Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире





Скачать 60.78 Kb.
НазваниеСущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире
Дата публикации22.06.2013
Размер60.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТЕМЕ «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»

План изучения темы:

  1. Сущность понятия и особенности научного познания.

  2. Формы и методы современного научного познания.

  3. Роль науки в современном мире.




  1. Сущность понятия и особенности научного познания.

- Завершите предложение: Наука – это… (работа в группах).

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.

Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

- В чем разница между указанными понятиями?

- Раскрытие особенностей научного познания - работа с текстом учебника «Обществознание», А.Г. Важенин, с. 106-107.

2. Формы и методы современного научного познания.

- Заполнение схемы «Уровни научного познания» в ходе работы с текстом учебного пособия, с. 108 - 111.

Уровни научного познания

Эмпирическое познание –


Теоретическое познание –

Методы:

Методы:

Форма получаемого знания -

Форма получаемого знания -


- Найдите в тексте учебного пособия определение понятий индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование. Приведите примеры возможности использования данных методов в науках.

- Изучение текстов в группах «О законе всемирного тяготения» и «Научный эксперимент», ответы на вопросы о методах познания.

Текст «О законе всемирного тяготения»

«Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)

В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...

Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...

Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними».

(Шахмаев Н. М. и др. Физика. Учебник для 9 класса средней школы)

Вопросы и задания:

- Какие способы и методы научного познания упомянуты в этом фрагменте?

Текст «Научный эксперимент»

Для того чтобы осуществить эксперимент, предпринимают следующее:

1) выделяют область (D) пространства-времени, «лабораторию». Границы (D) могут быть реальными или мысленными;

2) в эту область помещают различные компоненты: химические элементы, живые существа и прочее, что образует изучаемую систему (S) согласно протоколу о подготовке эксперимента (написанному, как правило, на специальном языке);

3) в системе (S) производят возмущения, посылая ей из контролируемых источников определенные количества материи или энергии (их природа, количество, скорость, положение описываются в протоколе эксперимента};

4) ответы системы фиксируются благодаря приборам, характер и положение которых по отношению к (D) уточняются в протоколе эксперимента.

В (простом) наблюдении специальная система не готовится, она выделяется (произвольным или спонтанным образом) из совокупности природных фактов – элементы (1), (2) и (3), структуры экспериментального факта отсутствуют; присутствует лишь элемент (4), сведенный до простого зрительного восприятия.

В исследовании присутствуют (1), (2) и (4), но место контролируемых параметров источника возмущения занимает все экспериментальное поле, определяемое элементом (1). Эксперимент содержит все элементы.

Отсюда также выводится определение экспериментального «факта». Является ли он научным фактом? Здесь мы имеем дело с проблемой определения; но я склонен думать, что экспериментальный факт может считаться научным фактом в том случае, если он удовлетворяет двум критериям...

1. Факт должен быть воспроизводимым. Это означает, что протоколы подготовки и эксперимента должны быть достаточно подробными и точными, с тем чтобы результат можно было воспроизвести в другое время и в других условиях.

Предположение о воспроизводимости факта (при динамической интерпретации) требует предположения о «структурной стабильности» (иначе говоря, «родовой определенности») образующих его динамик.

2. Факт должен представлять интерес. И это – огромная проблема. Отметим только, что интерес может быть или практическим (технологическим), или теоретическим. Практический интерес связан с удовлетворением какой-то человеческой потребности (помимо платонической потребности в знании и понимании).

Если... факт представляет теоретический интерес, то данное исследование вписывается в существующую научную проблематику. С традиционной точки зрения это означает, что эксперимент направлен на верификацию некоторой гипотезы. Но откуда она взялась? Я хочу подчеркнуть, что гипотезы не бывает без «теории» какого-то типа и что «теория» всегда содержит допущение существования некоторых воображаемых объектов.

Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) // Вопросы философии. – 1992. – № 6. – С. 108–109.

Вопросы и задания:

1. В чем сущность эксперимента?

2. Покажите сходство и отличия эксперимента от простого наблюдения и исследования.

3. Поясните условия, при которых экспериментальные факты становятся фактами научными.

4. В чем проявляется практическая и теоретическая значимость научных экспериментов? Проиллюстрируйте ответ примерами.

5. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?
3. Роль науки в современном мире.

- Работа с текстом «Научно-технический потенциал экономики» по вопросам в группах.

Текст «Научно-технический потенциал экономики»

Е. П. Велихов – академик Российской академии наук, президент Российского научного центра «Курчатовский институт».

Прикладная наука – основа развития нашей промышленности. Скажем, без института Крылова невозможно развитие судостроения, без ЦАГИ – авиации. Такую же роль играет Курчатовский институт в атомной промышленности и энергетике, базовые институты – в отраслях, хотя многие из них сегодня находятся в непростом положении...

Где выход?.. Надо активнее искать наукоемкие рынки... Пора отвыкать от советских методов работы: сначала копить идеи и разработки, а потом их с грехом пополам внедрять. Мир так не работает. В нормальной рыночной экономике все наоборот: вы ищете потребителя, изучаете его, смотрите, что ему нужно, предлагаете свои услуги и способы научного разрешения тех или иных проблем.

Велихов Е. П. Русские ученые еще не раз удивят мир // Человек и труд. – 2000. – № 1. – С. 14.

Вопросы и задания:

1. Научно-технический потенциал – один из важных элементов национального богатства. Как спасти его и возродить в условиях кризисного этапа развития российской экономики?

2. Какие новые подходы к использованию и внедрению современных технологий и научно-технических разработок в промышленность предлагает автор? Определите ваше отношение к этой позиции ученого.

3. Предложите возможные пути и сферы реализации богатого российского технологического потенциала в условиях рыночной экономики.



Вопросы к видеоролику «Коллаидер – рэп»:

  1. О какой науке идет речь?

  2. Какие способы и методы научного исследования упомянуты?

  3. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?


Домашнее задание.

1) Проанализировать статью в журнале «Наука и жизнь».

2) Выучить новые термины и понятия по теме.

3) Подготовиться к тесту по темам «Познание мира», «Научное познание».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире icon«Введение в магнитные измерения»
Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconРабочая программа дисциплины
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconПрограмма по физике для 9 класса Учитель Леденёв в и гбоу сош 1384
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconА. В. Павлов логика и методология научного познания
...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconТема 1 занятия
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconГосударственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconРефератов по дисциплине «Методология научного познания»
Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров мгту им. Н. Э. Баумана
Сущность понятия и особенности научного познания. Формы и методы современного научного познания. Роль науки в современном мире iconРефератов по дисциплине «Методология научного познания»
Темы рефератов по дисциплине «Методология научного познания» для магистров мгту им. Н. Э. Баумана


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск