреляции. Частная корреляция. Индексы детерминации. Проверка значимости корреляции. Адекватность множественной регрессионной модели. Применение дисперсионного анализа для оценки существенности факторов. Применение ЭВМ для построения и анализа множественных регрессионных моделей.
4.3.7. Специальные методы построения регрессионных моделей
Фиктивные переменные во множественной регрессии. Система нормальных уравнений для оценок параметров при фиктивных переменных. Предпосылки методов наименьших квадратов. Анализ отклонений эмпирических данных от уравнения регрессии. Гомоскедастичность и гетероскедастичность отклонений. Автокорреляция остатков, вычисление коэффициентов автокорреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Обобщенный метод наименьших квадратов. Его применение для уменьшения гетероскедастичности и автокорреляции.
4.3.8. Системы одновременных эконометрических уравнений
Общее понятие о системах одновременных уравнений, используемых в эконометрике. Структурная и приведенная формы модели. Проблема идентификации. Оценивание параметров структурной модели. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов Применение систем эконометрических уравнений.
4.3.9. Временные ряды
Основные элементы временного ряда. Автокорреляция уровней временного ряда и выявление его структуры. Коррелограмма. Моделирование тенденции временного ряда. Моделирование циклических колебаний- Моделирование тенденции временного ряда при наличии структурных изменений. Статистическая оценка взаимосвязи двух временных рядов. Методы исключения тенденции. Коинтеграция временных рядов. Анализ временных рядов с помощью ЭВМ.
4.3.10. Динамические эконометрические модели
Модель геометрических лагов (модель Койка). Модель полиноминальных лагов (модель Алмона).

Интерпретация параметров моделей с распределенным лагом. Изучение структуры лага и выбор вида модели с распределенным лагом.

Примеры моделей с лагированными переменными: модель частичной корректировки, модель адаптивных ожиданий.


    1. Тематический план практических занятий




№ п./п.

№ раздела дисциплины

Темы практических

(семинарских) занятий

Трудоемкость,

ч.

Формы текущего контроля успеваемости

1.

2.

Проведение обработки статистических данных

4

Отчет по работе и ее защита

2.

3.

Проверка основных статистических гипотез

4

Отчет по работе и ее защита

3.

4.

Построение парной линейной регрессии

8

Отчет по работе и ее защита

4.

5.

Построение парной нелинейной регрессия

8

Отчет по работе и ее защита

5.

6.

Построение множественной линейной регрессия

8

Отчет по работе и ее защита

6.

7.

Построение множественной линейной регрессия учетом фиктивных переменных

8

Отчет по работе и ее защита

7.

8.

Построение системы одновременных эконометрических уравнений

12

Отчет по работе и ее защита

8.

9.

Построение временных рядов

12

Отчет по работе и ее защита

9.

10.

Построение модели полиноминальных лагов (модель Алмона).


8

Отчет по работе и ее защита


4.5.Тематический план лабораторных работ (по данной дисциплине не предусмотрены)


    1. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля

(ОК–1,3,4); (ПК–1, 4,5,6.7, 9

Перечень компетенций

Виды занятий

Формы контроля

Л

ЛР

ПЗ

КР

КП

СРС




ОК1

+




+







+

Опрос на лекции, устный ответ на практическом занятии. Проверка конспекта

ОК3

+




+










Отчет по практической работе

ОК4

+




+










Устный ответ на практическом занятии

ПК1







+







+

Контрольное задание на практическом занятии

ПК4

+













+

Опрос на лекции

ПК5

+




+










Устный ответ на практическом занятии.

ПК6

+













+

Контрольное задание на практическом занятии

ПК7







+







+

Отчет по практической работе

ПК9

+













+

Опрос на лекции


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочая программа по дисциплине б 11. Эконометрика
Целью освоения дисциплины «Эконометрика» является, прежде всего, овладение студентами навыками построения эконометрических моделей,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплин ы «Эконометрика»
Бардасов С. А. Эконометрика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения (бакалавр по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconПояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)»
Программа: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в горной промышленности и геологоразведке»
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Эконометрика» для...

Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconПримерная программа наименование дисциплины Эконометрика
Материал учебной дисциплины предназначен для использования в курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconУрок контроля и проверки знаний и умений
Методика тестирования в рамках учебной дисциплины «Эконометрика» с использованием платформы lms eFront
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconТема урока : «Форматирование текста на Web странице»
Методика тестирования в рамках учебной дисциплины «Эконометрика» с использованием платформы lms eFront
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочая программа дисциплины «Эконометрика»
Цель дисциплины – обеспечить базовые знания, позволяющие продолжить изучение предмета самостоятельно и использовать полученные знания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Эконометрика»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск