Скачать 178.7 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫЦИФРОВАЯ СХЕМОТЕХНИКАдля специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
1. Пояснительная записка Программа дисциплины “Цифровая схемотехника” составлена в соответствии с современным развитием цифровой техники. Дисциплина “Цифровая схемотехники ” базируется на знаниях, полученных при изучении предметов: «Математические и логические основы электронно-вычислительной техники», «Электротехника», «Электронная техника». Дисциплина изучается на I курсе в объеме 110 часов, из них 30 часов отводится на практические и лабораторные работы. Дисциплина состоит из шести разделов:
В разделе I изучаются базовые логические элементы и вопросы согласования их по уровню напряжения и нагрузочной способности. Способы представления логических величин физическими параметрами. В разделе II изучаются принципы организации цифровых устройств не имеющих элементов памяти. В разделе III изучаются принципы организации цифровых устройств с элементами памяти. В разделе IV изучаются вопросы организации оперативных и постоянных запоминающих устройств в интегральном исполнении. В разделе V изучаются аналоговые устройства вычислительной техники и принципы согласования их с цифровыми устройствами. В разделе VI изучаются пассивные и активные компоненты схемотехники. Для лучшего усвоения учебного материала теоретические занятия необходимо проводить с применением технических средств обучения, плакатов, действующих изделий вычислительных систем, математического моделирования цифровых и аналоговых устройств. Практические занятия должны проводиться в лаборатории “Цифровой и микропроцессорной техники”. По окончании изучения дисциплины обучающиеся должны знать: - современную схемотехнику цифровых устройств, ее параметры, характеристики, особенности применения; - основы схемотехнического проектирования цифровых схем и микроэлектронных устройств; - условно графические обозначения элементов в соответствии с действующими стандартами; - современное состояние, тенденции и перспективы развития схемотехнических средств вычислительной техники. - производить синтез и анализ цифровых cхем с использованием существующей элементной базы; уметь: - описывать работу синтезированных узлов и устройств таблицами истинности и временными диаграммами; - измерять и анализировать физические параметры цифровых устройств; - производить выбор и обоснование выбора элементной базы для построения узлов и устройств ЭВМ; - производить сравнительную оценку элементов, узлов и схем, с учетом основных параметров; - строить функциональные и принципиальные схемы узлов устройств ЭВМ, с соблюдением требований стандартов; - экспериментально проверять работоспособность цифровых схем; - пользоваться справочной литературой; - обеспечивать условия охраны труда и соблюдения правил пожарной безопасности в процессе практической работы с электронной аппаратурой. Знания дисциплины необходимы для выполнения курсовых проектов и освоения специального оборудования вычислительных и информационных систем. Контроль знаний проводится в виде тестовых проверок и на экзамене. 2. Тематический план учебной дисциплины
3. Содержание учебной дисциплины ВведениеЦели и задачи предмета. Краткий обзор развития элементной базы цифровой техники и ее влияние на эволюцию ЭВМ. Основное содержание предмета и его связь с другими предметами специального цикла. Раздел 1. Элементы схемотехники Знать:
Уметь:
Тема 1.1. Основные понятия схемотехники Цифровое устройство. Классификация и определения. Основные параметры и характеристики интегральных элементов. Переключательные функции, основные базисы, минимизация. Самостоятельная работа: - типы корпусов ИМС. Тема 1.2. Базовые логические элементыБазовые логические элементы ТТЛ, КМДП, ЭСЛ. Интегральное исполнение базовых (активных) элементов. Логическое проектирование в базисах микросхем. Согласование ИМС по уровню напряжения и нагрузочной способности. Преобразователи уровней логических сигналов. Лабораторная работа 1. Исследование основных логических элементов и простейших комбинационных устройств. Лабораторная работа 2. Определение основных статических параметров ИМС К155ЛА3, К155ЛА7. Самостоятельная работа: - базовые логические элементы ИИЛ. Тема 1.3. Цифровые (аналоговые) микросхемы Классификация и система обозначений цифровых (аналоговых) микросхем. Критерии сравнения цифровых ИМС. Степень интеграции ИМС. Корпуса интегральных микросхем. Раздел 2. Функциональные узлы комбинационного типа Знать:
- принцип работы и области применения цифровых устройств комбинационного типа. Уметь:
- экспериментально проверять работоспособность цифровых устройств Тема 2.1. Шифраторы и дешифраторы Назначение и классификация дешифраторов. Синтез схем неполных дешифраторов. Схема однокаскадного линейного дешифратора. Схемы каскадных дешифраторов. Сравнительные характеристики дешифратора Организация работы схем дешифраторов в интегральном исполнении. Назначение и классификация шифраторов. Синтез шифратора на интегральных схемах. Построение функциональных схем шифраторов на различное число входов. Самостоятельная работа: - построение подсистем дешифрации памяти и портов ввода-вывода. Тема 2.2. Мультиплексоры и демультиплексоры Назначение мультиплексоров. Схемы линейного мультиплексора с прямыми и инверсными управляющими входами. Принцип организации схем мультиплексоров в интегральном исполнении. Способы наращивания мультиплексоров. Функции, выполняемые демультиплексорами. Организация схем демультиплексоров в интегральном исполнении. Способы наращивания демультиплексоров. Лабораторная работа 3. Изучение принципов построения основных комбинационных устройств. Самостоятельная работа: - построение универсальных логических модулей на основе мультиплексоров и демультиплексовов. Тема 2.3. Цифровые компараторы Назначение двоичных компараторов. Устройства сравнения на равенство, на "больше", "меньше". Интегральные компараторы. Самостоятельная работа: - назначение, УГО, режимы работы ИМС К555СП1. Тема 2.4. СумматорыНазначение, классификация и характеристики сумматоров. Полусумматор. Полный сумматор. Комбинационные схемы сумматоров. Принцип построения многоразрядного сумматора с последовательным переносом. Комбинационные сумматоры в интегральном исполнении. Лабораторная работа 4. Исследование различных типов сумматоров. Самостоятельная работа: - принцип построения комбинационных вычитателей и умножителей. Тема 2.5. Арифметико-логические устройства Функции, выполняемые АЛУ. Построение АЛУ и его принцип функционирования. Интегральные АЛУ. Лабораторная работа 5. Исследование интегрального АЛУ. Самостоятельная работа: - организация АЛУ большой разрядности Тема 2.6. Применение комбинационных цифровых устройств Построение подсистемы дешифрации портов ввода-вывода. Построение подсистемы дешифрации памяти. Раздел 2. Функциональные узлы последовательностного типа Знать:
Уметь:
Тема 3.1. Триггеры Классификация и общие характеристики триггеров. Триггерная ячейка. Асинхронные и синхронные триггеры. RS-,JK-, D-,T- триггеры. Схемы построения, УГО, таблицы состояний, временные диаграммы работы. Универсальные триггеры. Примеры использования триггеров. Лабораторная работа 6. Исследование триггеров. Самостоятельная работа: - схема построения двухтактного JK- триггера. Тема 3.2. Регистры Назначение, классификация и характеристики регистров. Параллельные регистры. Последовательные регистры. Реверсивные регистры. Схема универсального регистра в интегральном исполнении. Лабораторная работа 7. Изучение работы последовательного, параллельного и универсального регистров. Самостоятельная работа: - регистры специального назначения: кольцевой, кольцевой с самовосстановлением, с перекрестными связями. Тема 3.3. Счетчики Назначение, классификация и характеристики счетчиков. Модуль счета – Кс. Принцип построения и работы счетчиков с Кс=2n, с последовательным, параллельным переносом. Суммирующие, вычитающие, реверсивные счетчики. Принцип построения счетчиков-делителей с произвольным коэффициентом пересчета, десятичные счетчики с параллельным переносом, с предварительной установкой. Организация счетчиков с произвольным пересчетом на базе интегральных схем. Лабораторная работа 8. Изучение принципа работы счетчиков с Кс=2^n. Изучение принципа работы счетчиков с произвольным коэффициентом пересчета. Самостоятельная работа: - схемы счетчиков без дополнительных комбинационных вентилей Раздел 4. Схемотехника запоминающих устройств Знать:
Уметь: - строить модули памяти заданной структуры и анализировать их работу Тема 4.1. Общие сведения о запоминающих устройствах Виды запоминающих устройств. Классификация, система электрических параметров и корпуса микросхем запоминающих устройств. Самостоятельная работа: - зарубежные типы корпусов ИМС памяти. Тема 4.2. Оперативные запоминающие устройства Принципы построения ЗУ с произвольным доступом. Структурная организация микросхем памяти. Разновидности запоминающих элементов памяти. Схемотехника статических и динамических запоминающих устройств. Статические микросхемы памяти. Динамические микросхемы памяти. Применение динамических микросхем памяти основных серий. Построение модулей памяти динамических ОЗУ. Ассоциативные запоминающие устройства. Лабораторная работа 9. Изучение принципа построения и работы полупроводникового ОЗУ в интегральном исполнении. Самостоятельная работа: - модули памяти DIP, SIMM, SIPP, DIMM. Тема 4.3. Постоянные запоминающие устройства Назначение и классификация постоянных запоминающих устройств (ПЗУ). Способы программирования микросхем памяти. Схемотехника масочных и прожигаемых запоминающих устройств. Запоминающие элементы полупроводниковых перепрограммируемых запоминающих устройств. ИМС перепрограммируемых ПЗУ. Запоминающие устройства на основе БИС/СБИС Организация модулей памяти, построение на их основе устройств управления и преобразования. Программируемые логические устройства. Назначение и классификация программируемых устройств. Программируемые логические матрицы (ПЛМ). Программируемые логические интегральные микросхемы (ПЛИС). Лабораторная работа 10. Программирование микросхем ПЗУ с использованием универсальных программаторов. Самостоятельная работа: - универсальность ПЛМ и области применения. Раздел 5. Аналоговая схемотехника Знать:
Уметь:
Тема 5.1. Схемотехника аналоговых устройств ЭВМ Анализ аналоговых устройств, применяемых в вычислительных системах. Интегральные стабилизаторы, генераторы. Построение модулей преобразования и сопряжения. Моделирование работы аналоговых интегральных устройств на персональном компьютере. Самостоятельная работа: - построение элементов сопряжения на основе операционных усилителей. Тема 5.2. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователиОбщие сведения о двоичном кодировании в цифро-аналоговых преобразователях. Погрешность, точность, время преобразования. Разновидности схем, параметры, схемы включения Схемы построения ЦАП с двоично-взвешенными сопротивлениями, на основе резистивной матрицы R-2R. Основы электрического расчета. Структурные схемы АЦП различных способов построения. Интегральные микросхемы ЦАП и АЦП. Структуры, основные параметры и схемы включения ИМС. Лабораторная работа 11. Исследование ЦАП. Лабораторная работа 12. Исследование АЦП. Самостоятельная работа: - ИМС систем сбора аналоговой информации. Раздел 6. Элементная база схемотехники Знать:
Уметь:
Резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники. Виды и типы. Электрические, конструкторские, технологические и эксплуатационные параметры компонентов. Ведущие фирмы – изготовители (отечественные и зарубежные). Маркировка. Методы контроля параметров и особенности применения. Самостоятельная работа: - написание рефератов по тематике предложенной преподавателем. 4. Перечень литературы и средств обучения. 4.1.Основная литература:
4.2.Дополнительная литература, учебные и справочные пособия:
4.3.Средства обучения:
|
Рабочая программа дисциплины информатика для специальности 2201 «Вычислительные... Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201... | Литература для специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы и сети» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201... | ||
Учебной дисциплины обществознание для специальности 2201 «Обществознание» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по... | Программа учебной дисциплины география для специальности 2201 «География» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | ||
Программа учебной дисциплины история для специальности 2201 «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | Учебной дисциплины культурология для специальности 2201 Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... Гос впо по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27»... | Учебной дисциплины основы социологии и политологии для специальности 2201 Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201... | ||
Рабочая программа дисциплины биология для специальности 2201 «Вычислительные... Программа предусматривает изучение теоретических и прикладных основ биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед... | Программа дисциплины «Сети ЭВМ и телекоммуникации» для специальности... | ||
Рабочая программа история России «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | План-конспект открытого урока «География» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Микропроцессорные системы» «Микропроцессорные системы» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | Тема. Внутренняя политика Екатерины II «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Информационные сети» Перевозник Ю. Я. Рабочая программа дисциплины «Информационные сети» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы,... | Рабочая программа дисциплины «Экономика» «Экономика» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети |