РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
для специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
| | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201 ”Вычислительные машины, системы и сети”
|
1. Пояснительная записка Программа учебной дисциплины "Информатика" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», проходящих обучение на базе основной школы (9 классов).
Учебная дисциплина "Информатика" является естественнонаучной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Преподавание дисциплины "Информатика" осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами.
По учебному плану для изучения дисциплины «Информатика» предусмотрены следующие виды занятий:
Всего по предмету – 151 час
Из них: теоретических занятий – 30 часов
практических занятий - 86 часов
на самостоятельную работу курсантов – 35 часов. Дисциплина состоит из пяти разделов:
Автоматизированная обработка информации.
Программное обеспечение персонального компьютера.
Прикладные программные средства.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Защита информации.
В первом разделе рассматриваются основные понятия теории информации, краткая история развития вычислительной техники; основные компоненты ПК.
Во втором разделе основные типы операционных систем: MS-DOS, WINDOWS. Кроме этого рассматривается прикладное программное обеспечение: простейший текстовый редактор WordPad, графический редактор Paint.
В третьем разделе рассматриваются прикладные программные средства: текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, система управления базами данных MS Access, информационно-поисковые системы рассматриваются на примере программного продукта «Консультант Плюс».
В четвертом разделе рассматриваются принципы работы в локальной сети, подключение своей рабочей станции к сети, работа с каталогами и файлами.
В пятом разделе рассматриваются основные вопросы защиты информации, хранящейся в компьютере. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
о сущности информации;
об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;
о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;
о методах защиты информации;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
уметь:
работать в программной оболочке Norton Commander;
работать с графической оболочкой Windows;
использовать изученные прикладные программные средства;
работать с электронной почтой.
Проверка знаний учащихся осуществляется путем проведения контрольного тестирования.
По окончании изучения дисциплины сдается экзамен.
2. Тематический план
Наименование разделов и тем
| Максимальная. нагрузка студента, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самосто
ятельная работа студента,
час.
| Всего
| Практи -
ческие
работы
| Лабора-
торные
работы
| Раздел 1. Автоматизированная обработка информации.
|
|
|
|
|
| Тема 1.1 Технические средства информационного обеспечения.
| 29
| 12
| 4
|
| 5
| Итого по разделу 1:
| 29
| 12
| 4
|
| 5
| Раздел 2.Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение.
|
|
|
|
|
| Тема 2.1. Программное обеспечение персонального компьютера.
| 20
| 16
| 10
|
| 4
| Тема 2.2 Программная оболочка Norton Commander.
| 16
| 12
| 10
|
| 4
| Тема 2.3 Графическая оболочка Windows.
| 16
| 12
| 10
|
| 4
| Тема 2.4 Прикладное программное обеспечение.
| 20
| 18
| 16
|
| 4
| Итого по разделу 2:
| 74
| 58
| 46
|
| 16
| Раздел 3. Прикладные программные средства.
|
|
|
|
|
| Тема3.1 Текстовые процессоры.
| 16
| 12
| 8
|
| 4
| Тема 3.2 Электронные таблицы.
| 14
| 10
| 8
|
| 4
| Тема 3.3 Системы управления базами данных.
| 12
| 8
| 6
|
| 4
| Тема 3.4 Графические редакторы.
| 4
| 4
| 4
|
|
| Тема 3.5 Информационно-поисковые системы.
| 4
| 4
| 4
|
|
| Итого по разделу 3:
| 50
| 38
| 30
|
| 12
| Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети.
|
|
|
|
|
| Тема 4.1 Локальные и глобальные компьютерные сети. Сетевые технологии обработки информации.
| 5
| 4
| 2
|
| 1
| Итого по разделу 4:
| 5
| 4
| 2
|
| 1
| Раздел 5. Зашита информации.
|
|
|
|
|
| Тема 5.1 Защита информации от несанкционированного доступа, антивирусные средства защиты информации.
| 5
| 4
| 4
|
| 1
| Итого по разделу 5:
| 5
| 4
| 4
|
| 1
| Всего по дисциплине:
| 151
| 116
| 86
|
| 35
| 3. Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология. Тема 1.1. Технические средства информационного обеспечения
Иметь представление:
об информационных системах и их структуре;
об обработке сообщений и информации, кодировании;
об основных информационных процессах;
об обществе информационных технологий.
о назначении персонального компьютера;
о технологиях обработки текста, графики, числовой информации;
Знать:
единицы измерения информации;
принципы ввода и обработки информации.
общую функциональную схему компьютера;
назначение и основные характеристики устройств компьютера;
Уметь:
перечислять состав и назначение устройств и программного обеспечения компьютера.
включить и перезагрузить компьютер;
ввести информацию с клавиатуры.
Введение. Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров.
Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение информации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вычислительной техники. Персональный компьютер – устройство для обработки информации Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. Практическая работа № 1. Работа с обучающей программой типа "Инструктор" для получения общего представления о персональном компьютере.
Практическая работа №2. Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).
Самостоятельная работа: 1) единицы измерения информации; 2) кодирование цветовой информации; 3) кодирование текстовой информации байтами; 4) Реферат на тему «Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности»; 5) реферат на тему «Области применения персональных компьютеров».
Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники
Иметь представление:
о принципе построения компьютера и вычислительных систем;
о структуре программного обеспечения персонального компьютера;
об операционной системе, программах-оболочках, прикладных и специальных программных средствах компьютера;
Знать:
определение файла, каталога, диска;
правила задания имен каталогов, файлов и их шаблонов;
команды DOS для работы с каталогами и файлами;
Уметь:
перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
работать с носителями информации;
вводить команды в компьютер, вводить и выводить данные;
работать с файлами и каталогами: создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск.
Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблоны имен файлов. Путь к файлу. Ввод команд. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами.
Практическая работа № 1. Составление имен каталогов и файлов, их шаблонов и маршрутов к заданным файлам.
Практическая работа №2. Работа с файлами и каталогами: копирование, переименование, удаление.
Самостоятельная работа: 1) охарактеризовать основные классы программных продуктов; 2) выяснить назначение команд монитора; 3) команды для установки времени, даты.
Тема 2.2. Операционные системы и оболочки: программная оболочка Norton Commander
Иметь представление:
о видах программных оболочек;
о настройке конфигурации Norton Commander;
Знать:
правила обозначения каталогов и файлов;
назначение функциональных и служебных клавиш;
Уметь:
выбирать нужный диск и каталог;
вводить команды и запускать программы на выполнение;
выполнять операции с каталогами и файлами;
управлять панелями.
Основные принципы работы в Norton Commander. Функциональные и служебные клавиши. Управление панелями. Операции с каталогами и файлами. Установка конфигурации Norton Commander.
Практическая работа № 1. Создание каталога, копирование (перемещение) в него файлов и их переименование.
Практическая работа № 2. Создание и редактирование файла с помощью редактора Norton Commander.
Самостоятельная работа: Горячие клавиши NortonCommander.
Тема 2.3. Операционные системы и оболочки: графическая оболочка Windows.
Иметь представление:
о номенклатуре, возможностях и отличиях существующих графических оболочек;
о возможностях графической оболочки Windows;
Знать:
назначение элементов окна;
правила работы с меню и запросами;
способы переключения между программами;
организацию и способы обмена данными между программами;
правила создания, открытия и сохранения документов в программном приложении;
методику выполнения операций редактирования документов в программном приложении;
Уметь:
запускать Windows-программы на выполнение;
управлять окнами;
работать с дисками, каталогами и файлами;
выбирать команды меню и работать с окнами запросов;
создавать ярлыки, папки и управлять ими;
переключаться между программами;
производить обмен данными между программами;
создавать, открывать и сохранять документы;
копировать, перемещать и удалять фрагменты данных в документе;
настраивать параметры печати и выполнять печать документов.
Основные элементы окна Windows. Управление окнами. Меню и запросы. Справочная система. Работа с пиктограммами программ. Переключение между программами. Обмен данными между приложениями. Операции с каталогами и файлами. Печать документов.
Практическая работа №1. Работа со встроенным учебником Windows.
Практическая работа №2. Выполнение операций с каталогами и файлами, осуществляя доступ к ним посредством пиктограммы "Мой компьютер" и Проводника Windows.
Практическая работа № 3. Создание, установка свойств и удаление ярлыков.
Практическая работа № 4. Одновременная работа с несколькими приложениями (например, калькулятором и текстовым редактором типа WordPad).
Практическая работа № 5. Набор текста в текстовом редакторе. Оформление шрифтами. Форматирование текста. Печать текста.
Практическая работа № 6. Изучение панели управления. Настройка Windows.
Самостоятельная работа: версии операционной системы Windows (краткий исторический обзор).
Тема 2.4. Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты
Иметь представление:
о прикладном программном обеспечении;
о назначении файловых менеджеров, программ-архиваторов, специальных программных средств (утилит);
о типах файловых менеджеров, программ-архиваторов и утилит, получивших наиболее широкое распространение среди пользователей;
Знать:
возможности и порядок работы с прикладным и специальным программным обеспечением;
Уметь:
применять прикладные и специальные программы.
Файловые менеджеры. Программы-архиваторы. Пакеты утилит для DOS и Windows. Общий обзор. Назначение и возможности. Порядок работы.
Практическая работа № 1.Выполнение операций с каталогами (папками) и файлами посредством файлового менеджера.
Практическая работа № 2. Создание архива и помещение в него файлов.
Самостоятельная работа: Сервисные утилиты для работ в MS-DOS.
Раздел 3. Прикладные программные средства
Тема 3.1. Текстовые процессоры Иметь представление:
о видах текстовых редакторов и их возможностях;
Знать:
назначение элементов окна текстового процессора;
правила создания, открытия и сохранения документов;
порядок работы с командами меню и инструментами;
способы форматирования символов и абзацев;
основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграммами;
методику выполнения операций при подготовке документа к печати;
правила задания параметров печати;
Уметь:
создавать, открывать и сохранять документы;
вводить и редактировать текст;
выбирать команды меню;
выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;
оформлять текст шрифтами, устанавливать параметры, выравнивание и междустрочные интервалы;
вставлять в документ и редактировать рисунки, таблицы и диаграммы;
задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц;
выполнять предварительный просмотр документа;
распечатывать документы.
Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.
Практическая работа № 1. Создание документа, набор и редактирование текста. Сохранение документа.
Практическая работа № 2. Шрифтовое оформление и форматирование текста.
Практическая работа № 3. Вставка в текстовый документ, редактирование и форматирование рисунка, таблицы или диаграммы.
Практическая работа № 4. Редактирование набранного текста. Разбиение на страницы. Распечатка текста на печатающем устройстве.
Самостоятельная работа: общая характеристика пакета WORKS. Тема 3.2. Электронные таблицы Иметь представление:
о видах и возможностях электронных таблиц;
Знать:
назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы;
понятия и определения ячейки, адреса, блока;
правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;
методику оформления электронной таблицы;
порядок применения формул и стандартных функций;
методику поиска и обработки информации в электронной таблице;
графические возможности электронной таблицы;
Уметь:
вводить информацию и редактировать электронные таблицы;
форматировать и оформлять таблицу;
сохранять созданную или отредактированную таблицу;
работать с деловой графикой электронной таблицы;
производить расчеты и поиск информации с использованием формул, стандартных функций и запросов.
Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице.
Практическая работа № 1. Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы.
Практическая работа № 2. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов.
Практическая работа № 3. Работа с графическими возможностями электронной таблицы.
Самостоятельная работа: изучить возможность автоматического подведения итогов.
Тема 3.3. Системы управления базами данных.
Иметь представление:
о видах и возможностях типовых систем управления базами данных;
Знать:
режимы работы изучаемой системы управления базами данных;
понятия и определения записи, поля, метки;
правила создания, заполнения и сохранения базы данных;
способы сортировки записей;
режимы поиска;
методику выполнения запроса и правила применения формул запроса;
порядок применения формул и статистических функций;
структуру и назначение составных частей отчета;
правила заполнения строк отчета;
Уметь:
создавать поля и метки;
вводить, редактировать и форматировать данные;
сохранять созданную или отредактированную базу данных;
сортировать записи по одному и нескольким полям;
выполнять поиск информации в базе данных;
применять формулы запроса для выбора требуемых данных;
создавать структуру отчета и заполнять его строки;
просматривать и редактировать отчет;
копировать в другой документ и распечатывать отчет.
Основные элементы базы данных. Режимы работы. Создание формы и заполнение базы данных. Оформление, форматирование и редактирование данных. Сортировка информации. Скрытие полей и записей. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса. Понятие и структура отчета. Создание и оформление отчета. Модернизация отчета. Вывод отчетов на печать и копирование в другие документы.
Практическая работа № 1. Создание формы и заполнение базы данных.
Практическая работа № 2. Сортировка записей. Организация запроса в базе данных.
Практическая работа № 3. Создание отчета по информации базы данных. Копирование в другой документ и распечатка отчета.
Самостоятельная работа: изучить команды поиска, фильтрации и сортировки.
Тема 3.4. Графические редакторы
Иметь представление:
о теоретических основах построения графических изображений;
Знать:
технологию создания, хранения, вывода графических изображений;
Уметь:
применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Цвет и методы его описания. Системы цветов RGB, CMYK, HSB.Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом.
Форматы графических файлов. Печать графических файлов.
Практическая работа № 1. Создание рисунка в приложении типа Paint. Сохранение его в файле.
Самостоятельная работа: внедрение и связывание объектов. Технология OLE.
Тема 3.5. Информационно-поисковые системы
Иметь представление:
об основных типах информационно-поисковых систем, представленных на отечественном рынке и доступных в сети Internet;
Знать:
назначение и основные принципы построения информационно-поисковых систем;
правила и порядок использования информации для решения задач профессиональной деятельности;
Уметь:
выполнять поиск необходимой информации в типовой информационно-поисковой системе.
Назначение и возможности информационно-поисковых систем. Структура типовой системы. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой.
Практическая работа № 1. Работа с типовой профессиональной информационно-поисковой системой или ее демоверсией.
Самостоятельная работа: информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Internet.
Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Иметь представление:
о работе электронной почты;
о структуре, основных информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Internet;
Знать:
назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
основные принципы технологии поиска информации в сети Internet;
Уметь:
по заданному адресу находить ресурс в сети Internet;
отправлять и принимать электронную информацию.
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Гипертекст. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.
Практическая работа №1.Передача и получение информации по локальной сети.
Cамостоятельная работа: 1) формат HTML; 2) структура веб - публикаций.
Раздел 5. Защита информации.
Иметь представление:
о способах хранения информации и типах носителей;
об организации размещения информации на дискетах и жестких дисках;
о порядке обработки информации центральным процессором и организации оперативной памяти компьютера;
о передаче информации с помощью телекоммуникационных сетей;
о способах защиты информации от несанкционированного доступа;
о методах распространения компьютерных вирусов и профилактике заражения;
Знать:
современные типы носителей информации;
способы защиты информации;
способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними;
Уметь:
работать с дисками и дискетами;
осуществлять защиту данных каким-либо из способов;
проводить тестирование компьютера на наличие компьютерных вирусов.
Компьютер – устройство для накопления, обработки и передачи информации. Обработка информации центральным процессором и организация оперативной памяти компьютера. Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт- диски. Организация размещения информации на дискетах и дисках: сектор, таблица размещения, область данных.
Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты.
Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.
Практическая работа №1.Создание архива, закрытого паролем.
Практическая работа № 2.Тестирование дискеты на наличие компьютерного вируса, лечение зараженной дискеты.
Самостоятельная работа: безопасность в WORLD WIDE WEB.
4.Перечень литературы и средств обучения: 4.1. Основная литература:
1. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА , 1998
2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 2000
3. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы /В.Г.Олифер и Н.А.Олифер. – СПб.: Питер, 2001
4. 4.2. Дополнительная литература:
1. MS-DOS 6.22 для пользователя. – Киев: BHV, 1998
2. Введение в Microsoft Windows. – Microsoft Corporation, 1995
3. Левин А. Самоучитель работы в Windows. – М.: Нолидж, 2000
4. Левин А. Самоучитель полезных программ. – СПб.: Питер, 2001
5.Микляев А.П. Настольная книга пользователя IBM PC. – М.: Солон-Р, 2001
6. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник/А.П.Пятибратов, Л.П.Гудыно, А.А.Кириченко. Под ред. А.П.Пятибратова. - М.: Финансы и статистика,1998
7. Грошев С.В., Коцюбинский А.О., Комягин В.Б. Современный самоучитель профессиональной работы на компьютере: Практ. пособ. – М.: Триумф, 1998
8. Столяров А., Столярова Е. Вы купили компьютер. – М.: Вербо, 1996
9. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и коммуникации.- СПб.: Питер, 2002
10. Ковальская С.Р. Еxcel97.- М.: Бином, 1999
11. Нейбауер А.Д. Access 97. СПб.: 1997
12. Введение в правовую информатику. Справочные - правовые системы Консультант Плюс: Учебник для вузов под ред. Д.Б. Новикова.-М.: ООО НПО « Вычислительная математика и информатика», 1999
13. Описание лабораторных работ. |