Скачать 71.5 Kb.
|
Предмет Технология (учитель Никифорова Г.Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств. Заполнять и вести домашнюю финансовую документацию. Развивать способность сравнивать и анализировать. Формировать навыки ведения домашней финансовой документации. Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности; Организация начала занятия : Приветствие. Проверка присутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку Проверка домашнего задания: Перед уроком учащимся было задано домашнее задание – написать мини-сочинение на тему: " Чем богат человек"; "Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?" Изложение нового материала. Что такое семья.. В словаре можно найти следующее определение семьи: "Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью". Но само по себе понятие семьи намного шире. Семью следует рассматривать с многих сторон: психологи изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи. Семья тесно взаимодействует со всеми общественными сферами: производство, экономика, политика, сфера духовной культуры и др. Конечно, в различные периоды развития человечества, в разных странах, в различных экономических, политических, национальных, религиозных условиях семейные отношения принимали разнообразные формы. Но с полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, полноценное восприятие человеком собственного места в жизни общества. Бюджет семьи. Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на удержание ваши родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя. Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д. Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их "роспись". Слово "бюджет" буквально означает " денежная сумка". Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье "Расходы". Под балансом (от французского balance - весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления. Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы: Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела. Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета. Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости. Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов: доходы и расходы. Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Рациональное использование средств для наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов семьи является основной задачей семейной экономики. Рациональный бюджет школьника Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются. Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1. Таблица 1 Недельный бюджет школьника
Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай". Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем. Самостоятельная работа: Далее учащимся предлагается проверить свои знания и навыки в условиях игровой ситуации. Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100% активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску. СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ" Пред учащимися ставятся цели игры Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре. Класс разбивается на группы. Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов. По окончании игры осуществляется подведение итогов игры.. Подведение итогов урока. Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета? Семья _____________________
Источник дополнительных расходов семьи.
Общая сумма доходов______________________________________
Накопления_____________________________________ Итого расходов__________________________________ Ответить на вопросы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот урок знакомит учащихся с понятием “семейный бюджет”; дает представление о распределении денег в семейном бюджете. Продолжаем... | Урок обществознания в 9 классе по теме «Бюджет дело государственной важности» ... | ||
Урок в школе в рамках реализации долгосрочного проекта «Урок в Москве» Изучаемые элементы содержания: бюджет, бюджет рф, бюджет Москвы, программные расходы, непрограммные расходы, доходы и расходы бюджета,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Семейный бюджет: источники расходов семьи, основные виды расходов семьи» | ||
Урок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова» Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но как и все приложения, предназначены только для одной области экономики. Мой проект берет область «семейный бюджет». В данном проекте... | ||
Технологическая карта урока русского языка. Класс Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения | Тематическое планирование 4 класс № № «Дуб стар, да корень свеж» (Семейный портрет в технике аппликации и рисование портретов) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с понятиями бюджет семьи, его составляющими и научить моделировать бюджет семьи в различных приложениях | Урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок... Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации | ||
«Налоговые информационные системы (2)» Налог на добавленную стоимость (ндс) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на... | Урок по химии 9 класс. Тематический зачет по теме: «Металлы» Обучающая: повторить, обобщить, закрепить и проконтролировать знания учащихся по данной теме | ||
Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | Доклад начальника Управления Пенсионного Фонда России на тему: «Материнский (семейный) капитал» З от 29. 12. 2006 “0 дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” и Правила подачи заявления о выдаче государственного... | ||
Календарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | Урок по теме: «Класс Млекопитающие или Звери» Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Млекопитающие или Звери». Закрепить знания о млекопитающих Зейского... |