Скачать 237.78 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ учебно-Методическое пособие для студентов по программе профессионального модуля ПМ. 08 Выполнение работ по профессии официант в горно-туристских комплексах Владикавказ 2014 Методические рекомендации предназначены для студентов, осуществляющих обучение по программе ПМ.08 Выполнение работ по профессии официант в горно-туристских комплексах, которая является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания и 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, в вариативной части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): обслуживание потребителей организаций общественного питания в горно-туристских комплексах и соответствующих профессиональных компетенций (ПК), включают планы лекционных занятий, перечень вопросов для проверки уровня усвоения студентами изученного материала, тестовые задания разнопланового характера, а также перечень основных и дополнительных информационных источников. Автор: Бизюкина Т.А. преподаватель высшей категории, методист ГБОУ СПО «Владикавказский торгово-экономический техникум» ПМ.08.Выполнение работ по профессии официант в горно-туристских комплексах. МДК 08.01. Организация и технология обслуживания потребителей в горных туристских комплексах. Тема 1.1.Особенности организации и технологии обслуживания потребителей в горных туристских комплексах. Цель изучения темы: сформировать представления о туризме, классификации видов туризма и классах обслуживания. Дать характеристику типам предприятий общественного питания в составе туристско-гостиничного комплекса, рассмотреть особенности организации услуг предприятий общественного питания. В результате освоения темы студент должен уметь: классифицировать туризм по роду деятельности; определять типы предприятий общественного питания в составе туристско-гостиничного комплекса. знать: понятие туризм; классификацию видов туризма; классы обслуживания; типы предприятий общественного питания в составе туристско-гостиничного комплекса; особенности организации услуг предприятий общественного питания. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.1.1. Классификация видов туризма и классы обслуживания. 1.1.2. Типы предприятий общественного питания в составе туристско-гостиничного комплекса, их характеристика. Особенности организации услуг предприятий общественного питания горных туристских комплексов. Заключение Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы
Задание 1 Продолжите предложение: туризм – это______________________. Задание 2. Какие функции выполняет туризм? А) профессиональная подготовка; Б) рекреация, отдых, восстановление физических и психологических сил; В) развлечение; Г) развитие, совершенствование личности в культурном отношении. Задание 3 Вставьте пропущенное слово в предложение: Разновидность делового туризма, предоставляемая администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели относится к _________________________. Задание 4 Природно-климатические, социо-культурные, культовые и иные виды ресурсов территории, способные удовлетворить туристский интерес, создать туристское впечатление и являющиеся фактором микросреды туризма – это: А) индустрия туризма; Б) туристские ресурсы; В) туристские центры; Г) перспективы развития туризма. Тема 1.2. Обслуживающий персонал предприятий общественного питания горных туристских комплексов. Цель изучения темы: дать характеристику обслуживающему персоналу предприятиям общественного питания в туристской индустрии, рассмотреть особенности профессиональной эстетики, правила трудовой дисциплины, техники безопасности и санитарные требования, первоочередные мероприятия оказания помощи в горных условиях. В результате освоения темы студент должен уметь: характеризовать обслуживающий персонал предприятий общественного питания в туристской индустрии; применять правила трудовой дисциплины, техники безопасности, санитарии; проводить первоочередные мероприятия оказания помощи в горных условиях; использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений; преодолевать коммуникативные барьеры. знать: профессиональные требования официанта; медицинские противопоказания в работе официанта; правила техники безопасности и санитарных норм; правила оказания первой помощи в горных условиях; профессиональную эстетику и этику мастера сервиса; приёмы эффективного общения; выход из кризисных ситуаций. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.2.1.Обслуживающий персонал предприятий общественного питания в туристской индустрии. Подбор персонала, тренинг персонала. 1.2.2.Профессиональная эстетика и этика мастера сервиса. Психология и правила общения. Выход из кризисных ситуаций. 1.2.3.Профиль должности. Правила трудовой дисциплины. Техника безопасности в работе официанта. Санитарные требования. Меры пожарной безопасности. 1.2.4.Первоочередные мероприятия по оказанию помощи в непредвиденных ситуациях горного отдыха. Заключение Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы
Задание 1 К обслуживающему персоналу предприятий ОП относят следующих работников: А) метрдотель (администратор), официант, хостесс, бармен, буфетчик, кассир, повар на раздаче, гардеробщик, швейцар, продавец магазина кулинарии; Б) заведующий производством, повар-бригадир, мастер-кондитер, пекарь; В) мойщик кухонной посуды, мойщик столовой посуды, повар на производстве и раздаче. Г) повар-бригадир, мастер-кондитер, пекарь, повар на производстве и раздаче. Задание 2 Сертификация – это процедура подтверждения качества и количества предоставляемых услуг требованиям потребителей? А) да; Б) нет. Задание 3 Какие функции из перечисленных не свойственны предприятиям общественного питания в горно-туристских комплексах? А) производство кулинарной продукции; Б) реализация кулинарной продукции; В) организация потребления кулинарной продукции; Г) разработка новых видов алкогольной продукции. Задание 4 Официант производит хорошее впечатление, если он: А) в свободное от обслуживания время стоит, держа руки в карманах или скрестив их на груди; Б) стоит, облокотившись о сервант или подсобный стол; В) умеет быстро бегать по залу, размахивая ручником; Г) имеет красивую осанку, двигается легко и изящно. Тема 1.3. Условия питания и методы обслуживания Цель изучения темы: дать характеристику типам организации условий питания туристов, рассмотреть специальные виды обслуживания и сервиса в туристской индустрии. В результате освоения темы студент должен уметь: эффективно применять знания теории и методики организации питания в туризме, при работе на туристическом предприятии; предоставлять сервисные услуги питания туристам в туристическом отдыхе; применять в работе различные методы обслуживания. знать: условия питания туристов; специальные виды обслуживания; виды завтраков; виды сервиса в туристской индустрии. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.3.1.Классификация условий питания:
1.3.2.Специальные формы обслуживания: экспресс-обслуживание (зал-экспресс, экспресс-столы),бизнес-ланч, кофе-брейк, linner, сервис-room,шведский стол, «а ля карт», « а парт», «табльдот» и др. Заключение Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы
Задание 1 Как классифицируются предприятия ОП в зависимости от обслуживаемого контингента? Общедоступные и ______________________. А) общественные; Б) специальные; В) обслуживающие определенный контингент; Г) обособленные. Задание 2 Заранее оплаченное «условие питания» туристов, предполагающее неограниченное питание - это А) полупансион Б) полный пансион В) только завтрак Г) All inclusive Задание 3 Какая форма обслуживания чаще всего применяется во время завтрака туристов в гостиницах? А) самообслуживание через «шведский стол»; Б) обслуживание официантами за столом; В) экспресс-стол; Г) репинский стол. Задание 4 Завтрак, в состав которого входит минимальный ассортимент блюд (без горячих блюд): А) американский Б) английский В) поздний Г) континентальный Задание 5 При обслуживании «а ля карт»: А) гости из меню выбирают порционные блюда и напитки Б) гости берут еду с общего стола в свободном доступе В) гости, предварительно сделав заказ, обслуживаются в установленный промежуток времени Г) все гости обслуживаются в одно и то же время по одинаковому меню. Тема 1.4.Общие требования к официанту в условиях горного туризма. Цель изучения темы: дать характеристику работ официанта 3,4,5 разрядов. Характеристика работ официанта начального и 1-го квалификационного уровня. Определить профессиональное саморазвитие будущих официантов. В результате освоения темы студент должен уметь: определять требования к официанту в условиях горного туризма; осуществлять профессиональное саморазвитие будущих официантов. знать: характеристику работ официанта 3,4,5 разрядов; характеристику работ официанта начального и 1-го квалификационного уровня. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.4.1. Характеристика работ официанта 3,4,5 разрядов. 1.4.2.Характеристика работ официанта начального и 1-го квалификационного уровня. 1.4.3. Профессиональная подготовка и саморазвитие официанта. Заключение Контрольные вопросы: 1. Должностная инструкция официанта 2-, 3-, 4-,5-го разрядов. 2. Профессиональная характеристика официанта 3 разряда. 3. Профессиональная характеристика официант 4разряда. 4. Профессиональная характеристика официанта 5 разряда. 5. Характеристика работ официанта начального и первого квалификационного уровней. 7. Профессиональная подготовка и саморазвитие официанта. Задание для самостоятельной работы
Тема 1.5. Этапы технологии и организации обслуживания в условиях горного туризма. Цель изучения темы: характеризовать и определять профессиональные бизнес-процессы при обслуживании. В результате освоения темы студент должен уметь: организовать этапы процесса обслуживания в условиях горного туризма; подготовить зал к приему туристов; выполнять несложные виды сервировки и оформления столов с учетом особенностей интерьера и требований дизайна; встретить и разместить гостей и VIP-гостей горно-туристского комплекса; принимать заказ; составлять и оформлять различные виды меню, карты вин; подавать алкогольные и безалкогольные напитки. знать: последовательность уборки помещений; этапы расстановки мебели; последовательность накрытия стола скатертью; этапы подготовки столовой посуды и приборов; предварительную сервировку; характеристику и виды меню; карту напитков. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.5.1. Уборка помещений для потребителей. Расстановка мебели, подготовка столовой посуды и приборов. Предварительная сервировка. 1.5.2.Встреча гостей и VIP-гостей горно-туристского комплекса, приветствие и размещение их в зале. 1.5.3.Прием заказа, характеристика и виды меню и карты напитков. Подача алкогольных, безалкогольных напитков в горно-туристских комплексах. Заключение Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы
Задание 1 Сервировка стола означает следующее: А) правильное размещение на столе предметов сервировки; Б) правильное пользование предметами сервировки во время еды; В) произвольное размещение предметов сервировки стола. Г) умение соблюдать этикет. Задание 2 Продолжить предложение: Основные требования, предъявляемые к сервировке стола – это соответствие _____________, виду обслуживания. Задание 3 Верная последовательность сервировки стола представлена в ответе_________ А) накрытие стола скатертью, сервировка тарелками, приборами, стеклянной посудой, раскладывание салфеток, расстановка приборов со специями, ваз с цветами; Б) накрытие стола скатертью, расстановка приборов со специями, ваз с цветами, сервировка тарелками, столовыми приборами, стеклянной посудой, раскладывание салфеток; В) накрытие стола скатертью, сервировка стеклянной посудой, тарелками, приборами, раскладывание салфеток, расстановка приборов со специями, ваз с цветами. Г) накрытие стола скатертью, раскладывание салфеток, расстановка ваз с цветами, сервировка тарелками, приборами, стеклянной посудой. Задание 4 Какие факторы учитывают при составлении меню предприятия? А) вкусы и желания потенциальных посетителей; Б) вкусы и желания зав.производством; В) вкусы и желания метрдотеля; Г) вкусы и желания руководителя предприятия ОП. Задание 5 «Точность меню» означает список блюд с наименованиями и описанием блюд по _____________________ и способам обработки, с выходом порций и ценами А) ингредиентам; Б) количеству микроэлементов; В) количеству витаминов; Г) наличию незаменимых аминокислот. Тема 1.6. Основные методы подачи блюд с учётом условий горного климата. Цель изучения темы: сформировать у студентов систему знаний о специфике организации питания в сфере туристического бизнеса, создать представление об организации питания в туризме как о науке, уметь различать особенности различных вариантов питания, ориентироваться в формах обслуживания питания туристов, знать специфику организации питания, обучить студентов применению историко-культурного, социально-психологического, экономико-организационного методов анализа в исследовании науки организации питания в туризме. В результате освоения темы студент должен уметь: определять особенности питания в условиях горного туризма; подавать блюда различными методами; рекомендовать и подавать национальные блюда народов Кавказа; учитывать гастрономические особенности питания иностранных гостей и туристов; учитывать особенности диетического питания в горно-туристских комплексах. знать: особенности питания в условиях горного климата; традиционные методы подачи блюд; правила подачи: хлеба, холодных блюд и закусок, горячих закусок, супов, вторых блюд, сладких блюд, кондитерских изделий, горячих и холодных напитков; тонкости подачи национальных блюд народов Кавказа; гастрономические особенности питания иностранных гостей и туристов, учитывая влияние горноклиматических; особенности диетического питания в горно-туристских комплексах. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.6.1. Особенности питания в условиях горного туризма. 1.6.2. Традиционные методы подачи блюд (французский, русский, европейский, английский, комбинированный и др.). 1.6.3. Правила подачи: хлеба, холодных блюд и закусок, горячих закусок, супов, вторых блюд, сладких блюд, кондитерских изделий, горячих и холодных напитков. 1.6.4. Тонкости подачи национальных блюд народов Кавказа, на которые накладывается отпечаток особенностей исторического и религиозного развития, географического и экономического положения. 1.6.5. Гастрономические особенности питания иностранных гостей и туристов, учитывая влияние горноклиматических факторов (условий). 1.6.6. Организация диетического питания в горно-туристских комплексах. Заключение Контрольные вопросы:
Самостоятельная работа:
Задание 1 Верно ли утверждение, что организация рационального питания отдыхающих в туристско-курортном комплексе является одной из задач действующего там предприятия общественного питания? А) да; Б) нет. Задание 2 Важнейшим принципом сбалансированности питания является: А) определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологически активных веществ; Б) участие белков и жиров в энергетическом балансе организма обычно составляет 25—30%; В) полное удовлетворение потребностей организма в пищевых и биологически активных веществах; Г) Жизнедеятельность человеческого организма, связанная с непрерывными затратами энергии. Задание 3 Оптимальный вариант составления меню в горно-туристских комплексах - это: А) учет национальных традиций питания; Б) учет диетических блюд; В) учет вегетарианских блюд; Г) все варианты. Задание 4 Особенность кухни иностранных туристов зависит: А) от географического положения стран; Б) от других стран; В) от традиций и вероисповедания; Г) гастрономических вкусов и пристрастий. Задание 5 Диетическое питание основывается на: А) биохимических и физиологических законах; Б) климатических условиях, местных и национальных традициях; В) личных привычках и непереносимости отдельных видов пищи; Г) все варианты. Тема 1.7. Расчет с потребителями. Цель изучения темы: сформировать у студентов систему знаний о завершающем этапе обслуживания с потребителями различными способами. В результате освоения темы студент должен уметь: использовать различные формы расчетов; использовать различные виды расчетов. знать: алгоритм различных форм расчета; основные правила прощания с посетителями. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.7.1.Формы расчетов: автоматизированная, механизированная. Виды расчетов: наличный, безналичный, кредитными карточками. Заключение Контрольные вопросы:
Самостоятельная работа:
Задание 1 В зависимости от формы расчета различают: А) самообслуживание с предварительным расчетом; Б) самообслуживание с последующим расчетом; В) самообслуживание с непосредственным расчетом; Г) все варианты. Задание 2 Описать алгоритм расчета (в виде схемы указать порядок действий.) Тема 1.8. Уборка столов, замена посуды, приборов и столового белья. Цель изучения темы: рассмотреть технологию различных методов уборки столов, технику подачи полотенец, смены скатертей. Сформировать у студентов систему знаний о подготовке зала к закрытию. В результате освоения темы студент должен уметь: владеть различными методами уборки столов; владеть техникой подачи полотенец; стелить, убирать и заменять скатерти; подготовить зал к закрытию. знать: последовательность уборки посуды; уборку посуды способом «в две тарелки»; уборку посуды способом «в три тарелки»; способы накрытия столов скатертями; подготовку зала к закрытию. Тип занятия: лекция. План лекционного занятия: Введение Основная часть 1.8.1.Уборка стола методом « в две тарелки», уборка дополнительных тарелок. Техника подачи полотенец, смена скатертей. Подготовка зала к закрытию. Заключение Контрольные вопросы:
Самостоятельная работа
Задание 1 Особо тщательно стол убирают перед подачей: А) десерта; Б) горячих блюд; В) холодных закусок; Г) после ухода посетителей. Задание 2 Использованную посуду и приборы официант: А) относит на поднос Б) отвозит на передвижной тележке в моечную В) ставит на стол; Г) относит после ухода посетителей. Задание 3 Какой знак подают посетители, что приборы можно убрать: А) оставив пустую тарелку; Б) положив ножи и вилки на тарелки параллельно друг другу; В) положив ножи и вилки около тарелки; Г) положив ножи и вилки на тарелки крест накрест. Литература Основные источники:
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы 1. www.need-for-adventures.ru/mountain_adventure/.../pitanie_gori/ 2. www.alpmsu.ru 3. www.skitalets.ru 4. www.opkomplekt.ru/product/rgn/mrpgk/about/ 5. www.otpuskplus.com.ua |
Аннотация профессиональной образовательной программы по специальности «Гостиничный сервис» Область профессиональной деятельности выпускников: организация обслуживания в гостиницах, туристских комплексах и других средствах... | Темы рефератов Структура службы питания в гостинице, взаимосвязь с другими службами Методы обслуживания потребителей, их характеристика. Выбор формы обслуживания в зависимости от типа предприятия питания, вида приема... | ||
Темы рефератов Структура службы питания в гостинице, взаимосвязь с другими службами Методы обслуживания потребителей, их характеристика. Выбор формы обслуживания в зависимости от типа предприятия питания, вида приема... | Реферат: Банкет по случаю приема высокого гостя с полным обслуживанием официантами на 30 персон Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством... | ||
Курсовая работа по предмету: «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах» Проверка соответствия услуг гостиницы «Русь» требованиям стандарта категории «» | «поведение потребителей» Факторы внешнего окружения потребителя. Внутренние факторы: личностные и психологические. Типология потребителей. Процесс принятия... | ||
Реферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему: «Международные системы бронирования» Большинство из вышеперечисленных возможностей Интернета в настоящее время используется в туристской сфере. Однако особый интерес... | Реферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему: «Международные системы бронирования» Большинство из вышеперечисленных возможностей Интернета в настоящее время используется в туристской сфере. Однако особый интерес... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Поведение потребителей» «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) в соответствии с требованиями гос впо по данной специальности и положением... | План организационных мероприятий по подготовке и проведению Всемирного... Девиз дня защиты прав потребителей в 2014г.: «Укрепим наши телефонные права. Правосудие для потребителей мобильной связи» | ||
Рабочая программа дисциплины теория массового обслуживания «Теория массового обслуживания» студентам очной полной формы обучения по направлению (специальности) подготовки магистра «210700... | Программа дисциплины дс. 02. 14 Технологии продаж туристских услуг Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Максим Витвицкий Технологии обслуживания состоятельных клиентов:... Среди основных причин, которые могут повлиять на решение того или иного финансового учреждения выйти на рынок элитного частного банковского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности организации образовательногопроцесса и применяемые технологии 32 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «защита прав потребителей» В ходе освоения курса, обучающиеся должны изучить нормативные документы по защите прав потребителей, уметь оценивать информацию и... | Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты... У в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской... |