МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж Утверждаю
Директор политехнического колледжа
____________________ Х.И. Борс
«___» __________________ 2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Обществознание»
Майкоп, 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет
Организация разработчик: политехнический колледж ГОУ ВПО «МГТУ»
Разработчик: Рябухина Г.А., преподаватель первой категории
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией «Обществознания и права»
Председатель ПЦК ____________ Рябухина Г.А.
№ _____ от ___ _______ 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины. 4 - 6 2. Структура и содержание дисциплины. 7 - 16 3. Условия реализации учебной дисциплины. 17 - 18 4. Контроль и оценка результатов усвоения 19 - 20
учебной дисциплины.
3
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Обществознание
Область применения учебной программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин. 1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины: Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политехнической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общество и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание»
обучающийся должен :
4
знать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации. Представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудио-визуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факторы и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике,
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
5 взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
6
2. Структура содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем
часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 117
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 78
| в том числе
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| -
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
|
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 39
| в том числе:
|
| Внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспекта лекций, выполнение индивидуальных занятий, тестирование и т.д.)
| 19
| подготовка рефератов по темам:
| 20
| Человек и его способности. Степени развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
Социализация личности.
Мировые религии.
Девиантное поведение.
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Профилактика и управление конфликтами.
Межнациональные отношения.
Проблемы власти в современности.
Особенности российской политической культуры.
Роль средств массовой информации в демократическом правовом государстве.
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
Право — воплощение справедливости и добра.
Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
|
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
| 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Содержание разделов и тем
| Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
| Объём часов
| Уровень усвоения
| Обязат. академ.
| Сам. работа
| Введение
|
| 2
|
| 1
| Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
| 20
| 8
|
| Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качеств
| Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
| 2
|
| 1
| Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение.
Самостоятельная работа: реферат на тему «Социализация личности».
| 2
| 2
| 3
| Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.. Основные особенности научного мышления.
| 2
|
| 2
| Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
| 2
|
| 1
| Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты.
Самостоятельная работа: творческая работа в форме эссе на тему «Истоки конфликтов в среде молодежи». «Проблемы межличностного общения в молодежной среде».
| 2
| 4
| 3
| Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
| 2
|
| 1
| Тема 1.2 Общество как сложная система
| Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
| 2
|
| 1
| Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
| 2
|
| 1
| Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
| 2
|
| 2
| Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества.
Самостоятельная работа: реферат на тему «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».
| 2
| 2
| 3
| Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
| 10
| 6"рак. : "льная СМИканалам СМИ.т
|
| Тема 2.1 Духовная культура личности и общества
| Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Самостоятельная работа: подготовка к круглому столу по теме «Особенности молодежной субкультуры». « Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде».
| 2
| 4
| 3
| Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
| Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.
| 2
|
| 1
| Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
| 2
|
| 1
| Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
| Мораль. Основные принципы и нормы морали. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
| 2
|
| 2
| Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Самостоятельная работа: составление опорного конспекта по теме «Мировые религии».
| 2
| 2
| 3
| Раздел 3. Социальные отношения
| 20
| 6
|
| Тема 3.1 Социальная роль и стратификация
| Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
| 2
|
| 1
| Социальная роль. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Самостоятельная работа: реферат на теме «Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте».
| 2
| 2
| 3
| Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
| 2
|
| 2
| Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
| Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
| 2
|
| 1
| Девиантное поведение, его формы, проявления.
Самостоятельная работа: подготовка к проведению круглого стола на тему «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни».
| 2
| 2
| 3
| Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
| 2
|
| 1
| Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
| Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
| 2
|
| 1
| Молодежь как социальная группа.
| 2
|
| 1
| Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Самостоятельная работа: реферат на тему «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения».
| 2
| 2
| 3
| Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
| 2
|
|
| Раздел 4. Политика как общественное явление
| 20
| 19
|
| Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической жизни
| Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Самостоятельная работа: реферат на теме «Политика – наука, искусство и профессия».
| 2
| 2
| 3
| Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
| 2
|
| 2
| Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Самостоятельная работа : рефераты на тему «Тоталитаризм – феномен XX столетия». «Демократия – за и против».
| 2
| 4
| 3
| Правовое государство, понятие и признаки.
| 2
|
|
| Тема 4.2 Участники политического процесса
| Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.
Самостоятельная работа: проведение опроса на тему «Лидер – кто он?»
| 2
| 2
| 3
| Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Самостоятельная работа: подготовка к проведению круглого стола на тему «Молодежь и ее роль в современной политике».
| 2
| 2
| 3
| Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Самостоятельная работа: творческая работа в форме эссе на тему «Свободные выборы – утопия или реальность».
| 2
| 1
| 3
| Политические партии и движения, их классификация.
Самостоятельная работа: реферат на тему «Политические партии и лидеры современной России».
| 4
| 2
| 3
| Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Самостоятельная работа: заполнить таблицу по теме «Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм».
| 4
| 2
| 3
| Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Самостоятельная работа: рефераты на тему «Четвертая власть и ее роль в политической жизни». «Политические реформы в современной России».
| 4
| 4
| 3
| ИТОГО
|
| 78
| 39
|
|
Уровень усвоения: 1 – ознакомительный; 2 - РЕПРОДУКТИВНЫЙ; 3 – ПРОДУКТИВНЫЙ.
3. Условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, учебники, учебные пособия, схемы, рабочая тетрадь студента, учебно-методические материалы по курсу.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники (основная литература) 1. ЭБС «Znanium.com» Мушинский, В.О. Обществознание: учебник/ В.О. Мушинский. - М.: Форум, 2011. - 320 с. - Режим доступа: http//znanium.com/
2. ЭБС «Znanium.com» Сычев, А.А. Обществознание: учеб. пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 384 с. - Режим доступа: http//znanium.com/
3. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М. : Академия, 2011. - 336 с.
Дополнительная литература
1. Введение в современное обществознание: Хрестоматия: учеб. пособие для НПО/ сост. И.П. Смирнов. - М.: Академия, 2006
2. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник для СПО. - М.: Академия, 2007
3. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум : учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М. : Академия, 2011. - 240 с.
14
4. Контроль оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных самостоятельных проверочных работ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
| Текущий контроль и оценка результатов обучения: - индивидуальный и фронтальный опросы в ходе аудиторных занятий; - контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий; - тестирование.
Итоговый контроль и оценка результатов обучения:
- дифференцированный зачет.
| - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
| - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
| - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
| - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
| Знания:
| - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
| - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших соц. институтов;
| - необходимость регулирования общест-венных отношений, сущность социальных норм, механизмы прав. регулирования;
| - особенности социально-гуманитарного познания;
| 15 В процессе изучения курса «Обществознания» целесообразно провести входное анкетирование обучающихся, позволяющее выявить отношение к предмету, наличие знаний и умений по данной дисциплине, полученное в результате освоения основного общего образования.
16 |