Скачать 84.7 Kb.
|
"Право на образование". Урок обществознания в 9-м классе, составила Яндыганова Л.М. – учитель обществознания, МБОУ Староторъяльская СОШ. Задачи:
Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, листы А-3, маркеры, оценочные листы. Форма урока: урок-практикум Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа. Ход урока 1. Организационный момент. Урок начинается с небольшого повторения по пройденным темам (глава 6, права человека и гражданина) Каждому раздаются карточки с вопросами и чистые листы бумаги. Ответив на вопрос, дети должны написать на выданных листах начальную букву ответа, далее вместе должны составить слово, которое является темой сегодняшнего урока. Общество – совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности. Бердяев – «Человек так устроен, что он может жить или верой в бога или в идеалы и кумиры» Религия – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной силы. Административный – проступок (правонарушение), посягающий на установленный общественный порядок. Занятость – деятельность граждан не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, трудовой доход. Отношения – особые связи человека с окружающим миром. Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Абсентеизм – в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме. Неравноправие – характерно публично - правовым отношениям Имущественные – отношения между людьми, возникающие по поводу материальных благ, в основе которых лежит право на собственность. социальноЕ государство, которое берет на себя обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме,соответствующем его возможностям. Учитель: перед вами лежат оценочные листы. По ходу нашего урока вы должны оценивать себя. В конце урока кто-то из вас озвучит нам результат. 2. Учитель: А теперь зная тему нашего урока, попробуем сформулировать задачи. Можете воспользоваться подсказками, которые написаны на доске: - раскрыть… - изучить… - выяснить… - побудить… Возможные варианты ответов: - раскрыть сущность права на образование, - изучить содержание основных документов, связанных с образованием, - выяснить, как реализуется право на образование в нашей стране. - побудить в себе размышления о дальнейшем образовании. 3. Для того чтобы раскрыть нашу тему мы с вами послушаем небольшую исследовательскую работу Представление небольшой исследовательской работы (1 ученик) Учитель: Когда вы учитесь, бывает, что вы устаете от уроков. Представьте, что запретили вам ходить в школу, говоря, что вам тяжело учиться. Ваши рассуждения? Для чего вы ходите в школу? (Ответы: дети ходят в школу, чтобы получить знания, пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в школьной жизни). 4. Постановка проблемы. Вопросы для обсуждения: Учитель: – Для чего человеку нужно право на образование? – Как дети могут реализовать свое право на образование? – Какой должна быть современная школа? Учитель: По данным проблемам поработаем по группам. Перед вами ватманы, фломастеры, дополнительный материал, карточка с проблемой, которую вам необходимо решить. Изучение проблем: 1) Что такое образование? Для чего человеку нужно право на образование? По данной проблеме предлагается школьникам о б с у д и т ь в о п р о с: – Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе? (ответы: поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем, чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование) Образование – это процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным всеми предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков. Образование является не только получением знаний, но и воспитанием, самовоспитанием человека Документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования:
В Конвенции о правах ребенка (ст. 29) говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей. На доске вывешивается данная статья Конвенции о правах ребенка (статья 29). Право на образование закреплено и в Конституции РФ, в статье 43. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это право осуществляется через систему образования, или школу. Организация и деятельность российской школы регулируются законом Российской Федерации «Об образовании». Вывод по проблеме: итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых странах дети не ходят в школу. В этих государствах право на образование не соблюдается. 2) Как ребенок может реализовать свое право на образование? Что такое гуманизация образования? Какие типы школ существуют в нашей стране? Где можно продолжить образование? – Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на образование? (Ответы: должно быть построено много просторных и современных школ, оборудованных компьютерной техникой. Учителя должны быть профессионалами своего дела. Образование должно быть бесплатным. Гуманизация образования – это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности, сохранению здоровья учащихся. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Типы школ – гимназиилицеи, колледжи, частные учебные заведения. Профелированное обучение в старших классах. Система построена по принципу: ВУЗ___Техникум_____Профессиональное училище_____Общеобразовательное заведение Вывод: право на образование будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как захочет и как позволяют его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою индивидуальность. 3) Какой должна быть современная школа? Учитель: – Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте пофантазируем. Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила и порядки. Все это поможет вашим ученикам получить хорошее образование и воспитание. Вы должны создать свой проект: «Новая школа» – это школа, в которой бы вы хотели учиться. В проекте могут быть отражены:
Вывод: Вот именно такой мы хотим видеть нашу школу. Школу в которую все бы приходили с желанием получить новые знания, навыки. Школу в которой каждый учитель – твой друг… Напомнить об оценочных листах!!! 5. Закрепление. Работа с кейсом. Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Подготовленный ученик рассказывает реальную историю. Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она… Учитель:
Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование? (Зачитывает реальное решение суда). 6. Ролевая игра “Приём в школу”. На доске прикреплены листы с номерами ситуаций. Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”. В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона “Об образовании”. 1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла. 2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу. 3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну. 4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой. 5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству. 6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой. 7. Выводы по уроку. Давайте теперь сделаем выводы по сегодняшнему уроку: «Что вы можете взять из сегодняшнего урока?» Примерные выводы учеников:
Напомнить об оценочных листах!!! 8. Домашняя дифференцированная: 1. П. 47, задания на стр. 311 2. работа с текстом, выполнение заданий части С. 9. Рефлексия. Анкетирование: 1) Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…
|
Задачи: образовательные: познакомить учеников с климатом полуострова;... Оборудование: климатическая карта России, в/ф «Норильск – судьба моя», картосхемы «Температуры, осадки на Таймыре» | Озеро Байкал Жемчужина Сибири Цель урока: Показать уникальность природы. Раскрыть причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть... | ||
"Соцветия" Задачи: Развивать знания о многообразии цветков; раскрыть содержание понятие "соцветие", познакомить учащихся с наиболее распространенными... | Управление качеством образования как педагогическая проблема Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека... | ||
«Общественная позиция и роль гуманитария в современном мире» Может ли гуманитарий претендовать на роль духовного лидера в современном обществе? | Задачи Образовательные : познакомить учащихся с основами избирательной... Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации | ||
Регламен т по организации и проведению государственной (итоговой)... Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников... | Количество часов России важнейшей государственной и социально-политической задачей. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является система... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С1 и даже летом 2012 года для решения задачи С2 потребовались дополнительные построения, поэтому процент выполнения этой задачи еще... | Реферат на тему Зеленый покров мира в опасности. Пути решения этой проблемы Сегодня экологическая проблема современного мира остра и многогранна, она требует незамедлительного решения. Одной из важнейших... | ||
Образования в условиях модернизации: проблемы, пути решения Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | Концепция развития дополнительного образования детей в российской федерации (Первая версия) Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе 4 | ||
Роль университетского образования в современном обществе самсонов В. Н Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ... | Урок «Байкал – уникальный уголок России» ... | ||
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы... Новосибирской области, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной... | Правовой нигилизм в молодежной среде: причины и пути преодоления Научно-практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества» |