Количество часов





Скачать 128.89 Kb.
НазваниеКоличество часов
Дата публикации22.11.2017
Размер128.89 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Психология > Самостоятельная работа
Разработка представленных материалов проведена

в рамках Федеральной целевой программы

«Формирование установок толерантного сознания

и профилактика экстремизма в российском обществе» в 2003 году

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ

СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕМУ

«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»

При разработке рабочей программы использованы материалы

кафедры педагогики и педагогической психологии

Удмуртского государственного университета


Пояснительная записка
Распад единого геополитического пространства остро обозначил в стране про­блему межэтнических отношений. В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования стало для многона­циональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является сис­тема образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.

В связи с этим явно просматривается необходимость дальнейшей разработки, просвещения и познания этнопсихологических знаний, критического анализа накопленного ранее опыта и определения новых подходов к практике с учетом сложившейся ситуации в сфере межэтнических отношений.

Цель курса: познание основ этнопсихологии, формирование навыков практического использования методов этнической психологии.

Задачи курса:

  1. Изучение основ этнопсихологических знаний с учетом современных данных науки.

  2. Анализ отечественных и зарубежных работ по этнической, культурной, кросс-культурной психологии и психологии межэтнических отношений.

  3. Формирование ценностных установок в межкультурном взаимодействии.

Структура курса:

Курс рассчитан на 1 семестр. 36 часов (2 часа в неделю) – лекционных, 18 часов (2 часа в две недели) – семинарских занятий, 18 часов (2 часа в две недели) – самостоятельная работа. Виды работ осуществляются параллельно.

Учебно-тематический план курса





Тема

Количество часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа



Введение в этнопсихологию

2









Предмет и задачи этнопсихологии


2









История развития этнопсихологии в отечестве и за рубежом


4









Актуальные проблемы и основные тенденции развития этнопсихологических исследований



4



2



2



Методологические основы этнопсихологических исследований


4


4


4



Сущность и своеобразие этнопсихологических явлений


4


2


2



Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов


4


2


2



Этнокультурная обусловленность психологии


4


2


2



Этнические конфликты: причины возникновения и способы их урегулирования


4


4


4



Социально-психологическая адаптация к новой культурной среде



4


2


2



Итого:

36

18

18



Содержание курса лекционных занятий
Лекция 1. Введение в этнопсихологию

Основы этнопсихологии. Категориальный аппарат.
Лекция 2. Предмет и задачи этнопсихологии.

Предмет и объект этнопсихологии. Методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений. Задачи этнопсихологии. Взаимосвязь этнопсихологией и другими науками.
Лекция 3. История развития этнопсихологии в отечестве и за рубежом.

Предпосылки возникновения этнопсихологической мысли в России. Характеристика описательного периода становления отечественной этнопсихологии. Необходимость оформления этнопсихологических знаний в науку. Становление и развитие отечественной этнопсихологии. Исторический очерк развития зарубежной этнопсихологии. Основные школы этнопсихологии в западной науке. Теории “основной” и “модальной” личности в зарубежной этнопсихологии.
Лекция 4. Актуальные проблемы и основные тенденции развития этнопсихологических исследований.

Предметная область и задачи этнической психологии на современном этапе развития общества. Социокультурный подход в этнопсихологических исследованиях. Этноинтегральный и этнодифференциальный подходы в рамках психологического направления. Перспективные этнопсихологические исследования в русле основных подходов изучения психологии народов.
Лекция 5. Методологические основы этнопсихологических исследований.

Научные принципы подхода к изучению этнопсихологических явлений. Основополагающие принципы конструирования программы этнопсихологического исследования.
Лекция 6. Сущность и своеобразие этнопсихологических явлений.

Методологические позиции в подходах к пониманию сущности этнопсихологических феноменов. Структурообразующая и функциональная составляющие этнической психологии. Виды этнопсихологических особенностей. Свойства этнопсихологических особенностей.
Лекция 7. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов.

Явления и процессы, лежащие в основе функционирования этнопсихологических феноменов. Этнические установки и этнические стереотипы. Развитие и трансформация этнической идентичности. Влияние этнопсихологических особенностей на жизнедеятельность людей. Функции этнопсихологических особенностей.
Лекция 8. Этнокультурная обусловленность психологии.

Культура и перцептивные, понятийные, мнемические процессы. Этнические особенности избирательности восприятия и внимания. Этнические особенности зрительных иллюзий. Этнические особенности категоризации объектов мира. Этнические особенности приемов запоминания.
Лекция 9. Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования.

Определение и классификация этнических конфликтов. Причины возникновения этнических конфликтов. Протекание этнических конфликтов. Урегулирование этнических конфликтов.
Лекция 10. Социально-психологическая адаптация к новой культурной среде.

Понятия «адаптация», «инкультуризация», «аккультурация», «приспособление», «преадаптация». Предпосылки, условия и факторы адаптации к новой культурной среде. Этапы и закономерности межкультурной адаптации. Культурный шок. Техники научения межкультурному взаимодействию.
Содержание семинарских занятий
Семинарское занятие 1. Сущность и своеобразие этнопсихологических явлений.

Содержание занятия: рассмотрение личностного блока этнической психологии. Понимание этнопсихологических феноменов: этнический характер, этнический темперамент, этнические способности, этнические сознание и самосознание, этнические настроения и интересы. Ментальность и менталитет: проблемы определения и понимания в психологии. Изучение социально-психологического блока в этнопсихологии: особенности межэтнических отношений, общения и взаимодействия.
Семинарское занятие 2. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов.

Содержание занятия: изучение этнических стереотипов (авто-, гетеро). Новые подходы к пониманию процессов стереотипизации, рассмотрение этнических установок и аттитюдов. Этническая идентичность, этапы ее становления, стратегии поддержания, изменение и трансформация. Структура, виды и формы этнической идентичности.
Семинарское занятие 3. Этнокультурная обусловленность психологии.

Содержание занятия: Культур и восприятие (теория прямоугольного мира, теория вертикально-горизонтального сокращения, перцептивные стили). Культура и мышление (понимание интеллекта в разных культурах, проблемы тестирования интеллекта, особенности категоризации и способы классификации). Культура и память (особенности способов и эффекты запоминания в разных культурах).
Семинарское занятие 4. Этнические конфликты: причины возникновения и способы их урегулирования.

Содержание занятия: Определение этнических конфликтов и их классификация. Социологический, политологический и психологический подходы к изучению причин возникновения конфликтов. Психологические теории, объясняющие возникновение этнических конфликтов. Психологические факторы, влияющие на протекание этнических конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов.
Семинарское занятие 5. Социально-психологическая адаптация к новой культурной среде.

Содержание занятия: ознакомление с техникой межкультурного взаимодействия. Атрибутивный тренинг – интерпретация причин поведения и результатов деятельности представителей других культур

Задания для самостоятельной работы





  1. История развития науки об этничности (эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, функционализм, этнопсихологическая школа, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм).

  2. Современные наука о сущности этничности (примордиализм, инструментализм, конструктивизм, теории этничности в отечественной науке).

  3. Становление и развитие этнической психологии (этническая психология в контексте европейской культуры, современная западная этническая психология, становление этнической психологии в России, отечественная этническая психология в XX вв.).


Форма контроля самостоятельной работы: реферат
Примерная тематика рефератов:


  1. «Вторая психология» В.Вундта.

  2. «Дух народа» Г.Г.Шпета.

  3. «Народная душа» и «духовный коммунитет» В.Вундта.

  4. Американская кросс-культурная психология и ее достижения в исследовании перцептивных, когнитивных, мнемических процессов.

  5. Изучение процессов социализации, инкультурации в американской школе психологической антропологии «Культура и личность» (Р.Бенедикт, К.Дюбуа, А.Инкелес, Р.Линтон, М.Мид и др).

  6. Культурная психология М.Коула.

  7. Примордиальное направление в изучении этничности (В.Берг, Э.Смит, К.Гирц, Т.Парсон, Б.Малиновский, Э.Рэдклифф-Браун, Э. Дюркгейм, Дж.Симпсон, Дж. Йингер и др.)

  8. Психологичность концепций Ю.В.Бромлея и Л.Н.Гумилева.

  9. Развитие этнопсихологической мысли в работах русских философов (Н.Бердяев, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, В.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, Н.О. Лосский, Г.П.Федотов и др.

  10. Этнопсихологические исследования Ж.Пиаже.


Темы рефератов могут формулироваться самими студентами с учетом проработанных первоисточников. Студентам предлагаются работы Гербардта, Х.Штейнталя, М.Лацаруса, В.Гумбольдта, В.Вундта, Ог.Конта, Э.Дюргейма, Л.Леви-Брюля, Г.Лебона, Хосе Ортега-и-Гассет, Э.Кенетти, С.Московичи, Г.Блуммера, А.Фуллье и др.

Вопросы к зачету





  1. Основы этнопсихологии. Категориальный аппарат науки.

  2. Предмет и задачи этнопсихологии.

  3. Методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений.

  4. Взаимосвязь этнопсихологией и другими науками.

  5. История развития этнопсихологии в отечестве и за рубежом.

  6. Предпосылки возникновения этнопсихологической мысли в России.

  7. Характеристика описательного периода становления отечественной этнопсихологии.

  8. Становление и развитие отечественной этнопсихологии.

  9. История развития зарубежной этнопсихологии. Основные школы этнопсихологии в западной науке. Теории “основной” и “модальной” личности в зарубежной этнопсихологии.

  10. Актуальные проблемы и основные тенденции развития этнопсихологических исследований.

  11. Предметная область и задачи этнической психологии на современном этапе развития общества.

  12. Социокультурный подход в этнопсихологических исследованиях.

  13. Этноинтегральный и этнодифференциальный подходы в рамках психологического направления.

  14. Перспективные этнопсихологические исследования в русле основных подходов изучения психологии народов.

  15. Научные принципы подхода к изучению этнопсихологических явлений.

  16. Сущность и своеобразие этнопсихологических явлений.

  17. Методологические позиции в подходах к пониманию сущности этнопсихологических феноменов.

  18. Структурообразующая и функциональная составляющие этнической психологии.

  19. Виды этнопсихологических особенностей.

  20. Свойства этнопсихологических особенностей.

  21. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов.

  22. Явления и процессы, лежащие в основе функционирования этнопсихологических феноменов.

  23. Этнические установки и этнические стереотипы.

  24. Этническая идентичность, виды и формы ее проявления.

  25. Ментальность и менталитет: проблемы определения и понимания в психологии.

  26. Влияние этнопсихологических особенностей на жизнедеятельность людей.

  27. Функции этнопсихологических особенностей.

  28. Культура и восприятие. Этнические особенности избирательности восприятия и внимания. Этнические особенности зрительных иллюзий.

  29. Культура и познавательные процессы. Этнические особенности категоризации объектов мира.

  30. Этнокультурная обусловленность мнемонических процессов. Этнические особенности приемов запоминания.

  31. Этнические конфликты: причины возникновения и способы их урегулирования.

  32. Особенности адаптации к новой культурной среде.



Основная литература




  1. Баронин А.С. Этническая психология. Киев:Таедем, 2000. –264 с.

  2. Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Учебно – методическое пособие. –М., 1992. В 2 Ч.

  3. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. –М., 1970. –100с.

  4. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий . –М.: ПЕР СЭ, 2002. –416с.

  5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учеб.пособ.для студентов психологич. и этнопсихологич. специальностей. М.: “Старый сад”, 1998. – 316с.

  6. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: «Речь», 2001. –320 с.

  7. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований м практической работы/ Под ред. Г.У.Солдатовой. М.: Смысл, 2001.

  8. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/ Сост. Ю.В. Чернявская.- Мн.: Харвест, 1998.-560с.

  9. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.. Этнология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2000. –304 с.

  10. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.- 389с.

  11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для студентов ВУЗов по специальности “Психология”. М.: Институт психологии РАН, “Академический проект”, 1999. –320с.

  12. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240с.


Дополнительная литература





  1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. –М., -1973. –272с.

  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. –М., -1983. –393с.

  3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь, 1997.

  4. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. –Изд-во Ростовского ун-та. –1982. –С.114-115.

  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –М., -503с.

  6. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. - № 5.

  7. Коул М. Культурно – историческая психология. М.: Когито – Центр, 1997.

  8. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., Изд-во “Прогресс”, 1977.

  9. Налчаджян А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Учеб.пособие для вузов. Ереван, Изд-во «Огебан», 2000, -408с.

  10. Платонов Ю.П. Проблема этнической социальной психологии// Вестник СпбГУ. –Сер.6, 1993. –Вып. 1, N6. –С.57-64.

  11. Почебут Л.Г. Психология и ценностные ориентации русского народа // Этническая психология и общества / Ред. Н.М. Лебедева. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1997 С.115-119.

  12. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

  13. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. –М.:Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. –448с.

  14. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: УрГУ. 2002. -24 с.

  15. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека: Учеб.пособ. – Ижевск, 1996. –76с.

  16. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. –Спб., 1996. –155с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Количество часов iconТематическое планирование По геграфии Класс 7 Учитель НебритоваС....
«География 7 кл.», автор Алексеев А. И. (М., Просвещение, 2009 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе...
Количество часов iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии Количество часов в неделю по учебному плану
Количество часов в неделю по учебному плану2 ч. Всего количество часов в году по плану 68 ч
Количество часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа Количество часов по учебному плану на учебный год 68 часов
Количество часов iconПояснительная записка количество недельных часов 2 Количество часов в год
...
Количество часов iconПояснительная записка Количество часов в год 70 Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 2/32
Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
Количество часов iconПрограмма по окружающему миру 4 класс умк «Перспектива» Количество...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Количество часов iconПояснительная записка Количество часов в неделю 5 Количество часов в год 170
Климановой Л. Ф. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2007 ) в соответствии с требованиями...
Количество часов icon1. становление индустриального общества. Человек в новую эпоху
Количество часов в год -68 ч. Количество часов и занятий в неделю -2 ч. Периодичность занятий 2 раза в неделю
Количество часов iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...
Количество часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов: за год: 35 часов, из них 5 часов – резервное время, в неделю: 1 час
Количество часов icon080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр)
Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –...
Количество часов iconУчебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., 2010 Количество...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Количество часов iconПедиатрический факультет
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
Количество часов iconРабочая программа по геометрии 8
Количество недельных часов: I полугодие- 2 ч в неделю, II полугодие 2ч в неделю Количество часов в год: 68 Уровень рабочей программы:...
Количество часов iconПояснительная записка Количество часов всего: 68 ч
Количество часов по четвертям: 1 четверть ч., 2 четверть ч., 3 четверть ч., 4 четверть ч
Количество часов iconПриложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо
Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск