Лекции Роль бизнеса в обществе





Скачать 219.97 Kb.
НазваниеЛекции Роль бизнеса в обществе
Дата публикации12.08.2013
Размер219.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Тема 3. Этика менеджмента и

социальная ответственность организации


План лекции




3.1. Роль бизнеса в обществе

3.2. Этика и современное управление

3.3. Социальная ответственность организации

3.4. Управление этикой и социальной ответственностью компании

Введение


В конце 60-х годов давление иностранных конкурентов на автомобильный рынок США существенно возросло. Президент компании Ford Ли Якокка предложил существенно сократить время постановки на конвейер новой модели “Ford Pinto”.

Во время испытаний новой модели Ford руководствовалась требованиями текущего законодательства и рассматривавшихся в Конгрессе США законопроектов, один из которых предполагал установить правило о полной безопасности автомобилей при лобовом столкновении на скорости 50 км/час. Испытания на прочность “Ford Pinto” показали, что при ударе на скорости свыше 35 км/час весьма высока вероятность возникновения пожара из-за повреждения бензобака. Однако полученные результаты были скрыты от Ли Якокки, который люби повторять, что «безопасность не продается».

Менеджменту пришлось выбирать между сроками начала производства и безопасностью пассажиров. Анализ «затраты-выгоды» показал, что внесение изменений в конструкцию “Ford Pinto” обойдется в $11 на один автомобиль.(Выгоды внесения изменений: $49,5 млн.; Затраты, связанные с внесением изменений: $137,5 млн.)

Менеджмент пришел к выводу о нецелесообразности внесения изменений в конструкции “Ford Pinto”, т.к. она соответствовалавсем федеральным стандартам безопасности (хотя и не отвечала требованиям проектов новых законов) и в данном аспекте ничем не отличалась от автомобилей конкурентов.

В 1971 году компания Ford начала массовое производство модели “Ford Pinto”. За 1971-1978 гг. в результате возгораний бензобаков погибли от 1700 до 2500 человек. После принятия в 1977 г. новых федеральных стандартов Ford отозвала для модификации бензобаков все “Pinto” выпуска 1971-1976 гг. Против компании Ford были возбуждены массовые иски, и в соответствии с судебными решениями общая сумма компенсаций составила $250 млн.

Как мы уже знаем, на организацию прямо или косвенно влияют многочисленные факторы внешней среды. Косвенным образом на современные организации влияет и общество, в котором они функционируют.

В средствах массовой информации регулярно появляются материалы, отражающие недовольство общественности деятельностью различных компаний и содержащие призывы к судебным разбирательствам.

Наша цель – критически рассмотреть действия организаций и издержки, которые они несут, пренебрегая принятыми в обществе и бизнесе этическими принципами. Размышляя над значением управленческих решений для жизни общества, можно прийти к выводу, что, во-первых, невозможно обойти этические дилеммы, а во-вторых, простых ответов на эти вопросы, равно как и идеальных рецептов менеджмента, не существует. Наука управления предлагает нам концепции и инструменты критической оценки управленческих решений.

Корни этических проблем уходят глубоко в историю бизнеса. Традиция этичного поведения промышленных компаний насчитывает около двух веков. Предприниматели-филантропы, осознававшие социальное влияние промышленности, явились основателями традиционного представления об индивидуальной благотворительности и ответственности бизнеса. Поскольку собственники компаний одновременно выполняли функции управления производством, они имели возможность свободно отдавать заработанные средства на благотворительность (просвещенный эгоизм).

Менеджеры современных предприятий несут ответственность прежде всего перед акционерами и сообществами. По мере развития экономики увеличивалось число акционеров, на смену частным лицам приходили финансовые институты, такие как страховые компании и пенсионные фонды, не принимавшие активного участия в управлении бизнесом, а назначавшие менеджеров от своего имени. Менеджмент все больше обособлялся от собственников, что негативно сказалось на возможности филантропии. (Маловероятно, что всем акционерам одновременно придет в голову мысль о необходимости благотворительной деятельности).

Еще одно препятствие заключается в том, что этические проблемы отличаются сложностью, изменчивостью и разнообразием. Менеджеру проще сделать вид, что он вообще не видит проблем, и принять решение, исходя из чисто экономических соображений. Экономический императив диктует приоритетность финансовых вопросов бизнеса. И только после их решения, в «свободное» время можно обсудить и социальные или экологические проблемы. Таким образом, ответственность за филантропию перекладывается на плечи благотворительных обществ, поскольку «дело бизнеса – бизнес».

С другой стороны, большое число руководителей организаций не согласно с мнением о том, что социальная ответственность может войти в противоречие с интересами бизнеса. Однако они подчеркивают, что в данном случае не стоит рассчитывать на краткосрочные положительные эффекты. Выгоды компании могут выражаться в возросшей мотивации работников, повышении лояльности потребителей, распространении доброй молвы, увеличении числа повторных покупок, улучшении отношений с общественностью и средствами массовой информации. Повышение чувства ответственности сотрудников организации способствует возрастанию производительности, сокращению издержек найма новых работников и увеличению объема продаж в долгосрочном периоде, а эффективная финансовая поддержка спортивных мероприятий или благотворительных обществ может повлечь за собой экономию средств, направляемых на рекламу товаров компании.

Этические аспекты характерны для всех направлений деятельности организаций. Они затрагивают и решения о найме персонала, и определение критериев эффективности исследований и разработок, и производственную политику, и маркетинг, и благотворительную деятельность.
3.1. Роль бизнеса в обществе


Выделяют две основные точки на роль бизнеса в обществе. «Флагман» одной их них – известнейший американский экономист Милтон Фридмен, считает, что основная задача бизнеса состоит в приумножении богатства посредством предложения товаров и услуг и обеспечения занятости. Приверженцы концепции социальной ответственности (КСО) настаивают на необходимости смещения акцентов с частной выгоды на общественные блага.

ПОЗИЦИЯ ФРИДМЕНИСТОВ. М. Фридмен характеризует точку зрения сторонников КСО как разрушительную для бизнеса. Как экономист, он полагает, что честные действия бизнеса сами по себе гарантируют достаточные социальные выгоды, ибо приумножают общественное богатство и обеспечивают занятость. Раздавать средства компании на благотворительные цели равнозначно уплате дополнительных налогов. Сторонники данной школы придерживаются мнения, что роль бизнеса в обществе ограничивается производительной деятельностью в условиях конкурентной рыночной экономики, а выполнение других ролей означает превышение полномочий.


Впрочем, многие исследователи не разделяют воззрений фридменистов. Они считают, что бизнес не имеет права действовать независимо от общества, т.к. сам по себе бизнес – одна из подсистем социальной системы. Общество зависит от производимых компаниями товаров и услуг, а бизнес зависит от общества. Ему необходимы общественные ресурсы в форме наемных работников, капитала, материальных средств. Функцмонирование бизнеса немыслимо без применения юридических прав и действий различных общественных институтов: судов, банковских систем, систем образования. Как часть общества, бизнес обязан реагировать на его запросы и ожидания, которые вряд ли будут ограничиваться требованиями приумножения материальных благ. Взаимосвязи общества и бизнеса существенно сложнее, чем это представляется М. Фридмену.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОРПОРА­ЦИИ. Сторонники КСО стремятся проанализировать взаимозависимость общества и бизнеса и их взаимные обязательства. Сложность заключается в том, что такого рода отношения не являются статическими. Ученые имеют дело со сложной системой конкурирующих противоречивых интересов. Социальная среда со временем изменяется: изменяются корпорации и вместе с ними – общественные ожидания. В конце 60-х проблемы безопасности не были приоритетными для производителей (Форд «Pinto»), а сегодня рекламные кампании многих поставщиков автомобилей привлекают внимание потребителей именно к этому аспекту их продукции (системы блокировки тормозов или воздушные подушки). На страже интересов потребителей обычно стоит и законодательство. Общество становится более сложным и требовательным. Игнорирующий свою ответственность перед обществом менеджмент наносит ущерб интересам акционеров. Отсюда вытекает необходимость анализа проблем деловой этики.
3.2. Этика и современное управление

Этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, принести пользу окружающим.

Давайте сравним роль этических принципов индивида и влияние на его поведение правовых норм (законов) и свободы выбора.

