Скачать 46.11 Kb.
|
Конспект урока обществознания на тему: «Познание». Цели: Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания. Задачи: образовательные:
воспитательные:
изучению наук для понимания окружающей действительности и себя. развивающие:
Пособия и оборудование:
ХОД УРОКА:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о познании. Определите, пожалуйста, цели нашего урока.
Как вы думаете, что такое познание? С какого возраста человек начинает познавать мир? Ответы учащихся. Человек начинает познавать окружающий мир в период внутриутробного развития. Для этого он начинает использовать сформировавшиеся органы чувств. Какие органы чувств вы знаете? Ответы учащихся (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Действительно, плод в утробе матери с 10-12 недель слышит звуки её тела, окружающей среды, имеет тактильные ощущения, определяет вкус пищи. Ребята, давайте запишем определение понятия «познание». Познание – это процесс отображения и воспроизведения действительности в сознании человека. Существует 2 типа познания: чувственное и рациональное. Перенесите схему в тетрадь. Теперь мы с вами проведем эксперимент, который покажет вам, как работает схема чувственного познания. Для этого мне нужен один доброволец. Ученику закрывают глаза повязкой и дают в руки один из предметов. Задача учащегося описать те ощущения, которые возникают. Например: вес предмета, его фактура, форма, запах и т.д. Затем ученик так же анализирует второй предмет. Учитель спрашивает, мог ли учащийся на основании полученных ощущений представить себе эти предметы? Ученику снимают повязку, и он видит эти предметы. Учитель спрашивает – какую еще информацию могут воспринять органы чувств? Например, цвет предметов, их назначение и т.д. Ребята, теперь попробуйте сами привести примеры чувственного познания. Ответы учащихся. Ребята, а как вы считаете, можем ли мы, увидев предмет, услышав о нем, ощутить его свойства? Ответы учащихся. Действительно, схема чувственного познания может «работать» в обратном порядке и мы с вами попробуем это доказать. Учитель демонстрирует учащимся лимон (настоящий или его изображение) и спрашивает, возникли ли у учеников ощущения. Ребята, а можно ли познать весь окружающий мир с помощью чувств? Ответы учащихся. Познание окружающего мира осуществляется человеком так же и с помощью разума. Давайте вспомним из истории примеры познания мира с помощью разума. Учащимся демонстрируется портрет Исаака Ньютона и яблоко (настоящее или его изображение). Ученики вспоминают открытие закона земного притяжения. Далее учитель демонстрирует портрет Д.И. Менделеева и учащиеся вспоминают его пример рационального познания мира. Суждение: все химические элементы взаимосвязаны друг с другом. Умозаключение: можно отразить эту взаимосвязь. Формирование понятий: периодическая система химических элементов. Отдельным видом познания является научное познание, которое основано на доказательствах и экспериментах. На приведенных выше примерах мы видим, что и И. Ньютон и Д. Менделеев, чтобы доказать свои теории проводили научные эксперименты и доказывали точность своих предположений. Таким образом, сегодня мы с вами увидели, что все виды познания взаимосвязаны друг с другом и их основная цель – познать законы окружающего мира.
Читать § 1. Задания к нему. Привести свои примеры рационального и научного познания. |