Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса»





НазваниеДиссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса»
страница1/11
Дата публикации28.02.2016
Размер0.9 Mb.
ТипДиссертация
100-bal.ru > Экономика > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Институт образования
Магистерская программа «Управление образованием»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса»



________________

(подпись)


________________

(подпись)



Студент группы №803 М

Кобцева АА
Научный руководитель

Дерзкова Н.П.,

к.п.н., доцент

НИУ ВШЭ




Москва,2013 г.

Оглавление


Введение. Описание проблемы и актуальность исследования. 3

Глава I. Сравнительный анализ реформ образовательных систем мегаполисов 17

1.1 Основные характеристики процесса реструктуризации 17

1.2. Международный опыт проведения реформ реструктуризации образовательных учреждений в городах-мегаполисах 31

1.3. Опыт проведения реструктуризации систем образования в регионах России 50

1.4. Условия эффективного реформирования системы образования в городах-мегаполисах (по результатам анализа) 61

1.5. Выводы 63

Глава II. Особенности современного состояния процесса реструктуризации ЦАО, г. Москвы 66

2.1. Особенности процесса реструктуризации сети общеобразовательных учреждений ЦАО, г. Москвы 66

2.2 Рекомендации по повышению эффективности процесса реструктуризации для ЦАО 72

Заключение 76

Библиография 77





Введение. Описание проблемы и актуальность исследования.



С 2013 года Правительство Российской федерации начинает реализацию программы развития странны 2013-2020. Стратегической целью данной программы является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта……Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами….»1

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. обозначено приоритетное направление (цель) - «Обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населениями и перспективным задачам развития российского общества и экономики». И, соответственно, задачи:

«развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает:

  • обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся;

  • создание современных условий обучения;

  • развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

  • внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием»2


В программе развития столичного образования 2012-2016 приоритетными направлениями в сфере реализации подпрограмм являются:

  • «Внедрение современных стандартов качества образования»

  • «Достижение каждым обучающимся образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике»

  • «Формирование «инновационного поколения города Москвы» -плеяды молодых людей, мотивационно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы»

  • «Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья». (Другими словами, создание сети образовательных учреждений по кластерному типу, для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий граждан города)3.

Таким образом, стоит задача создания эффективных образовательных организаций, обеспечивающих развитие образования в соответствии с определенными приоритетами.

Поэтому подходить к такому серьезному шагу, как реструктуризация образовательных учреждений в крупные комплексы, необходимо тщательно изучив опыт передовых государств. При этом опыт такой уже есть, ведь страны - финансовые лидеры проводят реформы по развитию и совершенствованию в сфере школьного образования еще с середины 20 века. Где бизнес технологии управления давно вошли в управление государственных организаций с целью достижения более эффективной жизнедеятельности организации. В США реформа по укрупнению школ, их централизация, началась еще в 1957 году, а первые слияние школ произошли в 1931 году.4 Параллельно руководство департаментов образования вели поиск и других способов улучшить качество образования, а также решить посредством реформ в образовании еще и социальные и миграционные проблемы. Особо необходимо отметить, что наряду со стратегией «укрупнения школ» проводились и ряд других, которые были также направлены на улучшение качества образовательных услуг для населения.

Стратегии улучшения качества услуг в образовании:

  • создание школьных управляющих советов и усиление их роли в управлении школой;

  • предоставление хозяйственно-управленческой свободы школы;

  • выделение различных Грантов для реализации успешных моделей образовательных учреждений;

  • выделение узко профильных школ, и наоборот, расширение возможностей выбора для ребенка;

  • создание коррекционных классов или школ для детей с различными трудностями в обучении;

  • децентрализация и наоборот централизация школ;

  • введение единых стандартов и единого государственного экзамена (теста);

  • укрупнение образовательных учреждений, создание «Школьных округов»;

  • смена статуса школ: лицеи, гимназии, центры образования и т.д.;

  • смена условий приема в школы для местного населения (т.е. организация работы школ, которые дети могут посещать вне зависимости от привязки по месту жительства).


В России же после распада СССР серьезные системные изменения стали проводить с начала 21 века: сначала ЕГЭ, НСОТ, нормативно-подушевое финансирование, программы модернизации образования. Теперь предстоит укрупнение Московских школ, в «образовательные комплексы». «…Десятилетия изоляции российского образования привели к тому, что в нем сложились и отшлифовались лишь образовательные знания и технологии индустриальной эпохи. В него не интегрированы современные (в том числе информационные) технологии управления знаниями, индивидуализации образования и развития отдельных навыков и способностей, важных для информационного общества…»,- констатируют авторы статьи «Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики».5

Долгое время Москва не являлась передовой и оставалась «консервативной» в реализации реформ системы образования. Исключением, конечно же, являются единичные элитные школы, которые впоследствии имели статус школ «городского подчинения». Эти школы задавали некие нормы для столичного образования, при этом они пользовались определенными преференциями. Что же касается регионов, то проблемой информатизации первым начал заниматься Татарстан. НСОТ – Калининградская область. Москве поручено первой создать и апробировать модель «образовательного комплекса». С точки зрения финансовой эффективности образовательные комплексы должны способствовать снижению затрат на административный штат школы и увеличение синергетического эффекта для решения проблем неуспешности и некомфортного обучения в школе.

Образовательным учреждениям города Москвы поставлены задачи, которые кратко можно обозначить так: доступность, качество, развитие в соответствии с требованиями времени, экономическая эффективность. Объединение в образовательные комплексы (укрупнение школы) взято за основной инструмент достижения этих целей. Более того, особо приветствуется желание к укрупнению, исходящее от самих руководителей школ, а не со стороны местного окружного управления. Другими словами современные руководители должны понимать, куда и как движется их организация, зачем она это делает, и как она оптимизирует расходы для реализации поставленных задач. Иначе говоря, нужно иметь бизнес план развития организации. При этом нужно учитывать те условия, в которых будет развиваться организация, и основываться уже на существующем опыте других стран, чтобы не повторить уже известные ошибки.

Необходимо отметить, что важной составляющей в проведении реформ является учет интересов всех заказчиков образовательных услуг, т.е. не только государства, но и учащихся и их родителей. Ситуация, в которой сейчас находятся школы города Москвы, складывается непростая. С одной стороны, существует проблема доступности качественного образования для всех категорий граждан. Ряд школ не может справиться с размещением учащихся, так как плановая наполняемость давно превышена. С другой, есть школы, которые стоят наполовину, а то и на две трети незаполненными. При этом существуют и такие учебные заведения, которые в народе называются «элитарными», это государственные школы, но попасть в них достаточно сложно, так как очень большой конкурс, и, тем не менее, пользующиеся огромным спросом у потребителей образовательных услуг, т.к. выдают высокие показатели на выходе. Сохраняется состояние «неравных возможностей» для обучения, однако, благодаря во многом этому неравенству, нашей стране удается сохранить научно-технический потенциал. Примером могут служить достижения выпускников таких элитных математических школ.

Остается еще одна непростая задача, для проведения подобных изменений в районе, округе, необходимы руководящие кадры - «лидеры». Которые в последствии смогут управлять крупной организацией, состоящей из нескольких более мелких. Соответственно необходимо найти потенциальных лидеров и обучить их этому. Также необходимо расстаться с существующей организационной типовой культурой школы и разработать новую. Как показывает опыт других стран, как правило, здесь можно заимствовать бизнес модель управления.

Таким образом, проблемой исследования является противоречие между стремлением дать качественное образование всем жителям города и желанием руководителей школ сохранить элитарность и традиции лучших московских школ. Базы для анализа успешного практического опыта по реализации подобных проектов в Москве нет. Еще одна немало важная проблема: как показывает исторический опыт нашей страны, любые кардинальные и неподготовленные реформы со стороны государства и правительства, внедряемые с использованием административных ресурсов, вызывали стойкую негативную реакцию населения, а те, которые вводились постепенно, давали лучшие результаты. Проблемой повышения качества образования и доступности образовательных услуг в зарубежных странах занимаются еще с начала 20-ого века, особенно широкий опыт в этом имеют США. Так как они первые столкнулись с проблемами, порожденными глобализацией.

Поэтому автор считает, что при построении инновационной модели среднего образования в мегаполисе нужно учитывать следующее:

  • Социальная среда мегаполиса слишком сложна и неоднородна

  • Модели образовательных учреждений города-мегаполиса должны отличаться от моделей малых городов или сельской местности

  • При выстраивании новой структуры учреждений округов (управления или взаимодействия) необходимо учитывать запросы основных стейкхолдеров (государство, родители и дети)

  • Учитывать существующий российский и западный опыт при проведении реформ в крупных городах.

Целью исследования является анализ процессов проведения реформ по реструктуризации сети учреждений основного общего образования в городах - мегаполисах для определения условий существования эффективных моделей образовательных учреждений наиболее подходящих для организации образовательной системы ЦАО, г. Москвы, в период развития системы общего образования города.

Задачи исследования:

  • Провести сопоставительный анализ западных реформ и подходов к их реализации направленных на развитие и повышение эффективности государственных услуг населению в сфере общего образования.

  • Изучить возможность применения (заимствования) западного опыта по построению эффективных моделей общеобразовательных учреждений, при условии совпадения стартовых возможностей и факторов.

  • Проанализировать существующие подходы к реструктуризации общеобразовательных организаций в различных регионах и крупных городах Российской Федерации.

  • Выявить тенденции и противоречия в системе общего образования города Москвы и в частности Центрального административного округа.

  • Разработать практические рекомендации по управленческим решениям для реализации эффективных процессов реструктуризации системы среднего образования для центрального административного округа, города Москвы.


Объектом исследования является процесс реформирования систем образования городов-мегаполисов в России и за рубежом.
Предметом исследования являются механизмы внедрения (управленческие решения по внедрению) государственных программ реформирования образовательных учреждений в отечественной и зарубежной практике.
Основная гипотеза исследования

Реструктуризация образовательной системы ЦАО, г. Москвы, может быть реализована с учетом анализа процессов реформирования, в частности реструктуризации, и учета опыта зарубежных стран и регионов России, при условии совпадения базовых факторов, условий, целей, задач и адаптации управленческих решений.

Основанием для построения гипотезы являются: анализ литературы по проблеме (исследования и публичные отчеты зарубежных институтов в области решений и политики образования); сравнительно-сопоставительный анализ процессов реформирования, в частности реорганизации общеобразовательных учреждений.
В работе планируется ответить на следующие исследовательские вопросы:

  • Какие модели взаимодействия и реорганизации образовательных учреждений могут обеспечить реализацию программы развития образования г. Москвы 2012-2016 (в частности для ЦАО)?

  • Позволяют ли социально-политические условия и предпосылки заимствовать стратегии реформирования образования зарубежных стран в целях повышения эффективности образовательных учреждений?

  • Возможно ли построить эффективную модель реструктуризации образовательных учреждений в условиях развития столичного образования, опираясь на зарубежный опыт и опыт ведущих инновационных школ г. Москвы?

  • Возможно ли использовать опыт реструктуризации сетей образовательных учреждений, полученный в ходе выполнения проекта Всемирного банка, в регионах России для городов-мегаполисов, в частности для г. Москвы?



Методологической основой исследования стали научные труды, статьи и разработки Российских ученых и ученых-исследователей проблем в образовании США и Англии. В работе применяются методы сравнения, аналогии, прогнозирования, обобщения и используются официальная статистика и документация (официальные доклады и аналитические материалы представителей систем образования Москвы, Лондона, Нью-Йорка).

Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе концептуальных подходов, принципов, процессов, определяющих эффективность моделей образовательных учреждений для крупных городов в России и мире.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций (алгоритма по внедрению) по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в крупных городах.

Методологической основой исследования являются:

  • Теория Глобального города (С. Сассен)

  • Исследовательская работа «Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться» (М. Муршед, Ч. Чийоке, М. Барбер)

  • Стратегический и операционный маркетинг (Ж.Ж. Ламбен)

  • Программа руководства преобразований компаний (Дж. П. Коттер)


Нормативной базой исследования являются:

  • Программа «Столичного образования 2012-2016»6

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. 2013-2020»7

  • Программа Центра образовательной политики штата Нью-Йорк «Преобразование структуры школы в соответствии с программой «Ни одного ребенка без достойного образования»8

  • Государственная программа развития образования США «Путь к вершине»9

  • Государственные программы развития образования Великобритании «Превосходство в городах» и «Грант поощрения лидеров»10

  • Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. Развитие сети образовательных учреждений (Абанкина Т.В., Абанкина И.В., Баландина О.В., Сигалов С.В.)11


Базой для исследования являются государственные реформы и программы развития США, Великобритании, России, которые вводились в системе образования с начала 2000-х.

В работе проводится сравнительный анализ процессов реформирования сетей образовательных учреждений, которые находятся:

  • в период развития образования,

  • в сложных социальных контекстах (в данном случае города-мегаполисы)

  • в состоянии реструктуризации.

За основу анализа взяты страны США, Великобритания и Россия.

Необходимо определить условия, при которых происходят изменения и сфере общего образования, цель этих изменений и их результативность. Выбор стран обосновывается достаточно большим опытом (по сравнению с другими высокоразвитыми странами) в реформировании системы общего образования. Для анализа будут взяты крупные города-мегаполисы: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Москва. Эти города являются «глобальными финансовыми городами»12. Термин введен С. Сассен (Глобальный город.2001). Она характеризует эти города как «имеющие наиболее интернационализированную экономику и социальную структуру». По мнению Ю. Михайловой, проводящей анализ понятий «глобального города»- это «мегаполисы, имеющие огромную мирополитическую, микроэкономическую и внутригосударственную значимость и влияние в системе международных отношений в связи с тем, что с ними связано происхождение и развитие большинства ключевых глобальных процессов»13. На данный момент Москва не входит в первую десятку городов – финансовых центров в классификации глобальных финансовых центров мира, но перед ней стоит такая задача.

Основанием для сравнения реформ (изменений в системе образования) в этих городах послужили условия, которые влияют на социальную организацию этих городов (социально-политические, экономические), и то, что все эти города являются глобальными финансовыми центрами.

Показатели для сравнения:

численность населения;

значение и статусность для региона и страны;

количество мигрантов;

административное деление городов;

бюджет города выделяемого на одного жителя;

особенности транспортной системы;

среднее время в пути до работы. (Таблица 1)

Таблица 1.14


Показатель

Нью-Йорк

Лос-Анджелес

Лондон

Москва

Статус города

Культурная, финансовая, деловая и информационная столица США

Крупнейший мировой культурный, научный, экономический, образовательный центр

Столица

Столица

Общая численность населения (человек)

8 336 697

3 819 702

8 174 000

11 612 900

Численность агломерации

20 673 000

15 067 000

9 576 000

15 788 000

Административное деление

5 районов+3 округа

88 районов

32 муниципальных округов

10 округов

Численность мигрантов

3000000(данные 2008)

2300000 (данные 2006)

4700000

Около 800 тыс.

Бюджет города, выделяемый на одного жителя

8000$

6900$

7830$

4400$

Среднее время в пути до работы (мин)

42,9

33,4

44

42,5


Данное исследование может быть полезно для директоров школ, начальников муниципальных органов управления образованием с целью подготовки к внедрению и реализации новых реформ по улучшению эффективности образовательных систем городов-мегаполисов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconОсобенности проведения реструктуризации предприятий угольной отрасли на региональном уровне
Рассмотрены проблемные аспекты проведения реструктуризации угольных компаний, роль государственного регулирования на данный процесс...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconКонкурс направлен на
С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconДипломный проект на тему: Проведение реструктуризации туристической компании
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconПрограмма совещания руководителей оу первомайского района по теме...
Анализ выполнения задач по информатизации муниципальных образовательных учреждений в 2012 году заведующая Управлением образования...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconРеферат на тему: «Анализ и экономическая оценка сборочного производства»
Структура сборочного процесса до настоящего времени еще не определена в такой степени, как это сделано для процесса механической...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconПрофессиональная подготовка преподавателей специализированных образовательных...
Обосновать модель профессиональной подготовки к преодолению затруднений педагогического характера преподавателей боевой и физической...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconЗанятия
Подведены итоги дистанционного регионального конкурса педагогических работников образовательных и дошкольных образовательных учреждений...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconРеферат на тему : Анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании...
Анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и предложения по его совершенствованию
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconАнализ работы муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Оу по теме: «Применение современных образовательных технологий. Использование технологии критического мышления через чтение и письмо...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconПеречень лабораторных исследований, проводимых бу чр "Чувашская республиканская...
Ррс свиней, ротавирусную инфекцию крупного рогатого скота, коронавирусную инфекцию крупного рогатого скота, стельность коров
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconЛейкоз лейкоз крупного рогатого скота
Лейкоз крупного рогатого скота – хроническое вирусное заболевание, которое протекает бессимптомно или проявляется лимфоцитозом и...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconОбразовательная программа по литературному чтению в образовательных...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconОбразовательная программа по литературному чтению в образовательных...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений...
Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного...
Диссертация на тему «Анализ особенностей процесса реструктуризации образовательных учреждений крупного мегаполиса» iconВторой открытый фестиваль «активные методы обучения в образовании»
«активные методы обучения в образовании» для дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений, учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск