Скачать 235.4 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 п. Навля» Согласовано Утверждаю Председатель методического совета Директор гимназии Изотова С.А гимназии__________Колобаева И.Г. Приказ № ______от________2011г. . Рабочая программа повышенного уровня сложности учебного курса по обществознанию для обучающихся 8 класса. Саматовой О.Н., учителя общественных дисциплин первой категории Год составления программы - 2011. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 8 класса повышенного уровня сложности составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по обществознанию -М.: «Дрофа»,2007, Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ), Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783) , Учебного плана МБОУ «Гимназия №1 п.Навля » на 2012/20132 учебный год и содержит гимназический компонент по содержанию. Программа повышенного уровня сложности предназначена для изучения обществознания в 8 классе, реализуется в соответствии с «Положением о гимназиях на территории Брянской области», утвержденного приказом департамента общего и профессионального образований Брянской области № 407 от 05.05.2006 года и рассчитана на 35 годовых часов при недельной нагрузке – 1 час внеделю.. Цели и задачи курса обществознания в средней школе Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций: сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Задачи курса:
Характеристика предмета Методы преподавания и учения Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы преподавания и учения:
Формы работы : лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами, презентации дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра. Межпредметные связи на уроках обществознания: Курс «Обществознание» в 8 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу с учётом гимназического компонента. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации; Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен знать: основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения; уметь: характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами; объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества: роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире: опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с учётом гимназического компонента:
Основное содержание курса. Программа состоит из 3 разделов: Раздел I. «Общество и человек. В разделе рассматриваются: - понятие общества, его основные признаки; основные сферы общественной жизни, взаимосвязь сфер общественной жизни; мировое сообщество; -природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества; взаимоотношения природы, общества, человека; экологические проблемы; -современные подходы к типологии общества; современный мир и его проблемы, глобализация; причины и опасность международного терроризма; -основные закономерности развития общества, закон неравномерности развития народов и наций мира; социальный прогресс; -личность, индивидуальность, человек; что оказывает влияние на человеческую личность; человек и его потребности, сущность и иерархия потребностей; деятельность человека и её основные формы, мотивы деятельности и её структура; -социализация: социализация и стадии прогресса; воспитание и социализация, сходство и различие; воспитание в семье; -понятие общения, виды общения, проблемы общения; -уникальность человеческой личности; воспитание и социализация; проблемы общения и пути их решения. Основные понятия и термины: общество, государство, страна, мировое сообщество, социальный институт, основные сферы общества, глоболизация, природа, глобальные проблемы современности, типология общества, обществено-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, закон ускорения теории, прогресс, регресс, реформа, революция,личность, индивид, человек, потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей, социальзация, культурные нормы, воспитание, общение, социальная роль. Раздел II. «Экономическая сфера» В разделе рассматриваются: - что такое экономическая наука, структура экономики; основные виды ресурсов экономики, производство и его сущность; - спрос и предложение как факторы рыночной экономики; роль маркетинга в рыночной экономике; цена как регулятор спроса и предложения; - рынок, его виды, эволюция; основные функции цены; рынок. Конкуренция, монополия; - содержание и функции предпринимательства; экономический статус предпринимателя, поведение; малый бизнес и его роль в экономике; - способы воздействия государства на экономику; типы экономических систем; налоги и их виды, значение налогов; - бюджет как финансовый документ, составление бюджета; долг и кредит, дефицит бюджета и социальные программы; - труд: сущность, виды и значение труда; рабочая сила и рынок труда; карьера и досуг; причины безработицы; - сущность и структура экономики; рынок в условиях переходного периода, роль государства в экономике; труд, безработица, занятость. Основные понятия и термины: экономика, ресурсы, производство, деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль, доход, убыток, затраты,спрос, величина спроса, законы спроса и предложения, величина предложения, маркетинг, равновесная цена, рынок, цена, монополия, олигополия, дефицит, конкуренция, конкурентоспособность, предприниматель, предпринимательство, прибыль, бизнес, доходы, затраты, налогооблажение, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, госбюдежет, акциз, пошлина, государственный долг, труд, работа, безработица, заработная плата, рынок труда, рабочая сила, прожиточный минимум. Раздел III. «Социальная сфера» В разделе рассматриваются: - строение общества, социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь; социальная группа; - социальная стратификация, её критерии; классы как основа стратификации; социальная дифференциация; - богатство, образ жизни, критерии богатства, источники доходов; - бедность как экономическое, социальное, культурное явление; - этнос: понятие и признаки; факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества; племена, народности, нации; - межнациональные отношения и их сущность; формирование многонациональных государств; этнические конфликты; толерантность; - что такое конфликт, виды конфликтов, разрешение конфликтов; - социальные нормы и отклоняющееся поведение; общественно опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания. Основные понятия и термины:социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, страты, поведение, социальное взаимодействие, поступок, престиж, аторитет,социальное неравенство, приличествующий уровень жизни, бедность, порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная бедность, относительная бедность, нищета, этнос, племя, народность, нация, межнациональные отношения, этноцентризм,конфликт, противоречие, объект конфликта, причины конфликтов, разрешение конфликтов, семья, брак, нукмарная семья, жизненный цикл семьи, развод. Учебно-тематический план
Рабочая программа предусматривает следующие виды и формы контроля Виды и средства контроля:
Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе. Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома. Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: - устные; - письменные; - графические; - практические (работы); - тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Список литературы:
|
Рабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по обществознанию (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе... Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы для 5-9 классов по обществознанию Боголюбова... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе... Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию... | Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе... Билет №1 Вопрос 1: Боевая одежда пожарного. Назначение, устройство, характеристика | Рабочая программа по обществознанию для 7 классов Программа рассчитана на 1 час в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями фгос основного общего образования на основе примерной основной образовательной... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе... Обеспеченность учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год) по дисциплине «Адвокатура» | Российская федерация управление образования администрациии города... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Учителей истории,... Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 6-9 класса (2004г)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по обществознанию для 7 класса к учебнику А. И. Кравченко, составлена на основе федерального компонента Государственного... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе... Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального... Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы.... |