Скачать 192.15 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Ценообразование» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры экономики «_31_» __августа_ 2007 г. протокол № _1_. Составитель: к.э.н. Бакалова Т. В.______________ Зав. кафедрой к.э.н. Бакалова Т. В. _________ Воронеж – 2007 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономики Программа учебной дисциплины «Ценообразование» для специальности 050501.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление)
Воронеж 2007 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике, что и нашло отражение в данном курсе. Курс "Ценообразование" является самостоятельным разделом экономической науки и изучает особую сферу производственных отношений, связанную с функционированием цен. Изучение данного курса необходимо при подготовке студентов по специальности «Профессиональное обучение ( экономика и управление)». Цель курса – формирование специальной компетенции в области ценообразования будущих специалистов. Дисциплина изучается в 7 семестре, имеет форму отчетности – зачет. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дневное отделение
Заочное отделение
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Цена как экономическая категория. Функции цен. Методологические вопросы ценообразования. Рыночное ценообразование. Централизованное ценообразование. Роль цен в предпринимательской деятельности. Роль цен в достижении сбалансированности общественной экономики. Классификация цен и их система. Ценообразующие факторы. ТЕМА 2. СТРУКТУРА РЫНКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Особенности ценообразования на различных типах рынка. Рынок чистой конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Рынок олигополистической конкуренции (олигополия). Рынок чистой монополии. ТЕМА 3. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. Этапы процесса ценообразования. Выбор цели. Определение спроса. Анализ издержек. Анализ цен конкурентов. Выбор метода ценообразования. Установление окончательной цены. Оценка ошибки и риска в установлении цены. Методы ценообразования. Установление цен на новый товар. Установление цен по географическому принципу. Установление цен со скидками и зачетами и для стимулирования сбыта. Установление дискриминирующих цен. ТЕМА 4. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Издержки и их роль в формировании цен. Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (CVP – анализ). Методы калькулирования себестоимости. Метод полных издержек. Метод предельных издержек. Анализ деятельности предприятий в условиях рынков различных типов с учетом особенностей ценообразования на них. Комплексный анализ результатов предпринимательской деятельности. Отчет о результатах хозяйственной деятельности. Расчет аналитических коэффициентов. Наценки и скидки с цены. ТЕМА 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Необходимость регулирования цен государством. Механизм государственного регулирования цен. Методы регулирования цен и контроля за ценами. Прямое и косвенное регулирование цен. Влияние системы налогообложения на ценообразование Государственная (финансовая) поддержка цен. ТЕМА 6. ЦЕНЫ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мировой рынок и мировые цены. Торгуемые и неторгуемые товары. Конкурентоспособность стран в международной торговле. Ценовая конкуренция. Тарифные методы регулирования международной торговли. Воздействие валютного курса на рост цен и международную торговлю. Выход фирм на внешнеэкономическую деятельность. Изучение среды международной торговли. Решение фирмы о целесообразности выхода на внешний рынок. Выбор рынка и методов выхода на него. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Темы рефератов
Литература
ТЕМА 2. СТРУКТУРА РЫНКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.
Темы рефератов
Литература
ТЕМА 3. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Темы рефератов
Литература
ТЕМА 4. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Занятие 1.
Занятие 2.
Литература
ТЕМА 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Темы рефератов
Литература
ТЕМА 6. ЦЕНЫ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Темы рефератов
Литература
РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В процессе изучения курса "Ценообразование" студентам необходимо самостоятельно более глубоко рассмотреть следующие вопросы: Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Кроме того, на протяжении изучения всего курса предусмотрена подготовка рефератов. При рассмотрении темы 4 студентам необходимо самостоятельно провести комплексный анализ результатов предпринимательской деятельности какой-либо фирмы. В теме 5 предлагаются разработать государственную программу поддержки цен. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Словарь терминов по курсу «Ценообразование». Активное ценообразование – установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объектов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня рентабельности. Зонтик цен – установление лидирующими фирмами в определенном сегменте рынка цен с повышенной рентабельностью. Нейтральная стратегия ценообразования - установление цен исходя из того соотношения «цена – ценность», которое соответствует большинству продаваемых на рынке аналогичных товаров. Параметрическое ценообразование – определение цен на параметрический ряд товаров в соответствие с формализованной моделью зависимости цены от основных потребительских параметров товаров. Пассивное ценообразование – определение цен на основе затратного метода или только под воздействием ценовых решений конкурентов. Политика фиксированных цен – продажа товаров по утвержденному руководству фирмы сборнику цен (прейскуранту). Политика цен – система установленных правил определения цен для типовых сделок при продаже товаров фирмы. Премиальная цена – цена товара, превышающая среднюю рыночную цену на величину премии за его репутацию. Тактика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на товары фирмы, используемых для решения поставленных перед ценовиками задач. Цена базисная – цена товара стандартного качества, исходя из которой устанавливается цена на товар более высокого или более низкого качества. Цена безубыточности – цена товара, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки. Цена валовая – цена с включением затрат на транспортировку товара, его страхование и другие издержки.Цена восстановления – цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения. Цена государственная – цена, установленная государственными органами. Цена действительная – цена, при которой фактически совершается сделка. Цена демпинговая – экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке, или ниже мировой цены. Цена единственная – твердая цена купли или продажи, назначенная клиентом брокеру. Цена заключительная – цена курсов, котировок, зарегистрированных на бирже перед закрытием. Цена интервенционная – повышенная цена некоторых видов товаров, устанавливаемая директивно государством или группой государств на основе межправительственных соглашений для поддержки производства данных товаров. Цена иска – денежная величина требования, заявления истцом при подаче иска в суд, арбитраж, подлежащая взысканию с ответчиков в пользу истца при положительном решении суда. Цена картельная – монопольная цена, устанавливаемая участниками картеля для устранения конкурентов. Цена каталожная – официальная цена, публикуемая в каталогах и проспектах фирм, организаций оптовой и розничной торговли. Цена консалтинговых услуг – фактическая величина оплаты на услуги консультативного характера. Цена контрактная – цена, предусмотренная в договоре купли-продажи или в договоре выполнения работ, согласованная между продавцом и покупателем в ходе заключения договора. Цена котировальная – цена, определенная на основе котировок; используемая обычно в качестве ориентира. Цена красная – цена сделки, удовлетворяющая и покупателей, и продавцов. Цена льготная – пониженный уровень цены на товар для стимулирования продажи или цена, дотируемая для отдельных категорий потребителей. Цена мировая – денежное выражение интернациональной стоимости единицы, реализуемого на мировом рынке товара, например, тонны пшеницы. Цена нетто: для продавца – фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, связанных с исполнением сделки; для покупателя – сумма, фактически уплаченная продавцу. Цена общая – цена на весь закупленный товар, состоящий из различных компонентов, материалов или предметов разных сортов, размеров, или цена, включающая все расходы. Цена оптимальная – цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара.Цена отправная – цена, ниже которой продавец не согласен продавать свой товар, или цена, которую заплатить покупатель. Цена паушальная – цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара. Цена по клирингу – ежедневная цена, по которой расчетная палата осуществляет между со своими членами расчеты по всем сделкам. Цена покупателя - цена по которой покупатель готов купить единицу (партию) товара. В этой цене отражается спрос покупателя на данный товар и потребительские предпочтения этого товара на рынке. Цена покупателя может быть названа ценой спроса. Цена покупная – цена товара, образующаяся из фабричной цены изделия, цены производства и издержек на реализацию товара, а также прибыли участников каналов сбыта. Цена полная – цена со всеми надбавками к базисной цене. Цена предельная – максимально допустимая повышенная или сниженная цена на рынке в течение торгового цикла сезонна. Цена предложения – цена товара, по которой продавцы на данном рынке предлагают его к продаже; она зависит от объема продаж, издержек продавца и других факторов. Цена прекращения производства – цена товара, при которой фирма не возмещает издержки производства; она равна минимальным предельным издержкам. Цена производства – часть цены товара, равная сумме издержек производства и прибыли производителя; он6а не включает издержки обращения. Цена «просела» - термин, обозначающий резкое падение цены, обусловленное внешним влиянием на нее других рынков; применяется по отношению к товару, на который продолжительное время цена изменялась незначительно и вдруг просела. Цена резервирования – отправная цена, ниже которой продавец не будет продавать свой товар. Ценовой ряд – существующие одновременно соотношение цен разные модели или модификации одного и того же товара одной фирмы или всех фирм действующих на данном рынке. Цена с последующей модификацией – цена, устанавливаемая в ходе исполнения договора, в котором определяется правило ее фиксации. Цена «спот» - цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой. Цена субвенционированная – цена ниже или равная себестоимости продукции вследствие государственных дотаций, предоставляемых производителю. Цена твердая – цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия. Цена тесная – цена которой соответствует минимальный разрыв между ценами покупателя и продавца по ценной бумаге. Цена торговая – цена товара, приобретаемых розничным торговцем у оптовика для дальнейшей продажи. Цена третичная – цена, используемая при разработке условий купли-продажи собственности компании, акции которой не обращаются на вторичном рынке ценных бумаг; рыночная стоимость такой компании не может быть точно определена. Цена управляемая – цена, установленная на изучении спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка. Цена уторговывания – уменьшенная цена, возникающая в результате коммерческих переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологические приемы, чем достигает новой, более низкой цены. Цена фабричная – цена товара, складывающаяся из материальных затрат, оплаты труда и общезаводских расходов в расчете на единицу товара; по существу эта цена представляет собой себестоимость товара. Цена фактическая – цена, по которой фактически совершается сделка. Цена фактурная – цена, указанная в фактуре (счете) на поставленный товар. Цена чистая – выручка от продажи или общий платеж за покупку после вычета или прибавления всех расходов, связанных с продажей, покупкой. Ценностное ценообразование – установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения ценность - затраты. «Ценовой круг» - объединение предпринимателей или торговцев, созданное для повышения цен. Интернет-ресурсы http://www.admhmao.ru/economic/price/frame.htm - Регулирование цен и тарифов. Нормативно-правовые акты |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ценообразование» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения; содержит учебно-тематический план, учебную... | Учебно-методический комплекс по дисциплине ценообразование Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине ценообразование уровень... При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Абышева А. В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Абышева А. В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |