Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»





Скачать 221.59 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Дата публикации04.05.2015
Размер221.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Майкопский государственный технологический университет"

политехнический колледж

Утверждаю

Директор политехнического колледжа

____________________ Х.И. Борс

«___» __________________ 2011г.


Рабочая программа учебной дисциплины

«Обществознание»

Майкоп, 2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Организация разработчик: политехнический колледж ГОУ ВПО «МГТУ»

Разработчик: Рябухина Г.А., преподаватель первой категории


Рекомендована предметной (цикловой) комиссией «Обществознания и права»

Председатель ПЦК ____________ Рябухина Г.А.

№ _____ от ___ _______ 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины. 4 - 6
2. Структура и содержание дисциплины. 7 - 16
3. Условия реализации учебной дисциплины. 17 - 18
4. Контроль и оценка результатов усвоения 19 - 20

учебной дисциплины.


3

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Обществознание

    1. Область применения учебной программы.


Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы с ФГОС по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:



  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политехнической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общество и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание»

обучающийся должен :

4

знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации. Представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудио-визуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факторы и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике,

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного

5
взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.

6

2. Структура содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе




лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-







Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:




Внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспекта лекций, выполнение индивидуальных занятий, тестирование и т.д.)

19

подготовка рефератов по темам:

20

Человек и его способности. Степени развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Социализация личности.

Мировые религии.

Девиантное поведение.

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Профилактика и управление конфликтами.

Межнациональные отношения.

Проблемы власти в современности.

Особенности российской политической культуры.

Роль средств массовой информации в демократическом правовом государстве.

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.

Право — воплощение справедливости и добра.

Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Содержание разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

Обязат. академ.

Сам. работа

Введение




2




1

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

20

8




Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качеств

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

2




1

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение.

Самостоятельная работа: реферат на тему «Социализация личности».

2

2

3

Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.. Основные особенности научного мышления.

2




2

Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2




1

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты.

Самостоятельная работа: творческая работа в форме эссе на тему «Истоки конфликтов в среде молодежи». «Проблемы межличностного общения в молодежной среде».

2

4

3

Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

2




1

Тема 1.2 Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

2




1

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2




1

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2




2

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества.

Самостоятельная работа: реферат на тему «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».

2

2

3

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

10

6"рак. : "льная СМИканалам СМИ.т




Тема 2.1 Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Самостоятельная работа: подготовка к круглому столу по теме «Особенности молодежной субкультуры». « Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде».

2

4

3

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.

2




1

Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2




1

Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2




2

Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.

Самостоятельная работа: составление опорного конспекта по теме «Мировые религии».

2

2

3

Раздел 3. Социальные отношения

20

6




Тема 3.1 Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

2




1

Социальная роль. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Самостоятельная работа: реферат на теме «Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте».

2

2

3

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2




2

Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2




1

Девиантное поведение, его формы, проявления.

Самостоятельная работа: подготовка к проведению круглого стола на тему «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни».

2

2

3

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

2




1

Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2




1

Молодежь как социальная группа.

2




1

Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Самостоятельная работа: реферат на тему «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения».

2

2

3

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.

2







Раздел 4. Политика как общественное явление

20

19




Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической жизни

Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Самостоятельная работа: реферат на теме «Политика – наука, искусство и профессия».

2

2

3

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

2




2

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Самостоятельная работа : рефераты на тему «Тоталитаризм – феномен XX столетия». «Демократия – за и против».

2

4

3

Правовое государство, понятие и признаки.

2







Тема 4.2 Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.

Самостоятельная работа: проведение опроса на тему «Лидер – кто он?»

2

2

3

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Самостоятельная работа: подготовка к проведению круглого стола на тему «Молодежь и ее роль в современной политике».

2

2

3

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Самостоятельная работа: творческая работа в форме эссе на тему «Свободные выборы – утопия или реальность».

2

1

3

Политические партии и движения, их классификация.

Самостоятельная работа: реферат на тему «Политические партии и лидеры современной России».

4

2

3

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Самостоятельная работа: заполнить таблицу по теме «Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм».

4

2

3

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Самостоятельная работа: рефераты на тему «Четвертая власть и ее роль в политической жизни». «Политические реформы в современной России».

4

4

3

ИТОГО




78

39





Уровень усвоения: 1 – ознакомительный; 2 - РЕПРОДУКТИВНЫЙ; 3 – ПРОДУКТИВНЫЙ.

3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, учебники, учебные пособия, схемы, рабочая тетрадь студента, учебно-методические материалы по курсу.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

Основные источники (основная литература)
1. ЭБС «Znanium.com» Мушинский, В.О. Обществознание: учебник/ В.О. Мушинский. - М.: Форум, 2011. - 320 с. - Режим доступа: http//znanium.com/

2. ЭБС «Znanium.com» Сычев, А.А. Обществознание: учеб. пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 384 с. - Режим доступа: http//znanium.com/

3. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М. : Академия, 2011. - 336 с.

Дополнительная литература

1. Введение в современное обществознание: Хрестоматия: учеб. пособие для НПО/ сост. И.П. Смирнов. - М.: Академия, 2006

2. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник для СПО. - М.: Академия, 2007

3. Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум : учеб. пособие / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М. : Академия, 2011. - 240 с.

14

4. Контроль оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных самостоятельных проверочных работ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Текущий контроль и оценка результатов обучения:
- индивидуальный и фронтальный опросы в ходе аудиторных занятий;
- контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий;
- тестирование.

Итоговый контроль и оценка результатов обучения:

- дифференцированный зачет.

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Знания:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших соц. институтов;

- необходимость регулирования общест-венных отношений, сущность социальных норм, механизмы прав. регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

15
В процессе изучения курса «Обществознания» целесообразно провести входное анкетирование обучающихся, позволяющее выявить отношение к предмету, наличие знаний и умений по данной дисциплине, полученное в результате освоения основного общего образования.

16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины обществознание Черногорск
«Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconЕ. В. Папорова 09. 13 30. 08. 13 рабочая программа по обществознанию в 11
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» 11 класс составлена на основании
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», одобренной и рекомендованной для использования
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconПояснительная записка стр. 4-5 Паспорт рабочей программы учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждений начального профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 05 Обществознание для специальности...
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» по специальности...
Фбгоу впо «саратовский государственный технический университет имени гагарина ю. А.»
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconУчебной дисциплины обществознание для специальности 2201
«Обществознание» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск