Реферат Направление подготовки «Экономика»





Скачать 89.52 Kb.
НазваниеРеферат Направление подготовки «Экономика»
Дата публикации11.08.2015
Размер89.52 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»






ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра «Финансы и кредит»
Рябунькина Анастасия Александровна
Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы реформирования
РЕФЕРАТ
Направление подготовки «Экономика»

Образовательная программа «Финансы и кредит»

Очной формы обучения

Тел. +7(902)522-91-21, e-mail: ryabunkina93@mail.ru
Одним из видов налога, лежащих в основе формирования доходной части бюджета, является налог на доходы физических лиц[3]. Первоначальная цель, методы и способы взыскания этого налога имеют аналоги в налоговых системах других стран. Место в структуре налоговой системы обусловлено рядом следующих факторов[2]:

  • НДФЛ – это налог, который выплачивается лично, другими словами, налогом облагается конкретный доход физического лица;

  • НДФЛ – это один из налогов, который соответствует основным принципам налогообложения, а именно равномерности, всеобщности и эффективности;

  • Значимость данного налога для бюджета безусловна, так как он обеспечивает регулярные поступления доходов в субфедеральные и местные бюджеты;

  • Взимание данного налога является эффективным способом контроля над своевременностью поступления денежных средств в бюджет.

В современной системе налогообложения РФ налог на доходы с физических лиц имеет большую роль в разрезе сумм поступлений и кругу плательщиков

Таблица 1

Структура поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Показатели

Поступления в бюджет

Абсолютное отклонение, млрд.руб.

+/-

Темп прироста, %

2012 год

2013 год

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

Налог на прибыль

1979,6

34,2

1719,5

28,9

-260,1

-13,1

НДФЛ

2260,3

39

2497,8

41,9

+237,5

+10,5

Акцизы

441,8

7,6

491,4

8,2

+49,6

+11,2

Имущественный налог

785,3

13,6

900,5

15,1

+115,2

+14,7

НДПИ

38,9

0,7

40,5

0,7

+1,6

+4,1

Остальные налоги и сборы

287,1

5

309,5

5,2

+22,4

+7,8

Всего

5793

100

5959,2

100

-

-

По данным Таблицы 1 можно проследить поступления денежных средств в консолидированный бюджет за 2013г. и 2014г.

Налога на доходы физических лиц, распределяемого в данный уровень бюджета, на 2013 год поступило 2497,8 млрд.руб., что на 237,5 млрд. руб. больше по сравнению с результатом на 2012 год (2260,3 млрд.руб.). Темп прироста по данному налогу составляет +10,5 %[1].

Таблица 2

Структура поступлений основных администрируемых доходов в бюджет Приморского края за январь-июль 2014 года

Администрируемые доходы

Поступило в консолидированный бюджет Приморского края

млн.руб

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего поступило доходов

41465,6

114,9

Налог на прибыль

9271,7

131,6

НДФЛ

19075,8

106,1

НДС

Х

Х

Акцизы

1199,2

117,1

Имущественный налог

107,2

188,4

Налог на имущество организации

5038,1

133,5

Транспортный налог

577,5

163,6

Земельный налог

1718,3

92,3

НДПИ

146,6

91,7

Остальные налоги и сборы

4331,3

110,4

По данным таблица 2 можно сказать о том, что поступления в бюджет по НДФЛ в бюджет Приморского края в общей структуре доходов занимают лидирующее место по сравнению с другими видами налогов и сборов (19075,8 млн.руб).

Налог на доходы физических лиц, как и любой другой вид налога, является рычагом экономического воздействия, с помощью которого обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, другими словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование своего бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют наименьшую социальную защищенность.

Главным преимуществом налога на доходы с физических лиц для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. В силу данного фактора его средства поступают в бюджеты различных муниципальных учреждений, которые связаны с процессом жизнеобеспечения общества. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно.

При формировании бюджета у налога на доходы физических лиц есть ряд недостатков[2]:

  • Низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, уплачивается по минимальной шкале;

  • Задержками выплат по заработной плате работников;

  • Неразвитостью рыночных отношений, в силу того, что частные предприятия занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

  • Наличие в российской практике массового укрывательства от налогов людей, которые имеют достаток выше среднего (особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированная частная практика по образовательной деятельности).

Однако, как это ни парадоксально, большую часть доходов при взимании данного налога приходится на наиболее малообеспеченную часть населения, в силу того, что укрывательство от уплаты налогов у данной категории населения развито в меньшей степени.

При этом, необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данном докладе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти происходит непрерывное обсуждение реформирования налога на доходы физических лиц.

Выделим основные направления налогообложения доходов физических лиц:

  1. увеличение размеров налоговых вычетов;

  2. определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения;

  3. разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»;

  4. переход к уплате НДФЛ по месту жительства.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

  1. Увеличение размера налоговых вычетов. Применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, так как они не учитывают региональные особенности ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. Приемлем и другой, более мягкий для нагрузки на бюджетную систему России подход к решению проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен).

Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ. Такая необходимость связана с тем, что величина прожиточного минимума по регионам различается в несколько раз, и установление необлагаемого минимума по средней для всей территории России величине прожиточного минимума не будет соответствовать реальным расходам населения в различных регионах, необходимым для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Регионы, исходя из сложившегося размера прожиточного минимума за истекший период в субъекте РФ и утвержденного федеральным законодательством норматива, должны сами устанавливать величину стандартных вычетов, действующую на данной территории.

Одна из наиболее спорных новаций 2009 г. - введение понятия «единственный родитель» (такой налогоплательщик имеет право на удвоенный стандартный налоговый вычет на ребёнка). В редакции статьи, действовавшее до 2009 г., право на вычет имели одинокие родители, в том числе разведённые. В настоящее время возникают проблемы с порядком получения двойного вычета при невозможности получения от родителя, не обеспечивающего ребёнка, заявления об отказе в получении стандартного налогового вычета.

  1. Определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения. В настоящее время обсуждается много вариантов, каждый из которых предусматривает не менее трёх налоговых ставок. Интересным представляется вариант введения прогрессивной шкалы НДФЛ при сохранении ставки 13 % и введении ставки 30 % (в настоящее время данная ставка применяется при налогообложении доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ). При этом предлагается установить необлагаемый минимум в размере 5000 руб., который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Следует применять данный необлагаемый минимум дополнительно для каждого ребёнка в возрасте до 18 лет (студента, обучающегося в учебном заведении на дневной форме обучения, в возрасте до 24 лет), а также для неработающего супруга (супруги). Правительство РФ предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения не поддерживает, указывая на то, что введение единой ставки НДФЛ одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. Кроме того, с введением единой ставки НДФЛ была значительно упрощена процедура уплаты налога.

  2. Разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда». Проблемы возникают в том случае, когда организация заменяет часть заработной платы дивидендами для своих работников, являющихся акционерами. В данном случае следует выделить признаки «переквалификации» оплаты труда в дивиденды: выплата дивидендов осуществляется не по итогам года или по итогам квартала, а ежемесячно или ещё чаще при отсутствии чистой прибыли; выплата дивидендов не производится, если законодательство это не разрешает (если стоимость чистых активов меньше размера уставного капитала и.т.д.); распределение прибыли осуществляется не пропорционально долям участников, а в зависимости от должностных окладов работников; величина дивидендов многократно превышает величину заработной платы.

  3. Переход к уплате НДФЛ по месту жительства. Переход к системе уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель но месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных услуг муниципальными образованиями, создать систему конкуренции муниципалитетов за налогоплательщиков, что будет способствовать развитию налогового потенциала территорий. Однако актуальной проблемой является определение «места жительства» - с учётом того, что физическое лицо достаточно часто может менять место регистрации, фактически проживая вдали от места жительства, определённого в паспорте. Кроме того, возникает вопрос об уплате налога с доходов работников - иностранных граждан. В то же время изменение порядка уплаты НДФЛ значительно повысит затраты работодателей, которым предстоит готовить платёжные документы на уплату НДФЛ по каждому работнику, проживающему в различных муниципальных образованиях, отдельно.

Рассмотренные изменения направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.


Список литературы

  1. Сайт ФНС РФ [Элетронный ресурс]. – Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

  2. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/nalogi/ndfl.html

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 [по состоянию на 25 января 2013: принят ГД 16 июля 1998]. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа экономика общественного сектора направление подготовки «экономика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа мировая экономика и международные экономические...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Составитель: Председатель умс умо по направлению «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций», заведующий кафедрой экономики...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в....
«Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа финансовый менеджмент направление подготовки «экономика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconОбразовательная программа (опоп) высшего профессионального образования...
Социальная роль, цели и задачи опоп впо по направлению подготовки 080100 «Экономика», профилю «Налоги и налогообложение»
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconАнализ и аудит Направление подготовки 080100. 68 Экономика Получаемая...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилям...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «экономика» и профилю подготовки...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика»
Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:...
...
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа дисциплины институциональная экономика направление...
Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)
Реферат Направление подготовки «Экономика» iconРабочая программа дисциплины корпоративные финансы направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск