Скачать 0.96 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проектор по учебной работе, профессор _____________Мамаев С.Н. « ______»________________2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по__________________________ЭКОНОМИКА_________________________________ (наименование дисциплины) для специальности _________________060301_____ФАРМАЦИЯ_____________________ (шифр и наименование специальности) по специализации______________________________________________________________ факультет____Фармацевтический_______________________________________ кафедра________Философии и истории ________________________ квалификация выпускника_______________________________________________________ курс______________1__________________________________________________________ семестр___________1___________________________________________________________ всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах)_______108 ч.______________________ лекции_________________________________21 час__________ практические (семинарские) занятия ________51 час_________ самостоятельная работа___________________36 часов________ экзамен_____________________1 семестр______________________ Махачкала 2014 г. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО-3, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060101 ФАРМАЦИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. №1118 и учебного плана ГБОУ ВПО ДГМА Министерства здравоохранения России. Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Философии и истории от «_______» марта____2014 г. Протокол № __6___ Заведующий кафедрой___________________________________ (Кафаров Т.Э.) Рабочая программа согласована
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета от «_____» _________________20____г. Протокол № ______________________ Председатель СФ________________________ (__________________________) подпись ФИО Составители: К.э.н., доцент Д.А.Аджиева Ассистент Э.А.Эфендиева Рецензенты: Д.э.н., профессор кафедры «Экономическая теория» ГБОУ ВПО ДГУ М.А.Ибрагимов Д.э.н., профессор кафедры «Экономическая теория» ГБОУ ВПО ДГУ А.М.Казиханов Введение Экономика – важнейший элемент человеческой цивилизации наряду с наукой, культурой, социально-правовыми отношениями и т.д. Экономика (в узком смысле слова) является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических наук и, в отличие от них, не просто описывает экономические явления и процессы, а показывает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрывает систему экономических явлений, процессов и законов. Экономика имеет теоретическое и практическое значение. С одной стороны, она формирует мировоззрение людей, помогает им реализовывать свои возможности при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления. С другой стороны, изучение курса экономики дает человеку представление о том, какую работу лучше выбрать, во что следует вкладывать деньги, какие товары покупать, какие разумные хозяйственные решения принимать. Студенты всех высших учебных заведений во всех странах мира изучают экономику. Основным доводом в пользу этого является то, что данная учебная дисциплина исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Каждый человек рано или поздно задается вопросами: почему растут цены, от чего зависит заработная плата, что выгоднее – работать по найму или открыть собственное дело, положить деньги в банк или купить акции? Экономические знания являются обязательной составляющей гуманитарного образования и профессиональной подготовки студентов, воспитания их как граждан с активной жизненной позицией. Главная задача экономического образования студентов состоит в формировании современного типа экономического мышления на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципов принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. Экономика относится к числу гуманитарных дисциплин, построенных на фактах реальной действительности, она помогает понять всю сложность происходящих в мире процессов, ориентироваться в историческом движении. Изучение экономики, экономических теорий и методов экономического анализа создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные Министерством образования Российской Федерации, определяют содержание дисциплины «Экономика». Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономика» являются: вооружение студентов точным знанием категориально - понятийного аппарата дисциплины «Экономика», способностью разобраться в теоретических позициях различных экономических школ, умением анализировать с общеэкономических позиций сложности развития современной экономической системы, а также дать оценку перспективам развития хозяйственной системы в условиях глобализации. Основными задачами изучения дисциплины «Экономика» являются: - выяснение законов экономического развития, т.е. тех основ, которые изучаются как традиционной политической экономией, так и современной Экономикс; - анализ механизма функционирования экономических систем, в особенности изучение методов деятельности народного хозяйства в целом и отдельной фирмы, предприятия; - разработка принципов экономической политики. Многообразие и сложность проблем экономического развития требуют определенной классификации разделов курса «Экономика» и последовательности их изложения и изучения в соответствии с ее внутренней логикой. По своей структуре курс состоит из следующих разделов:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Экономика» является составной частью базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (С1-6). Наряду с такими дисциплинами как «Философия», «Правоведение», «История Отечества» она формирует общекультурные компетенции и служит основой для получения профессиональных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин «Экономика здравоохранения», «Общественное здоровье и здравоохранение». 3.Требования к результатам освоения дисциплины: Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) компетенций: способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-1) формирование способности и готовности анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4) В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: • экономические категории и законы, главные направления и школы экономической теории, политические и социально -культурные факторы, воздействующие на экономику; • экономические принципы и механизмы работы рыночной системы, основные формы организаций ; • сущность микроэкономического анализа: процессы принятия экономических решений отдельными субъектами, анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках; • основные макроэкономические показатели и принципы их расчета; • особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов; • характерные черты российской модели переходной экономики; • этапы становления мирового хозяйства и закономерности его развития. Уметь: • применять принципы, законы и методы экономической теории к анализу экономических явлений и процессов; • объяснять стратегии ценообразования, производства, регулирования экономики, распространения научно - технических нововведений в условиях рыночной экономики; • исследовать основные связи между экономическими явлениями с помощью вербальных, графических и математических моделей; • описывать взаимодействие между микроэкономическим и макроэкономическим уровнями экономической системы. Владеть: • экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства; • навыками аналитического и численного решения основных микро - и макроэкономических моделей; • инструментами микро и макроэкономического анализа на практике и принимать адекватные организационно - экономические решения; • способностью к развитию инициативности, предпринимательского духа, стремления к успеху на основе знаний о современных моделях рынка. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Тема 1. Предмет экономической науки Экономическая теория в системе экономических наук. Сущность экономики. Экономика как наука. Основные разделы экономики. Предмет и методы экономической теории. Основные экономические цели. Функции экономической теории. Удовлетворение потребностей как конечная цель производства. Потребности материальные и духовные, первичные и вторичные. Закон возвышения потребностей. Безграничность потребностей. Иерархическая пирамида потребностей А.Маслоу. Кривая производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Производство и процесс труда. Основные элементы процесса труда. Труд. Предметы труда. Средства труда Средства производства. Общественное производство. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство Этапы развития экономической теории. Экономическая мысль Древнего Мира. Экономика и хрематистика в учении Аристотеля. Экономическая мысль Средневековья. Меркантилизм как первая школа экономической теории. Физиократизм. Классическая политэкономия. Учение А.Смита о «невидимой руке» рынка и невмешательстве государства в экономику. Марксизм. Маржинализм. Современные экономические школы. Тема 2. Экономические системы и собственность Экономическая система и ее элементы. Типы экономических систем. Традиционная экономика и ее особенности. Рыночная экономика и ее признаки. Командно-административная экономика и ее признаки. Смешанная экономика. Японская модель смешанной экономики. Шведская модель смешанной экономики. Американская модель смешанной экономики. Собственность как экономическое и правовое явление. Экономическая теория прав собственности. Виды собственности и формы хозяйствования. Субъекты и объекты собственности. Признаки классификации форм собственности. Индивидуальная, кооперативная, государственная собственность. Преобразование собственности в России. Этапы российской приватизации. РАЗДЕЛ 2. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО Тема 3. Экономическая теория рынка Типы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное хозяйство и его особенности. Разделение труда как основа товарного производства. Типы товарного производства. Понятие товара. Потребительная стоимость товара. Особенности потребительной стоимости. Меновая стоимость товара Индивидуальная и общественная стоимость товара. Теории трудовой стоимости товара и предельной полезности Эволюция форм стоимости: простая, развернутая, всеобщая и денежная. Сущность денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство образования сокровищ (сбережений), мировые деньги. Различные подходы к определению понятия «рынок» в истории и современности. Сущность рынка. Условия возникновения рынка. Принципы функционирования рыночной экономики. Основные функции рынка: посредническая, ценообразующая, информационная, регулирующая, стимулирующая, санирующая. Достоинства и недостатки рыночной экономики. Основные типы рынка: свободный и регулируемый. Структура рынка. Инфраструктура рынка. Основные элементы инфраструктуры рынка. |
Проектор по учебной работе Фгос впо-3 с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060301 фармация, утвержденного приказом Министерства... | Отчет по работе экологической площадки Гурылева Наталья Владимировна,... ... | ||
Учебной работе были поставлены следующие задачи: Создать условия... Перед школой на 2012\2013 уч год по учебной работе были поставлены следующие задачи | Уважаемые коллеги! «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Проректор по учебной работе, заместитель председателя умо по агрономическому образованию д т н | Международный туристский бизнес «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | ||
Утверждаю проректор по учебной работе Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,... | Урок №1 Создание лимона Рецензент: проектор по научно- методической работе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников... | ||
Проект базовой концепции развития научно-исследовательского института «Новая экономика и бизнес» «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | Утверждаю проректор по учебной работе Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями... | ||
Учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь,... Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся),... | О нормах времени по учебной работе Утвердить следующие нормы учебной нагрузки для различных категорий научно-педагогических работников фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»... | ||
Проректор по учебной работе Курсовая работа является одним из важнейших форм учебной работы и выполняется студентом в соответствии с учебным планом. Графики... | Урока: дать понятие о собирательных числительных Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся),... | ||
2. 1 Обоснование выбора lcd – проекторов Проектор настолько прост в управлении, что не требует специальных навыков. Высокая яркость и специальные экраны дают возможность... | Методическая разработка для преподавателей и студентов по проведению... Рецензенты: проректор по учебной работе Стгма, к м н., доцент Филимонов Ю. А., зав кафедрой общественного здоровья и здравоохранения... |