Законодательная


система

(Правовые нормы)



Этическая система

(Социальные нормы)


Система свободы выбора

(Личные нормы)














Высокая Степень выраженного контроля Низкая

Рис. 3.1. Основные системы норм, определяющие действия человека и организаций
Первая – это система законов, письменно закрепленных норм и ценностей, на страже соблюдения которых стоит судебная система государства. Юридически установлено, что действия организации и ее членов ограничены определенными рамками (необходимость получения прав на вождение автомобиля, обязанность платить налоги). Прямая противоположность этому поведению – действия индивида (организации), определяемые свободой выбора. Сюда относится поведение, о котором ничего не говорится в законах и в отношении которого человек или организация обладает полной свободой (выбор религиозных мировоззрений индивидом, планирование компанией объема производства продукта).

Между этими двумя определяющими действия индивидов и организаций системами норм и находится этика. Здесь нет изложенных на бумаге законов, а есть нормы поведения, основанные на разделяемых обществом принципах и ценностях. Индивид должен соблюдать известные ему (или компании) нормы, за нарушение которых не предусмотрено конкретных санкций. В принципе, индивид в праве предположить: «Что не запрещено, то этично». Но в реальной жизни подобные допущения обходятся их «авторам» слишком дорого. Более целесообразно признать наличие этических норм и правил и руководствоваться ими как внутри, так и вне организации. По мере того как сотрудники принимают этические нормы и ответственность, компания получает возможность внедрять в культуру «кодекс поведения», устраняя тем самым потребность в дополнительных законах и избегая проблем свободы выбора.

Так как этические нормы являются написанными правилами, вопрос о правильности какого-либо поступка зачастую вызывает непримиримые разногласия. Так называемая этическая дилемма возникает в ситуации, когда все альтернативные решения или варианты поведения являются нежелательными из-за своих негативных моральных последствий.

Вашей компании намекнули на необходимость «немного заплатить», чтобы ускорить процесс оформления партии импортных товаров. Взятки – весьма распространенное явление, в случае вашего отказа пострадает прежде всего компания. Быть может, данная процедура аналогична чаевым метрдотелю понравившегося вам ресторана?

Ваш начальник говорит, что не может повысить вам зарплату в этом году из-за ограниченности бюджета, но он закроет глаза на то, что цифры в ваших отчетах о расходах немного возрастут.

Вот с такими имеющими отношение к вопросам этики дилеммами и приходится регулярно сталкиваться менеджерам.

Этические проблемы находятся в центре внимания четырех основных школ философии морали.

  • Деонтология, или «этика принципа». Принятие решений основывается на установленных правилах или моральных нормах. Действие является правильным, если оно согласуется с приемлемыми для общества этическими принципами или законами (неприемлемость умышленных убийств).

  • Утилитаризм, или «этика последствий». Оценка решения в соответствии с его последствиями для большинства людей.

  • Телеология, или «этика цели». Оценка решения основывается на соответствии результата первоначальным целям. Предполагается, что разумные, обеспечивающие непрерывность развития организации действия являются правильными.

  • Эгоизм, или «этика собственного интереса», утверждает, что единственными критериями оценки экономических действий могут быть только личная или корпоративная выгоды. (Оценка решения с точки зрения его соответствия частным интересам индивида).

Предлагаемые теорией морали инструменты позволяют нам заглянуть в глубь проблем менеджмента, однако вы рискуете найти там значительно больше вопросов, чем ответов.

  • Деонтология. Проблема заключается в определении некоего руководящего принципа или кодекса поведения. Какими правилами должна руководствоваться компания? Интересы каких групп (рабочие, потребители, акционеры) приоритетны для менеджмента?

  • Утилитаризм. Если критерием моральности решений является прирост благ, то кто определяет, о каких выгодах должна идти речь? За какой период времени?

  • Телеология. Если средства оправдывают целью, кто определяет ее этичность?

  • Эгоизм. Вопрос в том, чей интерес является основным. Поскольку собственность отделена от менеджмента, будут ли совпадать интересы владельцев предприятия и его руководства?

Некоторые исследователи, «удрученные» отсутствием простых решений этических проблем, приходят к выводу о том, что деловая этика просто идет вразрез с мировой практикой бизнеса (Stark, 1993). С другой стороны, такие ученые, как Э. Вэллэнс (Vallance, 1996) и Э. Штернберг (Sternberg, 1995), указывают, что секрет принятия этических решений состоит в том, чтобы использовать модели в специфических деловых ситуациях по мере их возникновения, а не в поисках универсальных рецептов.

Возможно нам поможет обращение к концепции этического релятивизма.

«Пламя очага согреет вас и в Греции, и в Персии; но представления населяющих их народов о правильных и недопустимых действиях различны» (Геродот, 350 г. до н. э. ).

Приверженцы концепции этического релятивизма утверждают, что принципы морали определяются, прежде всего, обществом, в котором они сформировались. Абсолютных, вне культурных контекстов, этических стандартов не существует Поэтому действия, оцениваемые как правильные в европейских странах, могут восприниматься как недопустимые на Ближнем Востоке. Следование принципам этического релятивизма позволяет менеджменту адаптировать осуществляемые операции к принятым в различных странах или регионах стандартам. (Например, в некоторых государствах взятка чиновнику – обычная норма бизнеса). Для компаний, работающих на международном уровне, этический релятивизм – весьма практичная философия. Однако как быть с этическими принципами отдельных менеджеров, которые скорее абсолютны, чем относительны?

Наш анализ моральных проблем показывает сложность применения этических доводов к реальной практике бизнеса. Большая часть деловых решений носит компромиссный характер, и менеджменту необходимо четко осознавать их возможные последствия. Некоторые компании принимают настоящие моральные кодексы. Организации, не склонные к публичным торжественным заявлениям, должны просто не забывать об ответственности, которую налагает на них ведение бизнеса, об интересах групп, которым они подотчетны, что весьма способствует «приземлению» абстрактных проблем и процессов принятия решений.
Факторы, определяющие этический выбор
Если менеджера уличают во лжи, обмане или воровстве, вина обычно возлагается или на человека, или на ситуацию. Большинство из нас считают, что этически корректные решения принимаются по велению совести. Это, конечно, правда, но не вся. Этичная или аморальная практика бизнеса - форма выражения системы ценностей, отношений, убеждений и манеры поведения, принятых в организационной культуре. Таким образом, этические проблемы являются скорее организационными, нежели личностными.

МЕНЕДЖЕР привносит в работу свои личные черты и манеру поведения. Индивидуальные потребности, семья, религиозные убеждения – все эти факторы формируют систему ценностей менеджера. При принятии этически верных решений менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго, уверенность в своих силах, развитое чувство независимости.

Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера – стадия его морального развития.

На стадии предшествующего развития людей интересуют, прежде всего внешние выгоды и наказания. Подчинение власти основывается на угрозе негативных последствий в случае неповиновения. В организационном смысле этой стадии соответствуют менеджеры, использующие авторитарный или принудительный стиль руководства, а также менеджеры, ориентирующиеся на гарантии исполнения отдельных задач.

На стадии общего развития люди адаптируются к ожиданиям положительного поведения коллег, семьи, друзей. Общества. Предпочтительным способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным способом руководства становится поощрение взаимодействий и кооперации.

На стадии последующего развития люди руководствуются прежде всего внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, требующие нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. Внимание менеджеров концентрируется на потребностях последователей и стимулировании окружающих к самостоятельному мышлению, решению возникающих проблем исходя из принципов морали.

Подавляющее большинство индивидов находятся на второй стадии развития, а третьей стадии достигают всего 20% взрослых. Такие люди принимают этически корректные решения, даже если они чреваты отрицательными последствиями прежде всего для них самих.

Женщины воспринимают социальные реалии по-своему, иначе чем мужчины. Сложные моральные проблемы женщины воспринимают более тонко и проницательно, чем мужчины, и принимают моральные решения не по принципу «хорошо-плохо», а по принципу «не навреди». Вероятно, женское ощущение правильности решения от природы связано с этикой, заботой. Таким образом, женщины идеально подходят для обслуживающего стиля лидерства, в котором остро нуждаются современные организации.

К факторам, обусловливающим необходимость соответствия поведения менеджеров все более высоким этическим уровням, относится воздействие на мораль и культуру организаций процессов глобализации. Менеджеры должны вырабатывать в себе восприимчивость и открытость по отношению к другим, незнакомым им системам.

Организация. Организационные ценности имеют большое значение для деятельности компании. Справедливость этого тезиса подтверждается тем фактом, что большинство людей находятся на второй стадии морального развития. Они считают себя обязанными выполнять обязательства перед другими людьми в соответствии с ожиданиями этих людей.

Корпоративная культура самым серьезным образом воздействует на поведение членов организации.

К числу других факторов, влияющих на этику, относятся принятые в компании правила, политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство, процесс принятия решений.

3.3. Социальная ответственность организации
Перейдем к проблеме социальной ответственности. С одной стороны, концепция ответственности компании перед обществом, как и понятие этики, проста: она означает, что компания должна отличать плохое от хорошего и поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами. Формальное определение социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой компании.

Определение несложное, но как воплотить его на практике, если каждый из нас по-своему определяет приемлемость для общества действий организации? Более того, понятие социальной ответственности включает в себя далеко не однозначные аспекты дефиниций добра и зла. Если мы обратимся к компаниям, ведущим ожесточенную конкурентную борьбу. Несет ли более сильная из них социальную ответственность за то, что вторая становится банкротом? Или такая практика: компания объявляет себя банкротом (с юридической точки зрения ее действия совершенно законны), чтобы избежать исполнения финансовых обязательств перед поставщиками, профсоюзами или конкурентами. Эти прим еры показывают, что определить реальное социально ответственное поведение очень сложно. Кроме того, необходимо учесть и воздействие организации на окружающую среду.

А перед кем, собственно, должна неси ответственность организация? С точки зрения социальной ответственности, наиболее продвинутые организации рассматривают свои внутреннюю и внешнюю среды как множество заинтересованных групп.

Заинтересованной группой называется любое сообщество внутри организации или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании и характеризующееся определенной скоростью реакции.

  • Акционеры

  • Потребители

  • Работники

  • Поставщики/деловые партнеры

  • Сообщества

  • Общество

  • Окружающая среда

  • Будущие поколения


Требования инвесторов, акционеров и поставщиков предъявляются, прежде всего, к эффективности управления фирмой (прибыльному использованию ресурсов). Сотрудники организации ожидают удовлетворения от труда, адекватной оплаты и хорошего руководства. Покупателей интересует качество, безопасность и доступность товаров и услуг. Сообщество, на территории которого функционирует фирма (проживающие там люди, местные власти, природная среда и качество жизни людей), играет ведущую роль в ее создании, формировании репутации, которой она пользуется, и обеспечении непрерывности ее операций. Понятие общества предполагает расширенный анализ пространства оперативной деятельности организации. Качество жизни членов общества зависит от того, насколько хорошо бизнесу удается разрешать конфликты между стремлением к прибыли и интересами защиты окружающей среды.

В последние десятилетия вопросы охраны окружающей среды постоянно включаются в повестки дня заседаний руководителей корпораций, что обусловлено возрастающим интересом потребителей к вопросам последствий операций организаций для живой природы. Однако отношение организаций к этим проблемам существенно различно. Менеджмент компаний, для которых не безразличны экологические вопросы, признают, что на стратегическом уровне «анализ окружающей среды организации без исследования влияния на нее компании не имеет смысла» (Price, 1994).

Если какая-то заинтересованная группа лиц не удовлетворена деятельностью организации, ее реакция может поставить под угрозу дальнейшее существование компании.
Оценка результатов социальной деятельности
Одна из моделей оценки корпоративной социальной деятельности была предложена Э. Кэрроллом (Carroll, 1991). В ней за основу берется общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью, положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе.





Филантропическая

ответственность

(Принятая на себя

ответственность)

(Улучшение благосостояния

общества и качества жизни)




Этическая ответственность

(Следование моральным принципам)




Юридическая ответственность

(Подчинение закону)




Экономическая ответственность

(Получение прибыли)



Рис. 3.2. Пирамида корпоративной ответственности
Экономическая ответственность. Первый критерий оценки общей социальной ответственности – ее экономическая ответственность. Любая коммерческая организация, прежде всего, является основной экономической ячейкой общества, которая несет ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг, а также максимизацию прибыли акционеров. В предельном случае экономическая ответственность фирмы сводится исключительно к максимизации прибыли (М. Фридмен). Однако практическое следование тезису о том, что получение экономической выгоды – единственная обязанность компании перед обществом, чревато крайне негативными последствиями для фирмы.

Юридическая ответственность. Жизнедеятельность любого современного общества регулируется правилами, законами и ограничениями, которым обязаны следовать и коммерческие организации. Под юридической ответственностью понимается необходимость для организации следования установленным обществом правилам, достижение ее экономических целей в рамках закона.

Организации, сознательно нарушающие закон, заслуживают наименьшей оценки по данному критерию (намеренные поставки имеющего дефицит товара, выставление клиенту счета за непроизведенную работу).

Этическая ответственность. Этически ответственное поведение компании означает общественно полезные действия, которые не предусмотрены законами либо не отвечают прямым ее экономическим интересам. Для того чтобы поведение организации было этичным, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Как неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации получать выгоды за счет общества.

Филантропическая ответственность. Принятие на себя ответственности носит для организации добровольный характер и связано с желанием компании внести свой вклад в развитие общества, к которому ее не обязывают ни экономические мотивы, ни законы, ни этика. Как правило, имеются в виду различные действия филантропического характера, которых никто не требует, и которые не приносят компании ощутимой выгоды. Принятие на себя ответственности – высшее проявление и высший критерий оценки социальной ответственности компании, так как она выходит за рамки ожиданий общества и благотворно влияет на его благосостояние.

Действия компаний в случае

возникновения социальных дилемм
Что делать компании, когда она сталкивается с каким-либо проявлением социальных потребностей? Если заинтересованная группа, например, местные органы власти, предъявляет к компании новые требования, какие действия ей следует предпринять? В теории менеджмента разработан набор ответных действий, к которым прибегают компании в подобных ситуациях. Действия эти могут иметь препятствующий, оборонительный, приспособленческий и проактивный характер (см. рис. 3.3).

Обструкция означает отказ компании от всех обязанностей, заявления о том, что так называемые доказательства их поступков – обман и подлог, всяческие препятствия расследованию (если таковое проводится).

Проактивность


(принятие социальных

инициатив)

Приспособление к ситуации


(принятие новых этических обязанностей)

Защита


(делать только то,

что потребует закон)

Обструкция


(сопротивление)


Степень социальной

ответственности

Высокая

Низкая


Рис. 3.3. Реакция компании на социальные дилеммы
Тактика защиты предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения, но никак не препятствует возможным расследованиям. Менеджеры, склонные к подобным реакциям, считают, что "такие вещи случаются, но в них никто не виноват".

Приспособление компании означает, что менеджмент принимает социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает он это, уступая внешнему давлению. Придерживающиеся этой тактики компании стремятся выполнять свои экономические, юридические и этические обязанности, и в случае давления на них внешних сил сворачивают подвергнутую критике деятельность.

Проактивные действия предполагают, что компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп.

Таким образом, тактики обструкции обычно придерживаются фирмы, деятельность которых основана исключительно на экономических соображениях. Защищающиеся организации согласны идти на уступки в рамках закона. Приспосабливающиеся компании в полной мере реагируют на этическое давление со стороны. Проактивные компании принимают на себя дополнительные обязательства и способствуют повышению благосостояния общества.


    1. Управление этикой и социальной ответственностью компании


Многие менеджеры уделяют большое внимание проблемам улучшения этического климата компании, а также повышению ее чувствительности к социальным проблемам. Им не хочется, чтобы в один прекрасный день компании пришлось занимать защитную позицию или, хуже того, подвергнуться обструкции. В менеджменте используются следующие методы для контроля морального "здоровья" организации: личный пример, моральный кодекс, различные этические структуры.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР. По силе воздействия ничто не может сравниться с решительными действиями менеджмента. Директор и старшие менеджеры компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения, выступать инициаторами обновления этических ценностей организации. Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву сиюминутным интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие клятвы в приверженности этическим идеалам бесполезны. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС – это формальное изложение этических и социальных ценностей организации; он призван донести до сотрудников принципы, которых придерживается компания. Как правило, МК фирмы базируется на заявленных принципах организации либо в нем излагается ее политика.

Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам. Наиболее значимые их них можно отнести к тому, что называется "корпоративное кредо".

Заявленная политика – это довольно общее описание порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, затрагивающих вопросы этики и морали ситуациях. (Рыночная практика, конфликты интересов, соблюдение законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей)

В МК компании, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников (как допустимые и желаемые, таки неприемлемые) и возможная реакция менеджмента. Если кодекс получает реальную поддержку со стороны менеджеров, неукоснительно соблюдающих его правила и несущих наказания в случае их нарушения, в компании складывается положительный этический климат. В отсутствие поддержки руководства положения кодекса так и остаются на бумаге.

ЭТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ. К этическим структурам относятся различные системы, должности и программы, с помощью которых компания стремиться стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников.

Комитет по этике компании, как правило, образует группа высших руководителей, на которых возложена обязанность наблюдать за соблюдением работниками этических принципов и выносить решения в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме того, комитет отвечает за наказание тех, кто нарушает правила этики. Что имеет немаловажное значение, если организация стремится непосредственно повлиять на поведение работников. Например, комитет по этике компании Motorola имеет право интерпретировать и корректировать основные положения морального кодекса, доносить до сотрудников информацию об его изменении, а также выносить решения относительно нарушающих его работников.

Комиссар, или уполномоченный по вопросам этики, – это один их высших руководителей компании, являющийся ее "совестью": к нему стекается информация о возникающих этических проблемах, он занимается урегулированием конфликтов, а также указывает руководству на потенциальные источники затруднений.

Существуют и другие этические структуры, такие как обучающие программы и "горячие линии". В McDonnell Douglas и General Dynamics обучение работников осуществляется в форме занятий, на которых моделируются различные этические ситуации. "Горячая линия" – это бесплатная телефонная служба, по которой работники могут доложить о сомнительном поведении, возможном мошенничестве, убытках, несправедливом отношении менеджеров.

Итак, мы видим, что соблюдение этических принципов и социально ответственная деятельность ни в коей мере не наносят ущерба организациям. Напротив, менеджеры и их компании могут внести свой вклад в улучшение жизни общества и одновременно добиться повышения экономических показателей.

Практическое занятие 3. Этика менеджмента и социальная

ответственность организации


  1. Анализ конкретных ситуаций. Задание 13. [14, с.28-31].

  2. Упражнение. Должен ли российский предприниматель выполнять социальные обязательства перед страной, и в каких формах? Задание 4. [14, С.21].

  3. Тест «Этика бизнеса» [12, с.125-126].

  4. Домашнее задание. Какие принципы должны быть внедрены в практику предпринимательской деятельности в России? Задание 15. [14, с. 34-36].

Литература: 3, 5, 10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекции Роль бизнеса в обществе icon«Общественная позиция и роль гуманитария в современном мире»
Может ли гуманитарий претендовать на роль духовного лидера в современном обществе?
Лекции Роль бизнеса в обществе iconРеферат по дисциплине “Политология” на тему “ Политические субкультуры и их роль в обществе.”
«совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». Так как политическая деятельность занимает не последнее...
Лекции Роль бизнеса в обществе iconЗадачи: образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой...
РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения
Лекции Роль бизнеса в обществе iconЛоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики...
Цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность существования политиче­ских...
Лекции Роль бизнеса в обществе iconИсследовательская работа Ресторанный бизнес: менеджмент и маркетинг
Место и роль предприятий ресторанного бизнеса в современной экономике
Лекции Роль бизнеса в обществе iconМеждународная Школа Бизнеса (мшб) ibs-plekhanov Тематический модуль Этика бизнеса
Тематический модуль «Этика бизнеса» (Business Ethics)/ Сост. Л. Б. Филиппова, М. С. Циликова, И. В. Авакумова, Л. П. Тимошенко, Е....
Лекции Роль бизнеса в обществе iconУчебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса»
Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики...
Лекции Роль бизнеса в обществе iconЛ. Г. Решетникова Финансирование бизнеса
Решетникова Л. Г. Финансирование бизнеса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 080300....
Лекции Роль бизнеса в обществе iconСоциология, ее место и роль науки в обществе. От Аристотеля до Вебера
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
Лекции Роль бизнеса в обществе iconРеферат (Реф)
Общетеоретические и методологические проблемы экономики, оценка бизнеса, рынок жилья, безопасность бизнеса 7
Лекции Роль бизнеса в обществе iconТема урока Кол-во часов
Иметь представление о видах бизнеса, капитале и прибыли, связях семейного бизнеса с государством
Лекции Роль бизнеса в обществе iconКурсовая работа по теме: «cms siteEdit»
В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня...
Лекции Роль бизнеса в обществе iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:...
Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Лекции Роль бизнеса в обществе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекции: каждая по 90 минут Лекции в первом семестре 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-18
Лекции Роль бизнеса в обществе iconНоу впо вологодский институт бизнеса утвеждаю
Составитель: Дьякова Н. С., к фил н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Вологодского института бизнеса
Лекции Роль бизнеса в обществе iconРефератов по дисциплине «Инвестиции на рынке товаров и услуг»
Оценка бизнеса. Особенности применения метода сравнительного анализа продаж при оценке бизнеса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск