Скачать 128.89 Kb.
|
Разработка представленных материалов проведена в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» в 2003 году Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М АКУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕМУ «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ» При разработке рабочей программы использованы материалы кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета Пояснительная записка Распад единого геополитического пространства остро обозначил в стране проблему межэтнических отношений. В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования стало для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. В связи с этим явно просматривается необходимость дальнейшей разработки, просвещения и познания этнопсихологических знаний, критического анализа накопленного ранее опыта и определения новых подходов к практике с учетом сложившейся ситуации в сфере межэтнических отношений. Цель курса: познание основ этнопсихологии, формирование навыков практического использования методов этнической психологии. Задачи курса:
Структура курса: Курс рассчитан на 1 семестр. 36 часов (2 часа в неделю) – лекционных, 18 часов (2 часа в две недели) – семинарских занятий, 18 часов (2 часа в две недели) – самостоятельная работа. Виды работ осуществляются параллельно. Учебно-тематический план курса
Содержание курса лекционных занятий Лекция 1. Введение в этнопсихологию Основы этнопсихологии. Категориальный аппарат. Лекция 2. Предмет и задачи этнопсихологии. Предмет и объект этнопсихологии. Методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений. Задачи этнопсихологии. Взаимосвязь этнопсихологией и другими науками. Лекция 3. История развития этнопсихологии в отечестве и за рубежом. Предпосылки возникновения этнопсихологической мысли в России. Характеристика описательного периода становления отечественной этнопсихологии. Необходимость оформления этнопсихологических знаний в науку. Становление и развитие отечественной этнопсихологии. Исторический очерк развития зарубежной этнопсихологии. Основные школы этнопсихологии в западной науке. Теории “основной” и “модальной” личности в зарубежной этнопсихологии. Лекция 4. Актуальные проблемы и основные тенденции развития этнопсихологических исследований. Предметная область и задачи этнической психологии на современном этапе развития общества. Социокультурный подход в этнопсихологических исследованиях. Этноинтегральный и этнодифференциальный подходы в рамках психологического направления. Перспективные этнопсихологические исследования в русле основных подходов изучения психологии народов. Лекция 5. Методологические основы этнопсихологических исследований. Научные принципы подхода к изучению этнопсихологических явлений. Основополагающие принципы конструирования программы этнопсихологического исследования. Лекция 6. Сущность и своеобразие этнопсихологических явлений. Методологические позиции в подходах к пониманию сущности этнопсихологических феноменов. Структурообразующая и функциональная составляющие этнической психологии. Виды этнопсихологических особенностей. Свойства этнопсихологических особенностей. Лекция 7. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов. Явления и процессы, лежащие в основе функционирования этнопсихологических феноменов. Этнические установки и этнические стереотипы. Развитие и трансформация этнической идентичности. Влияние этнопсихологических особенностей на жизнедеятельность людей. Функции этнопсихологических особенностей. Лекция 8. Этнокультурная обусловленность психологии. Культура и перцептивные, понятийные, мнемические процессы. Этнические особенности избирательности восприятия и внимания. Этнические особенности зрительных иллюзий. Этнические особенности категоризации объектов мира. Этнические особенности приемов запоминания. Лекция 9. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования. Определение и классификация этнических конфликтов. Причины возникновения этнических конфликтов. Протекание этнических конфликтов. Урегулирование этнических конфликтов. Лекция 10. Социально-психологическая адаптация к новой культурной среде. Понятия «адаптация», «инкультуризация», «аккультурация», «приспособление», «преадаптация». Предпосылки, условия и факторы адаптации к новой культурной среде. Этапы и закономерности межкультурной адаптации. Культурный шок. Техники научения межкультурному взаимодействию. Содержание семинарских занятий Семинарское занятие 1. Сущность и своеобразие этнопсихологических явлений. Содержание занятия: рассмотрение личностного блока этнической психологии. Понимание этнопсихологических феноменов: этнический характер, этнический темперамент, этнические способности, этнические сознание и самосознание, этнические настроения и интересы. Ментальность и менталитет: проблемы определения и понимания в психологии. Изучение социально-психологического блока в этнопсихологии: особенности межэтнических отношений, общения и взаимодействия. Семинарское занятие 2. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов. Содержание занятия: изучение этнических стереотипов (авто-, гетеро). Новые подходы к пониманию процессов стереотипизации, рассмотрение этнических установок и аттитюдов. Этническая идентичность, этапы ее становления, стратегии поддержания, изменение и трансформация. Структура, виды и формы этнической идентичности. Семинарское занятие 3. Этнокультурная обусловленность психологии. Содержание занятия: Культур и восприятие (теория прямоугольного мира, теория вертикально-горизонтального сокращения, перцептивные стили). Культура и мышление (понимание интеллекта в разных культурах, проблемы тестирования интеллекта, особенности категоризации и способы классификации). Культура и память (особенности способов и эффекты запоминания в разных культурах). Семинарское занятие 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы их урегулирования. Содержание занятия: Определение этнических конфликтов и их классификация. Социологический, политологический и психологический подходы к изучению причин возникновения конфликтов. Психологические теории, объясняющие возникновение этнических конфликтов. Психологические факторы, влияющие на протекание этнических конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Семинарское занятие 5. Социально-психологическая адаптация к новой культурной среде. Содержание занятия: ознакомление с техникой межкультурного взаимодействия. Атрибутивный тренинг – интерпретация причин поведения и результатов деятельности представителей других культур Задания для самостоятельной работы
Форма контроля самостоятельной работы: реферат Примерная тематика рефератов:
Темы рефератов могут формулироваться самими студентами с учетом проработанных первоисточников. Студентам предлагаются работы Гербардта, Х.Штейнталя, М.Лацаруса, В.Гумбольдта, В.Вундта, Ог.Конта, Э.Дюргейма, Л.Леви-Брюля, Г.Лебона, Хосе Ортега-и-Гассет, Э.Кенетти, С.Московичи, Г.Блуммера, А.Фуллье и др. Вопросы к зачету
Основная литература
Дополнительная литература
|
Тематическое планирование По геграфии Класс 7 Учитель НебритоваС.... «География 7 кл.», автор Алексеев А. И. (М., Просвещение, 2009 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе... | Календарно-тематическое планирование по геометрии Количество часов в неделю по учебному плану Количество часов в неделю по учебному плану2 ч. Всего количество часов в году по плану 68 ч | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа Количество часов по учебному плану на учебный год 68 часов | Пояснительная записка количество недельных часов 2 Количество часов в год ... | ||
Пояснительная записка Количество часов в год 70 Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 2/32 Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений | Программа по окружающему миру 4 класс умк «Перспектива» Количество... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Пояснительная записка Количество часов в неделю 5 Количество часов в год 170 Климановой Л. Ф. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2007 ) в соответствии с требованиями... | 1. становление индустриального общества. Человек в новую эпоху Количество часов в год -68 ч. Количество часов и занятий в неделю -2 ч. Периодичность занятий 2 раза в неделю | ||
Планирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов: за год: 35 часов, из них 5 часов – резервное время, в неделю: 1 час | ||
080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., 2010 Количество... Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов... | ||
Педиатрический факультет Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | Рабочая программа по геометрии 8 Количество недельных часов: I полугодие- 2 ч в неделю, II полугодие 2ч в неделю Количество часов в год: 68 Уровень рабочей программы:... | ||
Пояснительная записка Количество часов всего: 68 ч Количество часов по четвертям: 1 четверть ч., 2 четверть ч., 3 четверть ч., 4 четверть ч | Приложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,... |