Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
МГУПС (МИИТ)
Гимназия
Принято:
Научно-методический совет гимназии
П Протокол № 1
О от « 26 » августа 2015 г
|
| Утверждаю
Директор гимназии Мирушина О.И.
Приказ №
от « 28 » августа 2015 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЭКОНОМИКЕ Ступень обучения (класс): 10 Количество часов: 34 Уровень: базовый Учитель: Пугина Любовь Васильевна Программа разработана на основе: программы основного общего образования по экономике к учебнику И.В.Липсица «Экономика», авторской программы Е.В.Савицкой М., ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Протокол № 1 от 25 августа 2015 г.
Заведующий кафедрой
________Лепёхина Е.В.
Москва, 2015 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
примерной программы основного общего образования по экономике (сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях )
Настоящая рабочая программа по экономике для ориентирована на использование учебника И.В. Липсиц «Экономика», методическое пособие, автор Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе», 1-2 часть. А также дополнительных пособий для учителя: И.В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес».; С.С. Носов «Основы экономики»; Савицкая; Т.О. Айман, «Защита прав потребителя».
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения экономике:
Освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
Овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний: по основам хозяйственной жизнедеятельности экономики, ограниченности экономических ресурсов, типах экономических систем, причинах и следствиях рыночного равновесия, роли денег в экономике и факторах формирования величины денежной массы, причинах и видах инфляции, экономической природе труда, социальных проблемах рынка труда.
Овладение способами деятельностей: приводить примеры различных экономических ситуаций, описывать действие экономических законов и их влияние на экономическое положение страны, общества и отдельных ее граждан, проводить взаимосвязь действия экономических механизмов, объяснять проблемы международной торговли.
Освоение компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения экономического поведения общества. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания экономических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование готовность использовать приобретенные знания, оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития экономических процессов, открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Согласно действующему учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по экономике реализуется базовый уровень. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе экономического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способности человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса экономики. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об экономике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления экономических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Доминирующей технологией обучения является технология имитационного моделирования, также используются технологии проблемного обучения, технологии группового и коллективного обучения, элементы технологий интегрированного обучения. Для школьного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме — планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения экономических процессов «всеобщее — общеединичное». Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано (умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. В результате изучения экономики ученик должен знать/понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений
уметь:
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную
цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы; • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
владеть компетенциями: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой
Учебно-методический комплект:
1 И.В. Липсиц «Экономика», 2011, методическое пособие, автор Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе», 1-2 часть. А также дополнительных пособий для учителя:
И.В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес»,
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru -Сеть творческих учителей.
www.wikipedia.oгg - Википедия, свободная энциклопедия
www. intегnеt-sсhооl.ru - Интернет - школа. Просвещение.RU
Календарно-тематический план для 10-11 класса по экономике
|