Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201





Скачать 181.41 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины обществознание для специальности 2201
Дата публикации03.08.2015
Размер181.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ




для специальности 2201

«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»





Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201 ”Вычислительные машины, системы и сети”






1. Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», проходящих обучение на базе основной школы (9 классов). Программа рассчитана на 78 часов.

Учебная дисциплина «Обществознание» является интегративной и включает знания на социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, праву и т.д. в целесообразно целостной системе.

Назначение курса «Обществознание» - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Цели обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:

  • гуманистического мировоззрения;

  • необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые «простые нормы нравственности», а также высшие социально-нравственные качества;

  • гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуре, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

  • экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы и меняющейся экономической обстановки;

  • социальной культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, понимание неразрывной связи общества и природы.

Формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

Программа «Обществознание» содержит 3 раздела.

В первом из них – «Деятельность в жизни человека и общества» в доступной форме излагается система отобранных философских знаний о человеке и обществе, объединенных понятием «деятельность». Деятельностный подход позволяет «сомкнуть» человековедение и обществоведение, представить их не в качестве двух раздельных частей содержания, а в целостности.

В основу второго раздела – «На пути к современной цивилизации» положен цивилизованный подход к общественно-историческому развитию. В первых темах вводится ключевое понятие «цивилизация». Вначале оно рассматривается в историческом аспекте, а затем раскрывается его сущность с позиций современной науки на основе сопоставления с понятием «общественно-экономическая формация», лежащим в основе формационного подхода.

Содержательным ядром третьего раздела «современное общество» является рассмотрение достижений и проблем современного этапа цивилизованного развития человечества. Это осуществляется последовательно в рамках анализа основных сфер жизнедеятельности общества: экономики, социальных отношений, политики, культурно-духовной жизни. Центральное место отводится раскрытию основных ценностей современной цивилизации. С цивилизационных позиций рассматриваются процессы преобразования, происходящие в нашей стране.

Изучение курса «Обществознание» обеспечивается учебным пособием «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.

Изучение дисциплины «Обществознание» заканчивается выставлением итоговой оценки.

При проведении занятий по «Обществознанию» целесообразно применять как традиционную урочную форму обучения, так и разного рода диспуты, конференции, семинары по наиболее дискуссионным вопросам.

Занятия необходимо проводить с использованием плакатов, схем и применения ТСО.



2. Тематический план учебной дисциплины




Наименование разделов и тем

Максимальная

учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Лабораторные работы

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

Введение


Раздел 1. Деятельность и жизнь человека в обществе

5

46

4

34







1

12

Тема 1.1. Деятельность человека

11

8







3

Тема 1.2. Познание как деятельность

16

12







4

Тема 1.3. Деятельность и духовный мир человека

8

6







2

Тема 1.4. Трудовая деятельность человека

3

2







1

Тема 1.5. Социально-политическая деятельность человека и развитие общества

8

6







2

Раздел 2. На пути к современной цивилизации

13

10







3

Тема 2.1. Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии


3

2







1

Тема 2.2. Цивилизация прошлого. Что такое цивилизация?.

10

8







2

Раздел 3. Современное общество

38

30







8

Тема 3.1. Современный этап мирового цивилизационного развития

5

4







1

Тема 3.2. Экономическое развитие современной цивилизации

10

8







2

Тема 3.3. Цивилизация и социальное развитие

7

6







1

Тема 3.4. Современная цивилизация и политическая жизнь

10

8







2

Тема 3.5. Духовные ценности современной цивилизации

5

4







1

Всего по дисциплине

101

78







23


3. Содержание учебной дисциплины
Введение
Знать:

  • понятие общество, человек, личность, индивидуальность;

  • сферы общественной жизни.

Уметь:

  • высказывать свое понимание понятий «Общество», «Природа», «Человек», «Личность».


Общество и общественные отношения. Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Человек, индивид, личность. Биосоциальная сущность человека. Личность и индивидуальность.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 1-2 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.

Раздел 1. Деятельность и жизнь человека в обществе
Тема 1.1. Деятельность человека
Знать:

  • что такое деятельность и ее виды;

  • проблемы познавательной, духовно-теоретической и духовно-практической материально-производственной и социально-политической деятельности человека.

