Целью изучения данной дисциплины





НазваниеЦелью изучения данной дисциплины
страница1/9
Дата публикации02.07.2015
Размер0.98 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


    1. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-5, ПК-6 (направление «Экономика»), на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков при овладении основными базовыми понятиями и методами оптимальных решений, применения изученных методов к решению конкретных управленческих задач.

К целям курса "Методы оптимальных решений" относятся следующие:

    усвоение студентами современных подходов к разработке и принятию управленческих решений;

    умения применять математический аппарат для исследования и решения экономических и управленческих проблем;

    овладение методологией разработки решений и способами их обоснования в условиях определенности, риска и неопределенности;

    формирование навыков по обработке полученных данных и результатов при исследовании и решении экономических проблем;

    усвоение студентами теоретических знаний и приобретение элементарных практических навыков по формулированию прикладных экономико-математических моделей;

    овладение методами анализа и использованию полученных знаний и навыков для разработки и принятия управленческих решений;

    приобретение студентами навыков анализа проблемных ситуаций в деятельности социально-экономических систем (предприятий, фирм, учреждений и др.);




    Задачи освоения учебной дисциплины




    ознакомить студентов с сущностью, познавательными возможностями и практическим значением моделирования как одного из научных методов познания реальности;

    ознакомить студентов с наиболее распространёнными математическими методами, используемыми в экономико-математическом моделировании;

    сформировать навыки принятия управленческого решения с применением моделей и использованием вычислительной техники;

    научить студентов интерпретации результатов экономико-математического моделирования и применять их для обоснования управленческих решений;

    сформировать основу для дальнейшего самостоятельного изучения приложений экономико-математического моделирования в процессе профессиональной деятельности.




    В результате изучения дисциплины студент должен:




    освоить и знать основные математические методы анализа принятия решения;

    получить практические навыки разработки, выбора и обоснования рациональных вариантов действий при решении практических задач;

    получить практические навыки разработки, выбора и обоснования вариантов эффективных хозяйственных решений в условиях неопределенности и риска;

    получить практические навыки выбора и принятия оптимальных управленческих решений с использованием экономико-математических моделей;

    иметь представление о проблематике и перспективах развития теории принятия решений

    уметь самостоятельно находить и использовать дополнительную необходимую информацию в данной предметной области.

    уметь систематизировать и обобщать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;




    Программа курса «Методы оптимальных решений» должна ознакомить студента с используемым понятийным аппаратом дисциплины, с процессом разработки, принятия и оценки управленческих решений на базе системной концепции и экономико-математических методов.


II. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина «Методы оптимальных решений» относится к базовой (обязательной) части математического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Для изучения учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Математика», «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теории вероятности».

Теоретические знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут необходимы при последующем изучении таких дисциплин, как:

Методы принятия управленческих решений;

Исследования систем управления;

Эконометрика;

Статистика;

Финансы;

Маркетинг;

Финансовый менеджмент

Бизнес-планирование

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла, дисциплина «Методы оптимальных решений» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра-экономиста:


Код компетенции

Наименование компетенции

ПК-5

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы


ПК-6

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты


Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:

    основные понятия, определения, теоремы и их следствия и постановку задач линейного программирования (ЛП), примеры экономических задач;

    графический и симплексный методы решения задач ЛП;

    понятие двойственности в ЛП, теоремы двойственности;

    алгоритм решения транспортной задачи;

    решение задач теории игр;

    алгоритм решения задачи нелинейного программирования;

    алгоритм решения задачи динамического программирования;

    задачи планирования и оптимизации на графах.

    основные принципы и типы математических моделей, используемых при описании сложных систем, принятии и анализе решений;

    сложившуюся, к настоящему времени, типизацию и классификацию таких моделей, систем, задач, методов;

    Уметь:

    выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей

    квалифицированно применять изученные методы при решении прикладных задач управленческого и экономического содержания;

    составлять математические модели экономических задач, приводящих к задачам линейного программирования (ЛП), целочисленного, параметрического линейного, нелинейного, динамического программирования;

    решать задачи ЛП симплекс-методом, двойственным симплекс-методом;

    решать транспортные задачи;

    составлять платежные матрицы и решать задачи по теории игр графическим методом, симплекс-методом;

    решать задачи целочисленного программирования графическим методом и методом Гомори;

    решать задачи параметрического программирования (в том числе параметрическую транспортную задачу);

    решать задачу нелинейного программирования графическим способом;

    решать задачу дробно-линейного программирования методом Лагранжа;

    решать задачу динамического программирования с помощью уравнений Беллмана;

    решать задачи оптимизации на графах: находить кратчайшие расстояния между вершинами графа, минимальное остовное дерево, минимальный гамильтонов цикл;

    строить сетевые графики, производить расчет временных характеристик.

    Владеть:

    представлением о проблематике и перспективах развития теории принятия решений как одного из важнейших направлений, связанных с созданием и внедрением новых информационных технологий

    умением и навыками исследования, решения и применения задач линейного, целочисленного и динамического программирования;

    умением и навыками исследования, решения и применения задач теории оптимального управления и массового обслуживания.

    умением и навыками составления математической модели задачи линейного программирования и перехода от одной формы записи задачи ЛП к другой;

    умением и навыками составления двойственной задачи линейного программирования;

    умением и навыками решения транспортной задачи;

    умением и навыками решения задачи целочисленного программирования;

    умением и навыками решения задачи параметрического программирования;

    решения парных игр с нулевой суммой;

    умением и навыками решения задачи нелинейного программирования;

    умением и навыками решения задачи динамического программирования;

    умением и навыками использования теории графов при решении практических задач.

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицs. Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.


Вид учебной работы

Всего

часов

Аудиторные занятия (всего)

72/22

В том числе:




Лекции

24/8

Практические занятия (ПЗ)

40/14

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

72/118

В том числе:




Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы

8/-

Вид промежуточной аттестации (диф.зачёт)

Диф. зачет

Общая трудоемкость/ час. Зач.ед.

144

4


Примечание:

Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь.


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 чаcа.

Примерный тематический план курса для студентов очной формы обучения


Темы

Общее кол-во часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего

Лекции

Сем. и пз. /КСР

Модуль 1
















Тема 1.

Введение. Формализация проблем управления в экономике

10

6

2

4

4

Тема 2.

Линейное программирование

11

6

2

4

5

Тема 3.

Транспортная задача линейного программирования

15

10

4

6

5

Модуль 2
















Тема 4.

Целочисленное программирование и дискретная оптимизация

20

10

2

6/2

10

Тема 5.

Нелинейные задачи оптимизации

16

6

2

4

10

Модуль 3
















Тема 6.

Многокритериальная оптимизация

17

10

2

6/2

7

Тема 7.

Математическая теория оптимального управления. Динамическое программирование

19

12

4

6/2

7

Модуль 4
















Тема 8.

Марковские процессы; задачи систем массового обслуживания

15

8

2

4/2

28

Диф. зачет
















ВСЕГО

144

72

24

40/8

72



Примерный тематический план курса для студентов заочной формы обучения


Темы

Общее кол-во часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего

Лекции

Сем. и пз.

Модуль 1
















Тема 1.

Введение. Формализация проблем управления в экономике

15

1

1




14

Тема 2.

Линейное программирование

17

3

1

2

14

Тема 3.

Транспортная задача линейного программирования

18

3

1

2

15

Модуль 2
















Тема 4.

Целочисленное программирование и дискретная оптимизация

18

3

1

2

15

Тема 5.

Нелинейные задачи оптимизации

18

3

1

2

15

Модуль 3
















Тема 6.

Многокритериальная оптимизация

18

3

1

2

15

Тема 7.

Математическая теория оптимального управления. Динамическое программирование

18

3

1

2

15

Модуль 4
















Тема 8.

Марковские процессы; задачи систем массового обслуживания

18

3

1

2

15

Диф. зачет
















ВСЕГО

144

22

8

14

118


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Формализация проблем управления в экономике
Предмет, история и перспективы развития методов оптимальных решений. Математическое описание экономических объектов. Управляемые и прогнозные модели. Управляемость и большая размерность. Основные разделы описания: материальный, финансовый и социальный.

Описание внешней среды. Элементы экономики и элементы описания. Оператор планирования и оператор функционирования. Однопродуктовая схема. Процедура объединения элементов.
Тема 2. Линейное программирование
Общая задача оптимизации и линейное программирование (ЛП). Постановка и формы записи задачи линейного программирования. Экономические приложения. Геометрическая интерпретация задачи. Симплекс-метод: основная схема алгоритма. Экономическая интерпретация итоговой симплекс-таблицы. Метод искусственного базиса.

Тема 3. Транспортная задача линейного программирования

Общая постановка транспортной задачи. Открытая и закрытая ТЗ. Метод опорного плана. Метод северо-западного угла. Метод наименьшей стоимости. Определение первоначального распределения поставок в вырожденном случае. Проверка оптимальности базисного распределения поставок. Улучшение неоптимального плана перевозок. Алгоритм распределительного метода.

Методы построения первоначального базисного плана транспортной задачи. Алгоритм метода потенциалов.

Тема 4. Целочисленное программирование и дискретная оптимизация

Целочисленные переменные в задачах экономического планирования. Общая задача целочисленного программирования, общая задача целочисленного ЛП, задача частично-целочисленного программирования.

Геометрическая интерпретация задачи целочисленного программирования. Алгоритм Гомори. Метод ветвей и границ. Задача о назначениях.

Тема 5. Нелинейные задачи оптимизации
Общая постановка задач конечномерной оптимизации. Выпуклые множества и их свойства. Экономическая и геометрическая интерпретации. Теорема Вейерштрасса и следствие из неё. Метод множителей Лагранжа в гладких экстремальных задачах с ограничениями типа равенств и неравенств. Задачи выпуклого программирования. Теорема Куна-Таккера.

Схемы численных методов оптимизации: градиентный метод с постоянным шагом, метод скорейшего спуска, метод Ньютона, метод проекции градиента.

Тема 6. Многокритериальная оптимизация
Постановка и методы решения задач многокритериальной оптимизации. Примеры многокритериальных задач в экономике.

Тема 7. Математическая теория оптимального управления. Динамическое программирование
Постановка задач оптимального управления. Принцип максимума для дискретных линейных задач оптимального управления. Методы нелинейного программирования в задачах оптимального управления.

Тема 8. Марковские процессы; задачи систем массового обслуживания
Понятие марковского случайного процесса. Потоки событий. Уравнения Колмогорова. Процессы «рождения-гибели». Экономико-математическая постановка задач массового обслуживания. Задачи анализа замкнутых и разомкнутых систем массового обслуживания

Модели систем массового обслуживания в коммерческой деятельности. СМО с отказами. СМО с ожиданием (очередью).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целью изучения данной дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Целью изучения данной дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Целью изучения данной дисциплины icon3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является овладение врачами-психиатрами теоретическими и практическими знаниями медико-социальной...
Целью изучения данной дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Сравнительное правоведение»
Целью изучения дисциплины является познакомить слушателей с правовыми системами современности, категориальным аппаратом данной области...
Целью изучения данной дисциплины icon1. 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с...
Целью изучения дисциплины является овладения студентами культурой делового общения, психологией, стратегией и тактикой деловых переговоров,...
Целью изучения данной дисциплины iconРабочая программа по дисциплине сд. 10. 04 Региональный бюджет
Целью изучения данной дисциплины приобретение студентами теоретических и практических знаний в области формирования и использования...
Целью изучения данной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «конструирование машин и оборудования...
Цели и задачи дисциплины Целью изучения данной дисциплины является ознакомить студентов с современными методами расчета и проектирования...
Целью изучения данной дисциплины iconЦель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом...
Целью изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности» является ознакомление студентов с базовыми...
Целью изучения данной дисциплины iconI. организационно-методический раздел цель дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы практических знаний и навыков в области финансового налогового...
Целью изучения данной дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
...
Целью изучения данной дисциплины iconЧеловек и Космос”
Знания, умения и навыки, которыми должен обладать обучающийся для изучения данной дисциплины: Изучение данной дисциплины предполагает...
Целью изучения данной дисциплины icon1. Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины Целью изучения данного курса является формирование у обучающегося современных знаний по вопросам управления...
Целью изучения данной дисциплины icon1 Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста...
Целью изучения дисциплины «мвко» является подготовка работников для профессиональной деятельности в кредитных, финансовых учреждениях,...
Целью изучения данной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая география и регионалистика»
Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов....
Целью изучения данной дисциплины iconОбщая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 час)
Целью изучения дисциплины овладеть иностранным языком как средством делового общения
Целью изучения данной дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск