Скачать 0.98 Mb.
|
Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-5, ПК-6 (направление «Экономика»), на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков при овладении основными базовыми понятиями и методами оптимальных решений, применения изученных методов к решению конкретных управленческих задач. К целям курса "Методы оптимальных решений" относятся следующие: усвоение студентами современных подходов к разработке и принятию управленческих решений; умения применять математический аппарат для исследования и решения экономических и управленческих проблем; овладение методологией разработки решений и способами их обоснования в условиях определенности, риска и неопределенности; формирование навыков по обработке полученных данных и результатов при исследовании и решении экономических проблем; усвоение студентами теоретических знаний и приобретение элементарных практических навыков по формулированию прикладных экономико-математических моделей; овладение методами анализа и использованию полученных знаний и навыков для разработки и принятия управленческих решений; приобретение студентами навыков анализа проблемных ситуаций в деятельности социально-экономических систем (предприятий, фирм, учреждений и др.); Задачи освоения учебной дисциплины ознакомить студентов с сущностью, познавательными возможностями и практическим значением моделирования как одного из научных методов познания реальности; ознакомить студентов с наиболее распространёнными математическими методами, используемыми в экономико-математическом моделировании; сформировать навыки принятия управленческого решения с применением моделей и использованием вычислительной техники; научить студентов интерпретации результатов экономико-математического моделирования и применять их для обоснования управленческих решений; сформировать основу для дальнейшего самостоятельного изучения приложений экономико-математического моделирования в процессе профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен: освоить и знать основные математические методы анализа принятия решения; получить практические навыки разработки, выбора и обоснования рациональных вариантов действий при решении практических задач; получить практические навыки разработки, выбора и обоснования вариантов эффективных хозяйственных решений в условиях неопределенности и риска; получить практические навыки выбора и принятия оптимальных управленческих решений с использованием экономико-математических моделей; иметь представление о проблематике и перспективах развития теории принятия решений уметь самостоятельно находить и использовать дополнительную необходимую информацию в данной предметной области. уметь систематизировать и обобщать информацию, необходимую для принятия управленческих решений; Программа курса «Методы оптимальных решений» должна ознакомить студента с используемым понятийным аппаратом дисциплины, с процессом разработки, принятия и оценки управленческих решений на базе системной концепции и экономико-математических методов. II. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Учебная дисциплина «Методы оптимальных решений» относится к базовой (обязательной) части математического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Для изучения учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Математика», «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теории вероятности». Теоретические знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут необходимы при последующем изучении таких дисциплин, как: Методы принятия управленческих решений; Исследования систем управления; Эконометрика; Статистика; Финансы; Маркетинг; Финансовый менеджмент Бизнес-планирование III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла, дисциплина «Методы оптимальных решений» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра-экономиста:
Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны: Знать: основные понятия, определения, теоремы и их следствия и постановку задач линейного программирования (ЛП), примеры экономических задач; графический и симплексный методы решения задач ЛП; понятие двойственности в ЛП, теоремы двойственности; алгоритм решения транспортной задачи; решение задач теории игр; алгоритм решения задачи нелинейного программирования; алгоритм решения задачи динамического программирования; задачи планирования и оптимизации на графах. основные принципы и типы математических моделей, используемых при описании сложных систем, принятии и анализе решений; сложившуюся, к настоящему времени, типизацию и классификацию таких моделей, систем, задач, методов; Уметь: выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей квалифицированно применять изученные методы при решении прикладных задач управленческого и экономического содержания; составлять математические модели экономических задач, приводящих к задачам линейного программирования (ЛП), целочисленного, параметрического линейного, нелинейного, динамического программирования; решать задачи ЛП симплекс-методом, двойственным симплекс-методом; решать транспортные задачи; составлять платежные матрицы и решать задачи по теории игр графическим методом, симплекс-методом; решать задачи целочисленного программирования графическим методом и методом Гомори; решать задачи параметрического программирования (в том числе параметрическую транспортную задачу); решать задачу нелинейного программирования графическим способом; решать задачу дробно-линейного программирования методом Лагранжа; решать задачу динамического программирования с помощью уравнений Беллмана; решать задачи оптимизации на графах: находить кратчайшие расстояния между вершинами графа, минимальное остовное дерево, минимальный гамильтонов цикл; строить сетевые графики, производить расчет временных характеристик. Владеть: представлением о проблематике и перспективах развития теории принятия решений как одного из важнейших направлений, связанных с созданием и внедрением новых информационных технологий умением и навыками исследования, решения и применения задач линейного, целочисленного и динамического программирования; умением и навыками исследования, решения и применения задач теории оптимального управления и массового обслуживания. умением и навыками составления математической модели задачи линейного программирования и перехода от одной формы записи задачи ЛП к другой; умением и навыками составления двойственной задачи линейного программирования; умением и навыками решения транспортной задачи; умением и навыками решения задачи целочисленного программирования; умением и навыками решения задачи параметрического программирования; решения парных игр с нулевой суммой; умением и навыками решения задачи нелинейного программирования; умением и навыками решения задачи динамического программирования; умением и навыками использования теории графов при решении практических задач.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицs. Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.
Примечание: Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь.
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 чаcа. Примерный тематический план курса для студентов очной формы обучения
Примерный тематический план курса для студентов заочной формы обучения
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение. Формализация проблем управления в экономике Предмет, история и перспективы развития методов оптимальных решений. Математическое описание экономических объектов. Управляемые и прогнозные модели. Управляемость и большая размерность. Основные разделы описания: материальный, финансовый и социальный. Описание внешней среды. Элементы экономики и элементы описания. Оператор планирования и оператор функционирования. Однопродуктовая схема. Процедура объединения элементов. Тема 2. Линейное программирование Общая задача оптимизации и линейное программирование (ЛП). Постановка и формы записи задачи линейного программирования. Экономические приложения. Геометрическая интерпретация задачи. Симплекс-метод: основная схема алгоритма. Экономическая интерпретация итоговой симплекс-таблицы. Метод искусственного базиса. Тема 3. Транспортная задача линейного программирования Общая постановка транспортной задачи. Открытая и закрытая ТЗ. Метод опорного плана. Метод северо-западного угла. Метод наименьшей стоимости. Определение первоначального распределения поставок в вырожденном случае. Проверка оптимальности базисного распределения поставок. Улучшение неоптимального плана перевозок. Алгоритм распределительного метода. Методы построения первоначального базисного плана транспортной задачи. Алгоритм метода потенциалов. Тема 4. Целочисленное программирование и дискретная оптимизация Целочисленные переменные в задачах экономического планирования. Общая задача целочисленного программирования, общая задача целочисленного ЛП, задача частично-целочисленного программирования. Геометрическая интерпретация задачи целочисленного программирования. Алгоритм Гомори. Метод ветвей и границ. Задача о назначениях. Тема 5. Нелинейные задачи оптимизации Общая постановка задач конечномерной оптимизации. Выпуклые множества и их свойства. Экономическая и геометрическая интерпретации. Теорема Вейерштрасса и следствие из неё. Метод множителей Лагранжа в гладких экстремальных задачах с ограничениями типа равенств и неравенств. Задачи выпуклого программирования. Теорема Куна-Таккера. Схемы численных методов оптимизации: градиентный метод с постоянным шагом, метод скорейшего спуска, метод Ньютона, метод проекции градиента. Тема 6. Многокритериальная оптимизация Постановка и методы решения задач многокритериальной оптимизации. Примеры многокритериальных задач в экономике. Тема 7. Математическая теория оптимального управления. Динамическое программирование Постановка задач оптимального управления. Принцип максимума для дискретных линейных задач оптимального управления. Методы нелинейного программирования в задачах оптимального управления. Тема 8. Марковские процессы; задачи систем массового обслуживания Понятие марковского случайного процесса. Потоки событий. Уравнения Колмогорова. Процессы «рождения-гибели». Экономико-математическая постановка задач массового обслуживания. Задачи анализа замкнутых и разомкнутых систем массового обслуживания Модели систем массового обслуживания в коммерческой деятельности. СМО с отказами. СМО с ожиданием (очередью). |
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Целью изучения данной дисциплины является овладение врачами-психиатрами теоретическими и практическими знаниями медико-социальной... | Рабочая программа дисциплины «Сравнительное правоведение» Целью изучения дисциплины является познакомить слушателей с правовыми системами современности, категориальным аппаратом данной области... | ||
1. 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с... Целью изучения дисциплины является овладения студентами культурой делового общения, психологией, стратегией и тактикой деловых переговоров,... | Рабочая программа по дисциплине сд. 10. 04 Региональный бюджет Целью изучения данной дисциплины приобретение студентами теоретических и практических знаний в области формирования и использования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «конструирование машин и оборудования... Цели и задачи дисциплины Целью изучения данной дисциплины является ознакомить студентов с современными методами расчета и проектирования... | Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом... Целью изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности» является ознакомление студентов с базовыми... | ||
I. организационно-методический раздел цель дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы практических знаний и навыков в области финансового налогового... | 1 Цели и задачи изучения дисциплины ... | ||
Человек и Космос” Знания, умения и навыки, которыми должен обладать обучающийся для изучения данной дисциплины: Изучение данной дисциплины предполагает... | 1. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины Целью изучения данного курса является формирование у обучающегося современных знаний по вопросам управления... | ||
1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста... Целью изучения дисциплины «мвко» является подготовка работников для профессиональной деятельности в кредитных, финансовых учреждениях,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая география и регионалистика» Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов.... | ||
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 час) Целью изучения дисциплины овладеть иностранным языком как средством делового общения | Задачами изучения дисциплины являются Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной... |