Уметь:

  • высказывать свою точку зрения на проблемы общественной жизни.


Сущность человеческой деятельности. Структура и мотивы деятельности. Творческая деятельность. Игра. Деятельность и общение. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Социальная опасность преступности, алкоголизма, наркомании.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 3-6 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.
Тема 1.2. Познание как деятельность
Знать:

  • понятия «Познание», «Истина», «Агностицизм»;

  • виды и пути познания;

  • методы научных исследований.

Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Что такое агнотицизм? Истина абсолютная и относительная.

Научное познание и его особенности. Теория как форма научного знания. Методы научных исследований. Научное познание современного человека.

Многообразие путей познания. Ненаучное познание. Жизненный опыт, здравый смысл, народная мудрость. Паранаука. Познание средством искусства. Социальное познание, его особенности. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, оценки.

Самопознание его формы.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 7-12 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; доклад на тему «Роль искусства в жизни общества».
Тема 1.3. Деятельность и духовный мир человека
Знать:

  • понятия «Мировоззрение», «Менталитет», «Духовная деятельность», «Нравственность», «Мораль»;

  • виды духовной деятельности;

  • типы мировоззрений.

Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.


Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Духовное производство. Сохранение и распространение духовных ценностей. Духовное потребление.

Мировоззрение и его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Мировоззрение и деятельность человека. Менталитет человека. Убеждение и вера.

Нравственная оценка деятельности. Общечеловеческое, национальное, социально-групповое и индивидуальное в моральной оценке. Становление нравственного в человеке.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 13-15 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой
Тема 1.4. Трудовая деятельность человека
Знать:

  • что такое материальное производство, труд, изобретательство, творчество.

Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.


Материальное производство. Его связь и взаимодействие с духовным производством. Трудовая деятельность. Современный работник. Исполнительность и инициатива. Трудовая, технологическая, финансовая, договорная дисциплины.

Изобретательская деятельность. Открытие и изобретение. Техническое творчество. Защита прав потребителя. Проблема гуманизации труда.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 13-15 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; реферат на тему «Роль труда в жизни человека».
Тема 1.5. Социально-политическая деятельность человека и развитие общества
Знать:

  • понятия «Общественный прогресс», «Свобода», «Исторический процесс», «Субъекты и объекты политики», «Политическая деятельность».

Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.


Деятельность людей – реальная движущая сила общественного прогресса. Значение свободы для самореализации человека. Границы свободы. Развитие взглядов на соотношение свободы и необходимости в деятельности. Что такое свободное общество?

Участники исторического процесса. Народные массы. Социальные группы. Общественные объединения. Исторические личности.

Политическая деятельность. Субъекты и объекты политики. Политические цели и средства их достижения. Политические действия.

Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные силы.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 13-15 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; реферат на тему «Значение свободы в жизни человека».
Раздел 2. На пути к современной цивилизации
Тема 2.1. Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии
Знать:

  • различные подходы к изучению общества;

  • современные взгляды на общество.

Уметь:

  • отстаивать свою точку зрения на понимание общества.


Развитие знаний об обществе. Представление об обществе на уровне мифологического сознания. Взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Теория общественного договора. Французские философы-просветители о цивилизации. Экономические воззрения А.Смитта.

Социалисты-утописты об идеальном общественном устройстве. Взгляды Гегеля на всемирно-исторический процесс. Становление социологии как науки.

Марксистское учение об обществе. Материалистическое понимание истории. Развитие общества как естественноисторический процесс: соотношение объективных и субъективных факторов. Теория прибавочной стоимости. Коммунистическая идея в контексте мировой цивилизации. Марксизм как теория и идеология. Отношение основоположников марксизма к вопросу о роли населения в истории.

Развитие обществознания в ХХ в. Идеи технократизма в социальном познании. Духовные ценности и их роль в жизни общества. Проблемы сущности и существования человека в философии экзистенциализма. Проблема периодизации исторического развития. История сквозь призму цивилизационного подхода. Причины появления различных направлений развития марксизма в ленинизме. Дискуссия о месте и роли марксистского учения в современном мире.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 13-15 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; доклады на темы «Учения Древнего Востока об обществе и государстве», «Теория общественного договора», «Основные проблемы развития обществознанияв ХХ в.».
Тема 2.2. Цивилизация прошлого. Что такое цивилизация?
Знать:

  • что такое цивилизация, виды цивилизации и их специфические особенности, особенности цивилизации России

Уметь:

  • относить конкретное общество к той или иной цивилизации.


Соотношение понятий «Формация» и «Цивилизация». Признаки цивилизации. Цивилизация и культура. Перспективы цивилизационного развития человечества.

Особенности древних цивилизаций. Переход от доклассового, дописьменного, догосударственного и догородского состояния общества к цивилизации. Изменение взаимодействия человека и природы. Вклад народов в достижении цивилизации древности. Единство и взаимосвязь мира древних цивилизаций. Проблема современного понимания древности.

Древние цивилизации Европы. Специфические особенности древнегреческой цивилизации: классическое рабство, полис как единство политической структуры и гражданского общества. Достижения древнегреческой культуры. Возникновение философии. Цивилизация эллинизма - своеобразный синтез восточных и античных элементов общества. Гражданские ценности Рима. Римское право. Римское красноречие.

Европейская цивилизация эпохи средневековья. Образ жизни и мышления эпохи. Сословия средневекового общества. Характеристика их ценностей. Связи сословий и непреодолимые психологические барьеры между ними. Роль монархии и церкви в средневековом обществе. Город - колыбель новой цивилизации.

Переход к индустриальной цивилизации. Предпосылки ускорения общественного прогресса в Европе. Первоначальное накопление и формирование экономического суверенитета собственников. Ценности эпохи Возрождения: гуманизм, свобода личности. Слом духовного единовластия церкви в ходе Реформации. Добродетели раннего христианства: хозяйственность, бережливость, умеренность. Зарождение и развитие парламентаризма. Значение промышленного переворота и буржуазных революций в переходе к индустриальной цивилизации.

Цивилизация России. Российский путь: переломные моменты. Особенности развития России. Крестьянская община. Самодержавие. Роль бюрократии. Православие и его значение. Российская империя. Россия между Востоком и Западом.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 26-30 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; доклады «Основные черты индустриальной цивилизации», «Древневосточные цивилизации», «Особенности российской цивилизации».
Раздел 3. Современное общество
Тема 3.1. Современный этап мирового цивилизационного развития
Знать:

  • типы цивилизаций;

  • особенности экономического, социального, духовного развития современной цивилизации;

  • глобальные проблемы современности и возможные пути их решения.

Уметь:

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения на проблемы современной цивилизации.


Современные цивилизации. Многообразие путей и форм общественного развития. Типы цивилизаций. Особенности развития «традиционного общества». Достижения и противоречия западной цивилизации. Переход к постиндустриальному обществу. Целостность и взаимосвязанность современного мира.

Россия в полосе перемен. Куда ведут реформы. Противоречия переходного периода в РФ.

Глобальные проблемы современности. Происхождение глобальных проблем и их взаимосвязь. Научно-технический прогресс. Проблемы войны и мира в современных условиях. Проблема «Север-Юг».
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 13-15 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; реферат на тему «Глобальные проблемы современности».
Тема 3.2. Экономическое развитие современной цивилизации
Знать:

  • понятия «Экономика», «Производство», «Рынок», «НТР», «Собственность»;

  • роль экономических институтов в современном мире;

  • место человека в экономической системе.


Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.


Экономика и ее роль в жизни современного общества. Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Производство. Отношение собственности. Многообразие форм собственности. Распределение, его зависимость от форм собственности. Источники доходов различных групп населения.

Рыночные отношения в современной экономике. Понятие рынка. Различные варианты организации экономической жизни. Роль рынка в экономической жизни. Закон спроса и предложения. Рынки товаров, труда и капитала. Рыночный механизм и государственное регулирование.

Сущность НТР. Новый этап НТР, компьютерная революция. Изменение положения человека в процессе производства. Воздействие НТР на различные сферы деятельности. Экологическая угроза. Новое качество экономического роста. Социальные последствия НТР.

Человек в системе отношений собственности. Изменения в условиях и содержании труда. Отношение человека к труду. Бизнес и предпринимательство. Доходы и расходы.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 33-36 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; реферат на тему «Социальные последствия НТР».
Тема 3.3. Цивилизация и социальное развитие
Знать:

  • понятия «Социальная структура», «Социальная дифференциация», «Социальная мобильность», «Нация», «Социальный статус личности», «Социальная группа», «Социальная роль»;

  • роль социальных институтов в жизни общества.

Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.


Социальная структура общества. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная мобильность. Семья в современном обществе. Тенденции в развитии социальных отношений. Маргиналы и люмпены.

Нации и межнациональные отношения. Национальное самосознание. Развитие наций и межнациональных отношен6ий в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Социальный статус личности и социальной группы. Оценка общественной значимости тех или иных социальных позиций, занимаемых людьми; авторитет, престиж. Социальные роли человека. Социальные гарантии.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 33-36 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; рефераты на темы «Межнациональные конфликты и пути их преодоления», «Социальный статус личности».
Тема 3.4. Современная цивилизация и политическая жизнь
Знать:

  • понятия «Политика», «Политическая система», «Политический режим», «Правовое государство», «Демократия», «Политическая культура»;

  • роль политических институтов в жизни общества.

Уметь:

  • приводить примеры из жизни общества, иллюстрирующие тему;

  • высказывать свое мнение на проблемы темы.


Роль политической системы в жизни общества. Структура политической системы. Взаимосвязь организаций политических норм и политической культуры.

Политический режим. Политическое управление.

Правовое государство. Верховенство закона - основополагающие принципы правового государства. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и личности. Разделение властей.

Парламентская демократия. Парламентаризм - классическая форма представительной демократии. Демократические преобразования в РФ. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Роль избирателя. Политическая культура.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 33-36 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; рефераты на темы «Правовое государство», «Политическая культура», «Виды политических режимов».
Тема 3.5. Духовные ценности современной цивилизации
Знать:

  • понятия «Культура», «Наука», «Религия», «Духовные ценности», «Образование»;

  • функции науки, культуры, религии, образования в современном мире;

  • закономерности развития культуры.

Уметь:

  • приводить примеры из жизни, иллюстрирующие тему;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения на проблему духовных ценностей современной цивилизации.


Духовная культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Многообразие и диалоги культур. Проблемы современной отечественной культуры.

Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этика науки. Образование.

Религия в современном мире. Роль религии. Многообразие религий. Роль религии в современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Духовный мир личности. Интеграция личности в системе национальностей и мировой культуры. Духовные ценности.
Самостоятельная работа: анализ ситуаций и заданий §§ 44-47 учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой; рефераты на темы «Роль науки в современном мире», «Проблемы современной культуры». Подготовка к итогово-обобщающему уроку.
4. Перечень литературы и средств обучения



    1. Основная литература:

  1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.:Просвещение, 2002




    1. Дополнительная литература:

  1. В.И. Добреньков , К.Г. Власюк, А.С. Зайнолабидов. Основы социологии и политологии. Ростов н/Д: «Феникс», 2001

  2. Л.М. Куликов. Основы социологии и политологии. Учебное пособие.- М.:Финансы и статистика, 1999

  3. Л.М. Куликов. Основы экономических знаний. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconУчебной дисциплины культурология для специальности 2201
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconУчебной дисциплины основы социологии и политологии для специальности 2201
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconПрограмма учебной дисциплины география для специальности 2201
«География» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconПрограмма учебной дисциплины история для специальности 2201
«История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа дисциплины информатика для специальности 2201 «Вычислительные...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconУчебной дисциплины физика (с основами астрономии) для специальности 2201
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных на уроках по физике и математике в школе, и является базой для изучения цифровой...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconЛитература для специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы и сети»
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 05 Обществознание для специальности...
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа дисциплины цифровая схемотехника для специальности...
Программа дисциплины “Цифровая схемотехника” составлена в соответствии с современным развитием цифровой техники
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» по специальности...
Фбгоу впо «саратовский государственный технический университет имени гагарина ю. А.»
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconРабочая программа учебной дисциплины обществознание Черногорск
«Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconМетодические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 iconПаспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание...
У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск