Скачать 253.29 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Методические указания по написанию реферата Для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента» Москва 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Методические указания по написанию реферата Программа для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента» Учетно-статистический факультет Кафедра иностранных языков Москва 2008 Методические указания составили: доктор филологических наук Л.С.Чикилева доцент И.А.Манвелова (введение) Учебно-методическое издание одобрено на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ Проректор, председатель НМС, профессор Д.М.Дайитбегов Введение Организация учебного процесса на современном этапе развития образования приводит к сокращению аудиторной нагрузки студентов и увеличению объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ (рефератов, тестов, контрольных работ и т.д.). В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научиться работать самостоятельно. Это значит развить способности и потребности к самостоятельной работе: повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе. Одним из шагов к решению этих задач является умение студента работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении. Создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся рефераты, аннотации, эссе, конспекты, обзоры, рецензии. Создание вторичных текстов связано с процессами свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при этом сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс – это развертывание информации. Таким образом, сокращение исходного материала идет двумя путями: по линии отсеивания второстепенного и несущественного и по линии перефразирования главной мысли в краткую форму речевого произведения. Процесс реферирования текста первичного документа (книги, статьи, патента и т.п.) протекает в три этапа. 1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение). Просмотр графиков и таблиц с целью уточнить понятое. 2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной информации каждого из них; проводится лексико-грамматический анализ тех предложений, которые по предварительным данным содержат важную информацию, но пока недостаточно поняты. 3-й этап - это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста реферата в соответствии с принятой моделью реферата. Для написания реферата необходимы следующие навыки и умения: выявление основной фактологической информации в тексте первичного документа, разделение текста на смысловые фрагменты, вычленение основной информации в этих фрагментах, компрессия информации, лингвистическое оформление текста самого реферата в соответствии с требованиями данного жанра. Изложение материала в реферате может осуществляться двумя способами: - можно следовать структуре первичного документа; - можно излагать основное информационное содержание, независимо от структуры первоисточника. Независимо от типа реферата его текст может быть разделен на три основные части: - заголовочная; - собственно реферативная; - справочный аппарат. Главной в структуре реферата является его центральная собственно реферативная часть, ибо в ней и содержится основная фактологическая информация из первого документа. Эта часть может включать в себя: - словесный текст; - формулы; - таблицы, графики, диаграммы; - иллюстрации (фотографии, рисунки и т.д.). Текст реферата представляет собой целостный, связный, условно самостоятельный текст, представляющий собой в сжатом виде всю основную информацию первоисточника. В состав заголовочной части входят: название работы (книги, статьи, и т.д.), имя автора (авторов), полные выходные данные реферируемого первоисточника (место и год издания, издательство) и некоторые другие. Если первичный источник на иностранном языке, то обязательно приводятся полные сведения о работе на иностранном языке с указанием языка оригинала. Справочный аппарат включает в себя, в частности, имя референта и некоторые другие сведения. Реферируемый первоисточник должен быть объемом до 24-х машинописных страниц (можно приложить ксерокопию оригинала). Разрешается использовать отдельные статьи (общий объем тот же самый до 24-х машинописных страниц). Объем реферата колеблется от 8 до 12 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, шрифт 14, интервал 1,5. Все страницы реферата должны быть пронумерованы. Этапы работы над рефератом Традиционно под рефератом (от лат. refero - сообщаю) понимается краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы. Приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему реферата на иностранном языке, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы работать, более глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. При разработке реферата на родном языке используется, как правило, не менее десяти источников. При составлении реферата на иностранном языке количество источников может быть меньше. При работе над рефератом можно выделить следующие этапы: - Составление библиографии. Чтобы выбрать литературу на иностранных языках по интересующей теме, можно использовать фонды Всероссийской библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино (Москва, Николоямская ул., l, тел. 915-36-36), Американского образовательного центра (3 этаж библиотеки иностранной литературы), а также материалы Интернета. - Обработка и систематизация информации. При чтении литературы на иностранном языке выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении и переводе рассматриваемых источников. Проанализируйте собранный материал, сделайте выводы. - Разработка плана реферата. План реферата должен состоять из введения, основной части, заключения и списка литературы. - Написание реферата. При составлении реферата необходимо обратить особое внимание на содержательность, логичность изложения, аргументированность общих выводов. Для этого необходимы следующие умения: умение анализировать различные источники, извлекать из них основную информацию, систематизировать и обобщать ее; умение кратко и ясно излагать на родном языке переведенное с иностранного языка, соблюдать индивидуальность стиля. - Оформление работы. Обратите внимание на структурирование текста, его изложение в соответствии с разработанным планом, оформление цитат и ссылок, библиографии и титульного листа (см. Приложение). - Наличие приложений. Приложения могут содержать таблицы, графики, любой иллюстративный материал. - Публичное выступление по результатам исследования. Вам придется выступить с докладом по реферату на занятии, зачете или на студенческой конференции, поэтому будьте к этому морально готовы. - Проверка реферата. Реферат предоставляется на проверку строго в указанные сроки. При проверке учитываются следующие аспекты: - содержательность, логичность, аргументированность общих выводов; - умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать ее; - умение ясно выражать свои мысли в письменной форме как на иностранном, так и на родном языке; - яркость, образность изложения, индивидуальность стиля; - правильное оформление работы (изложение текста в соответствии с разработанным планом, грамотное оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. д.); - наличие приложений. Во время защиты реферата учитывается манера устного изложения материала и умение отвечать на вопросы. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на занятиях по иностранному языку, на научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам. Структура реферата Титульный лист обычно оформляется по образцу (см. приложение). Оглавление. В нем излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Введение. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, указываются цель и задачи, дается характеристика используемой литературы. Основная часть может быть из нескольких разделов, в каждом из которых доказательно раскрывается отдельная проблема или одна из ее сторон. В основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Заключение. В заключении подводятся итоги, делаются выводы по теме реферата, предлагаются рекомендации. Список литературы оформляется по общепринятым стандартам в алфавитном порядке, указывается год и место издания, издательство, количество страниц. Если в реферате использовались какие-либо материалы из Интернета, то указываются сайты, откуда были заимствованы материалы. Приложение составляется в том случае, если есть иллюстрированный материал, например, таблицы и схемы. Требования к оформлению реферата Объем реферата может колебаться от 8 до 12 печатных страниц текста на иностранном языке и в зависимости от уровня языковой подготовки обучающихся и от количества использованных источников; все приложения к работе не входят в ее объем. Реферат выполняется на английском языке и делается письменный перевод реферата на русский язык. Реферат должен быть выполнен грамматически правильно, с соблюдением общепринятых норм изложения материала. Чтобы облегчить изложение материала, структура предложений должна быть упрощена. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Рекомендуется следующая последовательность работы над рефератом: - Продумайте тему своей работы, в общих чертах определите ее содержание, составьте предварительный план. - Составьте список иностранных источников, которые следует прочитать и перевести. При переводе отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено и работу. - Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. - Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами. - Старайтесь излагать прочитанное грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы: не допускайте повторений. - В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. - В конце работы сделайте обобщающие выводы. - Сделайте реферирование текста на английском языке и переведите этот текст на русский язык. Критерии оценки реферата При оценке рефератов учитываются следующие критерии: - Адекватность перевода. - Лексико-грамматическое оформление. - Глубина проработки материала. - Упрощенная структура предложения. - Правильность и полнота использования источников. - Соответствие оформления реферата стандартам. Методика обработки полученной информации Информация, полученная в результате прочтения и перевода источников на иностранных языках, предназначается для дальнейшего использования. В связи с этим информация обрабатывается: делаютcя пометки, подчеркивания, разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.). Рекомендуется начинать любого вида записи с библиографических данных текста. План - это основа любого текста, в нем отражается последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Иногда в начале работы по характеру материала очевидно, что план должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Возможны два способа работы по составлению плана. 1) Составить краткий простой план, затем его усложнить. 2) Сразу составить сложный план с детализирующими пунктами. Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании, так как объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, то есть структурируют текст. Можно более рационально подойти к составлению плана; записывать пункты плана с большими интервалами и широкими полями, оставляя пространство для его дальнейшего совершенствования. Рекомендуем: Составляя план при чтении и переводе текста, старайтесь определить границы мыслей. Эти места тотчас же отмечайте в тексте и делайте заголовки, которые станут пунктами плана. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, отмечайте самые важные места в тексте, используя для этого легко стирающийся карандаш или закладки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом. |
Методические указания к написанию реферата Для студентов, обучающихся по направлению подготовки Методические указания к написанию реферата для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034700. 62 «Документоведение и архивоведение»... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | ||
Методические рекомендации по их написанию москва-2012 методические... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Методические указания по написанию реферата для студентов направления... Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | Методические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной... Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого... | ||
Методические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500.... | Программа для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500... Государствнное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию... Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению... | Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Методические указания предназначены для выполнения выпускной квалификационной работы по направлению (080500) «Менеджмент» иразработаны... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Методические указания предназначены для выполнения выпускной квалификационной работы по направлению (080500) «Менеджмент» иразработаны... | Методические указания по написанию рефератов по дисциплине «Маркетинг» Маркетинг: методические указания по написанию реферата для магистров I года обучения, обучающихся по направлениям «Производственный... | ||
Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению Волкова Т. Н. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012.... |