В управлении бизнесом





Скачать 291.8 Kb.
НазваниеВ управлении бизнесом
страница1/4
Дата публикации29.04.2015
Размер291.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4



СЕМЬ ФУНКЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ
Б. ЛЕОНТЬЕВ,

д-р экон. наук, генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса

(Москва)
Бизнес не является сугубо экономической сферой, связанной только с деньгами. У предпринимателей, которые видят в бизнесе лишь деньги, ничего кроме торговли не получается. Бизнес, тем более высокотехнологичный, является интегрированной структурой, междисциплинарной по форме и содержанию. В нем интегрируются современные достижения из разных областей науки и техники, включая отраслевые технологии, правовые, социальные, психологические, организационные, экономические и даже этнические и медицинские аспекты. Междисциплинарный подход к организации управления современным бизнесом, который во главу угла ставит институциональная экономика и ее лидеры – ученые-экономисты, представляется наиболее приемлемым для практиков и теоретиков.

Ниже пойдет речь о том, как выделить и сгруппировать функции интеллектуальной собственности (далее – ИС), капитала и ресурса, чтобы затем на их основе построить сбалансированную современную бизнес-систему как совокупность специализированных подсистем, составляющих базу ее стратегического управления. Понятия капитала и ресурса более приемлемо для экономических технологий. Однако унифицированной во всем мире категорией является, безусловно, интеллектуальная собственность.
1. Ценности и их функции

Все признанные в обществе ценности имеют свои функции, которые сознательно или подсознательно реализуются в разных формах и технологиях, направлениях деятельности людей в различных ситуациях. Например, именно так реализуются функции денег, которые описаны в энциклопедиях и учебниках по экономике. К. Маркс выделил пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство образования сокровищ (средство накопления), мировые деньги1. Здесь мера стоимости в переводе на современный язык может звучать как средство стоимостной оценки, а мировые деньги – как средство интеграции первых четырех функций на государственном и международной уровнях. Однако деньги уже давно расширили сферу своего применения, выйдя далеко за пределы экономической категории2.

Подобно деньгам своими функциями наделены такие феномены междисциплинарного характера, относящиеся к институциональной экономике, как семья, государство, правовые нормы, собственность, монополия, конкуренция и др. В институциональной экономике их называют институтами3. Соответственно накопленный в мире свод юридических норм и знаний междисциплинарного характера, объединенных единым термином «интеллектуальная собственность», также можно назвать самостоятельным институтом, который еще предстоит до конца осмыслить и научно обосновать. ИС как современный феномен специфических общественных отношений сегодня изучается во всем мире и потому выделение его функций в бизнесе имеет особую значимость для совершенствования управления высокотехнологичными системами на всех иерархических уровнях. И здесь Россия имеет явный приоритет

До недавнего времени функции ИС в российском и зарубежном бизнесе никак не определялись. Это связано с тем, что экономисты рассматривают ИС как юридическую категорию, и потому феномен ИС в экономике ими пока не осознан. К тому же ИС в России как юридическое понятие появилось лишь в начале 90-х годов, и рынок этого специфического товара развивается весьма быстро, опережая теоретические обоснования. В то же время есть ряд проблем, связанных с нормативным учетом, налогообложением и соответственно с эффективным использованием этих неосязаемых активов в бизнесе.

Решая задачи комплексного управления ИС, менеджеры на предприятиях и в организациях нередко задают резонные вопросы: каковы функции ИС как специфического объекта управления в бизнес-среде? Какие функции выполняет ИС, участвуя в бизнесе в виде нематериальных активов (далее – НМА) и как извлечь максимальную выгоду из имеющихся в бизнесе объектов промышленной собственности? Ответив на эти вопросы, можно вполне обоснованно решать другие более общие и сложные задачи, связанные с эффективным управлением любой самостоятельной бизнес-системой, любым предприятием.

Подобные вопросы cтавят сегодня специалисты в сфере инноваций на многих предприятиях после того, как ИС там выявлена, оценена и поставлена на баланс. Возникновение этой пока нетрадиционной для наших менеджеров проблемы подтверждает, что эти НМА сложны для понимания и требуют специального квалифицированного управления. В стороне от тех, кто занят вопросами охраны и защиты ИС, остаются вопросы юридической защищенности бизнеса, своевременного технико-технологического перевооружения, рентабельности бизнеса и качества его продукции. Специфична их многофакторная комплексная зависимость друг от друга и их совокупное влияние на коммерческие результаты в бизнесе, а также междисциплинарный характер их изучения, понимания и использования. Разносторонний учет этой специфики нужен для развития общей методологии управления ИС в качестве нового феномена в экономических и общественных отношениях.
2. Теория идей как идеологическое начало творчества

Ученые и специалисты Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС) нашли научно обоснованный ответ на вышепоставленные вопросы. Отслеживая новую быстро развивающуюся систему знаний в этой области, они постепенно нарабатывают оригинальную и всесторонне обоснованную методологию работы с этими активами в разных отраслях экономики. Публичное освещение ряда аспектов этой методологии интересует многих наиболее продвинутых менеджеров российского бизнеса. Приведем лишь краткие выводы относительно исследованных и обоснованных нами функций ИС, которые являются прикладной частью теории идей4, разработанной в СОИС.

Как ключевой феномен цивилизации теория идей занимала умы древних мыслителей еще 2500 лет назад. Ею занимались Пифагор, Гераклит, Парменид, Сократ и многие другие философы тех времен. Эта теория занимает, по словам Бертрана Рассела, центральное место в творчестве Платона, который назвал ее важнейшим знанием человечества. Однако в то время она не получила должного развития и не была соединена с практикой, хотя попытки разработать ее в качестве инструмента, полезного обществу, предпринимались неоднократно. Этим занимались в Академии, созданной Платоном и просуществовавшей с 387 г. до н.э. – по 529 г. н.э. Свою теорию идей в XVIII веке разработал Джон Локк5. Затем эту тему дальше развивали французские идеологи. Французское слово «идеология» означает «теория идей». Этот термин дошел до нас в сильно искаженном виде, так же, как смысл платоновской Академии как учебно-научного центра, где сознание наиболее способных учеников перестраивалось от понимания быстротекущих событий к пониманию незыблемых вечных истин.

В Институте СОИС теория идей разрабатывается как методологическая основа любых результатов творческой деятельности, ориентированных на практику. На ее основе разработана Антропометрическая матрица6 (графическая модель так называемых базовых асимметрий человека, определяющих характер его стратегического и тактического поведения), раскрывающая стратегию и тактику поведения человека и всех самостоятельных субъектов общества. Антропометрическая матрица позволила разработать в СОИС методологию асимметричного моделирования ценностей управляемого субъекта. Одним из практических результатов этого метода стали функции ИС в бизнесе, которые, по нашему мнению, не подвержены старению. Со временем формулировки этих нижеизложенных функций, возможно, будут уточняться, но по своему содержанию они останутся таковыми неопределенно долго, поскольку все социально-экономические системы воспроизводятся на тех же принципах, что и антропометрическая матрица. Поэтому данные функции, по нашему убеждению, относятся не к категории обычного быстро стареющего изобретения, а к категории научного открытия в системе социальных знаний, в частности, в экономике.


  1. Многоликое средство актуализации бизнеса

Патенты, свидетельства, а также лицензионные договоры об их передаче не являются ценными бумагами, которые продаются на бирже. Зато эти правовые документы могут быть инвестициями в бизнес. Высокотехнологичный бизнес должен обрастать изобретениями. Для него этот процесс чрезвычайно важен.

Так постепенно ИС становится формализованной и стратегически объективно устойчивой интеллектуальной сердцевиной бизнеса. Она обеспечивает его стабильный рост и вместе с тем его актуализирует, омолаживая источники наиболее значимых эффектов. Такое непрерывное омолаживание происходит за счет воспроизводства и реализации новых и уже адаптированных к данному бизнесу идей. Для того чтобы бизнес был конкурентоустойчивым и стабильным, эти активы следует тщательно формировать, изучать, охранять и укреплять, поскольку на их основе наращиваются преимущества современного предприятия, повышается его способность продвигать собственный бизнес, стабильно увеличивая прибыль (это отразил в соей работе д-р экон. наук., профессора Ю.В. Якутин7.). Недаром четыре страны – США, Япония, Германия и Великобритания вместе патентуют изобретений больше, чем весь остальной мир. Там гораздо эффективнее ищут, регистрируют и используют новые идеи, чем это делается в остальной части мира. Они лучше других сориентированы на мировой рынок и технологический прогресс. Правоприменительная практика передачи и использования ИС в этих странах отработана юристами тщательнее чем где бы то ни было.

В течение нескольких столетий юридические, а затем и экономические нормы, правила, методики и различные сведения об ИС сформировались в специализированный институт знаний, активно внедряющийся сегодня в инновационную сферу бизнеса и других социально-экономических систем. Судя по количеству материалов на эту тему в Интернете, интерес к ней быстро растет, но по качеству этих публикаций виден любительский уровень их авторов. Многие действующие на российском внутреннем рынке известные отечественные профессионалы cвои работы не публикуют и не рекламируют в Интернете, а ведут диалог на эти темы с представителями предприятий в ходе очных встреч и частично через прессу. Нам известны более двух десятков специалистов, реализующих себя таким образом.

Всестороннее понимание роли и функций ИС в бизнесе в итоге обеспечивает его успех. И наоборот, однобокое, лишь юридическое понимание этого феномена больших дивидендов не дает. Скорее это приводит к значительным расходам, которые впоследствии вероятнее всего не окупаются. Это заметно по действиям некоторых юристов и даже опытных патентоведов. Знание юридических норм позволяет лишь начать общение с руководителями многих служб предприятия, но это вовсе не означает, что из этого знания можно автоматически извлекать прибыль. От юридической охраны до реальной прибыли весьма далеко.

Исследование и разработка проблемы симметрии и асимметрии в природе и обществе позволили нам заложить основы универсальной теории идей и развивать многолетний диалог специалистов CОИС с руководителями предприятий, работающими на рынке ИС в России и СНГ. В результате нам удалось сформировать концепцию основных функций ИС, которая уже используется на ряде российских предприятий. На наш взгляд, эта концепция имеет большое прикладное значение при работе с ИС в виде нематериальных активов в хозяйственной деятельности. Суть ее состоит в выделении семи базовых функций ИС и построении на этой основе системы стратегического управления стоимостью бизнеса в отраслях экономики.
4. Семь функций – семь векторов

Как многослойная специфичная категория ИС обладает следующими семью функциями: технической, технологической, правовой, экономической, психологической, социологической и общеорганизационной. В связи с этим ИС как объект комплексного управления может рассматриваться на предприятии как:

– средство наделения товара особыми потребительскими свойствами (техническая функция);

– средство обеспечения технологического превосходства над конкурентами

(технологическая функция);

– средство обеспечения высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса, включая средство индивидуализации юридического лица (правовая функция);

– средство экономического управления капиталом с целью устойчивого извлечения сверхприбылей и наращивания его стоимости (экономическая функция);

– средство идентификации бизнеса в сознании потребителя на основе бренд-стратегии (социологическая функция);

– средство формирования высокой корпоративной культуры индивидуального и массового творчества в конкретной бизнес-среде (психологическая функция);

– средство интеграции шести вышеназванных функций (общеорганизационная функция).

Рассмотрим функции ИС, обеспечивающие бизнесу конкурентные преимущества, в представленной выше последовательности.

Несмотря на то, что в таком виде эти функции у нас сформулированы совсем недавно, квалифицированный российский менеджер даже при столь кратком их изложении сможет сформулировать задачи, связанные с совершенствованием собственного бизнеса и реализовать эффективное использование объектов ИС в качестве функционально ориентированного средства по вышеуказанному назначению. Без вышеназванных функций само назначение системы управления ИС и ее отдельных подсистем теряют целевую направленность. Все эти функции, родились, можно сказать, на подсознательном уровне у западных предпринимателей и чиновников задолго до появления понятия ИС, и им столько же лет, сколько первым изобретениям и товарным знакам.

Рассмотрим каждую из вышеназванных функций отдельно.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В управлении бизнесом iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров по...
Рабочая программа для бакалавров по направлению «Управление малым бизнесом» профессиональной образовательной программы бакалавриата...
В управлении бизнесом iconРабочая программа дисциплины «Экономико-математические методы в стратегическом управлении»
Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Корпоративные информационные системы», «Компьютерные технологии в управлении»,...
В управлении бизнесом iconУчебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов....
Содержание заданий и критерии их оценивания по курсу «Тестирование в управлении персоналом»
В управлении бизнесом iconПриказ от 17 августа 2010 г. N 10 о комиссии по проведению конкурсов...
Управлении по размещению государственного заказа Пензенской области, их соответствия установленным квалификационным требованиям к...
В управлении бизнесом iconУчебно-методический комплекс дисциплины корпоративная социальная...
Данная дисциплина относится к профессиональному циклу ооп, профиль «Управление малым бизнесом» Б. 3, базовая часть
В управлении бизнесом iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»
«Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Управление проектом», «Управление малым бизнесом»
В управлении бизнесом iconПрограмма дисциплины Посреднические технологии в управлении Для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
В управлении бизнесом iconПоложение о порядке рассмотрения обращений граждан и организации...
Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19. 04....
В управлении бизнесом iconПрограмма дисциплины "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 221400....
В управлении бизнесом iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «рынок услуг связи»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнесом
В управлении бизнесом iconПрограмма учебной дисциплины Финансы предприятий для слушателей профессиональной...
Кроме того, в курсе предусматривается изучение современных методов расчета финансовых показателей, порядка формирования и использования...
В управлении бизнесом iconРешение специфических задач и занимает свою нишу в рамках организации управления бизнесом
В целях повышения эффективности внутриведомственного планирования и повышения уровня открытости главных распорядителей бюджетных...
В управлении бизнесом iconОтчет о проведении круглого стола «Интеграция различных уровней обучения...
Отчет о проведении круглого стола «Интеграция различных уровней обучения в антикризисном управлении» 28. 03. 2013г организованного...
В управлении бизнесом iconДоклад подготовлен в соответствии с Положением о порядке подготовки...
Сфера деятельности управления ветеринарии определена Положением об управлении ветеринарии Кировской области, утвержденным постановлением...
В управлении бизнесом iconТемы семинарских занятий 1 Сущность маркетинга и его роль в развитии...
Сущность маркетинга и его роль в развитии экономики страны и управлении предприятием
В управлении бизнесом iconМетодика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной...
Ессионального уровня претендентов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Управлении Роскомнадзора...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск