Скачать 249.94 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Управленческое консультирование Программа для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмент» (первое высшее образование) Факультет – Менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента Курс - 1 Лекции - 8 ч. Практические занятия 4 ч. Всего 12 ч. Самостоятельная работа 22 часа Реферат 1 Зачет 1 МОСКВА 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Управленческое консультирование Программа Для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмент» (первое высшее образование) МОСКВА 2008 Программу разработал д.э.н., профессор Блинов А.О. Программа обсуждена на заседании кафедры Менеджмента Зав. кафедрой д.э.н., профессор Максимцов М.М. Программа одобрена на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ. Проректор по УМР, председатель НМС профессор Дайитбегов Д.М. 1. МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ 1.1. Актуальность Современная жизнь России характеризуется существенными политическими, социальными и экономическими изменениями, обусловленными созданием демократических общественных устоев и переходом к рыночной экономике. Однако данные перемены, имея очевидные преимущества, привнесли в жизнь России и ряд существенных проблем, сопровождающих переходный период любого государства: инфляция, спад производства, финансовый кризис, безработица и др. Коренными причинами данных проблем в значительной степени явились недостаток опыта работы в условиях перехода к рыночной экономике, а также почти полное отсутствие знаний в области управления рыночными процессами. Одной из существенных особенностей современного бизнеса является то, что с развитием новых технологий (в том числе и информационных) и ростом конкуренции значительно изменилась роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов. Кроме того, сейчас в мировой экономической жизни (в том числе и России) происходит переход к новой модели бизнеса, суть которой заключается в том, что во многих областях экономики акценты значительно сместились в сторону предложения (и, соответственно, спроса) услуг по выполнению определенных работ, связанных с обучением, консультациями, анализом и оценкой рынка; уделяется особое внимание проблемам клиентов и качеству обслуживания. Новая тенденция характеризуется тем, что удельный вес услуг будет постепенно расти по отношению к удельному весу собственной продукции. Сегодня, таким образом, непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и изучении потребностей клиентов стали обычным явлением, и корпоративные организации, стремясь повысить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику, используя не только экономические, но и социологические методы. В сложившихся условиях у корпоративных организаций подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения. В этой весьма непростой ситуации оказывается весьма полезной помощь квалифицированных консультантов и компаний, специализирующихся на предоставлении консалтинговых услуг. Управленческое консультирование — очень важная и быстро развивающаяся отрасль деятельности: модифицируется методология консалтинга, меняется клиент — он стал хорошо ориентироваться на рынке консалтинговых услуг. По этим и другим причинам профессиональная подготовка грамотных современных консультантов жизненно необходима для отечественной экономики. 1.2.Место дисциплины в блоке магистерской программы Дисциплина «Управленческое консультирование» относится к циклу дисциплин направления Федерального компонента при подготовке магистров менеджмента. Изучение дисциплины формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики по направлению 521500(080500.68) «Магистр менеджмента». Программа разработана с ориентацией на существующий российский опыт в области управленческого консалтинга с учетом перспектив его развития, а также теории и практики зарубежного опыта. 1.3.Краткая характеристика предмета дисциплины Предметом дисциплины «Управленческое консультирование» являются основные представления о деятельности консультантов по управлению и организационному развитию с точки зрения проведения организационной диагностики и применения специальных методов проведения консультационной работы. 1.4.Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами блока магистерской программы Дисциплина «Управленческое консультирование» связана с профессиональной подготовкой магистров по направлению Менеджмент и ее изучение предполагается в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами экономико-управленческого цикла, как: «Современные проблемы менеджмента»; «Математические методы в управлении»; «Стратегический менеджмент»; «Маркетинг»; «Экономика фирмы»; «Менеджмент человеческих ресурсов»; «Стратегия и тактика производственного менеджмента»; «Реинжиниринг бизнес-процессов»; «Организационное поведение». 1.5.Роль дисциплины в освоении магистерской программы Дисциплина «Управленческое консультирование» дает представление о состоянии, проблемах и перспективах эффективного использования услуг консультантов; сформировать у магистров теоретические знания и практические навыки по вопросам организации и осуществления управленческого консультирования, необходимые для правильной ориентации в вопросах оказания консультационных услуг, подбора консалтинговых организаций и заключения консультационных договоров. Изучаемый будущими магистратами в области менеджмента курс «Управленческое консультирование», параллельно с другими дисциплинами направления блока Федерального компонента, отражает специфику обще-профессиональных проблем. 1.6.Год обучения и нормативный срок изучения Преподавание дисциплины «Управленческое консультирование» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки магистров менеджмента, изучается на I курсе в течение одного семестра. Конечной целью дисциплины «Управленческое консультирование» является формирование у будущих магистров твердых теоретико-методологических знаний и закрепление профессиональных навыков по осуществлению консалтинговых проектов. 2.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетентностей и свойств личности В итоге изучения дисциплины «Управленческое консультирование» магистр менеджмента будет уметь:
В результате изучения дисциплины « Управленческое консультирование» магистранты будут знать:
методы оценки результативности консультирования. и иметь следующие навыки:
и иметь следующие представления:
Ссылки на компетентности и действия оформляются в соответствии с приложением 1. 2.2.Область возможного применения знаний и умений и их реализации в конкретных видах профессиональной деятельности Дисциплина «Управленческое консультирование» закладывает:
3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Методическими приемами изучения дисциплины «Управленческое консультирование» является чтение лекций с разбором проблемных ситуаций и анализом конкретных случаев. Выполнение тренировочных заданий и упражнений. Анализ учебных примеров и деловых ситуаций. Дискуссии по результатам проведенных исследований и практик. Промежуточный контроль знаний с использованием тестов, представлением реферата. Итоговый контроль знаний в форме экзаменационного зачета. 4.1. Лекционные занятия Тема 1. Предмет, методология и понятийный аппарат курса (2 ч). Понятие и возникновение консалтинга. Объект и предмет управленческого консультирования, взаимосвязи со смежными науками. Становление управленческого консультирования. Консалтинг как разновидность экспертной помощи. Основные различия между предпринимателем и менеджером-консультантом. История развития консалтинга. Тенденции и перспективы развития отечественного рынка консалтинговых услуг. Тема 2. Ведущие и отечественные зарубежные консалтинговые организации (1 ч.) Большая шестерка. Возникновение. Основные работы, выполняемые ведущими консалтинговыми компаниями. Требования к персоналу, работающему в ведущих консалтинговых компаниях. Специфика консалтинговых услуг в России. Классификация консалтинговых компаний, работающих на российском рынке: квазиконсультационные компании, малые российские консалтинговые организации, средние и крупные российские консалтинговые организации, иностранные консалтинговые организации. Прогноз развития консалтингового рынка. Тема 3. Консультирование организаций (2 ч.) Консультанты как часть системного управления. Сложности работы консультанта. Внутренние и внешние консультанты. Обоснование создания консалтингового подразделения. Требования, предъявляемые специалистам, работающим в консалтинговом подразделении. Основные задачи, решаемые консалтинговым подразделением: оперативные и стратегические. Характеристика специалистов, работающих в консалтинговом подразделении. Модель взаимодействия «руководитель организации- руководитель консалтингового подразделения». Тема 4. Специфические инструменты консалтинговых услуг. Коучинг как модель управленческого консультирования (1 ч.) Техника нейролингвистического программирования (НЛП) в управленческом консультировании. Основные модели НЛП. Коучинг. Коучинг как особый стиль руководства. Специальные методы управленческого консультирования. Методы анализа и решения проблем управленческого консультирования: специализированные и универсальные методы. Кадровый консалтинг. Тема 5. Организация управленческого консультирования (2 ч.) Основы взаимодействия консультанта с клиентом. Классификация клиентов. Контакт на консультационные услуги. Модель процесса консультирования: предпроектная стадия, проектная стадия (диагностика, разработка решений и внедрение решений), послепроектная стадия. Организация проведения консалтинговых работ. Искусство выбора консалтинговой организации. Классификация методов консультирования. Отчет о результате консультирования. 4.2. Практические занятия Практические занятия служат для углубленного изучения материала дисциплины и приобретения практических навыков в соответствии с ее целями и задачами. Они ориентированы на работу магистрантов в аудитории по следующим темам: Тема 1. Консультирование по вопросам создания (разработки) и внедрения корпоративной культуры организации (1 ч.). Сущность корпоративной культуры организации. Кросс-культурный менеджмент. Модели корпоративной культуры организации. Корпоративная культура и особенности российского менталитета. Методы поддержания и изменения корпоративной культуры в организации. Роль консультантов в разработке корпоративной культуры организации. Тема 2. Консультирование в управлении имениями в развитии организации (1 ч.) Топологии в организациях. Коучинг и методы работы с руководством организации. Консультирование по работе с персоналом. Организационные изменения в перспективе 4.3.Самостоятельная работа студента–магистранта над темами дисциплины Самостоятельная работа включает:
Тема 1 – Ведущие отечественные и зарубежные консалтинговые организации (12 ч.) Становление управленческого консультирования и методологии организационного развития в СССР в 60-х гг.: особенности периода и состояние организационной науки. Факторы, повлиявшие на развитие управленческого консультирования и методологию организационного развития в стране. Движение за научную организацию труда и его роль в развитии управленческого консультирования. Деятельность В.Ш.Рапопорта, Д. М. Гвишиани, Н.И.Лапина, Р. Юксвярава, М. Хабакука, Я. Лейманна. Организационно-деятельностные игры Г.П.Щедровицкого. Особенности развития управленческого консультирования в 90-е годы. Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) и ее деятельность. Ведущие российские консалтинговые организации: Евро-Русская консалтинговая группа, Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), Сибирская ассоциация консультантов, Ассоциация консультационных фирм (АКФ) в Санкт-Петербурге, Национальная гильдия профессиональных консультантов (НГПК) в Москве, Гильдия консультантов по бизнесу в Нижнем Новгороде и др. Виды консалтинговых организаций. Профессиональный кодекс консультанта по управлению. Международная Ассоциация по организационному развитию (IODA) Тема 2.- Консультирование организаций (2 ч.) Системность управленческого консультирования. Характер услуг по управленческому консультированию. Способы решения задач по планированию, управлению и реализации изменений в организациях. Причины и факторы, препятствующие успешному проведению изменений в организации. Задачи внутреннего консультанта. Основные компромиссы, которые должен найти внутренний консультант. Способы минимизации сопротивления ради повышения эффективности процесса перестройки. Сравнительная характеристика параметров внешнего и внутреннего консультанта Тема 3.- Специфические инструменты консалтинговых услуг. Коучинг как модель управленческого консультирования (10 ч.) Нейролингвистическое программирование (НЛП). Техники и методы НЛП в управленческом консультировании. Коучинг как разновидность тренерской деятельности консультантов по управлению, особая система поддержки человека, основанная на высокоэффективных средствах активизации, поддержки и сопровождения индивидуального и корпоративного обучения. Задача коуча. Коучинг как партнерское сотрудничество, модель взаимодействия коуча и клиента. Коуч как профессиональный коммуникатор. Тема 4.- Организация управленческого консультирования (4 ч.) Консультирование по проектам. Консультирование процесса. Организация взаимодействия консультанта и клиента. Контроллинг как один из важных моментов взаимодействия предприятия и консультанта. Влияние использования консультантов в решении управленческих задач на престиж фирмы перед потенциальными инвесторами. Правила, которые должен соблюдать руководитель предприятия, прибегая к использованию услуг консультанта для решения стоящих перед ним проблем. Причины противоречий и трудностей, возникающих в организации. Диагностика факторов, влияющих на процесс изменений в организации. Специфика социологического подхода к управлению и организации. Основные особенности инновационного консультирования. Концепция ситуационных структур, ее использование в инновационном консультировании. Инновационное консультирование как профессиональная помощь руководителям и персоналу организации в принципиально новом решении сложных нестандартных проблем их жизни и деятельности. Главная задача консультанта. Единство изучения, решения и обучения как один из основополагающих методологических принципов работы консультанта, ориентирующегося на реальное развитие организации и людей, ее представляющих. Методы и формы инновационного консультирования. Правила, специфика и особенности инновационного метода. Групповые технологии решения проблем, методы организации групповой работы, типы тренингов, инновационные игры, инновационные семинары. Программный подход к развитию организаций. Программные нововведения как комплексный инновационный процесс, затрагивающий все уровни организации. Внедрение нововведений в организации. Обеспечение доверия людей как ключевой фактор успеха процесса внедрения серьезных изменений. Аспекты деятельности предприятия, которые могут затронуть инновации. Роль и значение человеческого фактора в системе организационных изменений. Профессиональный кодекс консультанта по управлению (Приложение 2). Причины избегания нововведений. Правила управления процессом разработки и внедрения нововведений со стороны руководства организации. Формы организационной работы для привлечения персонала предприятия к процессу разработки и внедрению инноваций. Консалтинговый проект. Назначение и содержание плана консалтинговых работ. Категории консалтинговых проектов. Основные причины неудач при реализации проектов консалтинговыми фирмами и способы их предотвращения. Принципы установления гонорара за консалтинговые услуги. Представление итогов проделанной самостоятельной работы осуществляется студентом-магистрантом в виде реферата. Рефераты должны показать степень усвоения материала и отразить самостоятельное изучение магистрантами тем курса. Особое внимание при проверке рефератов обращается на умение выделить и показать основные проблемы, возникающие при проведении консалтинговых исследований. Проанализировать преимущества и недостатки существующих консалтинговых приемов и предложить собственное решение ситуации, возникающей в организации. Приветствуется привлечение дополнительного материала из собственной практики магистрантов или из специализированных источников, в том числе и иностранной литературы. Рефераты выполняются по вариантам. На самостоятельную работу магистров отводится 22 часа учебного времени. 4.4. Общее распределение бюджета времени (в часах) при изучении дисциплины
5.УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основная литература:
Дополнительная литература:
4. Бурнад Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб, Питер, 2002. 5.Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М. Дело, 1998. 6. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. СПб.: Бизнес-пресса, 2000 7. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М.,1998. 8.Макхем К. Управленческий консалтинг / Пер. с англ., М.: Дело и Сервис, 1999. 9.Маринко Г.И. Управленческий консалтинг. М., ИНФРА-М, 2005. 10. Посадский А.П. Основы консалтинга. М.: Высшая школа экономики, 1999. 11. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М. МЦФЭР, 2003. 12 Чернов Ю. В. , Фомишин С. В., Тищенко А. И. Управленческое консультирование, М., Олди-плюс, 2003. 13. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я. Управленческое консультирование: теория и практика. М.,1998. . Программу разработал д.э.н., профессор Блинов А.О. СОДЕРЖАНИЕ 1.МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ 4 1.1. Актуальность 4 1.2.Место дисциплины в блоке магистерской программы 5 1.3.Краткая характеристика предмета дисциплины 6 1.4.Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами блока магистерской программы 6 1.5.Роль дисциплины в освоении магистерской программы 6 1.6.Год обучения и нормативный срок изучения 7 2.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 8 2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетентностей и свойств личности 8 2.2.Область возможного применения знаний и умений и их реализации в конкретных видах профессиональной деятельности 10 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА 11 4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 12 4.1. Лекционные занятия 12 4.2. Практические занятия 14 4.3.Самостоятельная работа студента–магистранта над темами дисциплины 14 4.4. Общее распределение бюджета времени (в часах) при изучении дисциплины 19 5.УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 20 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Универсальные компетенции(социально-личностные и общекультурные) (СЛК)
Общенаучные компетенции (ОНК)
Инструментальные компетенции (ИК)
Профессиональные компетенции (ПК)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС КОНСУЛЬТАНТА ПО УПРАВЛЕНИЮ Миссия консультанта - члена АКУОР состоит в том, чтобы профессиональными методами управленческого консультирования способствовать решению проблем клиентной организации и ее .развитию. I. Консультант-клиентные отношения
II. Консультант-консультантные отношения
III. Консультант-общественные отношения Член АКУОР принимает на себя миссию социально ответственного консультанта, который следит за соответствием результатов своей работы интересам общества в целом:
|
Экзаменационные вопросы по дисциплине «стратегический менеджмент»... Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012.... | Рабочая учебная программа по дисциплине государственное регулирование... Государственное регулирование экономики. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 «Бакалавр... | ||
Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс Для студентов I обр., 3 курса специальности «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент», бакалавров, обучающихся... | Методические указания по написанию реферата Для самостоятельной работы... Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении. Создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса... Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса направления 080500. 62 «Менеджмент» | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. N 686 | ||
Программа дисциплины «Основы региональной экономики и управления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Программа курса экономическая теория для студентов, обучающихся по... Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям | ||
Сапронов Ю. Г, Сыса А. Б., Шахбазян В. В. Учеб. Пособие для студентов... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | Программа государственного междисциплинарного экзамена по направлению Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | ||
Аннотация дисциплины «Менеджмент и экономика отрасли» для магистрантов,... Аннотация дисциплины «Менеджмент и экономика отрасли» для магистрантов, обучающихся по направлению 080200. 68 ( квалификация (степень)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правоведение. Рабочая учебная программа для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент». – М.: Взфэи,... | ||
Программа курса «производственный менеджмент» для студентов, обучающихся... Ноу впо «Институт международных экономических отношений». Производственный менеджмент | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хозяйственное право. Рабочая учебная программа для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент». –... | ||
Программа дисциплины Налогообложение и налоговая политика для направления... Программа курса «Налогообложение и налоговая политика» предназначена для студентов 2 курса очного отделения факультета «Менеджмент»... | Программа дисциплины Феноменология муниципальных образований для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специалистов... |