Скачать 41.71 Kb.
|
Международное движение новых технологий в переходных экономиках – путь от импорта к экспорту технологий Юрик Сергей Владимирович Аспирант, Белорусский государственный университет, экономический факультет, Минск, Беларусь E–mail: spm99@mail.ru Количественно на постоянной основе процесс международного движения новых технологий отслеживается в экономических обзорах ОЭСР для 34 входящих в ее состав развитых стран и успешных переходных экономик ЕС, где соответствующая информация приводятся в виде технологического платежного баланса (Technology balance of payments). Он объединяет международные финансовые потоки технологических платежей и поступлений и, в отличие от других статистических показателей, характеризующих науку и инновации, является уникальным инструментом денежной оценки реального участия стран в международной передаче технологий, поскольку отражает платежи за уже готовые для использования новые технологии. В данной публикации, продолжающей исследование [1], представлены основные результаты количественного анализа технологических платежных балансов (ТПБ) девяти развитых и двенадцати переходных экономик, включающих Беларусь и ее соседей, для которых подобные сравнительные исследования до этого не проводились.1. Об особенностях методики составления и сравнительного анализа технологических платежных балансов. Согласно определению ОЭСР, «технологических платежный баланс регистрирует коммерческие операции, связанные с международной передачей технологий и ноу-хау переводов. Он состоит из денежных средств, уплаченных или полученных за использование: патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, моделей, технических услуг (в том числе технической помощи), а также средств для промышленных научно-исследовательских разработок за рубежом» [2]. Более строгое определение источников статистических данных для ТПБ содержится в Руководстве по платежному балансу [3, статьи 260, 358, 264], где международные платежи и поступления по новым технологиям представлены в виде: 1) «роялти и лицензионные платежи» (данные об использовании неосязаемых нефинансовых активов и прав собственности, а также использовании (на основе лицензионных соглашений) произведенных оригиналов и прототипов или опытных образцов»); 2) «приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов» (данные о продаже неосязаемых нефинансовых активов и прав собственности); 3) «разные деловые, профессиональные и технические услуги» (данные о поступлениях и платежах за услуги в области производственных НИОКР, осуществляемым по новым технологиям для их практического внедрения в производство). С учетом данных рекомендаций на основе статистики МВФ [4] были составлены ТПБ выбранных стран. Далее, для проведения сравнительного анализа ТПБ развитых стран ОЭСР использует взвешивание показателей экспорта/импорта/сальдо ТПБ в ВВП. Расчеты показали, что подобный метод для выбранного списка стран не совсем корректен, поскольку переходные экономики имеют несколько заниженные значения ВВП в текущих ценах по сравнению сопоставимыми (нами были выбраны цены ППС). При этом, чем больше отклонение текущего ВВП от цен ППС, тем выше характеристики позитивного веса новых технологий. Так, самые большие расхождения зафиксированы для Украины, Венгрии, Польши, в то время как по развитым странам они минимальны (в докладе приводятся таблицы и графики сравнений). По этой причине, для сравнения ТПБ выбранных стран нами использовался один из самых «нейтральных» показателей взвешивания – на душу населения. Кроме того, при сравнении объемных показателей ТПБ нами использовались их среднегодовые значения за пять лет (2000-2004 и 2005-2009 годы), что позволило сгладить имеющиеся неровности профилей годовых значений экспорта/импорта с учетом долгосрочности действия новых технологий. 2. Сравнительный анализ технологических платежных балансов. Анализ данных ТПБ (рис. 1) показывает, что развитые страны-лидеры активно задействовали торговлю технологиями с итоговым профицитом своих ТПБ. Остальные страны из состава ЕС и переходных экономик, объединенные нами в три группы, имели различные объемы торговли, которых незначительно и значительно отличались от лидеров, но преобладание импорта над экспортом формировало дефициты их ТПБ (кроме Эстонии).
Так, уже сегодня Венгрия, Чехия и Словения достигли сравнимого с развитыми странами уровня технологического обмена и по объемам ВВП на душу населения догнали или вплотную приблизились к группе развитых стран ЕС. Тем самым для других переходных экономик были обозначены ориентиры успешной экономической политики по привлечению ПИИ и освоению мировых научно-технических достижений для целей повышения технологического уровня и конкурентоспособности экономик. Литература 1. Юрик С. Международный трансферт технологий и прямые инвестиции в переходных экономиках // http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/29-7.pdf , с. 79-81. 2. OECD. Glossary of statistical terms: Technology balance of payments // http://stats.oecd.org/glossary/index.htm; http://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=2693 3. Руководство по платежному балансу. Пятое издание. – Вашингтон: МВФ, 1993. 4. Balance of Payments Statistics. – IMF, database Dec.2010. |
Реферат Проект посвящен изучению закономерностей образования новых... Биядерные винилиденовые комплексы переходных металлов служат строительными блоками в синтезе гетероядерных кластеров, перспективных... | Первое международное онлайн событие Международный Центр Новых Технологий Образования «Ева-форум» г. Петропавловск Северо-Казахстанская обл | ||
Конспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе ... | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление... Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное... | ||
«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических... Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... | «роль средств массовой информации в развитиии олимпийского движения» «Международное спортивное и Олимпийское движение» Квалификация (степень) выпускника Магистр | ||
«средства массовой информации и международное спортивное и олимпийское движение» Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: Учебник. М.: ФиС, 2000 | Тема. Реактивное движение Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы... | ||
Освоение и внедрение новых педагогических технологий на уроках естественно... Использование икт и других новых пед технологий на уроках естественно – математического цикла | Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | ||
Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | Реактивное движение в природе и технике Реактивное движение движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части | ||
Урок по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Равномерное движение. Скорость» Оборудование: тележка, два бруска, видео «Механическое движение», компьютер, проектор, диск «Школа к и М» (7 класс) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шмо к обмену передовым педагогическим опытом, к применению новых методик обучения, к внедрению новых педагогических технологий | ||
Методическая разработка урока по теме: Реформы Петра Тип урока: семинар «Развернутое собеседование», урок формирования новых знаний с использованием новых информационных технологий | Моу «Павловская сош» Современное общество, родители и учащиеся, делая свой образовательный заказ школе, требуют от учителя новых подходов в обучении,... |