Скачать 0.53 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(МИИТ) УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебно-методической работе - директор РОАТ ___________________В.И. Апатцев «_____»_______________2011 г. Кафедра__«Экономика, финансы и управление на транспорте»________ (название кафедры) Автор: Евдокимова Екатерина Наумовна, к.э.н., доцент (ф.и.о., ученое звание, ученая степень) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Ценообразование (название) Специальность/направление 080105 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ _______ (код, наименование специальности/направления)
Москва 2011 Автор-составитель: Евдокимова Екатерина Наумовна, к.э.н., доцент ( Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) Учебно-методический комплекс по дисциплине Ценообразование (название) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080102 Финансы и кредит (название специальности/направления) Дисциплина входит в состав специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, и является дисциплиной для изучения по выбору студента. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(МИИТ) СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Выпускающая кафедра Проректор по учебно-методической «Экономика, финансы и управление работе, директор РОАТ на транспорте» Зав. кафедрой _________Л.В. Шкурина _____________В.И. Апатцев «_____»_____________2011 г. «_____»_______________2011 г. Кафедра______«Экономика, финансы и управление на транспорте»____ (название кафедры) Авторы: Евдокимова Екатерина Наумовна, к.э.н., доцент (ф.и.о., ученое звание, ученая степень) РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Ценообразование (название) Специальность/направление 080105 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (код, наименование специальности/направления)
Москва 2011 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Данный учебный курс имеет целью ознакомить студентов с базовыми понятиями и методами ценообразования, особенностями формирования цен на рынках различных видов продукции, работ и услуг. Содержание дисциплины включает теоретические вопросы ценообразования, применяемые методы установления цен, их классификацию, роль издержек и прибыли в формировании цены. Изучение курса позволит студентам сформировать навыки работы с маркетинговой информацией в рамках ценовой политики, использовать различные методы установления оптимальной цены продукции (работ, услуг), оценивать эффективность отдельных ценовых решений; научиться комплексно анализировать и давать рекомендации по поведению предпринимателей и других участников на определенном рынке продукции и услуг как с точки зрения производителя (при выработке ценовой политики), так и потребителя. В программе представлены основные теоретические, методологические и практические вопросы ценообразования в российской экономике. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучив дисциплину студент должен: Знать и уметь использовать: - методы калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг); - основные методы ценообразования и области их применения; - состав, порядок сбора и анализа информации, необходимой для формирования ценовой политики. Владеть: Математическим аппаратом, позволяющим производить маркетинговые исследования, оценивать эффективность ценовой политики фирмы. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Теоретические основы цены. Тема 1. Цена как экономическая категория. Система стоимостных категорий как форма реализации экономических интересов воспроизводственного процесса в условиях товарно-денежных отношений. Определение и сущность цены. Место цены в системе стоимостных категорий. Ее взаимосвязь и взаимозависимость с другими стоимостными категориями. Роль цен в решении экономических проблем на макро- и микроуровнях. Тема 2. Формирование цен на макроуровне рыночной экономики. Закон стоимости в системе экономических законов товарно-денежных отношений. Требования закона стоимости как основного закона рыночной экономики. Количественная и качественная характеристика стоимости. Стоимость как носитель совокупности производственных отношений. Стоимость, себестоимость и цена. Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) как субстанция стоимости и основа цены. Факторы, определяющие их уровень и динамику. Специфика формирования ОНЗТ в условиях российской экономики. Единство и различие факторов формирования ОЗНТ и цен. Влияние соотношения спроса и предложения, социального фактора, фактора моды и престижности товара на отклонение цены от стоимости. Концепции ценообразования, отличные от трудовой теории стоимости и стоимостного формирования цены. Функции цен как проявление их сущности. Взаимосвязь функций цен и функций денег. Учетная функция цен. Признаки нарушения этой функции. Цена как норматив затрат общественного труда. Соотношение суммы цен и суммы созданных стоимостей. Учетная функция цен и проблемы денежного обращения. Особенности денежного обращения в настоящее время в Российской Федерации. Влияние учетной функции на достоверность показателей экономического развития. Особенности проявления учетной функции цен в плановой и современной экономике России. Нарушение учетной функции как фактор возникновения и роста инфляции. Стимулирующая функция цен. Цены как важнейший инструмент реализации экономических интересов участников расширенного воспроизводства в условиях рыночной экономики. Основные направления и аспекты стимулирования процесса воспроизводства посредством цен. Стимулирование увеличения производства, улучшения качества, расширения и обновления ассортимента товаров, снижения затрат на производство, рационального использования всех элементов производства (предметов и орудий труда, рабочей силы). Стимулирование экономии общественного труда в сфере обращения: рационализация перевозок, хранения и реализации товара. Система цен и стимулирование экономного потребления. Влияние цен на формирование рациональной структуры производственного и непроизводственного потребления. Роль стимулирующей функции в решении социальных проблем. Перераспределительная функция цен. База перераспределения. Механизм реализации этой функции. Экономические, политические и социальные задачи, решаемые посредством перераспределительной функции цен. Основные направления перераспределения:
Единство и взаимосвязь функций цен. Механизм взаимодействия цены и спроса. Взаимосвязь цен и предложения. Понятие эластичности спроса. Дифференциация товаров по степени эластичности спроса. Цена равновесия. Особенности ценообразования на различных типах рынков: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, чистой монополии, олигополии. Основные факторы, влияющие на уровень цен: состояние финансово-кредитной сферы, потребители товаров, государственное регулирование, конкуренция, влияние участников каналов товародвижения. Тема 3. Классификация цен и их виды. Система цен. Виды цен в рыночной экономике. Классификация цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения, порядка возмещения потребителем транспортных расходов, от территории действия, по степени свободы от воздействия государства, от степени новизны товара, по способу установления. Виды скидок с цены. Состав цены. Себестоимость и прибыль в составе цены. Наценки (скидки) посредников в цене товара. Прямые и косвенные налоги в составе цены. Понятие и характеристика системы цен. Основные параметры цены: уровень, структура, динамика. Особенности динамики цен в настоящее время в Российской Федерации. Система цен как единое целое, ее объективная способность к саморегулированию. Тема 4. Основные этапы ценообразования в России. Цены на российском рынке в конце XIX - начале XX в. Тенденции в денежном обращении и динамике цен в период с 1915 по 1917 гг. Политика военного коммунизма и ее влияние на товарно-денежные отношения и цены. Цены в период перехода к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924 гг. Образование «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и ликвидация их к 1926-1927 гг. Проблемы ценообразования в начале 30-х гг. и обеспечение рентабельности тяжелой промышленности. Реформа оптовых цен в промышленности 1936 г. Ликвидация карточной системы и множественности розничных цен в 1935 г. Реформа оптовых цен в легкой промышленности 1939 г. Введение системы двух прейскурантов цен. Цены в период Великой Отечественной войны. Реформы цен 1947 и 1949 гг. Снижение розничных цен 1947-1954 гг. Изменение закупочных цен с 1953 г. Реформа оптовых цен 1967 г. и пересмотр 1982 г. Подготовка новых оптовых цен к 1991 г. Либерализация цен. Деноминация рубля 1998 г. Тема 5. Цены и финансово-кредитные отношения. Финансы и кредит как производные стоимостные категории от цены, их взаимозависимость. Влияние цен на формирование финансов на макро- и микроуровнях экономики. Структурные элементы цены как источник создания денежных фондов на всех уровнях хозяйствования. Факторы, определяющие чистый доход и его долю в цене товара: снижение издержек производства, увеличение объема продаж, изменение уровня цены. Методы изъятия доли чистого дохода в централизованные фонды. Взаимосвязь формирования доходной части федерального бюджета и системы налогообложения. Решение этой проблемы в экономике России. Зависимость расходной части федерального бюджета от уровня и динамики цен. Формирование денежных фондов предприятий и система цен. Методы распределения прибыли и основные направления ее использования на микроуровне хозяйствования. Система цен и ее влияние на стабильность денежного обращения, устойчивость и укрепление денежной единицы страны, рациональное выравнивание баланса денежных доходов и расходов государства и населения, сглаживание негативных процессов миграции наличных денежных средств. Цены и кредит. Динамика цен и ее воздействие на ресурсы и границы кредита. Влияние кредита на эффективность производства, снижение себестоимости и цену товара. Процент за кредит как специфическая цена за пользование заемными средствами. Методы расчета процентной ставки. Элементы, включаемые в процентную ставку, ее динамика. Основные факторы, влияющие на величину процентной ставки. Соотношение учетной ставки Банка России и коммерческих банков. Влияние на плату за кредит фактора инфляции. Взаимосвязь процентной ставки и соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы. Особенности этой зависимости в России. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ценообразование» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения; содержит учебно-тематический план, учебную... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ценообразование» Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Очевидно, что... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине ценообразование уровень... При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Абышева А. В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Абышева А. В. Ценообразование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа дисциплины. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |